Кандалинцев Виталий Геннадьевич : другие произведения.

Знать, для чего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Чтобы что-то оценивать, надо знать, для кого и чего это "что-то" предназначено. Особенно тогда, когда "что-то" может быть многофункциональным, использоваться в разных ситуациях и контекстах. В известной степени это относится и к моим разработкам.
  
  Этика православного предпринимательства
  
  Лет пятнадцать назад я написал небольшой текст под названием "кодекс православного предпринимателя" и выложил его в интернете. Это было некоторое приблизительное и предварительное структурирование темы. Рассматривал его как сигнал, посылаемый потенциально заинтересованным в этой теме. И не только предпринимателям. Подобные вопросы могут интересовать ученых-культурологов, консультантов по корпоративной этике, православную молодежь, активно формирующих свои взгляды на жизнь, священников, преподавателей и т.д.
  Довольного долго никакого отклика не было. Но затем мне написал предприниматель Сергей Шарапов и предложил совместно доработать кодекс. Такая работа была проделана (при эпизодическом участии еще 1-2 человек) и "Этический кодекс православного предпринимателя" под редакцией С. Шарапова сегодня хорошо известен (ссылка).
  О реакции на этот документ можно судить по материалу в Правмире (ссылка). Если вы прочитаете этот материал, то увидите, что разброс мнений довольно значителен. Кто-то пренебрежительно отмахивается от такого рода кодексов, кто-то высказывает вполне конкретные пожелания по структуре и содержанию, кто-то приводит примеры крупной благотворительности предпринимателей, как бы намекая, что "давать надо больше, а не разговаривать об этом".
  Минус данного обсуждения в том, что в нем не приняли участие сами предприниматели. А ведь у них может быть и свой взгляд на свое служение, отнюдь не ограничивающийся одними материальными вопросами. Кодекс для них может быть информацией к размышлению для последующего перехода к действиям.
  
  Переход к действиям
  
  Три года назад мне написал предприниматель Андрей, директор небольшой строительной компании. Он хотел, чтобы на его предприятии реализовывалась православная программа, и искал информацию по данной теме. Я выслал те материалы, которые у меня были, а также написал письмо, в котором счел возможным дать некоторые рекомендации. Привожу его с незначительными сокращениями:
  
  Бог в помощь! Как директор, Вы человек занятой. И возможно, у Вас не будет времени разбираться в подробностях тех материалов, которые я прислал. Тем более, что для небольших компаний не следует ничего переусложнять. Для фирм с числом занятых до ста человек я бы рекомендовал такую схему:
  
  1. Сначала в трудовом коллективе озвучивается, что компания будет вести этический бизнес. Этический принципы, нормы и ценности раскрываются в небольшом (2-3 страницы) документе. Назовем его условно "Этический кодекс фирмы". Он не содержит ссылок на религиозные источники, а просто перечисляет те качества и модель поведения сотрудников, которые фирма будет поощрять к добровольному применению. Например, может приветствоваться принцип профессионального совершенствования. Зачем нужен этот документ? - Для того, чтобы подчеркнуть, что фирма не будет проводить дискриминацию сотрудников по религиозному или мировоззренческому признаку, и предлагает всем сотрудникам определить свое отношение к корпоративной этике независимо от особенностей личного мировоззрения.
  
  2. Одновременно озвучивается, что для все желающих будет действовать специальная часть "Этического кодекса фирмы". Эта специальная часть посвящена православному осмыслению того, что написано в кодексе для всех. Например, принцип совершенствования будет раскрываться и обосновываться с точки зрения заповеди Христа "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Соответственно, в специальной части и будут называться православные добродетели, о которых Вы писали.
  
  3. Далее принимается План действий в поддержку специальной части Этического кодекса фирмы. Эти действия могут носить просветительский характер и включать приглашения священников для бесед, организацию круглых столов с участием православных предпринимателей и экспертов (в том числе по скайпу) и т.д. Основная задача - обеспечить формирование интереса сотрудников к Православию и православной этике. Можно также обозначать позицию, что План действий - в интересах самих сотрудников, в том числе и некоторая помощь им в духовных вопросах. А не использование Православия с целью побудить сотрудников, так сказать, "работать больше за меньшую плату". Опасения того рода довольно часто возникают у наемных работников.
  
  4. Наконец, по прошествии некоторого времени, нужно оценить, насколько привился этический подход в компании, значим ли он для сотрудников. Если да, тогда пришло время внедрять личные этико-трудовые планы сотрудников (и общий этико-трудовой план фирмы), которые объединяли бы профессиональную и духовно-нравственную деятельность. Например, по формату триединого труда, описание которого есть в моей ранее названной статье.
  
  С уважением,
  Виталий Кандалинцев
  
  Вместо резюме
  
  Этический кодекс и аналогичные документы приобретают практическое значение тогда, когда они "настроены" на цели и задачи, которые ставит перед собой конкретный предприниматель. Поэтому, с моей точки зрения, общедоступные варианты кодексов есть прежде всего публичный запрос на инициативу со стороны предпринимателей. Если ответа на такой запрос нет, то и волноваться по этому поводу не надо: есть много других, не менее важных сфер деятельности.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"