Конкурсы - "больная тема" для многих авторов. Особенно для тех, кто, имея положительные отзывы читателей, от участия в большинстве конкурсов получает только негатив.
На самосудных все понятно. Мало кто будет оценивать вас не как конкурента, а как коллегу, с которым, возможно, когда-нибудь придется иметь дело. То есть, как это ни странно лично для меня, отстраненной оценки качества текста не будет с вероятностью 90%. Будет вкусовщина (вроде "я принципиально не читаю фентези/женскую прозу/фантастику"), будет зависть ("я вижу, у автора есть свои читатели, которые его вовсю хвалят, НО..."), будет продвижение знакомых и даже простое нежелание признавать существование иных точек зрения, кроме собственной. Будут... будут неадекваты. А они будут почти всегда, это точно! Потому что в творческой среде их, в принципе, немало, а в среде "непризнанных гениев" - и того больше.
Самый безобидный момент - это несоответствие вкусам тусовки, если вы новичком пришли на конкурс ресурса, у обитателей которого есть некое суммарно-усредненное понимание, что есть хорошо, а что - плохо (к примеру, любители жесткой НФ не прописали в правилах свои предпочтения, но по инерции "режут" фентези или фантастику, написанную женщинами).
Однако самосудные конкурсы - отличный повод для того, чтобы, не теряя времени, начать разочаровываться в окололитературных "тусовках". Поэтому, как таблетка от излишнего оптимизма, они очень даже помогают. "Какие там конкуренты? - думаешь ты. - У нас ведь разные темы, разные читатели!" Но это вовсе не значит, что остальные конкурсанты считают так же.
Зато самосудные конкурсы - это реальная игра с реальными игроками. У них могут быть свои цели и свои представления, но, чаще всего, по окончании конкурса вам становится понятно, почему вы не попали в финал/список призеров/победители.
А, кроме прочего, есть шанс все-таки получить от кого-то не просто адекватную оценку - это здесь не так важно - а отзыв с конструктивной критикой. Вот ради этой суммы впечатлений от "не ваших" читателей на самосудный конкурс, при наличии времени, стоит идти.
Интереснее обстоит дело с различными премиями и конкурсами, в которых работает жюри. Тут все зависит от целей и задач... нет, не тех, что прописаны в положении, а реальных целей и реальных задач людей, которые это организовывают.
Ни о каких "теориях заговора" мы здесь говорить не будем. Просто стоит признать факт, что у людей, вкладывающих время и деньги в некий проект, обязательно есть цель. Иногда она может соответствовать заявленной в анонсе конкурса, иногда - нет.
Пример: многие встречались с конкурсами, созданными лишь для того, чтобы наградить своих или освоить средства.
Напишут ли об этом в правилах?
Иногда пишут завуалировано, что правом выдвижения обладает ограниченный круг лиц и организаций.
Иногда просто не высвечивают информацию о конкурсе, делая ее практически недоступной "чужим".
Чаще - не стесняясь, громко объявляют и громко награждают.
Еще, бывает, информация о конкурсе, его ходе и результатах подается таким образом, чтобы сформировать представление о некоем направлении литературы в целом. Крупные конкурсы, имеющие хорошую финансовую поддержку, могут объявить на всю страну: вот это хорошо, а все остальное - ну... сами понимаете.
Я не стала бы задумываться о подоплеке подобных действий, если б однажды не встретилась с представителем такого конкурса, который заявил, что в финал отбирается все мало-мальски читабельное... И вот подумайте, в такой ситуации разве могу я возразить? Сказать: "А я вот не раз к вам на конкурс подавалась - и никак"?
Логичным ответом мне будет сочувственная улыбка: мол, еще один непризнанный гений, что с него взять.
И напрашивается вывод, что одной из целей таких конкурсов является четко обозначить границы не только "официально хорошего" - нет, шире: границы существующего!
А потом: "Ах, как нам не хватает жанровой литературы! Ах, не пишут у нас объемных романов, у нас нет авторов приключенческой прозы"...
Вас нет. Нас нет.
Это очень хорошо и удобно, особенно для медиа: круг того, что/кто есть - в смысле существует "официально" - довольно узок. Остального - нет. Просто нет. Пусто.
Радует лишь, что подобные конкурсы, хоть и угнетают самолюбие авторов, но почти не влияют на читателей. Особенно тех, кто ориентируется на рекомендации знакомых, отзывы на форумах и вообще привык искать книги для прочтения, консультируясь не с официальными рейтингами, а с реальными, пусть и в интернете, людьми.
Кто-то решит, что выше изложенное - изыскания обиженного конкурсами графомана: пусть, вы в своем праве.
А у кого-то по прочтении сложится мнение, что смысл сей статьи: "конкурсы - зло!"
Нет, просто плохие примеры, в силу особенностей эмоциональной памяти, быстрее приходят на ум.
Хорошие же... Они есть. Просто есть. Но, сами понимаете, стороннему человеку сложно сказать, настолько честен, насколько соответствует заявленным правилам и критериям конкурсный отбор. Даже член жюри не всегда может за это поручиться, потому что когда некое количество человек в команде хочет работать честно и отбирать не своих или потенциально полезных, а те произведения, что действительно понравились, они не повлияют на окончательный результат, если "политика" и "идеология" организаторов иная.
Собственно, какой вывод следует из всего этого?
А вывод прост.
Участвуйте - расширяйте круг знакомств, пополняйте опыт. Да и просто попытать счастья можно и нужно - вдруг да повезет?
Но ни в коем случае не зацикливайтесь на неудачах. Ведь вы творите не ради победы на конкурсе? А значит, победа - не цель, а всего лишь приятный бонус, не более. В конце концов, результаты литературных конкурсов интересны вашим коллегам, но не тем, для кого вы пишете - не читателям.