В последнее время, при участии во всяких конкурсах, особенно самосудных, я столкнулся с неким явлением, которое сначала вызывало у меня недоумение, а потом и некоторое чувство паники.
Люди на СИ выставляющие рассказы на конкурсы очень смутно представляют себе, что такое 'стиль' и 'жанр' в литературе. Однако они пишут и... судят.
Именно неадекватность судейства на самосуде и подвигла меня на такой подвиг, написать обзор. Мне стало интересно понять, что происходит к примеру, с нашей фантастикой на СИ.
Я оцениваю читабельность, грамотность подачи и собственно фантастическую идею, которая ДОЛЖНА присутствовать.
Специально для некоторых. Писатели с сентенциями типа ' да, очень логично, но ведь у вас есть зуб на меня, поэтому вы так судите' идут в сад. Я сужу произведение, а не автора.
1. Кёрки Лавинаэ
Экзамен для Амура.
http://zhurnal.lib.ru/k/kerki_l/amur.shtml
Н-да. Чисто женский рассказ.
Организация Амуров, которая соединяет людские сердца - это у нас фантастическое допущение. Дальше мы имеем историю с экзаменом одного из членов этой организации на профпригодность.
В первом задании был дан внятный ответ, во втором невнятный(я как мужчина не могу принять тот порядок событий, который был спрогнозирован), в третьем решения не дано вообще, видимо на этом фантазия авторши иссякла окончательно.
Экзамен сдан. Студентка бросается на шею немолодому преподу.
Хеппи эенд.
Вполне читабельный для определённой категории населения язык. Но ни идея, ни исполнение меня не впечатли никак. Такое можно писать пачками. Про экзамены ведьм...демонов...инопланетян-наблюдателей... Причём решения можно не описывать вообще. Просто писать невнятный диалог, а потом добавлять, что препод 'уже всё понял' или 'понял, что это не просто гениально, это феноменально'.
Для начала стоит признать, что тут есть некая оригинальность в идее. Чувство инопланетянина, незнакомое ощущение чужой вины или чужого, по-настоящему чужого счастья.
Но исполнение.
Сначала ГГ завидует некоему светилу науки, конкуренту. Потом вдруг почему-то его боится. С какой радости? Они ж вроде соперники, но не враги. Потом ГГ вызывает некоего демона-инопланетянина, который предлагает ему некий обмен, одно чувство на другое. Процессу общения с демоном посвящено практически две трети рассказа, читать было невыносимо скучно, наверное потому что уже много раз это всё описывалось и данная картинка проигрывает многим прочитанным до. Неважно.
Талант, дорогой автор, это не чувство, это наличие неких совокупных факторов. Каких - читайте в википедии. Однако если можно осознавать себя бездарем...то почему нельзя почувствовать себя талантливым?
Не быть талантливым, а чувствовать себя таким. Действительно. Сказано-сделано.
Опыт не удался, ибо ГГ тут же сошёл с ума. И попал под машину. Вот такой вот эффект от обмена чувства талантливости некоего инопланетянина на что-то человеческое.
У меня осталось жуткое ощущение невнятности всего прочитанного.
Вам было интересно? Видимо да, потому что это прошло в финал.
Ну что же. Более или менее внятный текст. Собственно в первой трети всё понятно, потом можно читать по диагонали.
У нас есть деградирующий мир, (тема избитая, но тут немножко новый взгляд) в котором рабсилу выращивают искусственно, как в матрице.
Есть убогий персонаж, который перерастает свою убогость, но переродиться не может во что-то лучшее, потому что ограничен в возможностях восприятия. Учится он на мининоутбуке, который нашёл случайно и у которого в конце рассказа садиться батарейка. Всё. На этом рассказ заканчивается.
Я не поверил тут многому. На воде и каше люди не живут. Физически не могут, тем более 'необогащённой белком'. Потом чем человек умнее, тем инициативнее. Это важно. Инициативные в принципе не сидят на месте, а этот даже не обдумывает способ убежать. Дальше больше. Ну и КАКИЕ стихи может сочинять данный персонаж? О чём? О баках и море? Это, между прочим, вполне возможно. Но поскольку в рассказе их нет, то и достоверности это всё не прибавляет.
Вы знаете, есть такой роман 'Муравейник', не помню автора. Так вот там и впрямь муравейник, реальный. Между особями его не было таких чувств в отношениях как презрение или жалость. Вы меня понимаете? У вас люди, у них есть инициатива на игру и драку между собой, но нет инициативы на сопротивление. Не верю.
В целом попытка неплоха. Может быть недостатки данного произведения обусловлены малым объёмом.
Раз этот рассказ вышел в финал, значит это кому-нибудь нужно.
4 . Попова Анна
Апельсины на чёрном снегу.
http://zhurnal.lib.ru/p/popowa_a/anchs.shtml
Очередная истории о белом человеке, который остался с дикарями.
Адекватная подача материала сталкивается с неадекватным мировосприятием. Я всё понимаю, кроме причин войны. Нет причины, нет войны. Понимаете? Мир описан красиво, но...только с точки зрения на апельсины, небо и чёрный снег. У вас был ресурс по объёму, неужели фантазии не хватило?
И что? Офицера так запросто можно вытащить из палатки на улицу и поиметь? И что? Из военной части, которая заняла позиции, могут пропадать люди? Сразу видно, что с военной тактикой вы знакомы слабо, нынче даже на посту в одиночку не стоят. 'Отделались царапинами', кто царапал? 'Ночь была тёплой и порывы холодного ветра', ни в какие ворота.
Переписать все на фиг. ИМХО.
Прошло в финал. Ну тут хоть меня не удивляет это.
5. Щукин Евгений.
sos
http://zhurnal.lib.ru/s/shukin_e_a/260208.shtml
Ужасно.
Написано хорошо, читается на раз. Объясните мне, почему СРАЗУ, имея кучу проблем с инопланетянами, главные герои не заварили им щель в корпусе? Помните как Гарри Потер за каким- то фигом участвовал в соревнованиях, а на самом деле его врагам нужна была кровь и его надо было заманить. А по мне всего-то и надо было, дать ему в нос где-нить в коридоре университета.
Почему подмога не пришла? Что? Люди вообще не в курсе, что происходит? Почему то, что выплёвывает червяк - зовётся компьютером? Может процессором? Так будет логичнее. А то вы ходит вот что:
- Этот гад блюёт чем-то.
- Спроси его, что это он слепил из своей отрыжки?
- Говорит компы!
- Да-а? Так они ж нам именно это и продают. Возьми у него один.
Ваша соавторша не хочет подписываться под этот рассказ? Правильно делает. Рассказ ОЧЕНЬ сырой.
Нормально. Более или менее. Космоопера, точнее её маленькая, сильно ужатая частица.
Несколько напрягло негативное описание людской расы.
Язык нормальный, читабельный. Очень мешает чувство вторичности, это все уже где-то было, Вавилон 6...
Дневальные - это синоним дежурного на посту. Рефлексы на дневального не катят, потому что дневальными там были все, в том числе и ГГ.
И ещё лично мне не хватало взаимоотношений внешних между героями. Где проявления любви? Где вообще хоть что-то кроме войны и разборок? Экшн конечно получился, но... Это же чернуха, просто чернуха.
Спишем на ограничения в объёме.
Первый рассказ, который прошёл в финал заслуженно на все сто процентов.
Ну что ж. Человек терпит бедствие на другой планете.
Потоп.
Параллельно пытается делать вид, что так и надо. Своей девушке мужественно не говорит в какой он заднице.
Хороший язык, вполне читабельно. Меня несколько смущает , что у нас потоп, и он на другой планете, в это укладывается всё фантастическое допущение. То есть если его убрать и написать, к примеру, что где-то в Индии дамбу прорвало, то рассказ перестаёт быть фантастическим вообще.
Между прочим, в Индии в некоторых провинциях описываемые события совсем не редкость. Проливные дожди там три месяца кряду, не морось какая-то, а нормальные ливни, поэтому там дома после них каждый раз штукатурят заново.
Нормальный человеческий рассказ, вышел в финал заслуженно.
Но был бы я судьёй, призовое не дал бы. Костьми лёг бы, но не дал. ИМХО. Не фантастика, опять же ИМХО.
Опять-таки пахнуло Вавилоном и прочими произведениями, в которых кто-то в кого-то вселяется. Вспомнить 'Вторжение' например.
Однако старая мысль подана по-новому, в принципе неплохо, некие духи вселяются в тела умерших, чтобы прожить за них остаток жизни.
Чего не могу понять, эти духи - это технологии, история, связи. Глупо советовать что-то, но представьте, что оставшиеся энергетические капсулы нашли аборигены. И эти капсулы стали предметом межгалактической торговли! Рассказ будет жёстче, интереснее, напряжённее. И будет, кстати, понятно, как из капсулы выбирается дух и оказывается рядом с умершим. А там добровольцы на замену личности...межгалактический профсоюз духов...
Хороший литературный язык. Подача материала не уложилась у меня в голове с самим материалом.
Очень не люблю такие невнятные рассказы, в духе древнего фильма, в котором человек случайно отправил группу людей в прошлое, а потом выяснилось, что ему всё показалось.
Ну что же, старые кинофильмы - это осколки времени, а киноэкран запросто может быть накопителем, который может выкинуть вас в будущее. Это я так понял фантастическое допущение. Полрассказа идёт описание технического оснащения кинотеатров в конце прошлого века. Нормально для романа, похожие описания есть в у Чака Поланика в 'Бойцовском клубе', но плохо для рассказа. Это ИМХО. Причём некоторые темы, например про вырезанные кадры, как будто содраны с 'БК'
Собственно рассказ просто посвящён фантастическому допущению. Что скорее в плюс.
Косяки...
В 83-м году, в кинотеатре Марс, зарплата киномеханика была 70 рублей. Какая на фиг мысль тут может быть о покупке автомобиля Лада? И какая может быть личная жизнь у мужика с девушкой, которая учится в институте и которую он знает пятнадцать лет. (с детского сада?)И что это за личная жизнь, когда мужик приходит к девушке, ночует у неё, и при этом они спят порознь. В 22 года. Вы правда считаете, что в восьмидесятые с сексом было так плохо? Понимаете, если парень отсталый в развитии, то с девушкой ему дела иметь никак, а если он вообще глупый, то и на стрелки приборов ему покласть.
Мне не понравилось, но это моё личное отношение.
А рассказ вышел в финал.
10. Ескевич Галина, Лорд Арк
Мастер поцелуя.
http://zhurnal.lib.ru/e/eskewich_g_a/mp.shtml
Ура! Наконец-то по-настоящему ОРИГИНАЛЬНАЯ мысль и достойное исполнение.
Мастер поцелуя летает по галактике и дарит свой поцелуй...иногда тем, кто хорошо заплатит, иногда тем, кто нравится. И иногда поцелуй дарит ему дополнительные годы жизни, а иногда наоборот отнимает. Поцелуй может возродить к жизни цивилизацию, а может и уничтожить все человечество в один миг.
Лично мне не понравился конец рассказа.
Но те, кто читает моё творчество, знают, что я часто и надолго ухожу в тёмные пределы. Поохотиться. Поэтому не верю в хеппи-энды.
О-ох. Не обижайтесь, пожалуйста, но очень тяжело и многословно. Я пытался читать по порядку, но мог только отрывками, мозг отказывался принимать. Тем не менее, поскольку уж я взялся всех откритиковать, то кое-как я одолел.
Учитывая вашу аннотацию к этому произведению, я не буду парить вам мозг, только замечу, что фраза:
'Последующие три дня все мысли нашего героя были заняты исключительно Еленой Леопольдовной, а точнее, ее странным игнорированием его сверхъестественных способностей.'
В вашем рассказе лишняя. Игнорировать можно то, чём знаешь, а предмет страданий не знал про способности ГГ. Во всяком случае, про это нигде не говориться ДО этой фразы.
Вы в финале. А я во внеконкурсе.
13. Сир Андре
Игры со временем.
http://zhurnal.lib.ru/a/andre_s/cronosgames.shtml
Прочёл в три приёма. Очень много, так же как и у предыдущего автора, длинных тяжеловесных фраз. Плюс длительные размышления и выводы.
Местами читать было интересно, местами не очень. Убийство в конце сталкивает рассказ в чернуху, вы меня извините, но в том процессе выигрывает тот, кто первый. Кроме того это все противоестественно человеческой натуре, герой мог сопротивляться до последнего, а он стремится наоборот стать вне человечества.
Это всё ИМХО, думаю, что основная проблема тут в том, что это не рассказ, а эдакий суперсокращённый роман.
Издатели любят романы. Это толстые книжки, которые дорого стоят, их выгодно продавать.
Ещё они любят романы с продолжениями. Тоже толстыми, с кулак...
А вы в финале.
14. Краснов Иван
Один в поле.
http://zhurnal.lib.ru/k/krasnow_i_w/kolba.shtml
Я это уже читал. Неплохой рассказ. Мне почему-то не нравится название.
Я когда-нибудь буду гордиться тем, что ставил оценки вашим рассказам на конкурсах.
А вы знаете, что есть мнение такое, что Одиссей авантюрист и все свои россказни придумал. Ему надо было оправдаться перед своим городом, потому что он ушёл с тремя сотнями бойцов и вернулся через 15 лет без людей и без добычи.
Сегодня вторник 25 марта. Этот рассказ вышел в финал и получит в нём призовое.
16. Грим
ЗАО 'Парк'
http://zhurnal.lib.ru/g/grim/zaopark.shtml
Ну что же. Знаете, есть такие произведения, ты их читаешь-читаешь. И ничего не понимаешь. Вместо смысла ловишь настроение. Начало мне не понравилось, но когда я прочёл всё, то понял, что оно идеально вписывается.
Некий достаточно оригинальный перепев мысли о параллельных мирах. У меня осталось впечатление чего-то неплохого по содержанию. Но не моё. Я бы такое запоем читать не смог.
Ага! Мне 'Аниматрица' тоже покоя не даёт, надеюсь, вы смотрели этот мультик. Последний мой рассказ, вывешенный на СИ, тоже на тему цифровой реальности.
Что страшнее, проснуться в смертельно опасной реальности или оставаться в подобии 'Матрицы', раз за разом проигрывая некую игру в спасение потерпевшего пассажира с планеты.
Знаете, очень незавершённый рассказ. У вас ведь было место, реально было. Можно было написать, как старик пытается пробудить память пилотов. Можно было объяснить, откуда берётся электроэнергия на поддержание жизни. Сколько уже там времени прошло, что за это время реально изменилось.
Рассказ кажется урезанным донельзя. Но это ИМХО.
Ваша идея достаточно оригинальна. Исполнение несколько подкачало, но я пока не встречал таких тем, чтобы человек боялся проснуться по объективным причинам.
И вы в финале.
18. Минасян Татьяна
Сквозь стекло.
http://zhurnal.lib.ru/m/minasjan_t_s/steklo.shtml
Н-да. Читая этот финал, я уже в третий раз наталкиваюсь на очень женский вариант фантастики.
Можно даже поговорить о некой тенденции. Такие рассказы даже, наверное, можно выделить в отдельную книгу, я бы вот честно, напечатал бы ради одной идеи такого сборника.
Есть же мужской любовный роман. А тут женская фантастика.
Ладно. Это было отступление.
Я собственно спокойно отношусь, когда женщина пишет от лица мужчины, когда наоборот, получается гораздо хуже. Ну а тут...
Сначала небольшой косяк. В самом начале вы пишите про то, как ГГ мучается от безделья, играя в игрушки на компе, тупо убивая время. Буквально на этой же странице ниже вы пишете, что парень был лишён многих земных развлечений, но его это не смущало, потому что ему 'просто было некогда'. В конце рассказа он опять бьёт баклуши.
Но это мелочи. История про любовь человека и гуманоида, которые могут видеться через стекло, но никогда не будут вместе в силу того, что просто состоят из разных химических элементов и живут при разных давлениях и температурах. История про то, как эти двое пятнадцать лет работают бок о бок. При этом очень много души, и очень мало тела. Мужик, не парится по поводу того, что ему под сорок, а семьи нет, у него никаких эротических эмоций, даже снов. Физиологию убрали до объяснения химических составов тел и способов дыхания. И всё!
Подвиг гуманоида по отношению к человеку тоже рассматривается через призму этой странной любви.
У Стругацких есть рассказ про человека, который раз за разом начинает свою жизнь с детских лет. И доживает до предпенсионного возраста, при этом он помнит всё, что с ним было. Сама история всплывает, когда неким людям в руки попадает дневник.
У них он это делает по непонятным ему причинам, а у вас есть и причина, и научная база.
Ну...если есть машина времени, почему не может быть такой любви. Хорошая тема для любовного романа, я не шучу, очень востребованный продукт. Лично я всерьёз десятилетние ожидания, да ещё и раз за разом, воспринимать не могу. Но!
Роботы, которые 'как люди', это уж очень изъезженная тема.
Подача материала меня несколько напрягла, но это субъективно очень, кому-то может и нравится, когда так излагают.
Собственно претензия в том, что я не поверил. Понимаете, люди тянуться к людям. А не к роботам. И везде, где есть какая-то идея, есть и оппозиция к ней. А у вас этого нет вовсе.
Кроме того Ватсон - это аннотация к действиям Холмса. Он задает вопросы в духе: 'Как вы догадались' или ' А почему вы попросили его сделать именно так?' Он умный, понимаете?
Вышло в финал.
22. Томских Владимир.
Сломанный зонтик.
http://zhurnal.lib.ru/t/tomskih_w_j/zontik.shtml
Есть такие русские авторы, которые для того, чтоб показать некую фантастическую картину, обязательно дают людям нерусские имена, оправляют место действия за границу и своих героев некоторых человеческих качеств, причём массово. Например склонности к анализу, или к сопротивлению.
Зонтик штука хорошая, если всё можно делать одной рукой. А иначе плащ из поэлителена удобнее и надёжнее. И дешевле. У меня есть просто громадный зонт, но в ливень ботинки все равно забрызгивает.
В отличие от предыдущего автора у вас есть некая оппозиция, но она представлена уж очень слабо. Америка - страна, в которой нет привязки с пропиской. В ней города не обносятся стенами, а люди отдыхают в Калифорнии как наши в Сочи, и мало того, довольно часто имеют несколько мест проживания. Вспомните как у Кинга, некий негр, некоему мальчику в 'Сиянии' рассказывает, как он в несколько часов попадёт из зимы в лето. В общем, должен быть некий исход людей, должно быть ярко выраженное сопротивление. Должна быть инфа, теле, радио, интернет. А у вас в кафе без зонтика не обслуживают. А что делают? Скорую вызывают?
Вы можете мне сказать, что часто смотрели фильмы, в который маленькие городки запросто подвергаются похожему порабощению, и как правило некий герой там сопротивляется системе. Но! Я вам отвечу, что герой в таких случаях пришлый, а система включает в себя ВЕСЬ городок. А ваш ГГ - местный.
У меня нет претензий к подаче и грамотности изложения, но мне кажется, что неправдоподобно, потому что недоработано.
Добровольно оставаться в мире глюков и использовать это как дополнительную способность.
Н-да.
По поводу спроектированной и собранной машины. Либо добавьте описание, либо откажитесь от этой идеи. Был такой случай в Америке, мужику друзья по-пьяни разобрали до винта только что купленную им новую машину. Им на это понадобилось несколько часов. Ну тот тоже был с приколом внутри, решил сам собрать. Собирал год.
Рассказ вышел в финал. Думаю может занять призовое.