История рода Кибардиных - Хомяковых - Камаловых: Биографические очерки: Воспоминания: Дневники: Письма. - Воронеж: ...... , 2015. - с.
История русско-татарского рода Кибардиных - Хомяковых - Камаловых прослеживается с конца XVIII столетия. Среди представителей рода были священнослужители, чиновники, врачи, преподаватели. Они испытали на себе все превратности отечественной истории: отмену крепостного права, войны, революции, коллективизацию, репрессии. Повествование ведется на основе уникальных личных документов, дневников, воспоминаний и писем.
Предназначается для историков, специалистов по генеалогии, краеведов, социологов и широкого круга читателей.
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Глава I
ЛИНИЯ КИБАРДИНЫХ
Родословная роспись
Священнический род Кибардиных
Потомки дьячка Герасима (боковая ветвь рода)
Духовник императора Николая II Алексей Кибардин
Кибардин Иоанн Герасимович
Кибардин Клавдий Иванович
Кибардина Екатерина Ивановна
Неволин Петр Иванович
Кибардина (Хомякова) Людмила Клавдиевна
Кибардин Валерьян Клавдиевич
Глава II
РОД ХОМЯКОВЫХ
Родословие Хомяковых
Истоки рода
Хомяков Михаил Аристархович
Григорьева (Хомякова; Штукенберг) Анна
Штукенберг Александр Антонович
Хомяков Михаил Михайлович
Хомякова Ирина Михайловна
Хомяков Александр Михайлович
Глава III
ТАТАРСКИЙ РОД КАМАЛОВЫХ
Поколенная роспись рода Камаловых
Камалетдин и Фатима
Камалов Мингаз Камалович
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ВОСПОМИНАНИЯ
Глава I
ХОМЯКОВ М.М. КАК Я СТАЛ ПЕДАГОГОМ И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО
( ИЗ НЕИЗДАННОЙ КНИГИ "ПРАВО НА ЖИЗНЬ" )
Глава II
ХОМЯКОВ А.М. БУДНИ СЕЛЬСКОГО ВРАЧА
Глава III
ХОМЯКОВА И.М. ЗАПИСКИ О ПРОЖИТОМ
Наш род
"Моя мама была выдающейся женщиной..."
Воспоминания об отце
Бабушка Екатерина Ивановна (рассказ в третьем лице)
Казанское детство
Дядя Валя
Мое замужество
О рождении детей. Их младенчество
Кто виноват? Заметки 1955; 1960 гг.
Один день 1961 года
Глава IV
КАМАЛОВ Р.М. СЕМЕЙНЫЕ ХРОНИКИ
Отец: немногое, что я помню о нем
Наша мама
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ДНЕВНИКИ
Глава I
ХОМЯКОВ А.М. ОТРОЧЕСТВО: ИЗ ДНЕВНИКА 1925-26 гг.
Глава II
ХОМЯКОВА И.М. ДНИ МОЛОДОСТИ: ОТРЫВКИ ИЗ ДНЕВНИКА 1929-38 гг.
От детства к юности
"Душно без счастья и воли..."
На курсах немецкого языка
Больница в Балтасях и ее обитатели
Учительница в школе
О любви, женихах и прочем
Рабфак
Казанский университет
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
ПИСЬМА
Глава I
ИЗ ПЕРЕПИСКИ ВАЛЕРЬЯНА КЛАВДИЕВИЧА КИБАРДИНА
Письма из Астраханской губернии
Письма из Пермской губернии
Глава II
ПЕРЕПИСКА СЕМЬИ ХОМЯКОВЫХ
Глава III
ПЕРЕПИСКА СУПРУГОВ М.К. КАМАЛОВА и И.М. ХОМЯКОВОЙ
Письма И.М. Хомяковой
Письма М.К. Камалова
БИБЛИОГРАФИЯ
От составителя
Замысел написать историю рода Кибардиных-Хомяковых-Камаловых возник у составителя давно, еще в молодости, но как часто бывает "... начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия" (В. Шекспир). Повседневная текучка и неизбывная лень не позволили осуществить это намерение. Были сделаны лишь некоторые подготовительные шаги. Так, удалось уговорить нашу маму, И.М. Хомякову, рассказала последовательно и под запись о своих предках. Благодаря этому в сознании наследников мешанина имен и событий превратилась в цельную картину семейного рода. Однако ей не очень-то хотелось рассказывать о прошлом по навязанному плану, год за годом, от родственника к родственнику, и поэтому она взялась за написание собственных воспоминаний в произвольной форме, свободно путешествуя "по волнам своей памяти". Поэтому изложенная ею история рода получилась не последовательной, персонаж за персонажем, а произвольной, с рассказом только о тех событиях и лицах, которые ей больше всего запомнились. Из-за этого систематизированные биографические очерки о представителях рода Кибардиных-Хомяковых пришлось составлять, опираясь главным образом не на воспоминания матери, а на сохранившиеся документы.
Кроме того, по нашему настоянию мама подписала все старинные семейные фотографии, хранившихся в коробках и дальних ящиках стола, поскольку только она, как последний представитель рода Хомяковых, точно знала, кто на них запечатлен. Ведь мы, ее наследники, никогда не видели и не могли видеть этих людей из далекого прошлого. Дореволюционные семейные фотографии чудом сохранились благодаря тому, что во время войны находились в казанской квартире, а не в горящем от бомбежек и обстрелов Воронеже. После смерти брата, который оставался в этой квартире до самой смерти, мама неимоверными усилиями в одиночку организовала вывоз в Воронеж семейного архива и контейнера с мебелью, после чего квартира в центре Казани, родовое гнездо Хомяковых, была заселена чужими людьми и навсегда утрачена. Собственно, эти старинные фотографии женщин в длинных платьях, солидных мужчин в смокингах, священников в рясах, студентов в форменных тужурках, курсисток в просторных блузах и были той главной достопримечательностью семейного архива, которая постоянно разжигала наш интерес к истории рода.
Впрочем, сохранившееся собрание документов можно назвать семейным архивом довольно условно, в реальности это было несколько фотоальбомов и папок с пожелтевшими бумагами: свидетельствами, дипломами, справками и пр. При взгляде на них всегда появлялась грустная мысль о том, как, собственно, мало остается от человека после смерти, - лишь груда никому не нужных бумажек. А ведь каждая из них была когда-то полна жизни, любви, глубоких и разнообразных страстей, стремлением к знаниям. В этих бумагах отражены победы и поражения, радость и горе, надежды и разочарования тех, кто когда-то шел по тернистому и полному препятствий жизненному пути. Но вот минули годы и десятилетия, и все эти аттестаты, дипломы, наградные грамоты, выписки из приказов утратили свою значимость, превратились в ненужные потертые на сгибах ветхие бумажные листки, призрачные свидетельства безвозвратного прошлого. Но и сегодня сквозь завесу былого на них проступают плоть и кровь пусть ушедшей, но такой многоцветной и наполненной множеством желаний и страстей жизни тех, кого уже нет с нами: "Вы снова здесь, изменчивые тени, // Меня тревожившие с давних пор... // Вы воскресили прошлого картины, // Былые дни, былые вечера" (Гете). Восстановить хотя бы малую часть прошлого, вдохнуть в него жизнь, сделать близкой и понятной тем, кто еще находится в краткий миг своего существования под ярким солнцем и звездным небом, - это ли не наш долг перед тенями предков! Ведь недаром в народе говорят, что человек жив, пока его помнят.
Достоинство официальных документов в том, что они дают точную информацию о наиболее значимых событиях жизни тех лиц, которые нас интересуют. Но сведения эти сухи и бесстрастны: "родился, учился, женился, командирован, получил аванс... ". А каким был этот человек, что он думал, что чувствовал, к чему стремился, кого любил, а кого ненавидел, - все это из казенных бумаг мы никогда не узнаем, - внутренний мир смертного существа исчезает в безбрежности пространства и времени. Но здесь нам, детям И.М. Хомяковой, можно сказать повезло, - в семейном архиве сохранились не только официальные, но и сугубо личные свидетельства прошлого: воспоминания, дневники, письма. Есть краткие, на несколько страниц воспоминания нашего дедушки, М.М. Хомякова и дяди А.М. Хомякова. Остались и более обширные мемуары нашей мамы, Ирины Михайловны Хомяковой. Они уцелели в виде написанных от руки или на пишущей машинке разрозненных, не сброшюрованных листов. Памятные записи делались ею в разное время, без сверки с документами, что привело к повторам и разночтениям при изложении одних и тех же сюжетов. Поэтому при подготовке к печати нами были убраны некоторые дублирующие друг друга отрывки текста, и все имеющиеся сведения расположены в хронологическом порядке. В целом же правка этого материала была минимальной, и тексты воспоминаний И.М. Хомяковой, ее отца и брата включены в книгу практически без купюр и редактирования.
Иначе обстояло дело при подготовке к публикации дневников и писем. Возникло много сомнений по поводу того, насколько этично доводить их содержание до всеобщего сведения, ведь авторы не давали согласия на публикацию, и написанные ими строки не предназначались для чужих глаз. Однако, в конечном счете составитель пришел к выводу, что ничего дискредитирующего в выбранных текстах нет и память об их авторах важнее, чем формальное согласие на публикацию, которое теперь уже ни от кого и никогда не получишь. К такому решению составителя привели следующие доводы.
Во-первых, данная книга предназначена, прежде всего, для внутрисемейного пользования, ее тираж будет минимальным и в продажу не поступит. Во-вторых, дневники и письма конца девятнадцатого и первой половины двадцатого века на сегодняшний день стали уже не столько личными, сколько историческими документами, свидетельствами таких далеких от нас эпох как дореволюционное прошлое, Февральская и Октябрьская революция 1917 г., гражданская война, первые советские пятилетки и др. История предстает в них живой, наполненной радостью и горем, упованиями и разочарованиями, страхом и решимостью тех, кто тогда еще не знал (в отличии от нас) ни своего будущего, ни судьбы страны, описывал то, что совершалось на их глазах. Такой взгляд на былое, безусловно, отличается от безличной панорамы прошлого на страницах учебников и справочников. "Письма, - утверждал, например, А. Герцен, - больше, чем воспоминания! На них запечатлелась кровь событий - это само прошедшее как оно было, задержанное и нетленное". В-третьих, учитывался и тот факт, что все люди, которые упомянуты в письмах и дневниках, давно ушли из жизни, и память о них осталась лишь у прямых потомков. Таковые если и есть, то они живут где-то далеко от Воронежа, и вряд ли могут предъявить претензии по поводу искажения информации об их предках. Тем более что уже в самих первоисточниках многие имена и фамилии обозначены лишь инициалами. Что касается татарской родни со стороны отца, то после некоторых раздумий составитель решил не углубляться в описание жизни прошлых и нынешних представителей рода Камаловых, поскольку многие из них и ныне живут и здравствуют в Москве. Естественно, что они не давали согласия на публикацию их биографических данных, да таковых, кстати, у составителя практически и нет, есть лишь отрывочные сведения. Поэтому в книге они упоминаются только в связи с повествованием о нашем отце М.К. Камалове.
Составитель имеет определенные основания полагать, что Ирина Михайловна, наша мама, сама в душе не хотела, чтобы ее записи времен молодости исчезли без следа. Она не уничтожила свои дневники, хотя одно время вроде бы собиралась их сжечь. Понятно, почему она этого не сделала, - ведь в этих убористых строчках часть ее юной души, свидетельство той молодой, насыщенной впечатлениями жизни, которая в старости вспоминается как чудный и мимолетный сон. Вместе с тем она вряд перечитывала свои дневниковые записи, поскольку мысленное возвращение в прошлое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Тому много причин, - это и тоска по безвозвратной заре жизни, и досада на судьбу, за то, что не все сбылось из того, о чем когда-то мечталось, и безысходная мысль, что ничего уже не изменишь и не исправишь. Хотя все это, конечно, лишь наши предположения.
Мы понимаем, что наша мама, вряд дала согласие на публикацию своих дневников и семейных писем, но мы идем на это, поскольку не видим другого способа передать потомкам знания о прошлом нашего рода. Больше всего нас беспокоит мысль о том, кто будет хранить старые дневники и письма в их нынешнем виде, когда уйдет из жизни старшее поколение Камаловых? Ведь от нашего некогда большого рода никого не осталось. Всего два наследника. Вряд ли они возьмут на себя труд разбирать пыльные бумаги и пожелтевшие от времени тетрадки, исписанные трудно читаемым мелким подчерком. Поэтому легко (и вместе с тем мучительно) представить, как равнодушная рука выбросит все эти дневники и письма как ненужный мусор.
Тому есть примеры. Через дорогу от нас жил профессор Павел Борисович Раскатов, которому будет уделено немало строк в этой книге, ботаник, уважаемый заведующий кафедрой, человек благородного дворянского происхождения. Рассказывают, что своим сослуживцам он с гордостью показывал семейный альбом со старинными фотографиями, на которых, он, еще маленький мальчик в матроске, запечатлен на фоне богатой дореволюционной обстановки с красивыми дамами, гувернантками, прислугой. И что же? После смерти Раскатова этот альбом с фотографиями видели на местной помойке, куда его выкинул приемный сын профессора, которому досталась в наследство квартира. Видимо, этот "мусор" мешал скорее продать "лишнее" жилье, а родная дочь и внук, которого в честь деда назвали Павлик, по слухам, вообще не приехали на похороны. "Sic transit gloria mundi", как говорили древние: "Так проходит мирская слава".
Собственно, из-за вероятности такого же развития событий мы и приступили к подготовке данного издания. Ведь, если выдержки из документов и фотографии включены в напечатанную типографским способом книгу, то можно надеяться, что в течение определенного (но не беспредельного) времени они будут оставаться на поверхности безбрежного информационного океана, а не сгинут в одночасье в пучинах прошлого. "...Молчат могилы, мумии и кости,- // Лишь Слову жизнь дана // Из древней тьмы, на мировом погосте, // Звучат лишь Письмена" (И.А.Бунин). Так, пусть и наша книга донесет до будущих поколений запечатленные в Слове дела и мысли, любовь и ненависть, уверенность и отчаяние тех, кто стоял у истоков нашего рода. Ведь без них мы, ныне живущие потомки, не получили бы тот шанс появиться на свет, который согласно законам природы выпадает только одному из миллиарда живых зародышей.
Дневники И.М. Хомяковой сохранились в виде нескольких толстых общих тетрадей в клетку, исписанных убористым четким почерком. В них день за днем, описана ее жизнь с 1934 по 1937 гг., вплоть до ареста отца по 58-ой политической статье, что видимо, сразу отбило у юной Ирины желание доверять бумаге свои сокровенные мысли. Эти записи публикуются, естественно, не целиком, а с купюрами. Однако решить вопрос о том, где именно ставить отточия, т. е. знак <....>, было непросто. С одной стороны, известно, что нетронутый исторический первоисточник всегда более ценен для познания прошлого, чем отредактированный пересказ с исправлениями. Но, с другой стороны, полный текст часто утомителен для чтения, не содержит существенных знаний о предмете изложения. Поэтому составитель использовал этот знак только в двух случаях, во-первых, когда опускались несущественные детали и повторы и, во-вторых, когда требовалось исключить некоторые личные подробности, однозначно не предназначенные для посторонних людей.
Для удобства чтения составитель разбил сплошной текст дневника на сочиненные им, а не автором, рубрики и подзаголовки. Примерно такой же подход составитель использовал при работе с эпистолярным наследием семьи.
В отличие от дневников письма пишут все, поэтому по доверительности они часто превосходят дневники, так как раскрывают не только личные, но и общие для отправителя и адресата тайны. Письма являются общепризнанным историческим источником, и широко используются в сочинениях самых разных жанров. Об их значении Андрей Платонов писал: "По-моему достаточно собрать письма людей и опубликовать их - получиться литература мирового значения. Литература, конечно, выходит из наблюдений людей. Но где больше их можно наблюдать, как не в этих письмах?". И далее писатель отмечает: "...для одоления писем нужна специальная заинтересованность". Такая заинтересованность у нас, продолжателей рода Хомяковых-Камаловых, есть. Она проистекает из желания узнать подробности жизни наших предков, стремления понять, что они думали по поводу вечных проблем бытия: любви и ненависти, надежды и разочарования, свободы и вечной зависимости от жизненных обстоятельств. То есть, всего того, с чем суждено столкнуться каждому поколению, вступающему в жизнь.
Жанр нашего повествования можно определить как "документальная проза", причем с преобладанием именно "документальности". Это не историческая монография, и не художественное произведение, а отражение истории в жизни человека. Поэтому составитель использовал лишь узкий круг научных исторических источников, такие как архивные справки, биографические и справочные издания, исторические труды. Основная часть дополнительного материала взята из интернета. Отметим, что имена некоторых наших предков не затерялись в потоке времени, их и сегодня их можно найти в интернет-пространстве по прямой ссылке. Достаточно набрать личные данные в поисковике как сведения о них всплывают на мониторе из темных глубин прошлого. Сегодня в моде составление родословных, генеалогического древа на основе розысков архивных документов. Дело, конечно, интересное, всегда любопытно узнать, кем был твой далекий предок в каком-нибудь четырнадцатом веке: князем, холопом, посадским человеком или вольным казаком. Здесь, конечно, каждому хочется приукрасить свою родословную, доказать происхождение из знатного рода. Доходит до курьезов. Например, вся Академия наук Республики Татарстан была брошена на поиски предков Президента республикиМейтемира Шаймиева, и, естественно, "нашлись" древние акты которые подтвердили, что этот бывший колхозный механик является прямым потомком ни кого-нибудь, а самого Чингиз-хана! Хорошо еще, что не пророка Мухаммеда.
Однако для работы в архивах, разбросанных по всей стране, надо иметь много времени, денег и терпения. И не факт, что удастся выудить какую-то особо ценную и обширную информацию о своих предках. Кто кого родил, на ком был женат, отчасти может быть и чем занимался, - узнать из архивных документов можно, а вот, понять, что это был за человек, как мыслил и чувствовал, вникнуть в его духовный мир с помощью официальных документов практически невозможно. Для этого нужны личные воспоминания, дневники, письма, отзывы современников. Богатством такого рода исторических источников о себе могут похвастаться только великие люди, наделенные литературным талантом, например, Лев Толстой с его дневником, или же те, кто удостоился чести иметь собственных биографов. Поэтому само по себе генеалогическое древо, да еще без изображений или фотографий предков, представляет лишь наглядно-графический интерес, и не более того. В силу этого составитель отказался от построения такого древа, оно дает мало информации, и его рисунок трудно разместить на одной странице. Вместо этого в начале каждого биографического очерка помещены родословия всех трех исследуемых родов: Кибардиных, Хомяковых и Камаловых. В качестве стилистического образца был взят известный библейский оборот: "Вот родословие Адама: Адам жил двести тридцать лет и родил сына, и нарек ему имя: Сиф... Сиф жил двести пять лет и родил сынов и дочерей... Енос жил сто девяности лет и родил Каинана..." и прочее.
В канву нашего повествования вплетены и такие персонажи, которые не является нашим прямым родственником - это профессор А.А. Штукенберг, второй муж нашей прабабушки Анны Александровны, народоволец П.И. Неволин - шурин прабабушки Екатерины Ивановны, Константин - приемный сын дяди нашей матери Валерьяна и др. О некоторых из них в семейном архиве сохранилось больше информации, чем о наших прямых предках. Так, например, прабабушка Екатерина Ивановна бережно сохранила письма своего, пропавшего затем в гражданскую войну, сына Валерьяна. Эти письма являются образцом эпистолярного искусства, и жалко, если бы такой любопытный исторический материал пропал безвозвратно.
Отметим еще одну особенность дневников и писем, представленных в книге. Это их по большей части минорная тональность, грустное, и далекое от оптимизма восприятие авторами обстоятельств как собственной, так и общественной жизни. Особенно это касается юношеских дневников Ирины Хомяковой, а также ее послевоенной переписке с мужем. Думается, что такой пессимизм объясняется двумя причинами, с одной стороны, это вечные тяготы российской жизни, которые отучили не одно поколение людей радоваться жизни, а, с другой, особенностями письменной формы выражения чувств и мыслей. Известно, что люди доверяют бумаге по большей части свои грустные, невеселые мысли, пытаясь таким образом выговориться какому-то невидимому собеседнику, избавиться от тяжких дум. Хотят, зачастую неосознанно, выплеснуть на бумагу эмоции, изложить наболевшее, привести свои мысли и чувства в порядок. Как сказал поэт: "Хотел бы в единое слово // Я слить мою грусть и печаль // И бросить то слово на ветер, /// Чтоб ветер унес его вдаль...". (Г. Гейне) Кроме того, надо учитывать, что в личном дневнике человек часто выставляет себя хуже, чем он есть, т.е. сам себя ругает в целях самовоспитания. Дневник в таком случае служит средством самодисциплины, способом проверить выполнение задуманного. Иногда записи в дневнике делаются с неосознаваемым намерением самому нагнать на себя страхи, а позже, перечитав записи, и увидев, что они были напрасны, вздохнуть с облегчением.
По мнению классика психологии А.А.Ухтомского, такое занятие как писательство "...возникло в человечестве "с горя", за неудовлетворенной потребностью иметь перед собой собеседника и друга! Не находя этого сокровища с собой, человек и придумал писать кому-то мысленному, далекому собеседнику и другу, неизвестному алгебраическому иксу, на авось, что там где-то вдали найдутся души, которые зарезонируют на твои запросу, мысли, доводы". Так воспримем же изложенное в этой книге не как холодное протокольное изложение материалов чьей-то биографии, а как далекий голос из прошлого, как разговор с невидимым собеседником, который хочет, чтобы его голос был услышан и вплелся в грандиозную симфонию жизни сегодняшнего дня.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Глава I
ЛИНИЯ КИБАРДИНЫХ
Родословная роспись
В XXIII веке в селе Мулино Слободского уезда Вятской губернии жил церковнослужитель Илия, которого можно считать условным первопредком рода Кибардиных.
В 1733 г. у Илии Кибардина родился сын Никита. Он служил до преклонных лет дьячком в церкви Спаса Преображения села Вобловицкое Вобловицкого уезда Вятской губернии, умер в 1820 г. У Никиты было пятеро детей: Мария, Марина, Дария, Василий и Герасим. Продолжателем нашего рода стал Герасим (1783 -1857 гг.).
Герасим наследовал должность дьячка в той же церкви, где служил отец. Он сочетался браком с крестьянкой Анной, и она родила ему четверых детей: Георгия, Никандра, Иоанна и Евдокию. Наш род продолжил сын Иоанн (1817-1876 гг.).
Иоанн, в течении 37 лет служил в Троицкой церкви села Лекма Слободского округа Вятской епархии, стал протоиреем, настоятелем, благочинным нескольких приходов. Был женат на Александре Логинове, и у них было четверо детей: Александр, Клавдий, Анемподист, Августа. Линию нашего рода продолжил Клавдий (1844-1895 гг.).
Клавдий Иванович Кибардин, состоял на службе исправником в г. Уржуме. Он был женат на дочери священника Иоанна (фамилия неизвестна), по имени Екатерина. У них было двое детей: Валерьян и Людмила. Ветвь нашего рода продолжила Людмила (1879-1942 гг.).
В возрасте четырнадцати лет Людмила была перевезена матерью Екатериной Ивановной из Уржума в Казань для поступления в гимназию. Окончив гимназию и поступив в университет, Людмила Кибардина в 1911 г. вышла замуж за доктора медицины Хомякова Михаила Михайловича.
У Михаила и Людмилы Хомяковых появились на свет двое детей: Александр и Ирина (1915-1994 гг.).
Ирина Михайловна Хомякова в 1946 году сочеталась браком с Мингазом Камаловичем Камаловым, и в этом браке появилось трое детей: Галия, Равиль и Рашид Камаловы.
Священнический род Кибардиных
Дьячок Илия
Обозримая история рода Кибардиных начинается в конце XXIII века в далеких от столицы Российской империи селениях Вятской губернии, где эта династия клириков на протяжении двух столетий ревностно служила Богу в сельских приходах. О первых представителях этого рода нам известно только по записям в церковных метрических книгах, из послужных списков и клировых ведомостей, которые по тогдашним законам удостоверяли состояние лиц духовного звания. Благодаря любезной и квалифицированной помощи уржумского краеведа Дмитрия Казакова мы располагаем фотокопиями этих записей из фондов Кировского государственного областного архива и можем изложить их содержание.
Дальше всего по времени от нас отстоит жизнь и служение Илии (Ильи) Кибардина из села Мулино Слободского уезда Вятской губернии. О подробностях его биографии сведений не сохранилось.
Географическая справка. Современное село Мулино Нагорского района находится на севере Кировской области, в 150 км от г. Кирова (бывш. г. Вятка), рядом с границей республики Коми. Официально внесено в список отдаленных и труднодоступных местностей области. По впечатлениям побывавших в селе журналистов, - "...это край цивилизации, кругом дикие, нехоженые леса. Мужик пару лет назад в лес ушёл за ягодами и не вернулся. Говорят, волки съели. Сегодня в селе живёт 280 человек, нет газа, народ ходит в телогрейках, повсеместное пьянство".
Дьячок Никита
В 1733 г. в царствование императрицы Анны Иоанновны у Илии Кибардина родился сын Никита. Как и отец, он служил дьячком в церкви с. Вобловицкое Слободского уезда Вятской губернии. В 1799 г. в возрасте 63 года дьячок Никита был уволен от должности за старостью по указу Духовной консистории. В 1810 г., как отмечено в церковной ведомости, ему было 77 лет, и он был вдовцом. Умер Никита в 1820 году в возрасте 87 лет. Жил он, как сказано в послужном списке, честно.
У Никиты Кибардина было пятеро детей - три дочери и два сына. Дочери - Мария (1762 г. рожд.); Марина (1780 г. рожд.) ; Дария (1787 г. рожд.); сыновья - Василий (1778 г. рожд.) и Герасим. Из архивных документов видно, что старший сын Василий был сначала диаконом, а затем священником в той же Спасской церкви с. Вобловицкого, где служил отец. Дочь Марина жила у брата своего Герасима, как сказано в церковной ведомости, "...на пропитании от просфирнических доходов".
Дьячок Герасим
Наш прямой предок - Герасим, сын Никиты Кибардина, родился 23 февраля 1783 года. Служил дьячком в Спасской церкви села Вобловицкое Слободского уезда Вятской губернии. В архиве сохранился его послужной список. Из него следует, что в семинарии он не заканчивал, но "...чтению и письму был обучен порядочно, знал историю и катехизис. В 1799 г. 24 июня Преосвященым Амвросием Епископом Вятским и Слободским был посвящен в стихарь к сей церкви". Иными словами, был посвящен в низшие степени клира чрез благословение епископа и обряд руковозложения. Стихарь -- длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Перед облачением в стихарь архиерей благословляет стихарь (над крестом) и посвящаемого, который целует крест на стихаре и руку архиерея.
В послужном списке отмечено, что поведения дьячок Герасим Кибардин был одобрительного, но имел и серьезные взыскания. В специальной графе списка, где отмечались все судимости и штрафные санкции, записано буквально следующее:
В 1810 году за малопослушаность и нерадивые исправление должности оштрафован по 100 земных поклонов по три дня за каждую церковную службою. В 1828 г. - за неодобрительное поведение был послан в Архирейский дом на месяц. В 1842 г. - за нетрезвую жизнь и изрыгание в церкви блевотины был судим и послан в Слободской Крестовоздвиженский монастырь в послушание и труды на шесть месяцев.
Герасим был женат на Анне Ивановне, крестьянской дочери, которая была старше его на четыре года. В дальнейшем он овдовел и женился второй раз. В послужном списке так и записано - "двоеженец".
От первой жены у него было четверо детей: трое сыновей - Георгий, Никандр, Иоанн и дочь - Евдокия.
Все они пошли по отцовской стезе, - продолжили служение в храмах Вятской епархии. Георгий был священником в селе Салтак Уржумского округа Вятской епархии. Никандр - в сане священника служил в селе Совинском Слободского округа. Дочь - Евдокия - была выдана замуж за причетника Христорождественской церкви Бориса Главизина в селе Нагорском Слободского уезда.
Наш прямой предок - Иоанн, сын дьячка Герасима, стал настоятелем храма в селе Лекомское того же Слободского округа. Он продолжил ту линию рода Кибардиных, которая в дальнейшем привела соединению с родами Хомяковых и Камаловых.
В 1851 году 28 июня дьячок Герасим по собственному желанию был уволен за штат с оставлением на пропитание половинного дохода. Умер Герасим в 1857 году в возрасте 74 лет.
Потомки дьячка Герасима (боковая ветвь рода)
Никандр Герасимович Кибардин
В информативной и очень ценной для нашего повествования статье преподавателя кафедры социально-политических дисциплин Набережно-челнинского филиала Казанского института экономики, управления и праваД.В. Кондрашина "Православное духовенство Вятского края: штрихи к биографии братьев Кибардиных" подробно рассказывается о масштабной просветительской и педагогической деятельности представителей рода Кибардиных в Вятском крае и за его пределами.