Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
11. О возникающих проблемах
Преп. Никодим Святогорец предупреждает и о возникающих проблемах. Одна из них заключается в том, что нам свойственно желание благополучной жизни, и от этого мы можем слишком сильно желать освобождения от претерпеваемых скорбей. Однако основное правило здесь заключается в том, чтобы:
...благодушно принять все, что благоугодно будет Богу наслать на нас, не поблажая самолюбивому желанию непрерывного благобытия, которому невозможно быть на земле, так как оно есть удел будущей вечной жизни (с.281).
Невозможность полностью безоблачной земной жизни и необходимость через искушения вырабатывать необходимые качества души должны подвигать нас к терпению и духовному совершенствованию. Если начинаем преуспевать в этом, то враг:
...преобразуется в ангела светла и то мнимо благими помыслами, то изречениями Божественного Писания, то примерами святых возбуждает неблаговременно и не по силам принимать непомерные подвиги к духовному совершенству, чтоб, когда мечтаем стоять на верху его, низринуть нас в бездну падения (с.282).
Умеренное движение по пути стяжания добродетелей является, как бы сейчас сказали, оптимальным. Эту оптимальность враг стремится разрушить, навязывая нам непосильные дела якобы во имя совершенства. Непосильность предпринимаемых дел вдруг прорывается крайней немощью в тот момент, когда нам кажется, что мы уже близки к совершенству: возникает усталость, апатия, неспособность даже к малым делам и равнодушие к добродетели. Равно следует избегать и противоположной крайности, т.е. нежеланию подъять даже небольшие труды ради движения к совершенству. Следующая проблема - это наша склонность к осуждению других. Старец говорит:
Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие. А тут еще и всезлобный враг наш, видя в нас такое недоброе расположение, бодренно стоит близ и, открывая очи наши, научает зорко смотреть за тем, что делают и говорят другие, делая из сего заключения, какие потому у них мысли и чувства, и по этим предположениям составлять о них свое мнение, чаще всего недоброе, с возведением сей недоброты в закоренелый нрав. Не замечают и не видят эти судьи, что самое начало осуждения - подозрение худобы в других - печатлеется в мысли действием врага и им же оно потом раздувается в уверенность, что они и действительно таковы, хотя на деле ничего такого нет (с.287-288).
Горько сознавать, что наше осуждение других, которое нам в душе кажется столь обоснованным, является продуктом нашего высокоумия и бесовской прелести. Но это так, и потому надо выработать в себе умение не осуждать, а рассуждать. Старец советует:
...возведи очи ума твоего к непостижимым и дивным судам Божиим и увидишь, как многие люди, бывшие прежде пребеззаконными, потом каялись и достигали высокой степени святости и как, с другой стороны иные, стоявшие на высокой степени совершенства, падали в глубокую пропасть (с.291).
Этим и другими подобными рассуждениями мы способны убедить себя и нейтрализовать высокоумие и вражеские уловки.