Гаврильченко Алиса : другие произведения.

По следам соседского Пегаса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конкурсная номинация "Следы соседского Пегаса"

   Хорошие стихи - те, что цепляют за живое и легко запоминаются.
   Хорошие юмористические стихи - те, что вызывают смех, улыбку и поднимают настроение.
   Именно этими категориями я руководствуюсь, когда читаю поэтическое творение. Разумеется, есть еще техника стихосложения, но этой темы здесь касаться не хочу и не буду. Сейчас на конкурсе я лишь простой читатель, который хочет посмеяться над какой-нибудь удачной шуткой или веселой историей и поделиться своими впечатлениями.
   Для начала, конечно же, впечатления от пародии "В кабинете у Бога" Олега Нечаянного, которую номинировала.
  
   Нечаянный Олег: "В кабинете у Бога"
  
   Там где зависти и злобы нет,
   Там есть двери в Божий кабинет.
   (иеромонах Михаил Савин)
  
   Жил когда-то иеромонах,
   Верой укрепившийся в стихах.
   Вот однажды, он, погожим днём,
   К Богу записался на приём.
   Написал коротенький доклад,
   Взял для секретарши шоколад,
   Съел, на всякий случай, валидол
   И пешком в Приёмную пошёл.
   Ждать пришлось недолго, полчаса.
   Он подумал: "Ну и чудеса!"
   Быстро рясы подобрав подол,
   Поп перекрестился и вошёл.
   И сказал Всевышний: "Михаил,
   Что на этот раз ты учудил?"
   И ответил иеромонах:
   "Господи, прости! Мой грех в стихах.
   Графоманом, Отче, стал я днесь,
   Ради покаяния я здесь.
   Дай мне сил бесовское перо
   В мусорное выбросить ведро".
   Отпустил Господь ему грехи,
   Но сказал: "И впредь пиши стихи.
   Хоть смешон ты, Миша, и нелеп,
   Пародистам тоже нужен хлеб".
   Прослезился иеромонах
   И, бегом, с молитвой на устах,
   С резвостью подкованной блохи,
   Побежал домой, писать стихи.
  
   Помню, когда я впервые прочитала "В кабинете у Бога" (а случилось это в 2012 году), у меня от смеха разболелся живот. Так и слышался издевательский тоненький голосок, который в каждой строке делал ударение на последнем слоге, при этом кое-где особенно растягивая. Также выделялся звук "и": "Жил когда-то иииеромонАаХ, / Верой укрепииившийся в стихАаХ" и т. д. Это "ах" в конце первых строк очень хорошо передает ложное восхищение.
   Когда начался конкурс в номинации "Следы соседского Пегаса" первой на ум мне пришла именно эта пародия Олега Нечаянного. Она вспомнилась легко, словно я прочитала ее не давным-давно, а лишь вчера. Вот почему я предложила именно это произведение. Также оно немного по композиции напоминает мне другое произведение. Правда, мораль там совершенно другая: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".
   Надо заметить, ирония "В кабинете у Бога" выступает как скрытый упрек, за что ей от меня огромный плюс. Автор также знает одну простую истину: смешно тогда, когда получаешь то, чего не ожидал. Казалось, Бог должен был запретить грешить. Но у Всевышнего своя логика: "Пародистам тоже нужен хлеб". И волки сыты, и овцы целы. Что еще хорошо: автор не подмигивает читателю и не подсказывает ему, где надо смеяться. Осталось только убрать некоторые лишние запятые.
  
  
   Санрин К. "Конический стих"
  
   Я сегодня за сараем
   встретил курицу простую.
   На шезлонге загорая,
   пела курица, ликуя:
   - Кукареку, кукаре!
   Я прекрасней всех зверей!
  
   Восхитившись куроптицей,
   я сказал ей:
   - Игого!
   Солнце нам светило в лица.
   За сараем - никого,
  
   ни скотины, ни собаки.
   Старый скотник в сером фраке
   пил из кружки молоко.
   Я его копытом тронул -
   понял он намёк легко,
   удалился скотник скромный.
  
   Мы остались тет-а-тет
   для тантрических бесед.
  
   Ну да, я конь, чего же боле?
   Не мальчик я.
   И Вы - не птица!
   Нас не тому учили в школе,
   к чему теперь душа стремится.
  
   Она шепнула:
   - Ко-ко-ко!
   Заржав от счастья и истомы,
   я счёл приличья пустяком...
   И был каркас шезлонга сломлен.
  
   ...Целуя курице руку',
   мурлыкнул я:
   - Ку-ка-ре-ку!
  
   Возникло частушечное настроение. Когда читала, поймала себя на том, что внутренний голос изменился, стал похож на детский. Этому очень хорошо послужил ритм стиха. Правда, в конце он меняется, уже действительно "не мальчик".
   Отлично переданы горячие чувства звуком: "Игого". А уж: "Она шепнула: - Ко-ко-ко!" и "мурлыкнул я: - Ку-ка-ре-ку!" вовсе сгибают бедного читателя, то бишь меня. Теперь, немного отдышавшись, повторю изречение Буало из его "Поэтического искусства": "Поверьте, незачем в сраженье при Фарсале, / Чтоб "горы мертвых тел и раненых стенали". Воистину, прав был Буало, и автор "Конического стиха" это доказал на своем весьма оригинальном примере.
   "Старый скотник в сером фраке / пил из кружки молоко. / Я его копытом тронул - / понял он намёк легко" - немного не ясно, что именно тронул копытом герой: молоко или старого скотника.
   В остальном все понятно.
   Вывод: если царица еще спрашивает: "Свет мой, зеркальце! скажи / Да всю правду доложи: / Я ль на свете всех милее, / Всех румяней и белее?" - то простая курица уже не сомневается: "Я прекрасней всех зверей!" Правда, досточтимые дамы и господа, святая правда!
  
  
   жуть: "Воздушный замок"
  
   Воздвигнулся на юру,
   Покорность явив коровью,
   Фундамент из старых рун,
   Скрепленный нездешней кровью.
  
   Под лестницей спит дракон,
   Во сне ловит муху лапой,
   И кажется так легко
   Под своды войти, заплакав
  
   О прежнем, о тех чье "нет"
   Миры прогибало с треском.
   А здесь миллионы лет
   Колышутся занавески.
  
   Сплетает ажур паук,
   Летучая мышь чихает,
   Как выстрел, сторонний звук,
   Как всхлип, тишина глухая.
  
   В камине гудят ветра,
   Озоновый запах в зале,
   Уже уходить пора пора,
   Ведь клятвами не связали.
  
   На землю. В свободы плен.
   Улыбки коробят лица.
   Вложиться, восстав с колен.
   В недвижимость инвестиций.
  
   Честно говоря, перечитывала стихотворение не раз. Я пыталась понять цель эксперимента автора. Рассмешить? Нет, рассмешить читателя автор вряд ли стремился, как мне подсказывает мое чувство юмора. Иначе было бы не "Во сне ловит муху лапой", а что-то похожее на: "прихлопнул бедную мушонку / во сне дракон своей тушенкой" (или, кому нравится оксюморон: душонкой).
   Возможно, здесь есть сарказм? Вполне возможно, поскольку: "Покорность явив коровью" очень даже похоже на язвительное и едкое замечание. Но... все равно, слабо. Сарказм соединяет в себе гнев, презрение, ненависть, он не имеет двойного дна, как ирония. Сарказм - это: "Вы - паразиты с водянистым мозгом". Так, может, здесь есть ирония? Тоже нет. Ирония - это молния ума, которая освещает все глубины смысла (не я сказала, не я).
   Зная, что автор посвятил стихотворение конкурсу "Воздушные замки", я чуть было не подумала, что "Воздушный замок" здесь дан в поддержку другим зданиям, а их в основной номинации немало. Достаточно посмотреть лишь на названия:
   Аарон: Воздушные замки
   Графоманыч: Воздушные замки
   Иля: В моём замке воздушном...
   Мечтательница: Мой замок
   Попрыскок: Штурм воздушного замка
   Blue S. Воздушные замки
  
  
   Слесарченко Бэлла: "Анна Каренина"
  
   Я плакать вслух не перестану -
   Ну не могу читать без слез,
   Как пополам разрезал Анну
   Неумолимый паровоз.
  
   Каренин клевый был мужчина,
   Но только, сука, злой, как зверь!
   Его вторая половина
   Располовинина теперь.
  
   Толстой просек все очень тонко
   И расписал все по уму.
   Вот только эта расчлененка
   Ну совершенно ни к чему.
  
   Здесь очень много темных пятен.
   Что - паровоз исчадье зла?
   Не всем намек такой понятен,
   Но я Толстого поняла.
  
   Ведь эта Анна разрывалась
   Промеж двумя. А это грех!
   Но паровоз помог ей малость
   И разделил ее на всех.
  
   Она б могла родить им дочку,
   От Леши Вронского. Вполне.
   Но машинист поставил точку.
   И ведь не по своей вине!
  
   Такой по замыслу Толстого
   Был символический финал.
   И паровоз, фырча сурово,
   Блудницу в клочья разорвал.
  
   Нечеловеческая сила,
   В одной давильне всех давя,
   Ее как муху раздавила,
   Так, что аж брызнула кровя.
  
   Никто не смог спасти беднягу -
   Ни муж, ни Вронский, ни Толстой.
   А если я на рельсы лягу,
   Ты тоже скажешь: "Хрен с тобой..."?
  
   Короче, мужики уроды!
   Но я запомню навсегда,
   Что провожают пароходы
   Совсем не так, как поезда.
  
   Улыбнулась, когда прочитала: "Каренин клевый был мужчина". "Его вторая половина / Располовинина теперь", "Но паровоз помог ей малость / И разделил ее на всех" - одни из самых ярких выражений в стихотворении.
   Все-таки жалость - страшная сила. Жалость может с нечеловеческою силой "в одной давильне всех давя" так раздавить, что даже охнуть не успеешь. Чтобы побыстрее оправиться от непрошеных слез, взяла первую же попавшуюся книгу. Не глядя раскрыла ее и наткнулась на: "И вы поверить мне могли, / Как простодушная Аньеса? / В каком романе вы нашли, / Чтоб умер от любви повеса?" Возглас: "Короче, мужики уроды!" - сюда бы подошел.
   Смешно ли мне было?
   Жалко было. Рыдаю и ничего не могу с собой поделать.
  
  
   Эдуард Венц: "Когда поддаст душа слегка"
  
   ...Где облаков белогрудые гроздья
   В землю текут молоком.
   ...Но год пройдет,набухнет грудь опять.
   (Вальдемар Ванке)
  
   Понять красы небесной суть
   Без алкоголя очень сложно.
   На миг о печени забудь
   И станет истина возможна.
   На вилку закусь наколи,
   Заешь солеными груздями
   И ты увидишь,вдруг,в дали
   На небе облако с грудями.
   Они прольются молоком,
   Затем обвиснут и пожухнут,
   Но в новом облаке, потом,
   Гроздями спелыми набухнут.
   Когда поддаст душа слегка,
   Она становится богаче-
   Глаза глядят на облака,
   Но видят их уже иначе.
   И небосвод уже не тот,
   Каким казался по трезвянке...
   Кто в рот спиртного не берет,
   Тот не поймет поэта Ванке.
  
   У небосвода и впрямь свои причуды: то груды, то груди облаков. Так и набухают, грудастые, так и текут молоком.
   Хороша пародия, чьи две последние строки вполне закономерны, спасибо поэту Ванке. Ирония - налицо. И самое главное: здесь смех не сквозь слезы, а простой и добродушный, без цинизма, что мне как читательнице очень нравится.
   Что еще нравится: оригинальность. Хотя, возможно, "когда поддаст душа слегка", облачные груди и неоригинальны, но у моей трезвости для такого зрения маловато фантазии. Правда, даже у трезвых бывают свои причуды. Например, "Когда тебе бывает скучно, / Ты что творишь, сказать прошу. / В ответ бедняга равнодушно: / - Я? я .......... себе чешу".
  
  
   Березина Елена Леонидовна: "АХ, МОЙ ДОМ..."
  
   Ах, мой дом из стекла и озона!
   Я не Сталкер, а улица - Зона.
   Чтобы дом защитить, не смогу раздобыть
   Для себя ни ружья, ни патрона.
  
   Ах, мой дом - из бумаги и соли.
   Полон воздуха, света и боли...
   Огневое кольцо
   Опалило крыльцо...
   А хозяйка - безумная, что ли?!
  
   Ах, мой дом - из песка и тумана.
   Уязвим, как открытая рана.
   Я с утра, лишь проснусь,
   В этом доме молюсь
   Против Библии, Торы, Корана...
  
   Потому что, судя непредвзято,
   Не твержу, что Писание - свято.
   Бог - Солярис Идей,
   Воплотился в людей,
   Каждый пятый - немножко распятый...
  
   Чем дальше, тем больше кажется, что все-таки юмор у нас, дам, более мягкий и жалостливый. Не всегда, конечно, не всегда. Достаточно вспомнить Ольгу Громыко: "...выходит ко мне девица и давай улещивать: "Господин маг, у нас, того, с деньгами туго... Может, как-нить иначе договоримся?" А попой так и крутит. И как раз в моем вкусе, паршивка! "Ладно,- говорю,- давай свое иначе". Девица просияла, обернулась да как заорет: "Несите, хлопцы!" И выволакивают мне два дюжих молодца из клети во-о-от такую... пуда два... тыкву!"
   Что касается самого стихотворения, то жалость во мне снова победила смех. "Каждый пятый - немножко распятый" вполне иронично. Но жалко. И "хозяйку безумную" жалко. Такая уж я жалостливая. Недаром говорят, что в комедии трагедий быть не должно. Трагикомедия же - это когда смешно-смешно-смешно и... грустный конец-ц-ц-ц.
  
  
   Тулина Фанни Альбертовна: "Украшатель Мира"
  
   часть первая. вступильно-набросочная
  
   ИКС
   ТЕТКУ СМОЛОЮ
   ОБЛИЛ
   БЕЗ АЗАРТА.
   ИКС -
   НЕ ХУЛИГАН.
   ИКС -
   ТВОРЕЦ БОДИ-АРТА!
  
   часть вторая. кульминационно-артистическая
  
   ИКС
   ДЕВОЧКУ
   С СИСЬКАМИ
   ИЗОБРАЗИЛ
   НА ДВЕРИ
   ЧУЖОГО
   СОРТИРА.
  
   НЕ СМЕЙТЕ РУГАТЬСЯ!
   ИКС - НЕ ДЕБИЛ!
   ИКС -
   УКРАШАТЕЛЬ МИРА!
  
   часть третья. нонконформистско-патетическая
  
   КОГДА ИСКАЛ
   В ЧУЖОМ
   КАРМАНЕ
   МАНИ ОН -
   ТО БЫЛ
   ПЕРФОРМАНС!
  
   А НЕ
   КЛЕПТОМАНИЯ...
  
   эпилог
  
   ИКС БЫЛ ПОЙМАН.
   И БИТ...
   ДУБАСИЛИ
   ДОЛГО.
   И - НЕ БЕЗ ЧУВСТВА.
  
   ЧТО ПОДЕЛАЕШЬ!
   ПИДОРАСИНЫ
  
   НЕ ВСЕГДА
   ПОНИМАЮТ
   ИСКУССТВО.
  
   Весело, просто и понятно! Эпилог получился красочным, запоминающимся. Искусство! Из серии: "Что ты ржешь, мой конь ретивый?"
   Осталось только перечитать с приподнятым настроением и от имени циклопа передать восторг: "Язык и ум теряя разом, / Глажу на вас единым глазом: / Единый глаз в главе моей. / Когда б судьбы того хотели, / Когда б имел я сто очей, / То все бы сто на вас глядели".
   Задалась невольно вопросом: как бы понимали искусство циклопы, а?
  
  
   Алан Эббот: "МОТИВАЦИЯ"
  
   Памяти незабвенной А.И.
  
   ...Из полумрака комнаты, на нас,
   смотрел чуть отрешённо, но сердито,
   белёсый взгляд когда-то синих глаз,
   уставший от просроченных кредитов...
  
   И слышались и боль, и крик, и стон,
   внутри того морщинистого взгляда:
  
   -- ...А может быть не надо, Родион?
  
   -- О НАС ЕЩЁ НАПИШУТ, БАБКА! НАДО.
  
   Смех сквозь слезы "и боль, и крик, и стон внутри того морщинистого взгляда" тоже нужен, оказывается. По крайней мере, здесь он к месту вполне. Грустно, еще грустней и - смешно. Прекрасно сказано, прекрасно показана мотивация в последней строке большими-большими буквами.
   А что? Вы что-то имеете против больших букв? Я лично ничего. Что? Вы хотели поэкспериментировать, господин Александр Сергеевич? Попробовать, как было бы без выделений? Прошу:
   И слышались и боль, и крик, и стон,
   внутри того морщинистого взгляда:
   -- ...А может быть не надо, Родион?
   -- О нас еще напишут, бабка. Надо.
   Да, Александр Сергеевич, согласна. Так звучит менее пафосно и более смешно (потому что более неожиданно, чем с большими буквами). Но суть не меняется. Хорошее шуточное стихотворение, где раскрыта тема, есть ирония и мотивация. Спиритический сеанс завершен. Автору овации!
  
  
   Летучий Голландец: "О муках творчества"
  
   Плод созревает под рукой -
   Почти готов, лишь горче став.
   Кому вкусить дано такой,
   Зачатый в муках творчества?
  
   Часы пробили ровно три.
   Измучен, но не сдох же я!
   Усталый, муторно внутри,
   И горло пересохшее.
  
   Любовь к Пегасу нелегка,
   Она - не к пони мания,-
   Лишь с первой кружечкой пивка
   Приходит понимание!
  
   Вспомнился хорошенький черненький пони, который катал детишек в киевском зоопарке. Вполне мог бы стать Пегасом, если б не отсутствовали крылья. Да-с, вполне...
   Ирония есть, хорошее стихотворение, но мне все кажется, что здесь без восклицательных знаков было бы лучше. Эти восклицательные знаки будто бы светят ярким фонарем, намеком, что это самое смешное место, а это - не самое.
   Нет, конечно, я не против восклицательных знаков, они нужны. Но я против подсказок, где надо смеяться.
   "Лишь с первой кружечкой пивка / Приходит понимание!" - улыбнуло, сразу вспомнилось: "Кто в рот спиртного не берет, / Тот не поймет поэта Ванке".
   Эх, выпьем, дамы и господа! За понимание!
  
  
   Ролдугина Софья: "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ ПРИНЦЕСС"
  
   Ей очень хочется быть
   Созданием неземным,
   Новостей не читать и не верить прессе.
   Но вот ведь удар судьбы,
   Реальности горький дым -
   Она двадцать лет назад родилась Принцессой.
  
   И брат ее - этикет,
   Отец ее - протокол,
   И не убежать на луг золотой люцерны.
   На жизнь ни минутки нет -
   Посольство, прием, престол...
   Долги у принцесс святы, права эфемерны.
  
   А Принц на коне - клише,
   Ужасный тиран и жмот,
   Свободы и не нюхнуть, не подъехать близко.
   Вот почему в душе
   Принцесса который год
   Лелеет одну мечту - стать коммунисткой.
  
   Жалко принцессу, жалко, жалко... Дохожу до последней строки и... Взрыв гомерического хохота! Здесь последняя строка прекрасна, как сама принцесса.
   Стихотворение, которое цепляет за живое, легко запоминается, вызывает улыбку и поднимает настроение. Прочиталось с огромным удовольствием. Будь возможность, я бы его тоже номинировала в "Следы соседского Пегаса". Но у меня другая возможность, более приятная: закончить свой обзор именно этим стихотворением, которое, чувствую, буду еще перечитывать.
  
   Спасибо за внимание и счастливого полета на пегасах, дамы и господа!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"