Кирикевич Виталий Владимирович : другие произведения.

3. Баный смучай

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В своих армейских воспоминаниях я старался передать особую атмосферу отношений как внутри коллектива военного оркестра, своеобразной военной элиты, так и некоторую курьёзность несоответствия содержания (люди от искусства) и формы (нелепые мундиры, галифе и сапоги и солдафонское окружение в военном городке).

  Баный смучай
   (минитрилогия - мои армейские воспоминания, часть третья)
  
   Дверь оркестровой студии распахнулась. В дверном проёме выросла высокая фигура военного дирижёра с загадочной улыбкой на слегка разрумяненном от мороза лице, улыбкой человека, предвкушающего скорое предстоящее удовольствие.
  Старшему лейтенанту Лысову Геннадию Ивановичу ещё не было тридцати, и военная служба в качестве дирижёра военного оркестра дивизионного полка ещё не казалась ему рутинной. Он имел высшее военно-музыкальное образование, возглавлял музыкальный коллектив, в котором было много высококлассных профи, относил себя к военной элите и был полон энтузиазма.
  Решительно направившись к старшине оркестра, он заговорщицки произнёс:
  - Вот, Николай Иванович, "откопал" редкую вещицу. Раздайте.
  И передал старшине папку с рукописными листами нот.
  Эти ноты он весь день и полночи выписывал для двадцати инструментов с партитуры, за которой ездил из пригорода в Эстергом, где в военном ансамбле ему дали её на два дня.
  Оркестр репетировал уже около часа, многократно возвращаясь и повторяя отдельные части произведения, выполняя различные требования старлея по нюансировке.
  В заключительной третьей части кульминация шла на forte. После долгой и мучительной борьбы двух антагонистических тем, наконец-то должен был прозвучать на fortissimo всеразрешающий и всепобеждающий тонический ля мажорный аккорд.
  Но, вместо этого уши резанул дичайший диссонанс, от которого задребезжали оконные стёкла.
  Дирижёр подскочил на стуле:
  - Кто это сделал?
  И посмотрел в сторону провинившегося, как на врага народа:
  - Это ты, Геза? - крикнул он молодому сверхсрочнику трамбонисту, - Ты что взял? У тебя до диез второй октавы!
  - У меня написано до бекар.
  - Твою мать, какой бекар? Ты что по музыке не чувствуешь? У тебя ж "С"-строй. Вся часть идет в ля мажоре. Ты смотрел в ноты? Там в ключе три диеза. У меня чуть уши не сорвало! Как будто меня сбила электричка. Весь оркестр, - не унимался старлей, - весь оркестр берёт ля мажор по музыке, а у него до бекар. У тебя ми-ми- си-ре-до диез, - напел старлей.
  Тяжело вздохнув, дирижёр объявил:
  - Литера "К", цифра 5, третий такт.
  Оркестр отыграл конец третьей части произведения и вошёл в коду. Здесь после трёх виртуозных пассажей деревянной группы, с опорой на напряжённый фоновый доминантсептакорд, ожидалось чистое торжествующее звучание долгожданного финального ля мажора.
  Но на prestо трудно учесть устные поправки, и Геза опять "врубил" до бекар...
  Остановив оркестр, дирижёр в состоянии крайней досады на повышенных тонах стальным голосом сказал, как бросил:
  - Ты что специально лажаешь, Геза? Что за *уйню ты порешь?
  - Какую *уйню? Почему *уйню? - виновато залепетал Геза, - играю, как написано: ми-ми-си-ре-до бекар.
  - А я вам говорю, *уйню играете, сержант Бекишев, - по-уставному надавил старлей.
  - Написано бекар, - упорствовал Геза, - возьмите исправьте.
  Играя желваками, дирижёр обратился к оркестру:
  - Литера "К", цифра 5, третий такт.
  Оркестр уверенно доиграл до злополучного ля мажора, но крайне расстроенный, растерянный, внутренне "выбитый из седла" Геза снова "вломил" до бекар...
  Побледневший старлей встал со стула, сошёл с дирижёрского подиума, молча подошёл к Гезе и открытой крупной ладонью сгрёб нотные листы с его пюпитра.
  Возвращаясь на своё место, проходя мимо печки-буржуйки, он быстрыми движениями открыл дверцу топки и бросил в огонь скомканные листы.
  Садясь на стул, он тихо процедил сквозь зубы:
  - Литера "К", цифра 5, третий такт.
  Пока оркестр играл, Геза сначала в ступоре смотрел на оркестрантов, затем уложил трамбон на колени, потом склонил голову и упорно смотрел в одну точку на полу, как бы ища в ней ответ на вопрос: что произошло, и как теперь с этим жить...
  Репетиция закончилась, настроение старлея было безнадёжно испорчено, уже уходя, угрюмый он подошёл к старшине:
  - Николай Иванович, на разводе я не буду. Всего доброго.
  Сверхсрочники разошлись по домам, срочники пошли в столовую, жизнь шла своим чередом.
  Оркестр использовался для различных задач. Исполнение ритуальных произведений для построений, на разводе караулов, исполнение маршей для прохождений, в частности, до и после инструктажа караульных. Для позитивного настроения бойцов в так мило называемые "парковые дни" во время нелёгких работ по консервации танков после учений. Оркестр, уютно расположившись в беседке танкового парка, играл "Амурские волны", "На сопках Маньчжурии" и прочие шедевры ушедших времён. Насколько они помогали танкистам, когда они, раздевшись до пояса, до седьмого пота махали кувалдами, выбивая клинья из траков по технологии консервации танков, осталось для меня загадкой. А как я, не умевший играть ни на одном духовом инструменте, избежал сей участи поиграть обнажённой мускулатурой на свежем осеннем ветерке и попал в военный оркестр - это отдельная тема.
  Эстрадный состав оркестра играл вечера в доме офицеров и в школе-десятилетке.
  В этом составе я играл на ритм-гитаре. Каждый наш выход начинался, как сейчас сказали бы, с брэнда - миниатюры, сочинённой руководителем эстрадного состава, аккордионистом Валерой Чернышом. Он говорил:
   - Ну что, чуваки, лабаем свинг, - и давал отмашку.
  Кроме того, оркестр "халявно" ритуально обслуживал всю районную мадьярскую номенклатуру и её окружение. Догадываетесь как? Шопеном "тянул жмура". Иногда машина для этих целей приходила по времени впритык и старлей всех торопил:
  - Мужики - оперативная посадка. Наша задача - как можно быстрей попасть на кладбище.
  В 18:00 оркестр ежедневно играл "Развод караулов".
  Выстроившись на плацу традиционным прямоугольником (5 на 4), оркестр встречал маршем новую смену караула. Караульные становились в ряд, и инструктирующий офицер, подходя к каждому, проверял состояние бойцов и вооружения на предмет готовности к охранной службе.
  В это время, если дирижёр не присутствовал на разводе, сверхсрочники между собой заводили негромко непринуждённые разговоры, а близко стоящие друг к другу срочники, нередко играли в очень "умную" игру под названием "Балда".
  Вскоре эти занятия так увлекали музыкантов, что они забывали, где они находятся и для чего. Возвращал их в реальность окрик инструктирующего:
  - Музыканты, потише!
  А стоящий в первом ряду трубач, командир срочников, сержант Коля Горячев, обернувшись, шёпотом "бросал" своим подчинённым:
  - Кочум, чуваки.
  В первом ряду стоял и концертмейстер, лучший трубач, старший сержант Илья Григорьевич Резник. Он был невысоким, пухленьким, лет сорока пяти, с красноватым гипертонического вида лицом, внешне ничем не примечателен. Но музыкантом был, как говорят, от Бога. Даже при исполнении простого сигнала сбора он, выйдя перед строем оркестра на плацу, где уже выстроился полк, приставив мундштук трубы к губам, артистично вытянувшись вперёд, брал высокие протяжные звуки так любовно, так одухотворённо, как будто его слушал весь мир. Чистое звучание с приятным vibrato, казалось, заполняло всё пространство и уходило за горизонт.
  В этот раз Резник пришёл позже всех. Он торопливо стал в строй.
  - Фу-у-х, - облегчённо выдохнул он, - такую ливерку вкусную жена купила - я килограмм сам сбирлял. Не могу отдышаться.
  Только что с женой схлестнулся. Сын как раз сейчас в школе проходит части речи. Так я ей разъясняю, что "аборт" - это глагол. Никак не может понять.
   - Глагол? - удивился Виталий Павлович, высокий лет сорока кларнетист, - а не существительное?
  - Ну вот, и ты туда же, - возмутился Резник, - "аборт" - глагол, это же действие.
  Виталий Павлович смущённо опустил глаза, но тут же вспомнил школьное грамматическое правило:
  - Глагол отвечает на вопрос "Что делать?"
  - Ну правильно, - оживился Резник, - что делать? - аборт.
  - Да-да, - рассмеявшись парировал Виталий Павлович, - у тебя дверь, что во дворе валяется - существительное, а та, что к дверной коробке прилажена - прилагательное.
  В этот вечер караульных инструктировал капитан Якименко.
  После собственно инструктажа Якименко всегда вспоминал из опыта своей службы какой-нибудь назидательный случай.
  Он не выговаривал звук "л", но это не только не мешало быть забавным рассказчиком, но и придавало ему определённый шарм.
  Рассказы были короткие и курьёзные. Они были разные, но начинались всегда однотипно, к примеру: "А вот, помню, в Пензе в 63-м году бым такой баный смучай".
  Произношение Якименко было столь трогательно и уморительно, что уже в ожидании первой фразы весь оркестр прислушивался, затаив дыхание...
  Неожиданно к концу инструктажа пришёл дирижёр. Проходя мимо стоявшего с края Гезы, он уловил запах хорошо известных нам паров.
  М-да... Это уже был знак судьбы, от которой, как говорят, не уйдёшь...
  Не подавая вида, дирижёр прошёл вперёд и стал впереди оркестра.
  По окончании инструктажа, оркестр играл несуразное, не соответствующее по характеру ситуации, довольно нелепое ритуальное произведение "Развод караулов". Резон его где-то в ряду ляпов, вроде: круглое - неси, квадрантное - кати.
   А когда караул покидал плац, оркестр провожал его маршем.
  - Все свободны, - произнёс дирижёр и, подойдя к Гезе, негромко сказал, - пойдём со мной.
  И они ушли. Вот и всё.
  Утром в студии Гезы не было.
  Сверхсрочники тихо заговорили:
  - А где Геза?
  - Сидит на "губе".
  - На "губе"? За что?
  - За что, за что. Ну, за бекар же не сажают...
  P.S.
  Бедняга Геза не знал шутку оптимистов: "Никогда не бывает так плохо, чтобы не могло быть ещё хуже".
  
  ЮГВ (южная группа войск) Венгрия
  Эстергом-табор в/ч 61500
  1966-1969гг
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"