Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Мысли про "50 Оттенков Серого"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Значит, "50 оттенков серого". Книга, (даже, целая трилогия книг), а теперь ещё и фильм. Что дальше?
  
  Эротика это или порнография? В одном из рассказов М.И. Веллера разница между этими двумя жанрами в советской Прибалтике обернулись несколькими годами на лесоповале для одного из персонажей, но речь идёт об Америке.
  
  Так, какой главный недостаток у этой книги? Во-первых, она задумывалась как фанфик, нечто любительское, причём по тематике "Сумерек" Стефани Майер - оборотни там, вампиры, и всё прочее. В таком контексте разное садо-мазо вполне приемлемо, особенно если не выходить на большой простор, что Э.Л. Джеймс (творческий псевдоним - настоящее имя: Эрика Митчелл) как раз и сделала.
  
  Пауза. Начинаем ещё раз. Значит, "50 оттенков серого", задумывалось как произведение "для своих", этакий фанфик и только, но потом в дело вступил американский предпринимательский дух, и из фанфика "50 оттенков серого" стало полноправной книгой, а потом - и первой из трёх, причём вторая и третья книга - более слабые, чем первая. (Правда, насчёт этого можно поспорить: во последних двух частях трилогии появляется хоть какой-то сюжет, чего первая книга как раз почти полностью лишена. Но это всё - дело мнения читателя.)
  
  Что тут сказать? Делать деньги любят все, а уж что касается эротики и порнографии - то тем более. Слабость "Оттенков" в том, что в ней больше ничего нет.
  
  Когда смотришь на разные фанфики, то понятно, что они часто слабее оригинального произведения, хотя бы потому, что их авторы - не профессионалы, но любители; они пишут часто не для всех, но для своих, и понравятся спешат... да не кому они не спешат. (Исключения есть, никто не спорит, но они обычно подтверждают правило.) Фанфики пишутся бесплатно, не для денег, но для души, т.ч. и излагаются они так, как их автор себе на душу положит, и есть ли у них талант. А талант, это такая вещь...ладно, не будем о грустном.
  
  Чего дальше, чего ещё? Ну, написала Э.Л. Джеймс свою книгу, опубликовала. Романтика и ко. поставлены в Северной Америке практически на поток - во многих магазинах, а не только книжных, можно найти небольшие книжки в мягкой обложке того или другого автора-авторши, о романтических отношениях той или другой пары, с обязательным счастливым концом. Книги Э.Л. Джеймс - из того же сорта, в том числе и по качеству: большинство из этих романтических книг можно прочитать один раз, чтобы убить время...или несколько, если неделя (месяц) выдалась специфичной, читатель всё время находится то в очередях, то в приёмных, и делать ему больше нечего. Сюжет-то во всех этих романтических книгах - практически никакой, всё внимание сконцентрировано на отношениях главного героя и героини, на то, когда она ему уже уступит, а когда он ей, и когда они обретут своё счастье вдвоём?.. Всё остальное - это уже детали и специфика, зависимая от таланта автора. Типа умеет ли автор писать, интересно ли авторше что-нибудь ещё в своей книге, кроме как отношений между героиней и героем, и т.д.
  
  Скажем открыто - для многих критиков, в том числе и литературных, Э.Л. Джеймс это делать не умеет. Эти самые "Оттенки" написаны очень простенько, даже по американским меркам - авторшу интересовал в первую очередь вопрос, как будут протекать отношения между её персонажами, а вот реализм её совершенно не интересовал. Остальной сюжет тоже.
  
  Нет, серьёзно. Немало критиков замечало, что у Лаурель Гамильтон, например, тоже есть и садо-мазо, и всё прочее, но там это не так бросается в глаза, потому что у неё, в её книгах есть и вампиры с оборотнями, и всякие феи (добрые и злые), и даже зомби, кажется, что отвлекает внимание читателя и делает мир этих книг более развитым. Если у тебя есть вампиры, то обычно есть и охотники на вампиров, и оборотни, которые этих вампиров не любят (как в "Сумерках"), и т.д. Если они у тебя есть, то соизволь строить их отношения между друг другом (как у той же Майер); ну а поскольку никто не может объять необъятное, то значит, что автору придётся отвлекаться от основной линии сюжета (сиречь герой и героиня), и заниматься не эротикой-порнографией, но созданием собственного литературного мира.
  
  Ну, или нет. Можно осознанно (или неосознанно) игнорировать собственный литературный мир, занимаясь как раз эротикой-порнографией. Такой подход может окончится литературным произведением, богатым на второстепенные детали (кто что носит, кому сколько лет и т.д.), но бедным на детали основные (кто как живёт, кто за кого голосует, это реальный мир или нет), что в книжной трилогии и изображено. Вот киношная трилогия не такая, там эротики-порнографии не так много...и книжный сюжет завис в воздухе. Ведь если в книгах он не такой продуманный, то в кино он точно такой же, только с определёнными лакунами, что никогда никакому сюжету не помогало. "Отсебятина" в фильмах тоже есть, но её не так много, во всяком случае - недостаточно, чтобы компенсировать лакуны. Результат? "50 Оттенков Серого", его киношная версия, это не эротика-порнография, это вообще пустышка, с таким же успехом этот фильм можно считать беллетристической рекламы разной недвижимости в США, (особенно в Сеатле)...но мы отвлеклись.
  
  ...А тут из-за сцены вежливо встаёт господин Набоков и его "Лолита". Можно спорить о том, что она из себя представляет, (что люди и делают уже многие годы), но вот о том, что она - более качественное произведение, чем "Оттенки" - нет. В смысле, что вот в этом вопросе все согласны - "Лолита" более качественный труд, чем "Оттенки". И персонажи в ней более развиты, и сюжет не зациклен только на отношениях главных героев, да и главных, основных персонажей больше, чем двое. Почему?
  
  Дело и в таланте, и в том, что Набоков писал (не только "Лолиту") для всех, и был профессионально заинтересован (как писатель), чтобы его работы были интересны не только для своих. Опять же, это утверждение субъективно, (читать Набокова могут не все), но по крайней мере та же "Лолита" была не фанфик, а что-то более самостоятельное и "серьёзное", (скажем так).
  
  А вот "Оттенки" были. Т.е. есть. Фанфиком. Изначально. Причём фанфиком по мотивам "Сумерек", что уже изначально плохо, т.к. те же "Сумерки" тоже были не для всех - кое-кто считал, (и считает), их в целом занудными, а их главную героиню, Беллу Сван - не от мира сего, а то и просто дурой. Но у неё хотя бы были вампиры и оборотни, Стефани Майер конкретно попыталась создать свой мир, и хорошо или плохо (набриолиненые вампиры-вегетарианцы - это тоже на любителя), но у неё это получилось.
  
  А Э.Л. Джеймс даже не пыталась свой литературный мир создать - её герои находятся в якобы "нашем" мире, без всяких вампиров и оборотней, и там строят свои отношения...в окружении минимального количества второстепенных персонажей. Собственно, это и есть романтическая литература в англоязычном мире... только у Э.Л. Джеймс там мужик бьёт бабу ремнём по попе...и только после этого до неё доходит, что они не пара...и она убегает...а он за ней гонится...а тут появляется его соперник...и всё окончательно съезжает в банальность, из которой авторша пытается выехать на том, скажем, что главгер потерял невинность в 15 лет...ну чем это не порнография?..но мы отвлеклись... Второй фильм трилогии уже вышел, последний выходит, но сюжет особенно не улучшается, отношения "за кадром" между главной парой актёров - тоже...
  
  Но вот собственно "50 Оттенков Серого" кончается как раз тогда, когда "мужик бьёт бабу ремнём по попе, а она убегает". Всё, что дальше - это уже продолжения, и они были опубликованы отдельно, и из них тоже былои сделаны фильмы, и именно - отдельные фильмы, вроде как это было с "Хоббитом", (но про "Хоббита" разговор другой, отдельный). Это могло пойти произведениям Э.Л. Джеймс на пользу, т.к. фильмы могли сделать для всех, а не только для своих, как это происходит с фанфиками. Но в данном случае это не означало большую степень реализма, (хотя бы потому, что фильм снимается в реальном мире, тогда как мир книги существует только на бумаге, вот и всё), а как раз "всё как в книгах", только с лакунами, и - попытками компенсации за счёт "отсебятины", (что получилось не очень), и "декораций", костюмов там и ко. С этим было получше, но недостаточно, и в результате того, (как было сказано) выше, фильмы получились не эротические-порнографические, (хотя и это там есть, т.к. без этого "50 Оттенков" уже просто не было бы), а просто некакие. Так тоже бывает, увы. "От ворон она отстала, а к павам не пристала"; от эротики-порнографии ушли...в пустоту, т.к. не куда ещё не пришли. И всё тут.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"