Аббас Ибрагим : другие произведения.

И врата ада не одолеют ее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. [Иван (Джованни) Витали]
  
  Весьма интригующий вопрос относительно этой фразы Христа, и интрига в том, что образ врат как бы не вписывается в образ натиска, наступления, что просится в представление по слову "одолевать", но врата это:
  воро́та
  1.
  Широкая дверь, а также створы для прохода, въезда (обычно во двор).
  2.
  Воткнутая в землю дужка или два столба с перекладиной, являющиеся местом, куда загоняют мяч или шар в разных спортивных играх.
  
  Допустим футбольные ворота как могут нападать, т.е. пытаться "одолеть"? Когда футболист подводя к ним мяч наносит удар по мячу, направляя в сторону ворот, и мяч должен залететь, попасть в промежуток между штангами. И будет засчитан зачетный гол команде, что послала мяч в ворота, она побеждает. Но сами ворота ведь не кидаются на мяч? Не накрывают его "тазом", вдруг соскочив со своего места, и пролетя по воздуху, накрыв всей своей сеткой. Вот, тогда ворота нападают, одолевают.
  У Христа сказано иначе, имеется в виду иное. С устойчивым ощущением, что врата должны "стать бабочкой" и гоняться за мячом по полю. Но (применим фразу Христа к данному футбольному примеру) врата не одолеют мяч! То есть... не смогут накрыть своей сеткой-"тазиком"?
  Мы должны понимать, что сложившийся тут образ абсурден. И вместо мяча у нас церковь, вернемся "на землю", перестанем летать футбольными воротами, в поисках момента одолевания мяча, когда уже можно будет накрыть сеткой ворот, одолеть.
  Однако, сказано, что церковь не попустит чтобы врата адские одолели ее. Или, более существенно сказать? Не допустит. Она святая. Христова.
  Как же церковь сие делает?
  
  18. и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...
  (Св. Евангелие от Матфея 16:18) /синодальный перевод/
  Для сравнения автоперевод:
  κἀγὼ δέ σοι λέγω ὅτι σὺ εἶ Пέτρος καὶ ἐπὶ ταύτῃ τῇ πέτρᾳ οἰκοδομήσω μου τὴν ἐκκλησίαν καὶ πύλαι ᾅδου οὐ κατισχύσουσιν αὐτῆς
  "А Я говорю тебе, что ты - Петр, и на сем камне Я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18) - разумеется, автоперевод порой чудит, и надо сильно вдумываться что там, как прочитать. Но автоперевод БЕСПРИСТРАСТЕН. Тут надо это слово прибить гвоздями к теме переводов Священного Писания.
  Итак, Петр - камень... духа? А что за камень Христос мог иметь в виду... Значит, Петр камень духа, и Христу нужно, чтобы он с другими поставил церковь на века, написали чтобы Евангелия, проповедали по миру слово Господне во Христе, в живой истине. Но как понять "камень духа"? Кстати, в Ветхом Завете есть еще упоминание неких "огнистых камней" в обители Бога на небе. Раскаленные камни Духа (Святого) - Божии замыслы для вечности, и один из таких "огнистых" суть земная Церковь, а тут, в образе Петра, просто камень, тоже духа. Никак иначе не понять на счет камня. Так же интересно то, например, что в древности евреи побивали за некий тяжкий грех камнями, и ничего как бы не изменилось в этом смысле: надо побивать; только КАМНЕМ СЛОВА. Ибо слово духовно.
  Посему, оба завета неразрывно связаны, они суть одно, и Новый дополняет Ветхий, поясняет, уточняет духовные вопросы Божия промысла.
  
  Итак, врата ада церковь не одолеют.
  "Вот стена, вот ограда, вот укрепление, вот пристань и прибежище! Несокрушимость этой стены ты можешь видеть из следующего. Христос не сказал, что только нападения людей не одолеют ее, но и самые злоухищрения ада: 'врата адова', говорит, 'не одолеют ее'. Не сказал: не будут нападать на нее, но: 'не одолеют ее', - будут нападать, но не победят ее". Свт. Иоанн Златоуст.
  Дальше рассуждения о вратах, в принципе несколько словарное описание понятия "врат".
  "А что значит: 'врата адова'? Может быть, это выражение не ясно. Рассмотрим, что такое ворота города, и тогда узнаем, что такое 'врата адова'. Воротами города называется вход в город; следовательно, и 'врата адова' есть опасность, ведущая в ад". - Ну вот, это вход в ад. Ибо врата как еще понять? Это проход, вход. Опасность, говорит служитель духовный. Да, нам же не надо представлять хлипенькую дверь сколоченную из досок, и поставленную закрывать вход в некую яму из которой и скрип, и вопли, и смердение... тут как бы всё сложнее на деле.
  В общем, врата не одолеют, - как сказал-заповедал Спаситель.
  Дальше рассуждения отца церкви: "Таким образом, смысл слов Его следующий: хотя бы устремились и напали такие опасности, которые в состоянии увлечь нас в сам ад, церковь останется непоколебимою". Дальше толкованием дается смысл укрепления в непогрешимости, и потому Христос допустил, чтобы церковь подвергалась нападкам (опять смысл скачущих или летящих врат, что сорвавшись с места стремятся напасть; образ довольно неудобоваримый, но он дан Христом, и служитель поясняет, ибо должен пояснить): "Он мог не допустить, чтобы церковь испытывала бедствия: почему же допустил? Потому, что гораздо важнее допустить искушения и сделать, чтобы от них не происходило никакого зла, нежели не допускать их. Поэтому Он допустил все искушения, чтобы сделать ее опытнейшею, так как 'от скорби происходит терпение, от терпения опытность' (Рим. 5:3-4). А чтобы больше показать свою силу, Он исторгает ее из самих врат смерти. Для того Он и допустил быть буре, но не допустил, чтобы утопала ладья" (Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских).
  
  Значит, Христос допустил искушения, то есть, люди греховны и подвержены искушениям, с которыми борются, особенно люди верующие. То есть, врата "хотя бы устремились и напали" (таща в ад), "церковь останется непоколебимою". И еще там смысл гонений присутствует (в толкованиях вообще), ибо сие есть правда, гонения были на церковь. Но кого в этом мире не гонят, конфликт на конфликте, войны... Общий смысл ясен: врата даны в образе нападающего нечто, и так вроде бы сказал Сам Христос, во всяком случае так Его поняли, хоть и коверканный какой-то образ... неадекватный, что ли, или как его называть?..
  Врата вот стоят, а вот они уже сорвались с места, устремляются, и нападают.
  Скажем... На бегущего футболиста кинулись врата и он в ужасе проснулся...
  Христос подал некий важный смысл в образе врат.
  Которые должны стоять как влитые, вмонтированные в проход, и даже не шелохнутся, ибо их прочно ставили, ибо таково предназначение ворот: стоять прочно, такова их суть. Но они... "устремляются"! Они "нападают"! Речь только об образе. И что тут не так? Христос же истина! Как Он мог дать нелепый образ, что-то важное поясняя? Представим, что мы объясняем прохожему как пройти к банку. Мы показываем рукой в нужном направлении, вдоль автострады, и чуть в сторону, повернуть надо будет через пять домов влево, и там арка... Нет. Мы объясняем по-другому. Мы сделали руками "пых", показав будто что-то взорвалось, имея в виду, что там фонтан рядом: "И вы найдете искомое, потому что от воды свежо!"
  В общем, это попытка передать кажущуюся смысловую нелепость образа, данного Христом. Но понятно, что "тут что-то не так просто".
  
  В общем, врата, если они под напором с другой стороны, и мы не хотим впустить нечисть к себе, которая давит, что врата аж трещат... мы упираемся всем весом, руками, ногами... и держим врата. Они не растворятся, не раскроются, мы удержим.
  Видимо, это имелось в виду Христом. В этом смысле церковь святая.
  
  Врата не нападают, то что "не одолеют" надо понимать несколько в ином смысловом ракурсе.
  Их надо держать. И тогда не одолеют. Но церковь веками подавала верующим смысл, что врата "хотя бы устремились и напали", но в ад не увлекут, не утащат.
  Однако... Они сами ад! В них из ада нечисть давит, стремясь в мир. Сейчас треснет там, и распахнутся, и вал черноты бесовской на тихие улицы городов... прям из-под земли адской... (это только образы, для уяснения).
  В пояснениях отцов церкви врата устремляются (что является неадекватным образом, ибо они должны стоять как влитые, это общий по миру смысл любых врат), и нападают.
  В образе поданном Христом... суть удержания врат, чтобы не распахнулись? Ну, может быть можно тут принять (для распахивания) смысл нападения... Да, может быть... Все-таки "нападают", стремясь раскрыться и выпустить адское зло на мир. Что святая церковь должна была предотвратить.
  
  Такая парная схема образа:
  
  Церковь - врата нападают, но не увлекут в ад.
  Церковь - удержит врата, чтобы не распахнулись.
  
  Христос имел в виду, наверное, второе. И там про ад для церкви нет и мельком мысли. Святая Церковь оберегает мир от адского нашествия из глубин мирских, бесовских, она держит в упор врата, чтобы были закрыты.
  
  Образ "нападают и не увлекут" был дан специально пастве в древности?
  Чтобы люди могли сами понять-разобраться...
  
  Очень интересный древний метод "активного урока". Не говорим сразу как есть, а несколько обобщенно, даже абстрактно, но все более цельно и конкретно, пока у обучающегося не возникнет, под нашим наблюдением, правильный смысл, и глубоко в нем, ибо обучающийся старался сам: вникнуть, ибо недоумение от образа "нападающих врат" для умственно здорового человека вполне естественно. И человек старался понять образ правильно, и действительно получилось понять, ибо врата не могут скакать-летать-нападать, а вот держать их чтобы не раскрылись - совсем другое дело. Аллилуйя! У церкви много полезного можно почерпнуть для методов образования в школе, но это к слову.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"