Аннотация: Несколько мыслей про Соловья-разбойника.
А вот Соловей-разбойник... А что Соловей-разбойник? Мужику конкретно не повезло.
Во-первых, ему не повезло, что ему на жизненном пути попался Илья Муромец, и он прибил Соловья к такой-то матери, применив при этом минимум усилий - но это ещё полбеды. Ведь во-вторых, никто и никак не знает, а как этот Соловей-разбойник выглядел?!
Нет, серьёзно, и в неофициальной, и в официальной иллюстрации, Соловей Одихмантевич, (не путать с Соловьём Будимировичем - это, как будто, отдельный от разбойника персонаж былин, и он известен ещё меньше), изображается, когда как - то как человек, а то как и монстр.
С одной стороны, былинный супостат Ильи Муромца сидит на девяти дубах, вроде как и в гнезде, и ревёт по-звериному, шипит по-змеиному, свистит по-птичьи с известным результатом - а с другой стороны у него есть дом, семья, дочки, зятья... ну всё, как у людей. Больше того! Когда Илья Муромец Соловья сшиб, связал, и привязал к седлу своего коня, и стал приближаться к дому разбойника, старшая дочка Соловья подумала, что это Соловей-отец, наоборот, приближается верхом, т.ч. внешне наш товарищ вполне не только антропоморфен, но и вполне славянин тоже - или это у Ильи Муромца внешность не до конца славянистая?
Вот ещё насчёт Ильи Муромца и славян... в некоторых былинах, у Ильи были "отношения" с богатыршей Златогоркой, и у последней родился сын; в одних версиях - Сокольник, а в других - Жидовин, т.е. полу-славянин, полу-хазарин, иудейского вероисповедания, а не христианского. Угу, и то, что Илья этого Сокольника-Жидовина убивает, не делает эту историю ещё краше; вот её группа Мельница экранизировать наверняка не будет.
...Её в советскую эпоху экранизировали. Ну, как экранизировали? Поставили полномасштабный фильм про жизнь и деяния Ильи Муромца; Добрыня Никитич и Алёша Попович там тоже есть, но меньше; они проявляются по-настоящему только под конец, когда они вместе с Ильей и Сокольником побеждают Змея Горыныча, который работает на Орду; скорее татарско-мусульманскую, нежели на иудейскую, ну и ладно. Фильм вполне хороший, не хуже, чем современные, но там Сокольник именно Сокольник, а не кто-то ещё, (см. выше). Возвращаемся к Соловью?
Да что там Соловей - всё на том же месте: его Илья победил, в Киев привёз, (по ходу прибил и старшую дочь Соловья, а то последняя по ходу стала железными досками кидаться - пришлось разбираться), приказал он князю Владимиру, (Красно Солнышко, а то Владимиры есть разные), и княгине посвистеть в пол силы - но истинно творческим людям указания не к чему, Соловей вдарил в полную силу, и всем поплохело - кроме Ильи, который выволок Соловья из княжеского терема и теперь уже зарубил полностью. А что вы ожидали? Соловей - это вам снегирь, он дрессировке не поддаётся! Чего-нибудь ещё?
Да, Див. В "Слове о Полку Игоревым" есть и такой эпизодический персонаж. В приблизительно первой части "Слова" Див кличет сверху дерева, кричит-предупреждает половецкую степь о приближении полка Игорева - и всё. Как он выглядит - неизвестно; кто, или что, он такое - непонятно: не то древний, языческий бог-демон, не то какая-то птица; зато голос у него - ого-го: на всю землю половецкую, ну чем это не Соловей-разбойник?
А во второй, тоже приблизительной, части "Слова" Див тоже упомянут - мол, нашла хула на хвалу, а нужда - на волю, а Див упал на землю - не то с неба, не то с дерева. Соловей-разбойник тоже падает на землю - Илья Муромец сшиб. Это к чему?
Да к тому, что у Соловья-разбойника и у Дива из "Слова" есть общие черты. Оба бесформенны, имеют и птичьи, и не-птичьи черты. Оба - враждебны славянам. Оба - имеют сверхъестественно громкие голоса. Оба сидят на деревьях, и оба падают на землю, пускай и при разных обстоятельствах: Соловья сбил Илья, тогда как конкретные обстоятельства падения Дива непонятны. Т.ч. да, возможно схожести Соловья с Дивом натянуты, но может они всё же были родственниками?