Кандалинцев Виталий Геннадьевич : другие произведения.

8. О методах врага

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Учение Никодима Святогорца (по книге "Невидимая брань")
  
  8. О методах врага
  
  Преп. Никодим Святогорец говорит о необходимости поддерживать мир в душе. Это дает нам возможность ясно мыслить и разумно действовать. С другой стороны, душевный мир предоставляет и защиту от врага, который часто использует именно возмущенные состояния души для своих нападений. Поэтому важно:
  
  ...не допускать, чтобы какие-либо случайности текущей жизни возмущали сей мир... поддавшись им, человек теряет самообладание и лишается возможности ясно понимать события и верно видеть подобающий образ действования, а то и другое дает врагу доступ взволновать его еще более и направить на какой-либо шаг, трудно поправимый или совсем непоправимый (с.193-194).
  
  Действия врага разнообразны и определенным образом соответствуют нравственному состоянию человека. Другими словами, враг выбирает для борьбы с нами то оружие, которое представляет для нас наибольшую опасность. Нужно знать пять состояний души, чтобы понимать замысел врага. Старец указывает:
  
  Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжании добродетелей, попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что несмотря на то, все еще идут к совершенству; другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные самую добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя (с.203-204).
  
  Вдумаемся в данную классификацию. Несмотря на различия, все перечисленные состояния души оцениваются отрицательно. Следовательно, враг будет стремиться либо удержать нас в одном из этих состояний, либо подтолкнуть к вхождению в него. Для первого состояния характерно удерживание:
  
  Когда диавол держит кого в рабстве греху, то преимущественно заботится о том, чтоб все более и более омрачать его духовным ослеплением... Ослепление это укореняет в нем навык и непрестающий позыв все грешить и грешить, так что он несчастный, влекомый от дела греховного к большему ослеплению и от ослепления в большие грехи, кружится, как в водовороте, и прокружится так всю свою жизнь до самой смерти, если не привнидет особенная Божия благодать во спасение ему (с.204-205).
  
  Нахождение в рабстве греху наиболее плачевно для человека, так как он не только грешит, но и не помышляет о выходе из греховной жизни. Такой человек не видит в каком состоянии он находится, и потому враг более всего заботится, чтобы он это и не увидел, или увидел крайне смутно. Всякое отвлечение от размышления о грехе и видения собственной греховности затягивает грешника еще глубже в водоворот грехов. И здесь только свет особенной Божией благодати может разорвать узы мрака и направить человека к спасению.
  В этом случае под действием благодати человек приходит к познанию худости и бедственности своей жизни. У него появляется желание исправиться, но враг уже держит наготове другое оружие:
  
  Тех, которые познали худость и бедственность жизни, которой живут, враг успевает удерживать в своей власти наибольшею частию следующим простым, но всесильным внушением: "После, после, завтра, завтра". ...Такие решения всегда оказывались обманчивыми, и многие-премногие, понадеясь на них, оставались потом нераскаянными до конца жизни, по разным причинам.
  а) Первая та, что собственные наши решимости не бывают основываемы на неверии себе и на крепком уповании на Бога, почему не бываем чужды гордостного о себе мнения, неотложным следствием которого всегда бывает удаление от нас благодатной Божией помощи и вместе с тем неизбежное падение. ...
  б) Вторая та, что при таких наших решимостях имеется в виду преимущественно красота и светлость добродетели... причем, конечно, трудная сторона добродетели ускользает из внимания. ...
  в) Третья - та, что добрые возбуждения от сна греховного не только неохотно опять приходят, быв оставлены без исполнения, но и, когда, приходят, не производят уже того действия на волю, которое оказали в первый раз (с.207-211).
  
  Отлагание исправления на завтра нам часто кажется несущественной потерей времени. Уж если годами не исправлялись, то еще день или неделя никакого особенного значения не имеют. Но дело здесь не столько во времени, сколько в особенностях этого второго состояния души. Эти особенности приводят к тому, что процесс отлагания исправления совершается изо дня в день и может продлиться всю жизнь. Преп. Никодим точно указывает эти особенности: решение об исправлении не принимается на крепком уповании на Бога, трудная сторона добродетели ускользает из внимания, порывы к исправлению с каждым отлаганием становятся все реже и слабее...
   И все же действие особенной Божией благодати может вывести нас не только из первого состояния, но и помочь преодолению второго. Тогда человек прекращает откладывать добрый путь на завтра и становится на него уже сегодня и сейчас. В ответ на это враг обрушивается со всех сторон. Старец говорит:
  
  ...святые отцы изображают такого обстреливаемого со всех сторон: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади - отовсюду летят на него стрелы. Стрелы сверху - внушения чрезмерностей непосильных в трудах духовных; стрелы снизу - внушения умалить или совсем оставить такие труду по саможалению, нерадению и беспечности; стрелы справа - когда враги, по поводу каких-либо добрых начинаний и дел, ввергают в искушение и опасности падения; стрелы слева - когда враги явные представляют соблазны и влекут на грех; стрелы спереди - когда враги искушают и смущают помыслами о том, что имеет быть; стрелы сзади - когда они искушают и возмущают воспоминаниями о прошедших делах и событиях (с.213-214).
  
  Любой ценой враг старается нарушить умеренное течение добродетельной жизни, домогается придать ей то или иное свойство неумеренности и вывести нас из равновесия. Постоянно переменяя "стрелы", он добивается от нас ошибок: чтобы мы уклонялись от совета опытных, тщеславились и приписывали себе успехи в ситуации, когда враг нас на время оставляет именно для того, чтобы мы восприняли временное спокойствие как свой успех; чтобы мы, наконец, метались между непосильными трудами и нерадением. Старец отмечает:
  
  С такими... искушениями - чуждаться и совета и руководства других, приписывать себе успехи, замышлять о чрезмерностях и послаблениях - враг не в начале только доброй жизни подступает, но делает попытки к таким внушениям и в продолжение всей ее (с.218).
  
  Вот почему путь добродетели нелегок. И при постоянстве в добрых делах нам не гарантирован мир и покой, ибо враг, отступив, собирается на нас снова и снова. При этом он стремится расстроить и всякое частное дело:
  
  Тут он не на всю жизнь вооружается, а действует урывками против всякого частного дела, которое начинает и делает добрый христианин по Богу. ...Ко всякому делу он подогревает и хлопочет, нельзя ли как-нибудь помутить течение дел наших и вместо должных навесть или сбить на дела недолжные: то бросается помешать самому начинанию их; то, когда они начаты, покушается пресечь течение их; то, если в этом не успевает, хлопочет сделать исполнение их и совершение никуда не годными; когда же и в этом посрамляется, то злоухитряется отнять всякую у них пред Богом цену, возбудив тщеславие и самомнение (с.219-220).
  
  То, как действует враг в целом против нашей жизни, так он действует и против каждого конкретного доброго дела - пытается сорвать начало, пресечь течение или сделать совершение и исполнение никуда не годным. Если в этом не преуспевает, то пускает в ход свое последнее искушение:
  
  ...враг, когда видит, что все его покушения совратить тебя на зло безуспешны, идет потихоньку вслед тебя и ублажает, как живущего во всем богоугодно. Вот это и есть последнее его искушение. Отзывается это вражье нас величание самомнением, самочувствием и самодовольствием; а от них порождаются тщеславие и гордость, из коих тщеславие снедает всю цену дел наших, если есть какие добрые, а гордость делает нас противными Богу (с.226).
  
  Во всех искушениях необходимо держаться смирения и обращаться к Богу за помощью. Без этого враг легко низлагает нас и держит в заключении одного из пяти вышеназванных состояний души, которые указывают на его победу.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"