Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Про "эпик: Мюзикл"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

   Про "Эпик: Мюзикл"
  
   В декабре ушедшего 2024-ого года произошло некое событие: был закончен "Эпик: Мюзикл", или, если хотите, "Эпос: Мюзикл". Что за эпос? "Одиссея", родная.
   Что тут можно сказать? И песни, и певцы, и музыка заслуживают похвалы; учитывая, что это начиналось как этакой курьёз на ТикТоке, (и куда мы теперь без него?), то мюзикл получился вполне шикарный, вполне достойный "Одиссеи".
   Первое произведение по мотивам "Одиссеи" было написано ещё во втором веке нашей эры; оно называется "Истинная история" и вышло из-под пера Лукиана из Самосаты, эллинизированного сирийца; в ней гг. и его друзья путешествуют по космосу (я не шучу), и, помимо прочего, передают Калипсо письмо от Одиссея, в котором он-де раскаивался, что с ней не остался и т.д. Учитывая, что автор открыто говорит, что вся эта новелла лживая, верить этому не надо, хотя, учитывая, что и сам Лаэртид был архилукав, тем не менее...
   Вернёмся в наш, 21-ый век? Так, в наши дни мы уже летаем в космос, хотя и не совсем так, как это представлялось Лукиану сотоварищи. Другое дело, что мы летаем в космос теперь буквально, а не только в своём воображении. Пауза.
   Лукиан был довольно сложным человеком, мы знаем о нём немногим лучше, чем о Гомере, и похоже, что он был скорее язычником, чем нет. Наша эпоха отмечена упадком христианства, и ростом не то атеизма, не то неоязычества, не то просто язычества... а! Религиозной демократии, вот чего! Кто во что хочет, тот и верит.
   ...Сложность в том, что с верой всё не так просто, плюс Запад-то поднялся как христианский мир, а не как языческий; Римская империя изначально была языческой, таки-да, но она приняла христианство довольно быстро...и это ничего не изменило: западные европейцы как были более проворными и предприимчивыми, чем восточные, так и остались... Одиссей тут где?
   Да там же! Он и проворный, и предприимчивый, и в воде не тонет, (у Гомера), и в огне не горит, (вернее не сгорает, у Данте). Он всё время в движении, всё время видит чего-то новое, и "куда, Одиссей? От жены, от детей - шла бы то домой, Пенелопа!"
   ...Это, вообще-то, конкретная ложь: у Гомера Одиссей почти всё время стремился домой, на родную Итаку, к семье и сыну; по большому счёту, его отвлекла только Кирка-Цирцея; в "Эпосе" Одиссей верный муж и семьянин, он хочет только жену, но у Гомера Одиссей достаточно свободно жене изменял и с Киркой, и с Калипсо, (другое дело, что под конец ему Калипсо просто надоела, и он как-то захотел обратно к жене). ...Фишка в том, что Огигия Калипсо - это прямая противоположность Итаке, а вот Эйя Цирцеи - скорее искажённый двойник Итаки, и сама Цирцея - двойник Пенелопы.
   Всё дело в свиньях. Почему именно они? Видимо, матросики Одиссея-Улисса, добравшись до вина и нимф повели себя так по-свински, что Кирка, титанида, дочь Гелиоса, решила довести дело до конца и окончательно их оскотинила. Тут пришёл Одиссей, весь из себя такой героический и эпохальный, и с божественной помощью он Цирцею саму заломал, и на диванчик тоже, не мучаясь. Да и отчего бы? Мораль вообще, и идея, что супружеская идея - это не хорошо, это к монотеистам; у язычников-пантеистов это всё было развито гораздо слабее; читая собственно "Одиссею" Гомера в простом переводе, (а не в адаптации), понимаешь, что Одиссей был силен, вынослив, хитер, умён - а ещё весьма жесток и достаточно аморален. Поэтому его его поданные и не любили, (помимо прочих причин). Пенелопа же... содержала примерно 108 женихов, которые вроде бы вели себя ещё хуже матросов Одиссея, но даже у Гомера кое-где проскальзывает, что Пенелопа рулила ими не хуже, чем Цирцея - своим двором. Не зря, видно, Одиссей открылся Пенелопе в последнюю очередь - видно, он ей не доверял, и имел на это причины.
   А кому он открылся, помимо своего сына? Своему свинопасу и его друзьям. Хоть тресните, а со свиньями у Одиссея (и у Гомера?) были какие-то непростые отношения...
   (Кстати, а где Цирцея жила? По реалистичной точке зрения - у берегов Италии. Не так уж далеко от Итаки, да и качественной разницы там тоже не было - Итака была ещё тем захолустьем, учёные до сих пор не решили где она была, и т.д.)
   Э, мы отвлеклись? Как сказать. Главный создатель "Эпика", Хорхе Ривера-Херранс, скорее монотеист, (более-менее), чем наоборот, т.ч. его Одиссей, во-первых, жене своей не изменяет, а во-вторых терзается духовно, прежде чем пожертвовать экипажем своего последнего корабля, скажем, лишь бы только поскорее к жене. Он довольно часто, к слову, впадает в гордыню, и получает из-за этого "по шапке", пока не возвращается к Пенелопе гол как сокол... и убивает всех женихов собственноручно, сам по себе.
   Очередная отсебятина? Не совсем. Смотря на сам "Эпик", возникает ощущение, что Хорхе всё же просмотрел фильм Кончаловского, хотя бы по диагонали с одной стороны, а с другой почитал Бернарда Эвслина.
   Бернард Эвслин (1922-1993) был американским автором; сейчас он забыт, но ещё в 90-ые он был известен... в основном своим циклом "Monsters of Mythology", где он перерассказал многих чудовищ, от Амика, царя бебриков, (его аргонавты победили), до Сфинкс, (где он все сделал исключительно своим). Но для нас важно то, что в 1961-ом году он выпустил свой пересказ "Одиссеи", где Одиссей как раз и побеждает всех женихов практически сам по себе, а Телемах и пр. только мешаются.
   ...Это пошло ещё с Гомера, когда Одиссей совершал де-факто невозможное для простых смертных - не важно, если речь шла о Сцилле с Харибдой, (у Гомера они вместе, в "Эпике", как и у Кончаловского, скорее раздельно), или о женихах.
   Вот кого в "Эпике" нет совсем, так это феаков - древнегреческий вариант светлых эльфов, которые помогли Одиссею в самой последней части его Одиссеи - и вообще, вся итакийская часть "Эпика" обработана больше всего.
   Итак, ещё раз. У Гомера большая часть "Одиссеи" - конкретно о приключениях главного героя на Итаке; у всех остальных - как правило нет. В "Эпике" Итака - это только последняя из сцен, которые и составляют этот мюзикл, и сюжет там наиболее гол - у женихов кончается терпение, они хотят их всех там убить и изнасиловать, и тут орлом влетает Одиссей, всех расстреливает-зарубливает, а потом идёт и наконец-то встречает Пенелопу. Мюзиклу конец.
   Скажу честно - тут к Болливудской атмосфере "Эпика" примешалась ещё и некоторая спешка, такое ощущение есть. Ведь в декабре 2024-ого года вышло "Возвращение", (The Return), новый фильм про Лаэртида же: он выдержан в жанре исторического реализма - нет не богов, не чудовищ с магами; есть Одиссей, который должен убить женихов - они там просто какая-то шайка оккупантов - и освободить Пенелопу. (Телемах там больше только мешается). Кстати, там у Одиссея есть хотя бы один корабль с экипажем - а поскольку в этом мире сверхъестественного нет, то где он был, на каком острове, пока Пенелопа разбиралась с женихами - неизвестно.
   (Цирцея, которая якобы жила у берегов Италии согласно древнеримским авторам, ухмыляется и над Пенелопой издевается).
   Так вот, весь вклад, который Хорхе вложил в свой мюзикл, может окупиться - вроде бы уже и фильм по нему делают, и компьютерные игры, и т.д. - и терять это к "Возвращению" ему не захотелось. Вот он несколько и поторопился.
   Да и что такое важное он исключил? Как Одиссей с бомжом местным боролся? Это ведь канон - вот прибыл Одиссей на Итаку, проник во дворцовый двор, а там и в зал для пиров, изображает из себя, значит, самар-ка-кандского купца Керима, который всё потерял, должен всё возместить, ищет себе спонсора, подайте люди добрые, все воздастся вам сторицей - и тут приходит местный бомж и побирушка, и начинает Одиссея прогонять - "Понаехали тут!"
   После Полифема и т.д. Одиссей смотрит на этого биндюжника как солдат на вошь и уговаривает его по-хорошему, поделиться, нам обоим хватит - но тут вмешались женихи, и решили, а пускай побирушки подерутся - победитель получит не то свиную голову, не то окорок, (нет без свиней в "Одиссее" никак!), т.ч. пришлось Одиссею с местным бомжом бороться. (В "Возвращении" этот эпизод есть, и гораздо более серьёзно там обстоит, чем у Гомера). Спойлеры: Одиссей победил, но вот в "Мюзикле" решили, что там можно без этой истории обойтись - и обошлись. См. выше. Чего ещё?
   Ну, Болливуд - поют почти все, кроме лестригонов и Харибды, кажется. Поют все, кому можно и нельзя. Сцилла, скажем, поёт. Она ж у нас "чудовище обло, обзорно, стозевно и лаяй", а только свой музыкальный номер у нее есть. Ну, Болливуд - плюс политкорректность, т.с.: в "Мюзикле" женщины играют большую роль, чем Гомера - скажем, Эол, бог-владыка ветров тут скорее она, чем он - но надо помнить, что его/её озвучивает какая-то родственница самого Хорхе, т.ч. непотизм тут тоже не отменяли, но...
   ...Но "Эпик: Мюзикл" получился; он просто получился, и довольно хорошо. Слушать его приятно, а в Интернете можно и посмотреть клипы, "иллюстрирующие" разные его песни - и тоже на разном уровне, от любительского до профессионального. Одиссею бы это понравилось. Гомеру и Лукиану (см. выше) - тоже.
   Конец.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"