"Дошло до меня, о пресветлый султан", как говорила Шахерезада. До нее
постоянно все доходило с большим опозданием. Вот и до меня дошло.
что надо исполнить обещание и записать правдивые истории о том, что было
с Ходжой Насреддином на АльКадиме-97. Пока память еще хоть что-то
хранит, начнем же мы дозволенные речи...
Вот идет один верблюд
С грузом глиняных посуд,
На него глазеет люд: ай-яй-яй!
Как случалось очень многим,
Гордым стал четвероногий,
Позабыл глядеть под ноги
И споткнулся на пороге...
Ай, больно верблюда бьют! Ой-ей-ей!
* "не будем искать смысла", как говорил один мудрый учитель в нашем
(ал)химическом медресе. Просто Ходже надо было с чего-то начать входить
в роль, а вокруг еще не было игры - пришлось подключать воображение в
режиме "что вижу, о том и пою..."
Подрядил Насреддин
Ишака да в муэдзины.
Ой, тяжело на склоне лет
Тащить осла на минарет!
* Правда истинная, так и было, клянусь Аллахом! Правда, до исполнения
этой работы дело не дошло, т.к. деньги в оазисе кончились. Но мулла-то
уже согласился! А началось все со спора мимохожих акынов-ашугов-скальдов,
кто из них громче поет. Тут подошел Ходжа и доказал, что громче всех
поет его ишак - значит, ишаку и надо быть музыкантом да муэдзином...
В Индии, в Индии
Много чудес мы видели:
С утра до вечера, с вечера до утра
"Харе Кали-ма!" - "Кама-Сутра!"
* Был такой странный обычай в этой Индии. Говорят, Кали (почитаемое
божество у этих неверных) учит любить людей, а Кама-Сутра (еще более
почитаемое божество) учит, как. Ай, чему тут еще учить, а? Вот потому у
них столько всяких божеств и развелось...
(примечание. Да знаю я, знаю, каким способом любит людей эта самая Кали.
Я же говорю, "говорят". А если бы я сам на себе это испытал - как вы
думаете, что бы вы от меня потом услышали?)
Доводит до прострации
Искусство медитации:
У костра весь народ и слон
Ждут, когда загорится он...
* Вот я и говорю, эта Индия была полна странных обычаев. Сидит весь
народ Индии у костра, серьезно так сидит. Спрашиваю, зачем сидите? Говорят,
обедать пора, а мы еще завтрак готовим. Ай, говорю, замечательный мудрый
обычай: ведь что разоряет человека? Еда! А так сплошная экономия... Хоть
чертеж впору записывать: такой костер, что на нем еды и не увидишь! А
разжигать костер не пробовали? Говорят, пробовали. А дрова класть,
говорю, пробовали? Вот дрова, говорят, только они гореть не хотят.
Хорошо, говорю, сырые дрова - еще и на дровах экономия. А сухие не
пробовали? Да вот и ждем, пока эти высохнут, медитация называется...
Удивился Ходжа, сходил за пять шагов, принес на два дня сухих дров,
посмеялся над глупыми индусами и дальше пошел. А потом дошло до меня, о
пресветлый султан: ведь они пальцем не шевельнули, а у них все есть. А
Ходжа им все сделал и ничего не получил. Так кто дурак, а кто мудрец?
Вот то-то и оно. Медитация - великое искусство.
Хорошо твердить беспечно
О далеком и о вечном,
Если помнить и о близком:
Звездам - небо, плову - миска...
* Встретился Ходже ученый-ученый мулла, настоящий мудрец, и удостоил
Ходжу мулла (какая честь!) благочестивой беседы - о вечном, о звездах,
об Аллахе. А надо сказать, правоверные, что было то в Багдамаске, куда
Ходжу на плов пригласили. Так что беседа идет, а казан греется. А мы все
говорим, об Аллахе, о вечном, о звездах... А запах вкусный-вкусный, аж
слюнки мешают ученый разговор вести. Но ведь такая честь! Старается
Ходжа в меру скромной учености разговор поддерживать, а плов уже
поспевает. Разговор идет, о вечном, о звездах, об Аллахе, а плов уже
поспел! А разговор-то несуетный - о... все о том же, понятно? А плов
раздают уже, а мы все беседуем да беседуем по-ученому...
И тут мулла Ходже решил анекдот про Ходжу рассказать, и много о
себе интересного Ходжа узнал, а потом взглянул в казан - ай, последняя
горсточка на дне! - и так сказал:
- На верблюда надейся, а Аллаха привязывай: не допустит Аллах и я
не допущу, чтобы еще одну историю сложили - как Ходжа у котла с пловом
голодным остался!
Взял Ходжа жестяную посудину, наложил себе остаток плова и вернулся
к мулле беседовать. О вечном, о звездах, об Аллахе... Только теперь
Ходжа спокойно говорил, степенно так, а мулле слюна мешала...
Мне сказал свирепый враг:
"Смерть к тебе близка, как твой ишак!"
Ну а я не дурак, конечно -
Ишака прогнал поспешно!
* Истинно так и было. Когда один из братьев-бабуинов был казнен в
Бухаре, другой поднял всю Персию в газават на Бухару. Ай, какой наивный
народ эти персы - какому-то бодуину сразу так и поверили, а? Захотелось
Ходже поглядеть на это, оседлал верного ишака и потрусил. А навстречу уже
разгневанная толпа валит, и бодуин грозный вопрошает:
- Эй, старик, ты знаешь, кто моего брата убил?
- Да конечно, знаю! Сейчас расскажу. Располагайтесь и слушайте,
правоверные! Когда братья-бедуины воспользовались безлюдьем и ограбили
Бухару...
Бодунин встревожился:
- Эй, ты о чем?
- Так на твой же вопрос отвечаю! Так вот, когда братья-разбойники
ограбили мечеть и в мечети безоружного убили...
- Ты не о том говоришь! - покраснел разбойник и надулся. - Я же
тебя про смерть брата спрашиваю!
- Ай, не мешай! Хороший рассказ спешки не терпит, а я как раз к
этому самому месту подошел. Так вот, тогда состоялся суд, как положено
по нашим мусульманским обычаям... (а персы-то все слушают, слушают, и
даже думать уже пытаются!)... и был разбойникам-братьям приговор вынесен
по законам шариата, смертная казнь, как положено...
Разбойник уж совсем надулся, вот-вот лопнет, глазищи сверкают, щеки
раздул, бровями шевелит да локти в стороны разводит, прямо слона
перерасти собрался... Да как закричит:
- Берегись, старик! Твоя смерть к тебе близка, как твой ишак!
Испугался Ходжа, поглядел на своего серого, длинноухого, покрытого
шерстью:
- Серый, подвинься!
Плюнул бабуин и дальше помчался. А персы тоже пошли за ним, только
уже вроде как поумневшие немножко...
С этими же братьями-бабуинами еще раньше одна история была.
Разбойничали они, да и подстерегли на перекрестке Ходжу. Ай, попрощался
было Ходжа со своим скромным имуществом, а то и жизнью, да один из
бодуинов, кажется, Джебрай (все я их путаю и имена их странные путаю, ну
да какая разница?) решил еще и в остроумии с Ходжой потягаться.
Через минут надцать, когда разбойник в очередной раз над словами
задумался надолго, Ходжа пришпорил ишака и поскакал дальше. Тогда бодуин
очнулся (а пеший всадника уже догнать не мог, а верблюдов-то они еще за
барханом съели, да?) и крикнул вслед:
- Эй, Ходжа, а деньги?
- Да зачем мне твои деньги? - отозвался Ходжа с безопасного
расстояния.
Действительно, зачем?
У Алии в лепешечной
Полно всего хорошего:
И посуда медная, и новости последние,
Сладости вкусные,
Пироги искусные,
Много чая и щербета -
А самой хозяйки нету!
* Замечательная была лепешечная, лучше не бывает! И кого только там не
встретишь... Ай, знаю, кого не встретишь. Хозяйку!
Вот вспомнилось что на ум пришло, может, потом еще что вспомнится. Про
кого только не приходилось слышать в городах торговых и чайханах
придорожных, про кого только не слагались песенки-припевки у Ходжи...
Впрочем, знаю, про кого почти не было. Про того самого падишаха
персидского, который так на ходжу обижался. Ай, совсем будто не давал
покоя великому правителю великой страны бродяга без роду-племени, без
оружия, магии, денег, здоровья... Всего-то и было разве что у Ходжи -
язык да то, к чему этот язык полагается подвешивать. Голова, значит.
Нет, это падишах весь хлеб у Ходжи отбивал. Ну кому интересно
песенки слушать, когда простой рассказ забавнее стократ? Как падишаха то
убивали, то воскрешали, так что правоверные со счету сбились? Как по пять
динаров из казны платили всем, кто искренне и, главное, бескорыстно желал
его воскрешения? Как голым его видели или как слышали, что он с
крепостной стены себя во всеуслышанье необрезаным называл? Какие уж тут
песни сравнятся...
Только одна песенка про падишаха и вспоминается. Когда в Исфагане
места повелителю не нашлось:
У оазиса в песках
Бродит хмурый падишах.
Хочет услышать в Исфагане:
"А пошел ты в баню!"
Так и что тут настолько обидного?
А баня в Исфагане была, да, знатная. С прозрачными стенами из,
говорят, хрусталя чужеземного. Эх, так и не хватило Ходже времени
попарить старые косточки... Или поглядеть, как гарем чей-нибудь
парится...
Коль у правителя в гареме
Мальчик родился с зубами всеми
И смеется, не удержать -
Значит, и там побывал Ходжа!
Вот единственная песенка, в которой правды нет. Клянусь, нет правды!
Совсем! Что, не верите? Почему не верите? Ну то есть я о таком даже не
слышал ни на одном базаре. А если чего на базаре не говорят, так того и
не было, правда, правоверные?
Вот бежит один джигит,
И чего-то он кричит:
Ждет, мол, свадьбу Бухара!
Ай, кажется, мне куда-то пора!
Спасибо, правоверные, за чай и сладости, за лепешки и фрукты, ай,
вкусно-то как было! За разговоры мудрые да веселые - втройне спасибо. А
сейчас мне спешить надо. Эй, серый-длинноухий-покрытый шерстью!
Пошевеливайся! Нам не положено толстеть на месте, наш дом - дорога!