Кашпур Валерий Валентинович : другие произведения.

Мир Электры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зачем искать разумную жизнь в глубинах Вселенной? Она давно живёт и развивается рядом с нами.


Мир Электры

  
  
  -- Тёплая масса воздуха несёт кучу осадков Шанталь, надеюсь, ты не забыла захватить зонтик?
  -- О чём ты говоришь Клод? Твоя куча осадков -- это, по меньшей мере, огромная цистерна воды, грозы и порывистого ветра. Здесь не зонтик нужен, а водолазный костюм и подводная лодка вместо моей Тойоты.
  -- А твоя Тойота так же стара как та подлодка, которую нам всучили англичане. Тогда ...
   Марк тронул кнопку, и жизнерадостные голоса дикторов сменила эстрадная музыка. Его всегда удивляла та легкость, с какой хорошо оплаченные балаболки меняли тему. И если станет известно, что завтра будет Судный День, они расскажут об этом со смешком и где-нибудь обязательно ввернут про патентованный крем от загара, который устоит даже перед адским огнём пекла. Если разобраться они были коллеги Марка. Производители медийной жвачки, которую каждый день жуёт взбалмошное человечество. Маленькие винтики прислушиваются к мерному рокоту могучей цивилизации в приёмнике и проникаются чувством единого организма, в рёбрах законов которого бьются сердца их жизней.
   Всего и различия между дикторами и Марком было то, что он создавал не звуковые, а зрительные миражи. Но нет, различие было не только в этом -- его работа в редакции "Ридерз Дайджеста" была действительно творчеством, а не тарахтеньем попугайчиков, озвучивающих чужие тексты. Марк Котэ вёл раздел "Интересное рядом" и хотя большой, грузный Фрэнк Карнуччи и задавал ему, Марку общую тему, в выборе способов его раскрытия он был свободен. Хотя какая к чёрту свобода? Целевая аудитория Ридерза это скучающие домохозяйки и пенсионеры. Так что рассуждения раздела должны быть основательные, полные ценных советов и рекомендаций.
   Марк припомнил -- Фрэнк при обсуждении темы номера вчера устало снял очки, задумчиво протёр их и близоруко щурясь, как всегда чётко подвёл итог их получасового разговора.
   -- Значит, договорились Марк, что-нибудь развлекательного о тучах, молниях и хлябях небесных. Нам нужна привязка Ридерза к местным, канадским реалиям. Канадцам будет приятно искупаться в неделе дождей, а потом прочитать, каким рискам они подвергались. Немножко истории электричества, немножко ужастиков о коварстве молний, что-нибудь из современных иследований, мнение эксперта посолидней. Хороший разворот фотографий -- чёрная гамма, дождевые тучи, ливни, ночные молнии.
   Он тогда делал пометки в блокноте и гордился собой. Ему удалось пробить свою идею с экспертом. Фрэнк был хорошим боссом, но порой в своём стремлении оградить своих читателей от рулад яйцеголовых учёных он превращал рубрику в книжку для детского сада. Весь предварительный материал Марк собрал быстро, покопался в архивах редакции, тряхнул фотобанк, немножко послонялся по сайтам. Не хватало изюмины, которую мог подкинуть только большой спец в этой области. Такой спец у Марка был, и он позвонил другу из Нэшнл Географик. Друг первым делом сообщил ему что ещё не получил свою бутылку "Хеннеси" за материал о тропических рыбках а также пожурил Марка за редкие звонки. Поломавшись как следует, он, в конце концов, проникся темой и выдал довольно неожиданную идею.
   -- Знаешь, я не так давно делал статью о новом поколении самолётов вашей Бомбарди. Шустрые птички для очень богатых, линейка Леарджет может, слышал? Нет? Ты вообще голову когда-нибудь подымаешь Марк? Ну, когда увидишь в небе маленький летающий карандаш, так и знай что это Леарджет 40 Экс-Ар. Полный фарш электроники -- сам летает, сам себя проверяет. Ну, неважно это, в конце концов. Так вот их пиарщикам нужна была супер статья о летающем чуде и меня водили по самым святым лабораториям компании. У них с этим строго, китайцы лезут в наш аэрокосмический комплекс, как тараканы на круассан. Вот в одной из лабораторий я и видел такие молнии, перед которыми небесные стрелы Зевса просто жалкие бенгальские огни. Они там испытывают макеты самолётов в условиях грозовых фронтов. Это подразделение Бомбарди называется "Электра". Думаю то, что тебе нужно.
   Марк не разделял мнение друга, слишком далеко бизнес-самолёты были от домохозяек и пенсионеров. Но с другой стороны это были учёные-практики, которые имели дело с реальной непогодой, а не университетские крысы, которые гадают не виртуальной гуще математических моделей. Он поблагодарил друга, обещаниями увеличил свой коньячный долг и распрощался.
   Теперь он ехал на встречу в "Электру". Отдел по связям с общественностью Бомбарди дотошно проверил его аккредитацию, осторожно поинтересовался источником информации, оговорил рамки сотрудничества и наконец, дал разрешение.
   Скоростная развязка стремительно раскрутила машину Марка, выводя её на просторы аэропорта. Дикторы-попугайчики не соврали -- над бескрайними полосами с силуэтами самолётов голубым куполом раскинулось небо, а с юга со стороны Штатов широкой полосой заходила тёмная полоса дождевых туч. Напоенные тропической влагой циклонов они щедро полили янки и направлялись сюда, чтобы обрушить свою водную мощь. Было что-то волнующее в этом неотвратимом движении тёмных исполинов, серые струи дождей казалось с трудом выдерживают их тяжесть и вот-вот сломают свою чёткую косую линию. Молнии густо опаляли горизонт, но грома пока не было слышно.
   Здание "Электры" находилось рядом с самолётными ангарами и напоминало крепкий гриб - боровик -- выпуклую громаду корпуса венчала крыша-надстройка в виде конуса с усечённой вершиной. Внутри "гриба" оказалось очень уютно -- бежевые стены, прохлада кондиционеров, пальмы в кадках и абстрактные картины в строгих чёрных рамках на стенах. Марк прошёл через вереницу сканеров охраны и был доставлен в небольшой конференц-зал.
   -- Мёсье Котэ, разрешите представиться, я Мартен Трамбле референт отдела по связям с общественностью Бомбарди.
   Из недр огромного велюрового кресла поднялся щуплый брюнет с открытым лицом и внимательными серыми глазами. Марк пожал протянутую сухую ладонь.
   -- Рад встрече мёсьё Трамбле, хотя я здесь из-за непогоды, надеюсь, у нас сложатся тёплые отношения.
   Референт рассмеялся невольной игре слов и сделал гостеприимный жест, приглашая садиться.
   -- В качестве залога наших тёплых отношений предлагаю переходить на Марка и Мартена.
   Заявил он отлично поставленным голосом с такими чистосердечными модуляциями, что Марк поневоле отдал должное его профессиональной выучке. Мартен ловко завладел инициативой и протянул ему обьёмистую папку.
   -- Для начала я предлагаю вам Марк просмотреть материалы, которые подготовил наш отдел. Это немного введёт вас в курс дела и даст тему для вопросов.
   Такой подход импонировал Марку. Брать быка за рога и немедленно его разделывать. Что может быть эффективней?
   Папка начиналась научной главкой, которая описывала структуры грозовых образований и виды молний. Очень толково написанная с минимумом специфических терминов, простым ясным языком. Её репортёр прошёл по диагонали, понимая, максимум, что он из этого сможет взять будет пафосная примитивизация прочитанного. Затем шёл раздел фотографий. Роскошные клубки разрядов в облаках, причудливая сеть молний, полосующих пустынный пейзаж. А это что? На фотографии над тоненькой серебристой полоской взлетал вытянутый шар пронзительного красного света. В поисках подсказки Марк указал на фотографию и вопросительно посмотрел на Мартена.
   Тот словно ждал этой заминки, ответил охотно и сразу.
   -- О, редкий снимок! Это красный спрайт. Вспышка в результате электрической напряжённости. Высота восемьдесят километров, между прочим. А размер вспышки -- километров двадцать. И бьёт такая штука из облака вверх, прямо в космос. Там дальше ещё более уникальный снимок -- шаровая молния втягивается в электророзетку.
   Действительно, через пару страниц Марк наткнулся на косматый шар, который двумя щупальцами разрядов касался стены.
   -- Неужели для проектирования защиты для самолётов необходимо было собирать информацию обо всех этих игрушках?
   -- У нас глобальное исследование, лучше предусмотреть всё на земле, чем столкнуться с этим в воздухе. Наши люди облетели весь земной шарик и всё что известно о грозах они собрали и обобщили. Мы отобрали несколько интересных фактов, которые, безусловно, понравятся вашим читателям.
   Мартен широко улыбнулся, видно было, что он гордился своей фирмой. Репортёр углубился в чтение, и они провели около получаса, обсуждая материал. Под конец Марк огорчённо заметил:
   -- Но здесь ничего нет о ваших исследованиях. Вы знаете Мартен, опрос читателей показал, что 74% из них активные путешественники. Защита самолётов от молний будет им интересна.
   Проценты были взяты с потолка, по большому счёту Марк не хотел мешать в непогоду ещё и самолёты, но любопытство репортёра брало верх. Мартен сразу поскучнел.
   -- Мы не делаем тайны из наших исследований, но они ещё не завершены, промежуточные результаты очень противоречивы и мы не заинтересованы в поднятии этой темы в прессе.
   Его серые глаза внимательно посмотрели на Марка. Чутьё репортёра мгновенно сделало стойку. Слишком обтекаемые фразы людей его профессии скрывали обычно подводные камни проблем, о которых можно было пребольно удариться.
   -- Я не охотник за сенсациями Мартен и не намерен каким-то образом вредить фирме, которая так щедро делится информацией. Покажите только то, что считаете нужным, вашу позицию я понял, за её рамки выходить не буду.
   Заверил его Марк, доверительно тронув за рукав. Референт после некоторого колебания вздохнул и снова стал рационально-деловым.
   -- Вы сможете посмотреть главный стенд, мы его называем "Мир". Это огромная барокамера, в которой создана грозовая среда. Модель самолёта наполнена гелием, покрыта специальной контрольной жидкостью для определения растекания тока по его конструкционным элементам. Целью экспериментов является разработка эффективных разрядников для стекания тока с корпуса. Наш ведущий специалист выскажет своё частное мнение по этому вопросу. Никаких комментариев Бомбарди давать не будет. Это всё что я могу для вас сделать.
   Тут что-то было не так, Марк это чувствовал всей своей репортёрской шкурой. Не стал бы пройдоха-пиарщик напускать туман из-за каких-то стендовых исследований. Он лишний раз покорил себя за то, что не расспросил побольше своего коньячного кредитора из Нэшнл Географик. Выбирать было не из чего, и Марк согласился.
   Через несколько минут лифт уже возносил их куда-то наверх. Никаких кнопок на стенах не наблюдалось, из чего Марк решил, что они подымаются в "шляпку" корпуса, которой он любовался снаружи. В небольшом холле были всё те же пальмы, картины и единственная дверь.
   Референт провёл карточкой ключём перед датчиком, заставляя дверь бесшумно скользнуть в сторону.
   -- Заходите, присаживайтесь, а я пойду, поищу месьё Доусона. Я не был уверен, что его услуги понадобятся, и не предупредил его.
   С озабоченным видом референт вернулся к лифту, а Марк автоматически зашёл в комнату. Его не оставляло чувство, что фамилию Доусон он слышал и не раз. Он повернулся, чтобы спросить об этом у Мартена, но дверь за ним уже стала на своё место. Комната, в которую он вошёл, полукругом роскошных кресел напоминала оставленный зал переговоров. Но было и отличие -- вся противоположная стена была из стекла, и от неё лился какой-то мягкий молочный свет с зелёноватыми отсветами. Заинтересованный, Марк подошёл поближе и застыл поражённый.
   Прямо перед ним висел в пространстве небольшой самолёт, его стремительный корпус с грациозными крыльями матово отсвечивал в рассеяном свете, который лился со всех сторон. И по этой матовости медленно скользила сложная паутина тонких извивающихся линий. Они были всех оттенков зелёного от благородных темнозёленых цветов англосаксов до пронзительных неоновых огней рекламы. Ещё более невообразимой была структура паутины -- линии сливались, расслаивались, пересекались, рождали в местах соединений пятна узлов. Иногда возникали разряжения -- зелень, прогибаясь, разбегалась, образовывались крупные ячейки, которые внезапно схлопывались в мельчайшие решётки. От беспрерывных изменений цвета и форм в голове возникло лёгкое головокружение.
   -- Изящная вещица, не правда ли? Она вам что-то напоминает?
   Хрипловатый голос внезапно заставил Марка повернуться. У дверей стоял рыжеволосый старик. Под крупным носом хорошей формы изгибались в улыбке тонкие губы, а пронзительно голубые глаза бутылочного цвета смотрели спокойно и оценивающе.
   Марк почувствовал себя учеником, вызванном к доске по плохо выученной теме.
   -- Это мне напоминает ... -- промямлил он, собираясь с мыслями - ... напоминает мне рыбу, которая попала в сеть.
   -- Рыба в сети?
   Старик подошёл к Марку и тоже посмотрел на самолёт. Его взгляд сразу стал сосредоточенным, фигура подобралась. Он вздёрнул подбородок и посмотрел вверх.
   -- Сейчас будет разряд!
   Взгляд Марка невольно тоже устремился вверх. Там клубилось чёрное нечто -- угольный туман, в котором серебристыми прожилками сверкало электричество. Прожилки внезапно набухли, слились в блестящий шар, и мощный разряд протянулся к самолёту. У самой поверхности он расщепился щетиной тонких ворсинок, которые вонзились в зелёные линии. Паутина отреагировала взрывом изменений -- её ячейки изломились в странном узоре, дрогнули и ускорили свои превращения.
   Старик вздохнул и задумчиво сказал.
   -- А я в первый раз увидел в этом огни города. Ну, знаете, когда летишь ночью, а внизу город с освещёнными улицами, огнями машин и рекламы. Только улицы и дома в этом городе всё время перестраиваются. В этом и есть основа всех открытий, все видят одно -- понятное и знакомое, но приходит один чудак и видит всё по-другому. Ах да забыл представиться -- Арнольд Доусон, доктор естественных наук.
   -- Постойте, вы Арнольд Доусон, премия Тьюринга за прошлый год?
   Спохватился Марк, пожимая руку. Не каждый день встречаешь лауреата информатики. Нобель несправедливо обошёл математику из-за несчастной любви. У Интела и Гугл такой любви не было, и чтобы получить их деньги нужно было быть титаном кибернетики.
   -- Да, теория параллельных и распределённых вычислений, совершенно верно.
   Старик слегка поклонился.
   -- Ноо... мне казалось месьё Доусон, что это .. - Марк покачал головой и недоумённо показал на стекло, -- задача для инженеров, физиков.
   -- Эхе-хе, разрешите, я присяду с вашего позволения? - Доусон с облегчением опустился в кресло и утвердительно кивнул - да, так оно и было в начале, когда инженеры столкнулись с этим феноменом год назад. На поверхности моделей самолётов стали возникать непонятные сети поверхностных зарядов, которые упорно избегали разрядников и вносили сильнейшие помехи в встроенное радиопередающее оборудование.
   Опускаясь в соседнее кресло, Марк озадаченно потёр лоб.
   -- И чтобы рассчитать их поведение, потребовалось что-то из вашей области?
   -- Нет, потребовался новый подход, потому что известные законы и физические модели оказались бессильны перед этим. Зелёная жидкость, которая служит для наглядной индикации заряда, ведёт себя в полном противоречии с поверхностным натяжением, влиянием гравитации и электростатическими силами. Мне совершенно случайно попалась фотография в Нэшнл Географик.
   -- Вы позвонили в Бомбарди, сказали, что это просто лилипуты разбили город на обшивке моделей и чихать они хотели на какие-то разрядники? Здесь все охнули и немедленно назначили вас ведущим по этому проекту?
   Несмотря на маститость собеседника, Марк не смог удержаться от сарказма. Доусон ни чуточку не обиделся и рассмеялся заливистым смехом.
   -- У вас есть чувство юмора и образное мышление, а это очень положительная черта в подобной ситуации. Вы репортёр?
   Здесь пришёл черёд спохватиться Марку, и он запоздало представился.
   -- Марк Котэ, репортёр из Ридерз Дайджест.
   -- Так вот Марк, город в моём представлении -- самоорганизующуюся карта, это такой термин информатики, продукт действия алгоритмов и упорядоченная структура.
   Голова у Марка снова закружилась, он порывисто встал и подошёл к стеклу камеры. Зелёные линии, текущие к острому носу начали заворачиваться в замысловатую снежинку.
   -- Видите, как формируется сеть векторного квантования в носовой части?
   Старик не вставал с кресла, Марк закрывал ему обзор. Доусон физически не мог видеть, что творится в камере.
   -- Вы меня разыгрываете, у вас всё режиссировано по времени, наверняка техник управляет этими штуковинами с пульта.
   Запротестовал Марк.
   -- Да, только техники, разум, называйте это как хотите, парит в тех тёмных облаках под потолком камеры. Создавать среду камеры каждый раз было чертовски сложно -- там тонкий баланс воздуха, влаги и электрических зарядов. Два года назад камеру перевели в непрерывный цикл. Среда поддерживается всё это время, модели вплывают в неё через шлюзовую камеру. Через шесть месяцев началась свистопляска. Вместо регулярных, откалиброванных зарядов из этих искусственных туч начали бить сложные импульсные каналы. Первая серия формирует на поверхности моделей постоянную базовую структуру, а последующие информативные, вносят информационное поле, которое обрабатывается. В конце на носу модели возникает цепь адаптивных линейных сумматоров, наши остряки назвали её "Снежинка Доусона", это часть сетей Кохонена он разработал их ещё в 1982 году. Они служат для анализа данных.
   Старик говорил спокойно, размеренно, явно не в первый раз и от этого Марка брала оторопь. Он вгляделся в тёмную мглу, клубящуюся вверху.
   -- То есть вы хотите сказать, что в этих тучках с электричеством завелись мозги, и они просто штампуют на самолётах свои микросхемы или печатные платы? Для чего?
   -- У вас поразительное образное мышление, Марк. Да, это можно интерпретировать как кибернетическое устройство, мало, того это устройство влияет на длинноволновый передатчик моделей и на 153 кГц возникают упорядоченные передачи.
   -- Я поражён, вы так спокойно говорите об этом, Арнольд, ведь это сенсация!
   Марк не смог сдержать своих эмоций. Но Доусон был спокоен, в течение последующего часа он позволил себе небольшую научную фантазию. По его словам разум на планете Земля зародился задолго до появления систем из белка. Взвешенные электрические частицы праоблаков, которые тысячелетиями висели над планетой, во время формирования атмосферы явились основой для зарождения интеллекта. Этот разум был очень активен -- электрическими разрядами он исследовал окружающий мир, разряды являлись его органами чувств и инструментами. Скорость обмена и обработки информации были на порядки больше человеческих, в тучевых образованиях находились намного больше аналогов человеческих нейронов. Когда атмосфера образовалась, и время жизни наэлектризованных туч стало исчисляться неделями, этот вид разума научился себя капсулировать в виде шаровых молний. Зародыши электрической жизни находили новые, свежие тучи, чтобы превратить беспорядочный хаос их природы в обитель разума. Инженерам Бомбарди совершенно случайно удалось повторить каприз природы и создать искусственный мирок, в котором образовался молодой разум. Ограниченный обьёмом камеры, его единственным способом познания большого миром стала радиоаппаратура моделей самолётов.
   -- Разумеется, это всё голословные домыслы, все, что у нас пока есть -- это упорядоченная пляска разрядов на самолётиках в большой консервной банке. Компания осторожно знакомит представителей прессы с этим, но сами понимаете, Марк как это необычно. Если всё подтвердиться, и я смогу осуществить контакт, может получиться колоссальный резонанс. Я не совсем уверен, что человечеству это нужно. Наши разумные сущности много лет сосуществовали бок о бок ничуть друг другу, не мешая. Слишком велика разница наших проявлений бытия. Честно говоря, я ходатайствую перед руководством Бомбарди, чтобы разгерметизировать "Мир".
   В прощальных словах Доусона была печаль Ажулиуса Роберта Оппенгеймера, отца ядерной бомбы.
   Предупредительный референт сопроводил Марка к выходу и напомнил, что Бомбарди официально не разделяет теорию Доусона.
   -- Шантааль, наша смена заканчивается, прихвати меня с собой до стоянки, свой зонтик я забыл. О ччёрт эти тучи совсем рядом!
   Марк прогревал машину, голоса дикторов опять наполняли жизнерадостностью салон. Он не стал менять волну.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"