"...Однажды нам предстанет без обмана Его лицо, и каждый, как от дыма, от бесполезной боли отмахнется"
Umberto Saba
Она пришла с дождем. Но не с тем дождем, который проливается на землю толстыми струями весь, без остатка, за какой-нибудь час, и вскоре, после ухода, от него не остается никаких следов. А с тем, который начинается незаметно, несколькими каплями, и поначалу долго моросит, будто поливает тебя мелкими брызгами фонтана. Он как бы проверяет готовность людей к своему приходу. Предупреждает заранее о своем визите, предлагая раскрыть зонты или встать под навес. "Внимание! - говорит он. - Я пока только на подходе. Вы еще можете успеть добежать до подъезда!" Пугая всех, он, тем не менее, все никак не пойдет по-настоящему, сильно и мощно, а продолжает нехотя рисовать темные, маленькие капли на сером асфальте.
Как только небо затянуло тучами и в воздухе запахло дождем, я вышел из душного номера отеля на улицу. Люди спешили укрыться от медленно надвигающегося природного явления. Редкие прохожие, раскрыв зонты, ускоряли шаги. На ступеньках отеля, еще не покинув козырек, нависающий над массивными стеклянными дверями, я вдохнул медленно остывающий после дневной жары воздух, и шагнул на тротуар.
С некоторых пор я стал радоваться дождю, всем его проявлениям, любые осадки для меня стали значить очень многое. Дождь, снег, даже туман превратились для меня и в любовное свидание после долгой разлуки, во встречу со старым добрым другом, в блаженные воспоминания. Любые осадки для меня - это ласки падающих капель, любовный шепот порывов ветра, нежно задувающих в уши мое имя. В шуме ветра я слышу "люблююю", "скучаююю". В его порывах - легкое поглаживание, а в каплях дождя - слезы любви. В то время, когда все нормальные люди бегут по домам, прячась от непогоды, я наоборот стремлюсь оказаться под открытым небом, чтобы мокнуть под каплями, падающими с неба.
Стало быстро темнеть. Вечер, подгоняемый серыми тучами, опускался над городом ускоренным темпом. Зажглись фонари, тускло озарив сумеречный город, и совсем скоро стало темно, только желтые пятна городского освещения размазывали наступающую ночь. Я шел не задумываясь над тем куда иду и каким будет конечный пункт моей экстремальной прогулки. Для меня существовал только дождь, порывы ветра и воспоминания. Через минут двадцать моя рубашка и джинсы окончательно промокли, мокасины хлюпали водой и я уже не разбирал куда наступать, в лужу или на бугорок, выступающий над ней. Я шел и шел вперед. Вокруг никого и ничего, только я и мои воспоминания.
- Вы любите гулять под дождем? - вдруг послышался сзади женский голос. Обернувшись, я едва различил приближающийся тонкий силуэт в светлом платье, таком же мокром, как и вся моя одежда. Я остановился, и через короткое мгновение меня догнала невысокая худенькая девушка. Она была без зонта и ее мокрые темные волосы сосульками свисали на лицо. Остановившись передо мной, она рукой небрежно откинула волосы, а вместе с ними и струйки дождя назад, и посмотрела на меня темными огромными глазами, цвет которых я при ночном освещении ни как не мог различить.
- Да. А вы, почему без зонта и не прячетесь? - в свою очередь спросил я ее.
- Я его не взяла. Погода была хорошей и ни что не предвещало дождь. Пошла гулять и заблудилась, потом ни с того, ни с его пошел этот дождь... А мы с Вами живем в одном отеле. Я видела Вас, Вы живете на третьем этаже, мы сталкивались пару раз в лифте! Я стояла под деревом и мне хотелось реветь, как какой-нибудь глупой девчонке. И вдруг, о чудо! Я увидела Вас, идущего под дождем. Я так обрадовалась, что, не задумываясь, побежала за Вами. Вы шли и о чем-то думали, не замечая ничего и никого вокруг. Я надеялась, что Вы меня заметите, но напрасно. Поэтому мне пришлось Вас окликнуть.
Она стояла передо мной вся открытая, простая, веселая и немного глупо улыбалась. Весь ее вид говорил о доверчивости и доброжелательности. Невольно мои губы растянулись в улыбке.
- Что ж мы стоим!? Давайте хоть встанем под дерево!
- Это бесполезно! Поверьте! Я уже это проверила! Вы куда-то идете по делам?
- Нет, просто гуляю...
- Под дождем?- удивилась она.
- Да! А что тут удивительного?
- Хм... странно... все прячутся, а Вы...гуляете...
- Просто я люблю дождь, тем более летний, такой теплый. После душного дня он действует как освежающий душ.
- ... я, наверное, соглашусь с Вами... - задумчиво произнесла она, после непродолжительного молчания и потом добавила, немного помявшись. - Извините, а как Вас зовут?
Простой вопрос! Но я замолчал, будто выбирая свое имя из огромного списка. Черт! Я уже запутался в своих именах! Как меня только не звали! Про детство лучше не вспоминать! Так только в последние годы я был и просто Красновым и Метром, и безымянным братом францисканцем, и братом Алексом и гражданином Сергеевым, и синьором Домиани.
- Александр... - наконец ответил я.
- А меня зовут Женя. Очень приятно! - и она протянула мне свою тонкую мокрую ручку, которую я постарался как можно нежнее пожать.
Она все еще стояла передо мной с протянутой правой рукой, которую я еще держал. Ее левая рука в это время теребила подол мокрого платья. Когда, наконец, я отпустил ее ручку, она весело рассмеялась.
- Смотрите! А дождь то кончился!
Я вытянул руки перед собой, чтобы почувствовать на них падающие капли дождя. Но ни одна капля не замочила моих ладоней. Да! Дождя больше не было.
- Вы проводите меня до отеля? - умоляюще спросила Женя.
- Да, идемте.
Девушка сама просунула свою руку так, что оказалось, будто я ее уже веду под ручку. Мы зашагали обратно к отелю.
- Саша, у Вас такой красивый перстень! Видимо очень старинный? - Женя приостановилась под фонарным столбом, чтобы внимательнее рассмотреть золотое кольцо на моем пальце.
- Да. Это очень старинное кольцо, подарок друга.
Мы шли в темноте, не выбирая дороги. Вернее мы не скакали через лужи, которые попадались на пути довольно часто. То и дело мои ноги чувствовали погружение воду. Женя тоже не особенно расстраивалась, когда ее ножки в тонких плетеных босоножках оказывались по щиколотку, а то и выше, в воде. Она только задорно хихикала. Лето!
- Вы давно здесь? - спросила девушка.
- Уже второй день.
- А надолго?
- Еще не знаю, наверное, на недельку.
- А я тоже на неделю. У Вас здесь какая-та работа? Сделаете и уедите?
- Да! Вы угадали.
Странное чувство тронуло меня. Я шел с незнакомым мне человеком, которого увидел впервые, встретившегося мне на темных улицах чужого города, а мне довольно приятно и спокойно. От Жени исходила добрая энергия, если так можно сказать. Я еще не мог точно понять, насколько она красива, но был уверен, что она обаятельна сверх возможного. Знаете, есть люди, с которыми приятно быть рядом, даже не видя их. Вообще, я думаю, что внешность человека это не самое главное. За его внешностью прячется Истина, черты характера или индивидуальные качества личности, или что там еще, что больше влияет на окружающих, может этому название харизма. Неважно как это назвать. Но обратите внимание, иной раз человек внешне очень красив, а нам неприятно с ним быть рядом. А бывает совсем наоборот. Вроде и неказист, и невзрачен, плюгав и кривоног, но вокруг него толпы поклонников и друзей. Конечно, лучше всего, когда внешность и внутренняя красота идут рядом. Вот и Женя, она была красивой, я был уверен в этом, и в то же время она обладала еще и этими скрытыми притягательными силами.
Путь обратно занял, конечно, такое же время, но в приятной компании, как можно догадаться, показался короче. Мы зашли в холл отеля и, кивнув головами дежурному администратору, проплыли к лифтам. Постояльцев отеля я не заметил, хотя до ночи было еще далеко. На третьем этаже механизм раздвинул двери, выпуская меня в коридор к номеру.
- До свидания, я очень рада нашей встрече и знакомству, - уже серьезно сказала девушка, прощаясь со мной.
- Спасибо. Мне очень приятно и я тоже рад. До свидания!
Она непринужденно подошла, вернее, просто немного придвинулась ко мне и поцеловала в щеку. Это у нее получилось так просто и естественно, что у меня не возникло никаких дурных мыслей. Так прощаются добрые друзья. Я вышел в свой коридор и двери лифта за мной закрылись, оставив у себя мою новую знакомую.
В номере я сменил свою совершенно промокшую одежду на сухие широкие штаны и хлопковую рубашку с длинным рукавом. Заглянув в мини бар и окончательно убедившись, что там пусто, я решил спуститься в бар отеля, что находился у спа-центра. Тот работал круглосуточно и в это время точно мог предложить мне и горячий кофе, и горячительные напитки, которые смогли бы согреть и развлечь до сна. Заменив хлюпающие мокасины матерчато-резиновыми кедами, я спустился к стойке, за которой одиноко возвышался человек в белой рубашке и черной бабочке.
- Что будете пить? - безучастно спросил он.
- Кофе и пятьдесят грамм коньяка.
- Сею минуту, - бармен, не отходя от стойки, налил мне в широкий стакан коричневой жидкости и уже потом отправился к кофемашине. Вскоре она загудела и выплеснула в маленькую чашечку ароматный напиток.
Я удобно устроился на диване глубоко в углу бара. Полумрак и тихая музыка окутала меня умиротворением и какой-то несвойственной мне расслабленностью. Коньяк был французским, это чувствовалось в его мягкости и совсем светлом цвете. Я осушил стакан в два приема и приступил к кофе.
В этот-то момент в бар вошла Женя. Она тоже поменяла свою одежду. На сей раз она была в джинсах, плотно облегающих и замечательно подчеркивающих ее красивую фигуру и в светлой майке с надписью "I Love Sex". В полумраке бара цвет майки определить было невозможно. Но вот размер и форму груди - легко. Девушка огляделась и сразу меня заметила. Она помахала мне пальчиками руки и махнула головой в сторону стойки, давая понять, что закажет выпивку, а потом подойдет. Я кивнул ей головой в знак того, что все понял и жду.
- Давно сидите? - спросила девушка, нагнувшись к невысокому столику и ставя на него большой бокал с каким-то коктейлем.
- Да нет. Успел только выпить один коньяк.
- Не возражаете против компании?
- О! Нет! С большим удовольствием!
- Я что-то промокла и решила погреться! - будто извиняясь, улыбнулась моя знакомая.
- Как ни странно, но я так же себя почувствовал и тоже решил погреться!
- В этом отношении - одинаково, - уточнила она, - но вот уверена не во всех других.
- Почему Вы так говорите? Ведь Вы совсем меня не знаете. Может мы и во всех других отношениях мыслим одинаково?!
- Нет, нет, нет! Я знаю, что говорю! И если мы с Вами узнаем друг друга чуточку лучше, то вы поймете, о чем я говорю!
- Что ж! Мне не терпеться в этом убедиться!
- Саша, не торопитесь! - засмеялась девушка. - Хотя, признаться мне этого хочется не меньше, чем Вам.
Я заказал еще сто грамм коньяка. Вечер явно на этом не заканчивался. Он продолжался! К сожалению, в моей жизни хорошее длилось недолго и когда оно, это приятное и хорошее не прерывалось внезапно, как всегда, то одно это уже было большой удачей!
Уже поздней ночью, когда моя голова коснулась подушки, и в ней закружились вертолеты, я вспомнил о завтрашнем дне. Он был важным, и мне надлежало быть трезвым и здоровым. Но вспомнив на секунду о работе, я отогнал эту неприятную мысли. Губы растянулись в глупой улыбке, когда воспоминания о прошедшем вечере вернулись. Я вспомнил долгий и волнующий Женин поцелуй. Какие прекрасные и соблазнительные у нее губы! А какая фигура! Ручки маленькие, но ловкие и сексуальные! Очень красивая девушка!
* * *
На следующий день мне предстояло встретиться с человеком, ради которого я и прибыл в Софию. Именно сюда прилетел один из влиятельнейших людей нашего ордена. Официально его визит был приурочен к юбилею открытия представительства ордена. Он должен был открывать торжественные мероприятия, выступить с речью и принимать представителей различных организаций и даже служителей местной православной церкви и правительства. Но истинная цель его приезда не была известна общественности и тщательно скрывалась от прессы.
Несколько дней назад меня вызвал к себе мой московский настоятель и попросил срочно собираться, чтобы лететь в Софию для встречи с монсеньером Джулианом. Именно там решено было собрать нескольких членов ордена, живущих за тысячи километров друг от друга, для консультаций по возникшим неотлагательным проблемам мирового значения. Видимо произошло что-то из ряда вон выходящее, потому что встреча организовывалась скоропалительно и конспирировалась так, как никогда. Орден давно вызывал живейший интерес, как у журналистов, так и у спецслужб различных государств и если бы данный слет произошел в резиденции магистра, то это явно стало бы известно всем и имело бы непредсказуемые последствия. Видимо из-за серьезности проблемы и решено было организовать встречу в Софии и именно таким образом. Что произошло и каковы последствия случившегося? Ни мне, ни моему падре это известно не было. Оставалось только либо гадать, либо немного подождать.
Утром я проснулся как обычно. Солнце не пробивалось сквозь неплотно задернутые шторы. Значит, было пасмурно. Умывшись и окончательно проснувшись, я спустился в ресторан, где постарался плотно позавтракать - день обещал быть трудным. В ресторане я, невольно, смотрел по сторонам, ожидая и, где-то в глубине души надеясь, увидеть Женю. Но ее не было. Либо она приходила до меня, либо еще спала.
У подъезда отеля меня ждал черный автомобиль. Его любезно предоставила миссия. Водитель, неразговорчивый болгарин, завидев меня, вышел из машины и открыл мне заднюю дверцу. Закрыв ее за мной, он сел на свое рабочее место, и мы тронулись к представительству ордена. То ли в то утро было мало машин на улицах города, то ли в городе так хорошо организовано движение, то ли отель располагался недалеко, но на весь путь у нас ушло около пятнадцати минут. Не успел я задремать, как автомобиль вкатился, шурша колесами, через открытые железные ворота, которые сразу же закрылись, во двор старинного особняка. Во дворе уже стояли четыре точно таких же "ауди".
У открытых дверей особняка меня встретил монах в рясе, подпоясанный толстой веревкой, и попросил следовать за ним. Мы поднялись на второй этаж, где в коридоре перед двойной дверью он оставил меня, попросив подождать, а сам вошел в кабинет. Буквально через минуту монах вновь появился и, молча, но многозначительно открыл двери, как бы предлагая войти. Двери пропустили меня в большой старинный зал и неслышно закрылись за мной.
Не успел я оглядеться, как ко мне подошел отец Джулиан, который при моем появлении встал из-за стола и с протянутой для рукопожатия рукой устремился ко мне.
- Оh! Buon giorno, брат Александр! Я очень рад Вас видеть здесь! Как добрались? Как устроились? - засыпал вопросами маленький человечек. Он был в мирском костюме, довольно дорогом, но без излишней роскоши. Отца Джулиана я видел всего несколько раз в жизни. Первая наша встреча состоялась пару лет назад, когда я был откомандирован на несколько месяцев в Испанию. Именно там мы впервые мимоходом встретились. Мы познакомились, но не узнали друг друга близко. Однако о самом "сером правителе ордена" я слышал очень многое. Это был незаурядный человек. Ну, во-первых, он свободно говорил на восьми языках. Итальянский, испанский, французский, португальский, английский, греческий, русский и арабский были для него почти родными. Хуже, в пределах сносного понимания, он знал немецкий, шведский и совсем немного японский. Во-вторых, отец Джулиан имел степень доктора права, являлся профессором Сорбонского университета, преподавал историю древнего мира. Во Франции, Италии, Испании большими тиражами выходили его труды по философии оккультных наук. Его хорошо знали мировые религиозные лидеры. Именно благодаря ему орден не испытывал трудностей в приобретении недвижимости во всем мире. Стоило только отцу Джулиану появиться в той или иной точке мира, как все вопросы и проблемы решались в одночасье. При всем при этом это был очень скромный человек. Отцу Джулиану в прошлом году исполнилось семьдесят лет.
- Buon giorno, Padre! Grazie! Tutto bene, padre! - поклонившись старичку, ответил я.
- Вчера был дождь, а сегодня с утра так душно! Спасибо в особняке есть кондиционеры! - он взял меня под локоть и проводил к огромному столу, где усадил в удобное кресло, а сам сел напротив. - Что Вы хотите выпить? Бокал вина? Или чашечку кофе?
- Благодарю, padre, если можно холодной воды с газом, - отец Джулиан нажал кнопку звонка и попросил явившегося на вызов человека принести нам воды и бокал красного вина.
- А я с Вашего позволения выпью немного вина, - слегка извиняющимся тоном сказал мой высокопоставленный начальник.
Когда все заказанное принесли и поставили перед нами, когда человек удалился, тихонько прикрыв за собой дверь, старик посмотрел на меня внимательно, изучая мои черты лица и стараясь понять, как они отзовутся на ту или иную информацию.
- Я попросил встречи с Вами по очень важному делу, - начал он после того как пригубил рубинового вина из бокала. - Произошли такие события, о которых, признаться, я надеялся не узнать за всю свою жизнь! Но я дожил до них и нам предстоит теперь жить в ужасные времена! Скажите, брат Александр, Вы верите в то, о чем поведал миру, мягко говоря, странный человек, проживший замкнуто и одиноко в пещере на необитаемом греческом острове? Я имею ввиду Иоанна Богослова и его Апокалипсис.
- Этого довольно, - прервал мои потуги отец Джулиан. - Если бы Вы ответили сразу, не задумываясь, то, возможно, у нас бы не состоялся дальнейший откровенный разговор... Давайте определимся, что же такое на самом деле Апокалипсис. Что Вы думаете по этому поводу?
- В моем понимании это времена перед концом света, когда начнутся страшные беды и явится антихрист.... - начал я, но высокопоставленный служитель Господа прервал меня.
- Слово "Апокалипсис", дорогой мой друг, греческое и означает оно буквально Откровение, то есть открытие того, что до сих пор было сокрыто, было неведомой тайной, известной только Богу Творцу. Да, часто в наше время слова "апокалипсис, апокалипсический" вызывают у людей чувство страха. Сразу представляются какие-то ужасы и катастрофы. Все это оттого происходит, что люди, читая евангелие, обращают внимание далеко не на самое основное в ее содержании. Их настолько поражает и устрашает описание Судов Божьих, что они не обращают внимания на торжествующий и даже радостный характер того, что, в конечном счете, открывается нам от Бога. Содержание же открываемой нам тайны можно предельно кратко охарактеризовать как ответ на прошение молитвы Господней. Мы же молимся: "Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли". На небе Имя Божие святится, воля Божия исполняется, там - Царствие Божие. На земле мы этого не видим: Имя Божие подвергается поруганию, воля Божия не осуществляется и царствует сатана. Вот о том, кaк осуществится то, о чем мы просим в молитве Отче наш, и о том, какое участие в осуществлении этого мы сами можем и должны принять, - об этом и повествует нам святой Иоанн Богослов.
- Но приход царства Божия связан с "концом света" и соответственно с приходом Антихриста?!
- Да!
- И все равно это благо?
- Да.
- И, если я правильно чувствую, дело именно в этом?! В приходе Антихриста?! Так, padre?! - у меня сильно заколотилось сердце. Неужели моя догадка верна? Неужели он пришел?! Кто он?!
- Не волнуйтесь так! Мы подойдем к ответу на Ваш вопрос, но сначала я хочу, чтоб Вас покинул страх и Вы поняли суть происходящего!
- Да, padre! Я постараюсь успокоиться! - усилием воли я заставил сердце вернуться к обычному режиму работы и стал внимательно слушать.
- Во-первых, друг мой, святые отцы и сам апостол Иоанн в своих посланиях, не в "Апокалипсисе", говорили, что антихристов много. В этом смысле антихрист с маленькой буквы - это любой человек, который находится в состоянии активной борьбы с Церковью. Во-вторых, собственно Антихрист - это зеркальное отражение Христа. Вообще, для античной и средневековой культуры зеркало - очень странный предмет, в котором есть что-то такое неправильное. Я вспоминаю одну средневековую фреску. Эта фреска эпохи Возрождения, изображает Антихриста, стоящего посредине толпы. Этот антихрист внешне очень похож на Христа: у него одежда Христа, волосы Христа, прическа Христа, и лицо, в общем-то, Христа. Различается лишь одна деталь - у него злые-злые глаза...Вы знаете, приставка "анти" в греческом языке означает не только "против", а еще и "вместо". Антихрист приходит ВМЕСТО Христа, он подменяет собой Христа. Апокалипсис Иоанна говорит, что три с половиной года будет длиться земное владычество Антихриста. У Христа были чудеса, несомненно, и антихрист будет "творить чудеса". У Христа были свои ученики, была своя Церковь, конечно же и у Антихриста нечто такое будет. Христос был универсально открыт, несомненно, Антихрист тоже будет универсально открыт, и тоже будет готов вобрать в себя и подчинить своей власти, своему "евангелию" все культурные, национальные и религиозные традиции, каждую из них перетолковав по-своему, конечно.
- Padre! Значит, Антихрист - это конкретный человек, обладающий, к тому же, еще и огромной мирской властью?
- Да. Я полагаю, что Антихриста можно описать с помощью отрицательного богословия. Мы знаем, что было с Христом, и от этого можно заключить, что произойдет с Антихристом. У Христа было три искушения - искушение хлебом, искушение властью, искушение чудом. Вот эти три искушения, которые отверг Христос, их, очевидно, Антихрист и примет. Он примет власть над человеческими душами через чудеса, власть над человеческими отношениями через принятие рычагов земного управления, власть над телами через контролирование механизмов распределения земных благ.
- Означают ли Ваши слова то, что царство Антихриста будет представлять собой нечто вроде мирового правительства?
- Да, безусловно. И если Вы следите за событиями в мире, то должны были заметить, оно, это правительство, фактически уже существует! Давос, восьмерки, двадцатки и тому подобные формирования. Но это только верхняя, видимая часть айсберга! Оно, больше тайное, неброское правительство и осуществляет контроль над жизнью ХРИСТИАН всего мира. Кроме того, сейчас идет процесс маргинализации христианства с последующим его выпариванием и уничтожением. Мы пытаемся противостоять этим тайным силам, но, увы, наши силы слабы и немногочисленны. Жалкие выступления антиглобалистов и зеленых, - это все, на что у нас хватает сил!
- Что ж, в конечном итоге, нужно Антихристу?
- Конечно власть! Власть, друг мой! Власть над душами, собственно власть религиозная, это будет, естественно, власть синкретическая, которая попытается создать некий суррогат реальных исторических религий через их замену другими, лжерелигиями. Некоторые внешние формы, конечно, останутся, но придет совершенно другое содержание. Вообще, если человек ищет общий знаменатель разных философских систем, то в результате он получает ноль.
- И все же, отец Джулиан, мне, признаться, не по себе, когда я думаю об апокалипсисе. Что-то пугающее в нем звучит... какой-то карающий меч...
- Может быть... - старик замолчал, задумавшись. - Хм...может быть это и меч. Хотя я вижу здесь совершенно другое сравнение ...- таран. Да! Таран, который пробивает крепостные ворота. Пробивает врата ада. А врата ада, как известно, заперты изнутри. Не Бог нас запирает в некий концлагерь вечных мук, вечного полубытия, а мы сами запираемся от Него изнутри. Так мы понемногу привыкаем к нашей темнице, и когда окончательно привыкнем, когда совсем наш мирок окажется изолированным и замкнутым, вот тогда извне и раздастся этот стук тарана. Но Бог никогда не будет взламывать дверь той души, которая сознательно не хотела Его принимать. В этом смысле говорят, что Христос - джентльмен: Он никогда не войдет без стука и без согласия хозяина. Такого рода запоры Господь силою не может разрушать. Эти запоры, подчеркну, не социально-исторические, а то, что внутри человека, сам человек. Здесь Христос отказывается от своего всемогущества и избирает путь бессилия. Исходя из этого люди добровольно создают такое общество, в котором они теряют главную свободу - свободу быть с Богом... И вот тогда приходят антихристы. И люди добровольно идут за ними...
- Padre, и все-таки ужасно тягостно думать о конце света... - грустно вздохнул я, перебив старика.
- А почему Вас так пугает это понятие конца? Ведь конец - thelos - по-гречески "цель" - имеет смысл не только окончания, но это еще и некая завершенность, исполненность, целедостижение. Поэтому если получается, что у истории есть конец, то значит, у нее есть и СМЫСЛ. Вот если бы у нее не существовало конца, она воспринималась бы, по словам вашего Достоевского, как "дьяволов водевиль". Такое бесконечное стремление, которое никуда не ведет, потому что ему некуда вести. Тем, что христианство утверждает конец истории, оно СПАСАЕТ идею истории, утверждая наличие в ней смысла. Поэтому, когда мы говорим о конце света, мы предполагаем позитивность истории. Это не нигилизм исторический...- он замолчал, давая мне время все осмыслить. Взяв бокал с остатками вина, которое он нет-нет да потягивал, Джулиан допил его. И через пару минут обратился ко мне. -Итак, брат мой, теперь Вы готовы спокойно выслушать то, что предстоит Вам сделать?
- Да, рadre! Я слушаю и клянусь, что не дрогну и не испугаюсь предстоящего...
- Надеюсь Вам этого не предстоит испытать!
* * *
Из представительства я вышел самостоятельно, и отправился в свой отель без помощи предоставленного транспорта. Во дворе уже скопилось с десяток автомобилей. В основном это были микроавтобусы прессы. Разрисованные и расписанные, они стояли, прижавшись друг к другу, и из открытых дверей журналисты доставали свою аппаратуру. Стояла суета, какая, видимо, бывает на съемочных площадках. Кабели, софиты, огромные волосатые микрофоны... Я постарался проскользнуть мимо них незамеченным. Уже на улице, шагая бодрым шагом по направлению к отелю, я задумался над услышанным. Да! Мне предстояла тяжелая работа! С чего мне начинать?! Куда направить первые шаги?! Неужели все, что я услышал и узнал - правда!? Конечно, это правда! У меня не было оснований не доверять ордену. Боже! Неужели я живу в это страшное время?! Неужели все так близко?! Хотя никто не сказал, что осталось три года! Никто не знает сколько осталось! Ибо сказано, что не дано нам знать конца нашего! Да и правление Антихриста явно еще не наступило! Идет только подготовка к его восхождению на мировой престол! Основная масса людей еще даже не догадывается об этом! Люди живут, не задумываясь о грядущем. Сколько еще нам отпущено времени? Неизвестно. Но кто он?! Почему отец Джулиан не назвал его?! Видимо, на то были веские причины. Да, силы наших противников растут с каждым годом. А мы? Как мы, сторонники Христа, готовимся к предстоящей битве?! Что мы сделали для Него, для себя?! Мы не готовы! Всем нам надо объединяться! Вот стратегическая цель! А тактические задачи мне не поставлены. Я, как командир части, получивший боевую задачу. Есть приказ, а как его выполнить - это моя проблема!
Я шел по улицам города, жители которого в большинстве своем были христианами. То там, то здесь взгляд цеплялся за купола церквей. На моем пути несколько раз встретились бородатые мужики в серых рясах и шапочках. Они спешили в храмы, чтобы стать ближе к Богу. Они посвятили свою жизнь Ему. Весь смысл их жизней заключался в Нем. В полдень город окутал звон колоколов. Этот бархатный гул рождал в душе чувство спокойствия и умиротворения. Мне показалось, что на свете есть только Бог и взаимная любовь. Все, что я услышал и узнал этим утром, было сметено этими звуками, как метлой дворника, куда-то далеко-далеко на задворки моего сознания. Я шел, не останавливаясь, но не спеша, и мне хотелось креститься и славить Его имя. Внезапно меня осенило, я понял, как называлось то чувство, которое мной овладело. На меня спустилась божья благодать. С этим чувством мне стали не страшны ни предстоящие битвы, ни возможные потери, ни даже неминуемый конец света.
Ярко засветило солнце, вырвавшись из плотного объятия кучевых облаков. От луж, которые еще вчера мочили мне ноги, не осталось и следа. Легкий ветерок приятно обдувал вспотевшее тело и помогал переносить уже ставшей изнуряющей жару. Я пожалел, что не одел утром что-нибудь легкое, а вырядился в темный костюм с галстуком. Но что поделаешь, этикет. Возле магазинчика, где купил бутылку минералки, я снял пиджак и, оставшись в белой рубашке с коротким рукавом, продолжил путь.
Женю я заметил издалека. Она сидела на скамеечке возле отеля. Тень раскидистого клена прятала ее от прямых солнечных лучей. Хотя ей не нужно было прятаться от солнца. Девушка была одета в тонкий сарафан и светлые босоножки на голую ногу. При таком одеянии в тени она могла даже замерзнуть. Так я подумал, завидуя ее одежде, соответствующей температуре воздуха. Хорошо ей! Странно, но Женю я узнал сразу. Что-то внутри меня зашевелилось, и я понял, что грустная девушка на скамейке - это Женя. Меня же она заметила не сразу. Шагов за двадцать девушка подняла голову и посмотрела в мою сторону, будто не узнавая вчерашнего спутника и вечернего собутыльника. Только когда я подошел совсем близко, ее лицо озарила улыбка. Она вскочила и направилась мне навстречу.
- Здравствуйте! Я так рада, что увидела Вас! Я почему-то подумала, что Вы уже уехали, и мне стало грустно. Вот, думаю, не успели познакомиться, как он уехал. Значит, Вы еще не уезжаете?! - весело защебетала она.
- Здравствуйте, Женя! Я тоже рад, что встретил Вас. Признаться, я вспоминал вчерашний день. Что это Вы читаете? - спросил я, заметив у нее в руках небольшую книжку.
- Ой! - она смущенно рассмеялась. - А я читаю стихи. Правда они итальянского автора, и отличаются своеобразием, но мне они нравятся!
- Можно? - я взял из ее рук книжечку стихов и прочитал, - Umberto Saba?! Хорошие стихи, мне они тоже нравятся.
Сборник стихов был на русском языке. Полистав книжку, я нашел те, что искал. Открыв на нужной странице, прочитал одно стихотворение по-итальянски почти наизусть:
FELICITA
La giovanezza cupida di pesi porge spontanea al carico le spalle. Non regge. Piange di malinconia.
Vagabondaggio, evasione, poesia,
cari prodigi sul tardi! Sul tardi
l'aria si affina ed i passi si fanno
leggeri.
Oggi e il meglio di ieri,
se non e ancora la felicita.
Assumeremo un giorno la bonta
del suo volto, vedremo alcuno sciogliere
come un fumo il suo inutile dolore.
СЧАСТЬЕ
О трудностях мечтающая юность с готовностью им подставляет плечи. Не выдержав, мы плачем в эти годы.
Поэзия, скитальчество, исходы - отрада в поздний вечер. В поздний вечер теряет воздух плотность, и шагается легко и споро.
Сегодня - лучше, чем вчера, коль скоро еще о полном счастье думать рано.
Однажды нам предстанет без обмана его лицо, и каждый, как от дыма, от бесполезной боли отмахнется.
Прочитав потом эти же стихи на русском, я закрыл томик и вернул его своей собеседнице. Она молча приняла книжку.
- Я почти не спала всю ночь. Не хотелось спать, - Женя внимательно посмотрела на меня. Ее взгляд говорил, что она очень удивлена моим поступком и не знает какое ему дать объяснение. Затем девушка взяла себя в руки, отмахнулась от набежавших мыслей и выронила: - Вы ходили по делам?
- Вы о моем странном наряде в такую жару?! Да! Пришлось вырядиться. Но в майке на работу не ходят!
- Вы все? Я в смысле у Вас работа закончилась или Вы только на обед?
- Я все... Хочу переодеться и принять душ. А потом - свободен!
- Если я предложу Вам провести время со мной, Вы не откажитесь?! - спросила Женя.
- Я буду даже очень рад!
- Тогда я жду Вас! Идите, переодевайтесь, принимайте душ и спускайтесь! Пойдем гулять по Софии!
Я оставил девушку на скамеечке, а сам быстрым шагом направился в отель. Все подъемники были заняты, и перед ними скопилась большая группа людей с чемоданами. Постояв немного и не дождавшись лифта, я побежал по лестнице на свой этаж, переставляя ноги через две-три ступеньки. Переодевание и смывание пота заняло минут пятнадцать. Не высушив волосы, а только причесавшись, я натянул футболку и джинсы. Посмотрев на себя в зеркало, и придя к выводу, что хорош, я вышел из номера и спустился в холл.
- Как Вы быстро! - удивилась Женя, когда я тихонько подошел к ней и положил руку на ее плечо. Она не вздрогнула. Я только почувствовал, как ее грудь сильнее стала подниматься и опускаться, сбивая до этого ровное дыхание.
- Я старался! Ну, Женя, куда мы пойдем? Где Вы были, а где не были? Вы уже изучили Софию?
- Я пока плохо знаю этот город. А Вы?
- Я тоже не могу похвастаться тем, что изучил его хорошо. Так что давайте приступим к этому занятию вместе, - я подставил ей руку, и мы вместе пошли в сторону центра. - Этот город - один из древнейших городов Европы. Где-то в четвертом-третьем веке до нашей эры на месте существовавшей здесь ранее неолитовой стоянки возник фракийский город. Захватившие его в первом веке нашей эры римляне дали ему название Сердика по имени населявшего эту местность фракийского племени. И с этого времени Сердика стала столицей римской провинции Фракия. Этот город, говорят историки, был любимым городом императора Константина I Великого. Именно этот император принял христианство! Императорский двор долгие годы находился здесь и отсюда управлял империей. История сохранила слова императора: "Сердика это мой Рим". Сначала он хотел устроить здесь столицу Римской империи - "Новый Рим", но стратегическое место Византий все-таки победило. В результате религиозной реформы императора Константина I, Сердика стала и местом пребывания епископа. Здесь в середине четвертого века в соборе святой Софии состоялся Сердикийский собор, который церковь рассматривает как продолжение Никейского собора. В эти же годы один римский историк определил город как "большой и неприступный". Во время Великого переселения народов город переживает нашествия гуннов, готов и других варварских племен. В середине шестого века, во время правления императора Юстиниана I Великого, Сердика возрождается как важный административный центр Византийской империи под именем Триадица. Только в религиозном отношении город был подчинен архиепископству, центром в городе Охриде, где родился сам император Юстиниан.
С начала девятого века город входит в состав болгарского государства под названием Средец. После восстановления болгарского государства в двенадцатом веке епископ Средеца возводится в сан митрополита. С конца четырнадцатого века по 1870-е годы город, как и вся страна, он находится под османским владычеством. Еще в тринадцатом веке город в общении уже называли Софией, по имени главного храма - кафедральной святой Софии. Однако в официальных документах под этим названием появляется лишь в конце четырнадцатого века.
Во время османского владычества город был важным центром империи. Здесь находилась резиденция бейлербея Румелии, правящего европейской территорией Османской империи и, таким образом, город стал важнейшим, после Константинополя, османским городом в Европе. Вместе с тем в Софии развивалась культурная деятельность болгар - Софийская литературная школа, "Малая святая гора" - вокруг города было кольцо из более чем пятидесяти монастырей, из которых свыше двадцати существуют до сих пор! Это - еще и важный центр освободительного движения болгар.
В 1873 году, после судебного процесса, прошедшего здесь же, в окрестностях Софии был казнен болгарский национальный герой Васил Левский. Был такой национальный герой, монах.
После освобождения от турецкого ига и возрождения болгарского государства София становится столицей. Первоочередная заслуга в этом принадлежит профессору Харьковского университета болгарскому историку Марину Дринову, принимавшему деятельное участие в создании нового государства. В результате этого количество жителей Софии выросло очень быстро по сравнению с другими болгарскими городами, в основном из-за внутренней миграции.
Я замолчал, переводя дыхание. Об этом я прочитал в различного рода источниках, в том числе и в исторических документах, хранящихся в библиотеке при ордене.
- Вы так интересно рассказываете! - воскликнула в восхищении девушка.
- Спасибо! Но давайте на этом остановимся, истории должно быть ровно столько, чтобы не устать от цифр и фактов. Давайте о Вас! Женя, я совсем ничего не знаю о Вас! Вам известно, что я здесь по работе. А Вы? Как Вы оказались в Софии?
- Я путешествую. Никогда не была в Болгарии! Видела почти всю Европу, летала в Штаты, Мексику, отдыхала на Мальдивах... Но никогда не была здесь, куда лететь всего два часа! Я была замужем за богатым человеком. Но полгода назад он погиб, оставив мне все, что имел. Сидеть и тосковать я больше не смогла. Собралась и полетела, туда, куда глаза глядят. Вернее куда мне указал телевизор. Мне понравилась передача на одном из каналов. Я загорелась Болгарией и решила слетать. И вот я здесь уже пятый день. Скучаю...до вчерашнего вечера...
Мы шли, то и дело, спотыкаясь из-за неровно лежащих плит, по бульвару княгини Марии Луизы. Невысокие дома, возведенные в позапрошлом веке, украшенные лепкой балконы, раскидистые клены. Вскоре нашу дорогу пересекли сначала бульвар Сливницы, с мостом львов, а затем и одноименная улица. Прошли мы и мечеть, и старую баню, построенную еще турками и обогреваемую горячими источниками, и сами источники горячей минеральной воды. Потом мы свернули налево, и вышли на бульвар Царя Освободителя, дойдя по нему до Русской православной церкви. Солнце припекало, но невыносимо жарко пока не было. Вчерашний дождь немного остудил улицы.
- Женя, Вы не голодны?
- Если честно, то не отказалась бы от чего-нибудь легкого, - улыбнулась девушка.
- Договорились! Как увидим ресторанчик, который понравиться - зайдем!
Но в самом историческом центре города, в Сердике - старинном названии Софии, ресторанчик нам не повстречался. После церкви мы повернули направо на бульвар Васила Левски, по нему дошли до Графа Игнатиева и уже там, на еще какой-то узенькой улочке зашли в маленький ресторанчик болгарской кухни.
Удобно устроившись в уголке за дубовым столом, я заказал две болгарских окрошки, мясное блюдо в национальном горшке, несколько баничек и бутылку розового карнобатского вина. Все заказанное принесли не сразу, но довольно быстро. Часы показывали шесть, поэтому сами того не ожидая, мы молча набросились на еду.
Слегка "заморив червячка", я налил вино в бокалы и откинулся на спинку стула. Женя тоже, взяла бокал и чокнулась им со мной.
- За приятное времяпровождение, - огласила она свой тост.
- За Вас Женя! Давайте на "ты"!
- С большим удовольствием!
Мы сделали по глотку и аккуратно коснулись друг друга губами. Сегодня они не были такими сладкими как вчера! Девушка как-то повернулась, и я заметил на ее груди странное украшение. Оно представляло собой изображение трех совмещенных треугольников, внешние углы которых были вписаны в окружность. Если вы представляете звезду Давида, то знаете, что там два совмещенных треугольника. Здесь же было их три. Видимо, этот кулон был изготовлен из серебра или даже белого золота. Цепочка на шее отсутствовала. Ее заменял черный кожаный шнурок на застежке. На загорелой коже треугольники ярко сверкнули.
- Какое интересное украшение, - сказал я, не скрывая своей заинтересованности.
- Вы об этом, - она коснулась пальцами окружности, - это не украшение. Это тоже самое, что для вас нательный крестик.
- Женя! Мы же договорились на "ты"! Хм...и какую веру оно символизирует?
- Прости!...славянских богов...
- В смысле язычество!
- Нет! Именно славянских богов! Язычество! Это слово пришло к нам извне. Язычник, - говорящий на другом языке, чужой, инородный. Вот что такое язычник! А я говорю о религии древних славян - наших предков! Язычеством скорее можно назвать православие! Оно пришло к нам извне, из Израиля, далекого от нас как по расстоянию, так и по духовности, вере и культуре. Хотя, конечно его носителями были греки. Народ, который много раз был покорен нашими предками!
- Интересно! То есть ты не веришь в Иисуса Христа, в его заповеди, а веришь в идолов, в гром, молнии и другие силы природы?
- Во-первых, я верю в Иисуса, в его учение, только он не был евреем. Он был славянином, а евреи уже потом обернули все дело так, что мы должны поклоняться их богам. И дело тут не столько в учении Иисуса, сколько в том, что все боги, по их мнению, принадлежат только их национальности! Только евреи избранный народ! А мы все должны им поклоняться! Так как поклоняемся их же еврейским богам!
- Интересно послушать! - я подался вперед, положил подбородок на руки и внимательно посмотрел на свою собеседницу. - Продолжай! Только представь, что я ничего не знаю, и попытайся обратить меня в свою веру! Договорились?!
- Договорились! - и она продолжила. - Среди богов, коим поклонялись славяне, особое место занимает Бог Коляда.
- Весьма возможно, - улыбнулся я, продолжив внимательно ее слушать.
- Считается, что это древний языческий бог и его именем назван праздник. Во время этого праздника молодые люди и дети пели песни, переходя от дома к дому, поздравляли людей, славили бога. Но, почему этот праздник совпадает с Рождеством? Что такое колядование? Благодаря прекрасным книгам, изданным в последнее время можно ответить на эти вопросы вполне определенно. Один из текстов "Розовых огней", записанных Софией Волохвянской, назван Коляда. В нем повествуется о рождении Сына Бога.
Явился Бог на Землю человеком.
Венца на нем не видела и мать.
У сердца матери любовь была пригрета.
Рожденье Сына как мне описать?
Звезда Любви на небе засияла.
Ее заметили волхвы со всех сторон.
Она рождение Царя Царей вещала,
Но был не царский у младенца трон.
Кстати у болгар, жителей этой страны дед мороз зовется дядо Коледа.
Другая книга, "Славянские веды", создана из народных песен болгар-примаков. Книга без перевода впервые была опубликована в России еще в конце девятнадцатого века. Александр Асов открыл для нас эту необыкновенную книгу, сделав ее перевод на русский язык. Низкий ему поклон. В "Славянских ведах" много песен посвящено рождению Христа. Но в этих песнях и сказаниях все подстроено под образы поэзии славянских мифов и легенд. В каждой песне рассказ ведется от имени волхвов. В этих песнях Христос становится Богом Колядой. Волхвы знали, что произойдет особое событие. Они первыми сообщили о нем миру. Грешил народ на Земле, и волхвы просили Всевышнего, прислать "Коляду Бога, молодого, пресвятого".
И чудо тогда свершилось.
На небе диво явилось.
И зрели люди по всей Земле
В заоблачной звездной мгле
Звезда горит и ярится -
Ясная звезда Зарница.
Помнишь, что сказано, как сказано в Евангелие о рождении Христа?- она внимательно посмотрела на меня, особо не ожидая ответа, полагая, что я не отвечу ей. Но я немного напрягся и процитировал:
- "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке, и пришли поклониться Ему".
- Ого! Да ты лихо цитируешь! - удивилась Женя и немного смущенно продолжила. - В "Славянских ведах" это событие описано подробнее.
"Мы пришли от края земли, и от края земли, от моря,
где нет ныне скорби и горя, где звезда три года сияла,
что нам путь в ночи указал.
Мы же сами - тридцать царей, тридцать королей.
Тридцать нас звездочетов и чародеев,
Тридцать ворожеев...
Мы и книгу Ясную зрели, мы читали ее и пели
о рождении Млада Бога, млада Коляды пресвятого...
Богу славу мы вознесли. Мы по звездам Его нашли...
И люди тогда дивились, постичь же никто не мог,
Что если звезда явилась, то значит родился Бог.
Но это постигли те тридцать царей".
Так в повествовании волхвов Христос был назван Колядой.
В пещере родила Мария младенца.
"И тогда сама Злата Майя
Родили Молодого Бога,
Млада Коляду пресвятого".
Различие между Евангелием и Ведами состоит в том, что Богородица названа не Марией, а злато Майей. Наверное, существует связь между этими именами.
Время меняло диалекты. Имя Марии Девы и Иисуса, ее Сына по-разному звучит. Народный дух все исказил по моде - так сказано в "Розовых огнях". Каждый народ давал Деве Марии свое имя. Например, в Китае, когда узнали при императоре Тай - Цзун о рождении Иисуса, то говорили, что Дева по имени Мо Янь родила Его. История о воскресении Иисуса Христа передана Словом Святого Духа всем народам - "Всем дано слово о Боге Всевышнем, Источнике Света и Сил".
В Евангелие еще сказано: "И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и мирну". Я права? - Женя вновь обратилась ко мне, теперь уже, будучи уверена, что я знаю текст.
- Да. Именно так там сказано.
- Об этом также рассказали волхвы в своих сказаниях, продолжала она.
"И в пещеру ту мы вступили,
Коляде дары возлагали - красно золото,
бело серебро и холсты - все холсты из лыка, льняные,
свечи белые, восковые.
Мы те свечи зажигали, чтоб они в пещере сияли"
По приходе с Востока волхвы вначале рассказали царю Ироду, которого в песне зовут Черным царем о том, что видели звезду. Они сказали, родился Царь Царей. Свидетельство Евангелия об этом: "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов". Волхвы же и это событие описали подробнее и ярче. Народ запомнил это и стал петь об этом в своих песнях.
"Рассердился тут Черный царь, рассердился, разлютовал,
приказал он старшей дружине, прочь идти от града Великого,
всюду рыскать днями-ночами и рубить младенцев мечами...
закололи нм мало ни много - три тысячи. Так заклали они детей,
все три тысячи малышей"
В других песнях называются другие цифры погибших малышей, но в основном сказано почти одно и то же. Не забыть тот огромный грех царя Ирода. По легенде эти убитые дети взошли к небесам и были приняты Всевышним. Потом Бог посылал их с небес вновь на Землю, "Чтоб те дети колядовали, чтоб в сочельник песни колядные распевали:
Коляде мы дары дарили
Книгу Богу мы приносили, Золотую ту Книгу Вещую.
Как страницы ее раскрывались
Славы Богу провозглашались,
и перед Богом мы преклонялись
И с тех пор мы поем всегда:
Коляда - наш Бог! Коляда!" Вот откуда преклонение славян перед Колядой. Это вера в рождение Христа, о котором они узнали раньше всех, и пришли поклониться Младому Богу. Первыми они пророчествовали, первыми узнали о рождении богочеловека.
В "Велесовой книге" тоже сказано, что знали славяне о рождении Младого Бога на Земле. "Вот грядет Он между нами, и должны мы пасть ниц, ибо Ясного почитаем. Тут бог Велес пришел, неся Ему дитя. Придем же к Богу нашему и Ему речем хвалу! Благославен всегда, ныне, присно и вовеки веков. Сказано это кудесниками". Стали праздновать на Руси рождение Бога Коляды, только за века забыли, что Христос и Коляда это один Бог, - моя собеседница замолчала. Ее глаза, выглядывая из-за бокала вина, который она взяла, чтоб сделать глоток, внимательно изучали мое лицо.
- Ты знаешь, я впервые слышу такой взгляд на христианство! Это что-то вроде нео-православия?
- Нет. Это что-то вроде религии славян, Русов...
- Русов?!... Русских?
- Да.
- Но ведь славяне верили в иных богов. У них не было монотеизма. Сварог, Перун...те же Велес и Коляда... Я что-то не улавливаю связь между ними и Христом, - мне было интересно, но не более. Она не смогла этим коротким разговором поколебать моей веры.
- О! это обычный прием так называемых христиан! А я отвечу Вам так,- она немного разгорячилась, видя мое спокойствие и уверенность в своей правоте. - Да, славяне верили в силы природы. Для каждой стихии были подобраны свои силы, боги. В десятом веке, когда христиане огнем и мечом вытеснили славянство, им, этим богам стихий были найдены заместители в лице апостолов и святых! Георгий Победоносец, Николай Угодник, другие святые, отвечающие за свое направление. А праздники?! Про Рождество я говорила. Масленица, Ивана Купала, да много их! Вы же не будете отрицать очевидные вещи?! Очевидные - видимые глазами, очами!
- Нет, не буду! Женя, давайте оставим этот разговор на потом. У меня сегодня был трудный день, и я хочу просто отдохнуть.
- О да! Конечно! - воскликнула девушка, почувствовав себя виноватой. - Извини! Но ты сам спросил про символ моей веры!
- Да, конечно. А что, кстати, означает этот ваш символ?