Трисмегист : другие произведения.

Кришна без кришнаитов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Великолепие Бхагавад-Гиты.

  Мое первое знакомство с кришнаитами состоялось на Грушинском Фестивале.
  
  Днем эти милейшие люди танцевали и пели песни, а к вечеру превращались в тамас. Мусор вокруг палаточного лагеря кришнаитов состоял из шприцов и презервативов. Некоторые обкуренные искатели сознания Кришны даже испражнялись на глазах у всех.
  После такой наглядной демонстрации нравственного падения кришнаиты вряд ли могут рассчитывать на терпимость и одобрение. Люди не экстрасенсы - как увидят, так и поймут. Я рассказал лишь то, что наблюдал лично. У других людей есть более положительный, или более отрицательный опыт. Но одного моего знакомого, вполне достойного и миролюбивого человека, до сих пор трясет от ярости при одном упоминании Кришны, поскольку в юности его угораздило жениться на кришнаитке. Обладая большой физической силой, друг даже бьет кришнаитов при встрече, если его не остановить. Интересно, за что?
  
  Подозреваю: мне возразят, что на Грушинский Фестиваль в тот год приезжали "неправильные" кришнаиты, а настоящие кришнаиты гораздо лучше. Но тогда почему "неправильные" кришнаиты возникают в таком количестве? Для ответа на этот вопрос я почитал вполне доступную духовную литературу Общества Сознания Кришны.
  
  Не буду лукавить: отцы-основатели современного Общества Сознания Кришны поразили меня. Ведь нельзя же самонадеянно пренебрегать тем фактом, что их туманные откровения прочтут не только искушенные в аллегориях мистики, но и новички. Учителя будто не понимают, как опасно превращать эзотерику в тезисы и бросать в толпу. В древности у мистиков были разные степени посвящения, и начинающий адепт не мог услышать того, о чем узнавали лишь предварительно подготовленные к верному пониманию мастера.
  Сегодня Учителя проповедуют так, будто каждый встречный обязан понять их правильно. Великий святой Шри Шайтаньи Махапрабху, например, прославился таким высказыванием: "Если даже весь мир будет объят пламенем, не стоит попусту тратить время, пытаясь его погасить. Все что необходимо - это лишь служение Шри Кришне". Непонятно, почему борьбу с пожаром нельзя рассматривать как форму служения Шри Кришне?
  
  А почтенный Шрила Бхактивинода Тхакур, якобы первым возродивший величие чистой преданности Шри Кришне, без ложной скромности заявляет от лица самого Шри Кришны:
  "Лучшие из праведников те, кто оставляют позади все формы долга, которые Я Сам рекомендовал в Писаниях для обычных людей... В обществе необходимо соблюдать законы, но также бывают ситуации, когда нужно преступить закон из верности царю... Я дал некоторые наставления для обычных людей: делать то, не делать это, не преступать такой-то закон и т.д. Но если кто-то ради Меня идет на риск совершая грех, то он должен считаться самым лучшим из всех Моих преданных... Всецело преданные Мне души уже пересекли все пределы дхармы, стандарты долга, пошли на риск, полностью отдавшись служению Мне... и вошли в любовное служение Мне, отвергнув как благочестие, так и греховность."
  Забыл предупредить: данное дополнение к каноническому тексту Бхагавад-Гиты озарило святого Шрила Бхактивинода Тхакура во сне.
  
  Похожие высказывания можно встретить у всех апологетов Общества Сознания Кришны. Общественные обязанности и нормы морали объявляются не просто второстепенными, а заведомо вредными на пути достижения Сознания Кришны. Не удивительно, что отказ от любой мирской деятельности и демонстративное пренебрежение моральными категориями в понимании неискушенных людей незаметно превращается в главное средство на пути просветления. Подобно немецкому люмпену тридцатых годов, каждый неудачник в поисках истины стремится поскорее оказаться "по ту сторону добра и зла", поскольку это самый легкий способ утвердиться в идее о собственной исключительности.
  
  Святые наставники Общества Сознания Кришны будто не замечают, во что на практике превращаются благие намерения. Или действительно не замечают? Путешествуя повсюду в окружении лишь самых благопристойных учеников, пророки как бы парят над вершинами абстрактной теории, лишь изредка бросая мимолетный взгляд на грешную землю, где после таких полетов остаются кучи мусора из шприцов и презервативов.
  
  Одним из столпов Общества Сознания Кришны является Шри Чайтанья Сарасват Матх. Внешне он выглядит как скромный старец в очках. Его жизнерадостный труд под названием: "Любовный поиск потерянного слуги" есть смысл процитировать. Вот какие мысли почтенный Шри Чайтанья Сарасват Матх считает близкими к идеалу.
  "Друзья Кришны думают так: "Для чего нам смотреть на других? У нас есть наш Кришна, наш друг. Кришна здесь. Для чего нам беспокоиться о чем-то еще? Мы можем принять яд, можем прыгнуть на голову огромного змея Калии, можем сделать все что угодно. Если Кришна стоит за нами, то о чем нам беспокоиться?"
  Отсюда начинающему адепту нетрудно сделать вывод, что даже наркотик не причинит вреда кришнаиту, который вслед за Бхактивонодом Тхакуром может самоуверенно заявить Шри Кришне:
  "Бесстрашный и уверенный в твоей защите я буду пить воду Йамуны независимо от того, отравлена она или нет. Я - твоя собственность. Ты позаботишься обо мне. Ты не можешь меня оставить."
  В книге "Любовный поиск потерянного слуги" также подчеркивается, что во имя достижения уровня Сознания Кришны, человек должен пренебречь всеми общественными обязанностями.
  "Отождествление себя с интересами своей семьи, общества или страны является расширенным эгоизмом. Все ложные отождествления должны быть отброшены. Мы не должны являться ни эгоистичными, ни погруженными в расширенный эгоизм личностями. Все виды чужеродного загрязнения должны быть полностью убраны из наших представлений о собственном "я".
  
  Свободолюбивые философы в стиле Нью-Эйдж нередко насмехаются над ортодоксальным христианством за признание христианина рабом Божьим. Не вдаваясь в теологию, можно поздравить свободолюбивых философов с пикантным нюансом: современные кришнаиты еще охотнее называют себя рабами.
  "Махапрабух сказал: "Рабство у Кришны является неотъемлемой природой джива-души. Для того, чтобы постичь Абсолют, мы должны стать рабами, это самая настоящая цена. Мы должны вручить себя в качестве рабов Его сладостной воле."
  
  Отдельно хочется отметить специфику женского восприятия мировоззрения современных кришнаитов. По причине повышенной впечатлительности женщина добровольно склоняется не просто к покорности, а к волнующему сексуальному рабству.
  Святой Уддхава сказал следующее:
  "Гопи (пастушки и возлюбленные Шри Кришны) отвергли своих детей, мужей и семьи, от чего очень трудно бывает отказаться, и пожертвовали даже своими религиозными принципами, чтобы принять убежище у лотосообразных стоп Кришны, к которым стремятся даже Веды. О, судьба, даруй мне счастливую возможность родиться травинкой, чтобы я мог поместить пыль со стоп этих великих женщин на своей голове!"
  Вот за какую конкретную напасть бил кришнаитов при встрече мой друг, потерявший благодаря Обществу Сознания Кришны первую жену.
  
  Вероятно, на этой банальной, житейской теме и закончилась бы мое знакомство с деструктивной философией, якобы возникшей из Бхагавад-Гиты, если бы однажды я не прочитал саму Бхагавад-Гиту.
  
  В эпоху Научно-Технической Революции, когда материализм убедительно доказал свое могущество, большинство умных и способных людей стали практикующими материалистами, даже если на словах и признавали какое-нибудь вероисповедание. Лучшие умы человечества на время отвернулись от мистики, которая сделалась прибежищем неудачников. Поэтому люди, лишенные смелости, трудолюбия и таланта привнесли в мистику страхи и комплексы, которых она прежде была лишена. Есть смысл, когда от материальной деятельности отрекается успешный человек, обладающий силой и умом. Нет смысла, если от деятельности отрекается личность заведомо слабая и никчемная. В первом случае мы видим подвиг, во втором - бегство и лицемерие. Ведь фактически слабый человек и не обладал теми качествами, которыми якобы жертвует. Фальшивые жертвоприношения ни в коем случае нельзя поощрять.
  
  Название священного текста "Бхагавад-Гита" переводится как "Благая Песня". Это отчасти напоминает про Евангелия, то есть "Благую Весть". Древнейший канонический текст Бхагавад-Гиты, составленный на санскрите, датируется 5 в. до н. э., Эпоха возникновения устного варианта Бхагавад-Гиты неизвестна.
  
  Энергичные и мужественные стихи Бхагавад-Гиты так же похожи на глубокомысленные измышления Общества Сознания Кришны, как гордый военный клич на мольбу о пощаде. Не взирая на то, что философия Бхагавад-Гиты приписывается непосредственно Кришне, комментаторы-кришнаиты игнорируют часть сакрального гимна, почему-то расточая восторг лишь на цитаты, которые позволяют кришнаитам грешить и бездельничать.
  
  А между тем мудрость Бхагавад-Гиты открывается перед битвой на поле Курукшетра не искушенному аскету-теоретику, а воину Арджуне, причем с недвусмысленной целью заставить Арджуну вступить в бой. Неужели одного сюжета недостаточно, чтобы понять истинный дух Бхагавад-Гиты?
  
  Кшатрий Арджуна, один из пяти братьев Пандавов и потомок славной династии Бхаратов, разглядев в рядах неприятеля друзей и родственников, пришел в смятение и воскликнул:
  "Увы! Какой страшный грех мы намереваемся совершить! Мы готовы убить своих родственников лишь из-за алчности по жалким царским наслаждениям. Для меня будет лучше, если сыны Дхритараштры с оружием в руках убьют меня в сраженье, безоружного и не сопротивляющегося."
  После чего Арджуна отбросил лук со стрелами и сел в колеснице, охваченный скорбью.
  Я восхищен поступком кшатрия. Ведь у Арджуны реально была та доблесть, от которой он смог отречься. Арджуна отлично владел оружием и умел воевать. Но только бессердечный человек сохранил бы спокойствие при мысли о братоубийстве. Казалось, Арджуна поступил правильно, пренебрегая обязанностями кшатрия. Ведь не напрасно его далекий потомок Шрила Бхактивинода Тхакур заявил:
  "Лучшие из праведников те, кто оставляют позади все формы долга, которые Я Сам (т.е. Шри Кришна) рекомендовал в Писаниях для обычных людей..."
  Арджуна мог покинуть поле боя, отказавшись от всякой деятельности, пристать к какому-нибудь ашраму и провести остаток дней, наслаждаясь пением священных имен Шри Кришны между наркотиками и сексом, наподобие современных кришнаитов.
  
  Угадайте, почему Арджуна остался?
  
  Потому что его остановил Шри Кришна:
  "О Арджуна, откуда у тебя в такой решительный момент возникла слабость, свойственная недостойным, ведущая не к небесам, а к бесчестию? Не поддавайся малодушию, которое не подобает тебе. Вырви из сердца эту унизительную слабость и восстань, победитель врагов!"
  
  После этой фразы Бхагавад-Гита действительно зазвучала для меня, будто песня...
  
  Затрудняюсь объяснить, почему священные тексты почти всегда приводят меня в восторг. Возможно, я подсознательно ощущаю скрытую, эстетическую ценность гимна. Читая рассуждения современников, хотелось заплакать от тоски и стыда, а при чтении Бхагавад-Гиты я не мог от нее оторваться. Даже цитаты, знакомые благодаря сочинениям кришнаитов, раскрылись в другом, гармоничном и мощном контексте, имеющим мало общего с Обществом Сознания Кришны.
  Конечно, поначалу Шри Кришна открывает Арджуне весьма опасные истины: о том, что душа бессмертна, убить ее невозможно, что убийство каждого человека предрешено и в его судьбе ничего не меняет, тем более что бренная человеческая оболочка заведомо обречена на смерть. Слушая подобные речи, недолго деградировать до фашизма. Вот почему так вредно проповедовать лишь часть наследия Бхагавад-Гиты, без живой связи с уравновешивающими ее частями.
  Арджуна в смятении. Фактически, кшатрий задался пресловутым вопросом: быть или не быть? "Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы иль нужно оказать сопротивленье? Восстать, вооружиться, победить или погибнуть, умереть, не быть?"
  
  Шри Кришна пытается доказать растерявшемуся кшатрию, что достойнее все-таки быть:
  "Человек, отказавшись от действий, не освободится от последствий прошлых деяний и простым отречением не достигнет совершенства. Воистину никто даже миг не может пробыть в бездействии. Гуны, рожденные природой, заставляют каждого поневоле действовать. Кто обуздал свои органы действий, но умом привязан к объектам чувств, тот обманывает себя и называется лицемером. Но тот, кто контролируя умом чувства, выполняет без привязанности йогу деяния своими органами действий, тот совершенен. Исполняй свой предписанный долг, ибо деяние лучше недеяния. Бездействуя, ты не сможешь даже поддерживать свое тело."
  И словно в доказательство благородства такого решения Шри Кришна ставит себя в пример:
  "О Арджуна, в трех мирах нет для Меня работы, которую Я должен выполнять, нет ничего недостижимого для Меня; и все же Я пребываю в действии. Ибо если б Я не был постоянно занят работой, то все люди последовали бы Моему пути. Если Я перестану действовать, то все миры погибнут, и Я стану причиной смешения сословий и гибели всех существ."
  После чего, будто предвидя появление псевдо-кришнаитов, Шри Кришна настаивает:
  "Пусть мудрый не смущает бездействием умы невежественных, привязанных к плодам деятельности. Он должен побуждать их к исполнению всех обязанностей во имя Бога."
  
  К важнейшей теме действия и бездействия автор Бхагавад-Гиты возвращается несколько раз. Думаю, не случайно. Снова и снова древний мудрец, сочинивший Бхагавад-Гиту, воистину достигший уровня Сознания Кришны, добросовестно повторяет: отречение от плодов деятельности в форме их жертвоприношения Шри Кришне вовсе не подразумевает отсутствия самих плодов. Чем может пожертвовать кришнаит, у которого вообще нет плодов жизнедеятельности? Разве что ленью, глупостью и лицемерием.
  
  В восемнадцатой и заключительной (!) главе, посвященной высшей цели духовной свободы, Шри Кришна повторяет свое наставление последний раз.
  
  "Воистину, не подобает отказываться от предписанных обязанностей. Такой отказ возникает вследствие заблуждения, и он считается находящимся в гуне невежества. Кто отказывается от предписанных обязанностей как от мучительных или из страха перед телесными неудобствами, тот совершает отречение в гуне страсти и не обретает плод отречения. О Арджуна, если человек исполняет предписанные обязанности, потому что их должно выполнять, отказавшись от всех привязанностей и плодов, то его отречение считается в гуне добродетели. Мудрый человек, достигший отречения, отсекший сомнения и пребывающий в гуне благости, приемлет неприятные действия и не привязан к приятным. Воистину, для воплощенного существа невозможно совсем отказаться от действий. Но тот, кто отрекается от плодов своих действий, считается отреченным."
  
  Читая Бхагавад-Гиту я влюбился в ее автора, кем бы он не был. У меня возникла духовная близость с человеком, жившим за много тысячелетий до меня, а это чувство дорого стоит. Это чувство важнее самых тончайших нюансов мертвой теории. Я будто наяву увидел вечный огонь, наполняющий энергией праведников и пожирающий трупы нечестивцев.
  
  Шри Кришна был боевым колесничим кшатрия Арджуны. Среди его проповедников развелось слишком много немощных старцев. Современные кришнаиты превращают бойца в отшельника, а из взрослых мужчин делают беззаботно танцующих гопи. В древности созвездия большой и малой Медведиц воспринимали как колесницы. Колесницы были стремительным, неотразимым оружием и привилегией высших каст. Поэтому многие народы имели тайные учения, аллегорически называемые Малой Колесницей и Большой Колесницей. Если человек задумал отказаться от боя, сойти с колесницы, сломать лук со стрелами и предаться наслаждениям, то возможно и колесничий с грозным именем КРРРШНА ему ни к чему?
  
  Каким образом один из грозных богов-деятелей, жизнеописание которого состоит из перечисления битв, превратился в покровителя наркоманов и хиппи? Представьте, что некий индус, ничего не знающий про христианство, впервые увидел христиан во время Пасхи. Он тоже мог подумать, будто смысл христианства - в пьянстве и драках, в обжорстве и поцелуях. Возможно, аналогично восприняли образ Шри Кришны хиппи шестидесятых, наблюдая индийские праздники в его честь. А когда вокруг божества собралась специфическая паства, появились и проповедники, способные ее удовлетворить.
  
  У меня нет ни малейшей уверенности в том, что я прав в своем понимании божественной воли Шри Кришны. Но мой долг просто сражаться, а плоды этой деятельности принадлежат не мне.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"