Уничтожение имени как необходимое условие уничтожения нации или Гурьевская каша в Атырау.
Слово плоть бысть, и вселися в ны... (Иоанн. 1-14)
Недавно, во время разговора с одним моим знакомым (вполне образованным и благовоспитанным молодым человеком), я выразил возмущение по поводу переименования огромного числа исторических имён на всём пространстве нашего Отечества. И тут обнаружилось, что он, мой молодой собеседник, не только не знает, но никогда даже и не слышал о славном городе Гурьеве! Я удивился, но потом подумал: если на географических картах уже около пятнадцати лет вместо Гурьева стоит (не поворачивается язык сказать - "красуется") какое-то нелепое и дикое для русского уха Атырау, то молодое поколение и не обязано, наверное, знать того, что не предусмотрено в школьных программах по истории и географии, чего нет в наших учебниках. Не поленимся и откроем карты и школьные учебники дореволюционные, советские и современные - российские. Что же мы увидим? Увидим полнейшую дичь и нелепицу, связанную с переименованием городов и весей за последние почти сто лет...
Представьте себе: ваш сын или, не дай бог, отец, по имени Афанасий Петрович, вдруг объявляет, что отныне он не Афанасий, и что теперь его должно величать, например, Балтабеком Урузбаевичем!.. Если вы человек неравнодушный, то непременно потеряете на какое-то время дар речи, а затем кинетесь искать медицинскую литературу, звонить родным и друзьям, чтобы хоть кто-нибудь подсказал: в какое медучреждение нужно срочно обратиться, ибо в случившемся вы сразу усмотрите повреждение психики Афанасия Петрович, и будете, конечно, правы.
Точно такое же повреждение (если не преступный умысел), очевидно, было у тех, кто стряпал новые карты, атласы и учебники. И ведь не было никакой энергичной, адекватной реакции, когда хороший, крепкий, русский город Гурьев, основанный ярославскими купцами Гурьевыми в XVII веке, вдруг стал называться Атырау. Уж если одни негодяи отдали исконно русские города и территории другим негодяям (надеюсь, не навсегда), то это вовсе ещё не означает, что мы должны немедленно забыть, как называются наши города, наши земли. Это было бы подло по отношению к нашим предкам, преступно по отношению к нашим потомкам.
Отдали Крым Украине. "Жалко, - говорит моя соседка, которую никак нельзя заподозрить в дремучем невежестве, - неудобно стало ездить отдыхать в Ялту. Нужно какие-то вкладыши оформлять в ОВИРах, взятки таможне давать, рубли на гривны менять. А Геленджик - это Россия? А Анапа? Я что-то совсем запуталась, не могу никак разобраться: где Россия, где Украина, где там ещё что..." У соседки моей представление об Украине и Крыме, как о чём-то чужом, нерусском, перекинулось вообще на все земли Причерноморья. И ведь так думает большинство: "Не хотят они с нами жить - ну, и пусть живут себе самостоятельно!" А кто такие "они" и где они хотят жить самостоятельно? Во-первых, "они" - это, в большинстве, русские, а во-вторых, земли те - все русские абсолютно.
Одна из причин, произведших такой густой туман в головах моих дорогих соотечественников, - неутомимая, усердная русофобская работа по стиранию нашей исторической памяти, выгрызанию настоящих, живых имён из географических атласов, справочников, учебников...
Вот, например, Крым. Что представляется при произнесении этого имени? Скорее всего, весёлый отдых на пляжах Ялты и Феодосии в советские времена; набеги крымских татар на Русь, когда-то и очень давно; сегодняшний татарский меджлис и упорные попытки украинизации русского большинства, там проживающего. Вот, пожалуй, и весь набор представлений об этой земле у нормального, среднего "россиянина".
А что, если мы вместо неправильного "Крым" скажем, наконец, правильно: Таврия? Вот это уже будет совсем противоположное Крыму. И вот почему.
Земля, всегда называвшаяся Таврия (Таврида, Таврика), получила свое название от древнего народа тавров, некогда там живших. Потом там жили античные греки, греки византийские, понтийцы Митридата, римляне, готы, хазары, армяне и проч. То есть, это был настоящий этнический котёл. Нам же следует помнить и никогда не забывать главного: славяне жили там с того момента, как они вообще появляются в истории - примерно, с I века нашей эры. Именно в Таврии (а не в Крыму!) проповедовал апостол Андрей Первозванный, что отразилось потом в принятом нами Андреевском флаге военно-морского флота. Именно в Таврии, девятью веками позже, крестился святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси. Именно в Таврии первые русичи стали христианами, и именно в Таврии Русь стала православной окончательно и бесповоротно!
Первые же ордынцы появились в Таврии только в XIII веке, но обосновались они лишь в северо-восточной, степной её части со столицей в городке Крым (сейчас это посёлок Старый Крым). Западная часть полуострова принадлежала православному княжеству. В 1475 году на таврическом побережье высадилось полчище турок, после чего на какое-то время прерывается история христианства Тавриды. Весь XVI, XVII и часть XVIII века крымские татары регулярно совершали набеги на соседей, грабили, убивали, разоряли, угоняли пленных - русских, малороссов, поляков, которых затем продавали на невольничьих рынках. В 1783 году Российская империя упразднила этот оккупационный режим - Крымское ханство, и Таврия снова стала Таврией, вернулись исторические имена: Таврическая губерния, Таврическая епархия... Итак, когда мы говорим Таврия, мы говорим об общей нашей русской земле, а если говорим Крым, то мысленно отдаём свою же землю крымским татарам, небольшому народу, живущему на части древней славянской земли. Известный историк и культуролог В.Л. Махнач в связи с этим замечает: "... помните про невольничьи рынки, а то смотрите, как бы до новых рынков не доназываться столь безумно".
* * *
Чтобы помнить, надо, прежде, знать; чтобы знать, нужны источники знаний, а это, повторяю, - учебная литература, карты, справочники, энциклопедии и, конечно, добросовестные специалисты, честные и умные учителя.
Сегодня школьник или студент, раскрывая карту, видит: Вильнюс - вместо Вильно; Таллинн, Нарва, Тарту - вместо Ревель, Ругодив, Юрьев; Тбилиси - вместо Тифлис и т.п. Отношение к этим городам, разумеется, у молодого человека будет соответственное: "это не наши города, не наши земли - и всё тут, и говорить не о чем. А русских в них так много потому, наверное, что понаехали когда-то туда , как азербайджанцы и прочие кавказцы в Москву сейчас, да ещё права какие-то там качают...
И как тут можно винить человека, если у него стёрта историческая память усилиями именно тех людей, призванными эту самую историческую память поддерживать?
Если уж мы твёрдо встали на "тропу войны" со "стирателями", то приведём еще один интересный пример извращения истории и образования искусственных имён лабораторным способом.
Никакой Эстонии никогда не было - были орденские области. В восемнадцатом году, во время немецкой оккупации, из Эстляндии и части Курляндии составили Эстонию, а из другой части Курляндии и Лифляндии составили Латвию. Произошло сие безобразие при большевиках, и если мы живём в стране, осудившей большевистский и коммунистический режимы, то просто нелепо и преступно продолжать использовать коммунистические названия в угоду местечковым национальным элитам, нас же за нашу слабость и равнодушие презирающим. Немцы, например, никогда не забывают, что Калининград - это Кёнигсберг, Гданьск - Данциг, Вроцлав - Бреслау и т.д. То есть, на картах всегда двойное название - историческое и современное. Они, немцы, должно быть, думают про себя: а вдруг когда-нибудь удастся вернуть своё, настоящее имя этим городам? А может быть, и не только названия... Это, конечно же, очень помогает сохранить своё национальное достоинство и, чего греха таить, естественную гордость за свою историю, за свой народ. Мы, к сожалению, Юрьев - Тарту не пишем...
* * *
Советский период нашей истории был периодом почти беспрерывной кампании по уничтожению исторической памяти путём перекройки нашей земли и переименованию всего, чего можно и чего нельзя. Русский город Верный - форпост и столица Семиреченского казачьего войска, был переименован в Алма-Ата (сейчас ещё и в Алматы) и назначен столицей никогда не существовавшего государства - Казахстана.
Вышеупомянутый Гурьев, бывший важнейшим оборонительным рубежом и одним из мощных экономических центров Оренбургского казачьего войска, теперь Атырау. И кто теперь вспомнит о том, что большая часть Казахстана была русской, ежели благодаря всем этим переименованиям с корнем вырвана память о казаках, обеспечивавших свободный труд и процветание всех народов, населяющих Российскую Империю?
Необходимо заметить, что русские всегда были терпимы к аборигенным названиям, а большинство городов, войдя в состав России, сохранили свои прежние имена. Сохранилась Казань, сохранилась Астрахань. Многие города, построенные русскими, получили свои имена по названию местных рек. Так, Томск получил своё имя от реки Томь, также и Тюмень, и Верхнеудинск (советское название Улан-Удэ), также Якутск и многие другие. И вот на что хотелось бы обратить особое внимание: большевики разрушали в основном русские названия. Так, Царевококшайск превратился в Йошкар-Олу; основанные новгородцами Усть-Сысольск и Обдорск стали Салехардом и Сыктывкаром соответственно. Город Кизил (в переводе просто Красный) был когда-то Белоцарском, а Тольятти со дня своего основания носил прекрасное имя - Ставрополь Волжский. Будёновск, который захватил Басаев, именовался раньше Святым Крестом. Может быть, не прошляпили бы этот город наши охранители, если б он носил своё исконное, древнее и праведное имя? Вряд ли кто-нибудь вспомнит сейчас, что Махачкала - это город русского заложения Петровск-Порт, а "Махач" - кличка "красного" разбойника М. Дахадаева...
Таких примеров преступного отношения к историческим именам можно привести множество, но мы ограничимся примерами вышеприведёнными, дабы не слишком утомлять нашего читателя. При желании можно найти серьёзные работы по этой теме. Наша задача состоит лишь в том, чтобы попытаться объяснить, рассказать и показать на простых и ясных примерах то, от чего отворачиваются СМИ и прикормленная "зелёной капустой" интеллигенция. Мы должны, мы просто обязаны крепко, твёрдо и неустрашимо стоять на защите своей исторической памяти, потому что это не просто какие-то сентиментальные, ностальгические штучки, но, по большому счёту, вопрос национальной безопасности. Думаю, никому сейчас не нужно доказывать, что из человека потерявшего память можно слепить какого угодна монстра, а из народа можно составить стадо бессловесных жвачных существ, быдла, жаждущего и алчущего одного - хлеба и зрелищ.
Слово, кроме того, что несёт смысловую нагрузку, вмещает в себя вещественное, чувственное начало, - оно имеет непостижимую для человеческого разума божественную силу, необходимо требует чрезвычайно осторожного, осмотрительного с собой обхождения. Ещё более, мне кажется, это относится как к именам историческим, так и к именам собственным. Об этом нужно говорить, об этом нужно помнить, и, надеюсь, к этому разговору мы ещё вернёмся.
Считаю необходимым отметить: большая часть фактического материала была заимствована мной из статей и лекций Владимира Леонидовича Махнача, а также из книг Льва Николаевича Гумелёва - нашего великого историка и соотечественника.
* * *
Возвращаясь к названию статьи, не могу отделаться от сомнений: смогу ли я отведать в Гурьеве-Атырау (если вдруг там окажусь) гурьевскую кашу, или вместо гурьевской мне предложат кашу атыраускую? Моя жена после того, как я прочитал ей эту статью, одобрительно о ней отозвалась, но потребовала, чтобы я немедленно дал ей рецепт приготовления гурьевской каши.
Вот рецепт гурьевской каши (не советую даже пытаться её приготовить!):
Из манной крупы или риса сварить вязкую кашу на молоке с небольшим количе-ством соли и сахара (50 г сахара и 5 г соли на 1 кг каши). В горячую кашу при беспре-рывном помешивании добавить сливочное мас-ло, яйца, яичные белки, взбитые с сахаром (1549), не очень мелко рубленные орехи и ванилин. Все это перемешать и разложить на порционные сковороды, смазанные мас-лом. Поверхность каши выровнять, посы-пать сахарным песком и немедленно прижечь раскаленным докрасна толстым железным прутом так, чтобы сахар закарамелизовался и цвет его сделался золотистым-. После этого кашу поставить в горячий жарочный шкаф на 5-7 минут. Карамелизованный сахар придает каше красивый цвет и особый, приятный вкус и аромат. Карамелизацию сахара можно производить также при помощи спе-циально приспособленной газовой горелки или электроприбора (гриля). Если кашу приготовляют с молочными пенками, то цельное молоко нужно налить в широкую неглубокую посуду (сковороду, сотейник, противень) и поставить в горячий жарочный шкаф. Как только на молоке образуется румяная пенка, тотчас же снять ее вилкой, затем дать снова образоваться пенке и снова снять. Так следует поступать до тех пор, пока не получится нужное количество пенок. Приготовленную кашу положить на сковороду в два - три слоя, причем каж-дый слой, кроме верхнего, покрыть пенками. Верхний слой посыпать сахарным песком и закарамелизовать, как описано выше. Перед подачей на горячую кашу уложить сваренные, а затем прогретые в густом сахарном сиропе дольки яблок, груш, перси-ков и ягоды. Горячий абрикосовый или земляничный соус подать к каше в соуснике или полить им уложенные на кашу фрукты, а также посыпать рубленными поджаренными орехами, миндалем. Грецкие орехи не поджариваются. (Крупа манная 50, молоко 185, ванилин 0,02, масло сливочное 10, сахар 20, яйца 10, миндаль или орехи грецкие, фундук, арахис 10, фрукты свежие 60 или консервированные 45, соус абрикосовый 50).
***
Написана сия статья довольно довольно давно, есть она на некоторых сайтах, и если кому-то взбредёт вдруг в голову полемизировать со мной или даже ругаться, то сделать это можно на других сайтах и форумах, а у меня на такие занятия нет ни времени, ни желания. Уж извините :)