Каменщиков Сергей Никтополионович : другие произведения.

Волшебная сила искусства

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Волшебная сила искусства

  
   Однажды после одного разговора возникло впечатление, что отношение некоторых знакомых к искусству описывается басней дедушки Крылова "Мартышка и очки".
   Судите сами...
  
   "Мартышка к старости слаба глазами стала..."
  
   Родился человек, жил себе, жил, ни о каком искусстве и не слышал, да и особенно в нем и не нуждался. Конечно, родители водили его в кукольный театр, читали сказки, учили скрипке, но это все было как-то так...
  
   Потом в пору юности мятежной у него возникло ощущение, что все вроде бы хорошо, да чего-то нехорошо... Чего-то не хватает, и не хватает чего-то явно не материального. Душа чего-то алчет, а вот чего - не понятно...
  
   "...От людей она слыхала..."
  
   Вот люди ему и говорят - а это у тебя возникли Духовные Потребности!
   Вот! А удовлетворяются они Искусством! И не простым и любым, а Классикой!
   Ну, он им и поверил...
  
   "Очков с полдюжины она достала..."
  
   Человек срочно начинает закупать диски Моцарта, альбомы Рафаэля и тома Шекспира...
  
   " То их понюхает, то их полижет - очки не действуют никак..."
  
   "Он стопкой книг уставил полку, читал, читал, а все без толку..."
   Нет, конечно, кое-что есть... Да и в компании можно блеснуть...
  
   Хотя душа все алчет... А дальше как в анекдоте "...мысли, батюшка, греховные овладевают... Молись Господу! Да и так молюсь с утра до вечера... Значит, мало молишься... Молись больше!". Человек думает, что может он что-то в искусстве не понимает? Идет на лекции, читает книги "Как слушать музыку"
  
   Опять, что-то, конечно, есть, но, по правде сказать, не то и не то...
   Но тут обычно человек заводит семью и детей и ему уже не до искусства...
   "Нет времени..."
  
   Альбомы, диски и книги пылятся на полках...
  
   Мартышка поступила прямо - хватила очки о землю и пошла себе дальше.
   Вот бы так и ему - собрать все и в мусорный контейнер...
   Но он так не может... Во-первых, жалко, а во-вторых - дети...Это все для них...Вот они подрастут, и ...Самое интересное в том, что он оказывается прав...
   Ребенку в школе задают стихотворение, которого нет в учебнике, все кидаются в библиотеку. Естественно, оно достается только тем, кто туда прибежал первым, а остальные начинают метаться по всему городу... А его ребенок спокойно снимает с полки нужную книгу и сердце родителя умиляется...
   И говорить ему о том, что если б не школьная программа, то ребенок ЭТО и в руки бы не взял - было бы верхом бестактности...
   А с другой стороны - ведь люди Мартышке правду сказали...
   И какую же правду сказали люди, и что не понимала мартышка?
   Начнем издалека...
   Европейская цивилизации, в которой мы с вами живем, заканчивается...
   Она тонет в пучине, как в свое время потонул СССР, со всеми своими марксизмами, импрессионизмами и прочими измами. И очень быстро придет время, когда люди будут с недоумением смотреть в музее (если они в то время еще будут, в чем я сильно сомневаюсь. Кстати это слово в переводе с греческого означает собрание муз, а не старых вещей) на великие картины , а экскурсовод им будет все объяснять....Так, например, как объясняют какое-нибудь древнеегипетское изображение - "Этот, который большой и сидит - это фараон, а те, которые маленькие и бегут - это его враги..."
   - А кто такой фараон? - задается вопрос.
   - Фараон - это ихний царь...
   И мало кто теперь знает, что между фараоном и царем разница больше, чем между винегретом и понедельником... Да что там фараон... Кто-нибудь из читателей знает, чем отличается царь от императора? А вот Петр, который был последним русским царем и стал первым русским императором, вероятно, эту разницу знал хорошо. Наверное, не хуже тех, кто очень хотел, чтобы он так и оставался простым царем...
   И вот время объяснений уже наступило.
   Зайдите в любой музей и послушайте...
   "В правом углу картины художник изобразил фигуру Христа, которая символизирует... ".
   Помню диалог с приятелем, читавшим книгу о творчестве Рафаэля...
   - А люди, жившие во времена Рафаэля, тоже читали такие книги?
   - Ну, они жили в то время и все понимали и так...
   - Значит ли это, что ты понимаешь картины современных художников?
   - Хм... нет...
   - Почему?
   - Ну, они слишком сложные...
   Как говорят в народе - то понос, то золотуха....
   Да, кстати, а что такое, по-вашему, понимать картину?
   Суметь написать о ней искусствоведческую статью?
   Вспоминаю рассказ моего друга об одной картине художника Левитана. Картина эта висит в Третьяковке, очень небольшого размера, изображен остров посреди большой реки, на острове - небольшая церквушка...
   И название соответствующее - "Над вечным покоем". Так вот он эту картину чувствует еще в соседнем зале... По его словам, от нее исходит какое-то гудение, как от высоковольтной аппаратуры... Подойти близко боится - а вдруг долбанет!
   Этот человек разбирается в живописи?
   Лучше или хуже искусствоведа?
   Конечно, искусствовед и разбирается, и понимает...
   Но, по-моему, художники работали не для него, а для тех, для которых картины "гудели".
   Но таких людей мало, и их с каждым годом становится все меньше и меньше - так и кончается цивилизация...
   Этот текст я хочу закончить стихами Михаила Анчарова "Об органисте, который в концерте известной певицы заполнял паузы, пока певица отдыхала":
  
   Рост у меня
   Не больше валенка.
   Все глядят на меня
   Вниз,
   И органист я
   Тоже маленький,
   Но все-таки я
   Органист.
  
   Я шел к органу,
   Скрипя половицей,
   Свой маленький рост
   Кляня,
   Все пришли
   Слушать певицу
   И никто но хотел
   Меня.
  
   И подумал: мы в пахаре
   Чтим целину,
   В воине -
   Страх врагам,
   Дипломат свою
   Представляет страну.
   Я представляю
   Орган.
  
   И пришел и сел.
   И без тени страха,
   Как молния ясен
   И быстр,
   Я нацелился в зал
   Токкатою Баха
   И нажал
   Басовый регистр.
  
   О, только музыкой,
   Не словами
   Всколыхнулась
   Земная твердь.
   Звуки поплыли
   Над головами,
   Вкрадчивые,
   Как смерть.
  
   И будто древних богов
   Ропот,
   И будто дальний набат,
   И будто все
   Великаны Европы
   Шевельнулись
   В своих гробах.
  
   И звуки начали
   Души нежить,
   И зов любви
   Нарастал,
   И небыль, и нечисть,
   Ненависть, нежить
   Бежали,
   Как от креста.
  
   Бах сочинил,
   Я растревожил
   Свинцовых труб
   Ураган.
   То, что я нажил,
   Гений прожил,
   Но нас уравнял
   Орган.
  
   Я видел:
   Галерка бежала к сцене,
   Где я
   В токкатном бреду,
   И видел я,
   Иностранный священник
   Плакал
   В первом ряду.
   О, как боялся я
   Свалиться,
   Огромный свой рост
   Кляня.
   О, как хотелось мне
   С ними слиться,
   С теми, кто, вздев
   Потрясенные лица,
   Снизу вверх
   Глядел на меня.
  
   В этом стихотворении говорится о произведении И.С.Баха "Токката и фуга ре минор".
   Послушайте как-нибудь ее запись, и, уверяю вас, вы ее сразу узнаете.
   Начальные такты Токкаты вы наверняка слышали много раз...
   В качестве музыкальной заставки в радиопередачах и на дискотеках...
   А теперь о духовных потребностях.
   Что это вообще такое?
   Если человек ощущает потребность читать Шекспира или посещать концерты симфонического оркестра - то, по убеждению очень многих людей - это и есть духовные потребности...
   Но, увы, это не так...
   Это на самом деле - культурные потребности а не духовные.
   Нормальные, хорошие потребности. И дело даже не в искусстве... Ну хочет женщина оторваться от домашнего корыта, надеть красивое платье и побыть два-три часа в культурной обстановке... Ради бога, кто против...
   Но!
   Духовные потребности есть не у всех людей, а только у тех, кто обладает религиозным сознанием...
   Таких, по исследованием социологов, оказывается в любой стране, независимо от эпохи и государственного строя, около 10 процентов населения, не более...
   Помню, еще в доперестроечное время открыл я как-то словарь иностранных слов. Искал слово "релятивизм". Нашел, прочитал. Потом взгляд упал на слово
   "религия". Пробежал глазами объяснение - ...вера в бога... предрассудки прошлого в сознании... опиум народа... И уже захотел закрыть словарь, как вдруг обратил внимание на одну маленькую деталь...
   Обычно словари строятся так - сначала иностранное слово, потом скобка открывается, а в скобках слово на том языке, откуда оно, потом буквальный перевод его, потом скобка закрывается и далее его значение в русском языке...
   И так все слова. А слово "религия" - не так: скобка открывается, далее сказано, что оно происходит от латинского слова и скобка закрывается... А перевода нет!
   Я тут же сделал охотничью стойку... Совершенно очевидно было, что авторы словаря знали точный перевод, но желали его скрыть от читателя, в частности от меня... Ишь че захотели! Тут же вопрос к библиотекарю:
   - У вас есть словарь латинского языка?
  -- Есть.
  -- Дайте-ка на минуточку, слово одно посмотреть...
   Ага... Точный перевод, оказывается, не "вера в бога", а "соединение, связь".
   Тогда все понятно, почему перевода в том словаре нет. Чтобы не возникало лишних вопросов - с кем или с чем связь.
   Так вот - иметь религиозное сознание - это означает чувствовать, что кроме обычного мира, в котором мы все живем, есть еще один... И ощущение прямой связи с ним...
   Тогда желание расширить эту связь - это и есть духовная потребность...
   Расширение этой связи - называется духовный рост, а методы и способы - это духовные практики.
   А форма религиозного сознания может быть разной...
   Монотеизма - "нет бога кроме аллаха..."
   Политеизма - когда богов много...
   Пантеизма - когда нет отдельно существующего бога, а он просто растворен везде и всюду...
   Атеизма - когда бога вообще нет - например, в даосизме...
   Кстати, кроме атеистических религий есть еще религиозные науки и научные религии...
   Иногда эти все формы существуют в одном человеке, последовательно сменяя друг друга - утром он атеист, ранним вечером - пантеист, ближе к ночи - язычник, далеко за полночь - монотеист...
   А утром опять - ни в бога, ни в черта...
   И причем здесь искусство?
   Из всех определений искусства мне больше всего нравится то, которое дал Даниил Андреев - искусство - это окно, через которое льется свет иных миров...
   И что же сказать мартышке...
   Искать! Искать до тех пор, пока что-нибудь не заденет каких-то глубоких струн в душе...
   Если с вами не резонируют произведения великих гениев, выражавших основные идеи нашей погибающей цивилизации - не отчаивайтесь.
   Попробуйте поискать среди художников второго и третьего плана...
   Или других цивилизаций...
   А самый простой и надежный способ - стать творцом самому.
  
  
  

Сергей Каменщиков


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"