Репина Ольга : другие произведения.

Поворотный Момент Или Субъективистский Подход К Времени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман Ольги Кай "Загадать желание"


Ольга Репина

ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ

ИЛИ СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ВРЕМЕНИ

Рецензия на роман Ольги Кай "Загадать желание"

Кай Ольга. Загадать желание: Роман. - Монреаль, Т/О "Неформат", "Accent Graphics Communications", 2013.

  

"...истинное мужество состоит в том,

чтобы любить жизнь, зная о ней правду"

(Сергей Довлатов)

"Никогда не иди назад"

(Омар Хайям)

   Проблема фантастического или, точнее сказать, жизни человека и человечества с определенными если не паранормальными, но явно выше-средне-нормативных способностями, многие десятилетия находится под пристальным вниманием как литературных творцов, так и читателей. Людям всегда хотелось приподнять завесу тайных возможностей человека и заглянуть вперед, туда, где колышется туман неизведанного далёкого. Думаю, этот когнитивный феномен можно объяснить элементарным опытом общения с людьми: немного найдется лиц, в полной мере удовлетворенных своим теперешним -- жизнью, судьбой, техническими и, особенно, психическими возможностями. Поэтому с надеждой вглядываются люди в будущее... Что там, за завесой времени?
   О, эти многоликие, ускользающие от материального восприятия психические возможности! Изученные, но так и не познанные психиатрией-психофизиологией-психологией вместе взятыми! Как не хватает обычному человеку в его безликой повседневности этой пресловутой психической до паранормальности силы! В рамках личностной беспомощности этот вид заполнения когнитивного и просто житейского вакуума кажется мне немного искусственным. Поэтому я всегда задавалась вопросом, обращенным внутрь моего "Я": за что люди любят фантастику? Для меня -- писателя и психолога -- гораздо важнее стимулировать человека жить здесь и сейчас, и несмотря ни на что. Вспомните Махатму Ганди: "Если ты хочешь перемену в будущем -- стань этой переменой в настоящем". Не стоит кидать в меня ментальные камни за такую нелюбовь к фантастике. Столпов литературы данного направления я чту и знаю. Прошла через этапность жгучего интереса к парапсихологии, инопланетным явлениям и фантастической литературе в целом, и вдруг обнаружила, что мне интересен мир теперешний с его многоликостью, убожеством и высотой человеческих проявлений и резкими разворотами сюжетной линии в реальной жизни (и моей в том числе).
   Скорее, меня волнует ответ на вопрос: как людям, неутомимым в своей вечной ненаученности, дожить без войн, злобы, жадности и катаклизмов хотя бы до ближайшего двадцать второго столетия. Помните, как в старой доброй сказке: "Ау, добрые люди, отзовитесь!!!!"
   С другой стороны, я понимаю, что прогностичность в литературе является одним из столпов, на котором строится целеполагание и формирование мировосприятия отдельного индивида и нации в целом, способность человека понимать, что после его жизни будут жизни других. На мой взгляд, такая позиция опосредованно формирует смысловую ответственность человека: не жить так, что после нас -- хоть потоп!
   Поэтому разговор о фантастических способностях человека в настоящем или будущем и попытках его описания в художественной литературе сразу же заставляет задать всем любителям фантастики множество вопросов. Например, влияем ли мы своим существованием, своими мыслями на качество жизни теперь-и-сейчас? Будет ли эта категория при современном состоянии умов и вооружений существовать вообще, если мы не обратимся к реальной жизни и не оторвем свой взор от фантастики? Дает ли современному читателю поглощение текстов о будущем или о чрезмерных способностях человека нечто такое, что не является суррогатным замещением реальной жизни? Понимаю, что вопросы эти субъективны и сформированы моей эмпирикой и эмоциями относительно последних событий у нас в стране, однако, вынося свои заметки комментаторского плана относительно романа с фантастическим сюжетом, нельзя не помнить о мотивации автора.
   Не открою нового континента, если скажу, что вся литература, и фантастика в том числе, -- это, прежде всего, личность автора. Попытки выделить будущее как объект, описать его свойства и качественно его проинтерпретировать, говорят лишь о том, что объяснение природы и составляющих описанного фантастического сюжета следует искать в характеристиках познающего субъекта, то есть автора. Прежде всего это -- нестереотипность и нелинейность мышления, апперцепция, прогностичность и уровень самосознания. Однако не следует забывать и про читателя, который поглощает те художественные образы, которые транслирует автор. Для полного единения автора и читателя, понимания и восприятия замысла творца, конечно же, необходима некоторая, если хотите, конгруэнтность характеристик этих персоналий, тесно связанных узами творчества.
   Одна из функций творчества -- способность предсказания или предугадывания будущего, так называемое "кассандровское начало". Именно на этой функции базируется построение сюжета фантастических и социально-прогностических произведений. Хотелось бы отметить, что в фантастическом романе "Загадать желание" Ольга Кай, наряду с антиципационным началом, использует еще несколько мощных рычагов воздействия на читателя. Художественно-концептуальное построение романа, позволяет автору интегрировать в сюжет размышления о социальном устройстве жизни, человечестве, о моральном самосовершенствовании личности как пути к развязке противоречий, которые волнуют мир. И это не полный "боекомплект" категорий, которые опосредованно, с помощью сюжетной линии и психологизации персонажей анализирует автор.
   Однако, фантасмагоричность сюжета все время оставляет нас как бы в реальном мире, поскольку все действующие лица выписаны очень жизненно и узнаваемо. При этом главная традиция, которая сохраняется в романе -- это традиция человечности, гуманизма и субъетности переживаний. Субъективно переживаемое время течет как у автора, так и у читателя (вопрос их совпадения -- это вопрос нахождения автором своего читателя). С психологической точки зрения о течении времени человек узнает эмпирически, ведь с ним постоянно что-то происходит, откладываясь в памяти с помощью эмоций, действий, реакций других людей... При этом временное восприятие человека всегда распадается на ушедшее -- то, что мы называем прошлым, настоящее -- то, что мы переживаем здесь-и-сейчас, и будущее -- то, что мы ожидаем. При этом личность, развиваясь, всегда опирается на некие временные точки, которые на карте жизни мы всегда обозначаем для себя как удачные или неудачные. В романе Ольги Кай эти сбитые временные развертки главных героинь позволяют делать необычные скачки во времени, в восприятии других людей, то есть манипулировать виртуальной тканью тройственного союза прошлое-настоящее-будущее, придавая динамичность и непредсказуемость сюжетной линии.
   Вряд ли будет правильно усматривать в этих выводах намеренный смысловой нажим на неопределенность фантастики относительно нынешней конкретики смертей и войн. Скорее, следует думать, что размышления относительно триады прошлое-настоящее-будущее у многих читателей романа Ольги Кай стали как бы поворотным моментом в трансформации физического времени во время субъективно переживаемое. Автор, которая по-своему слышит ход времени и смело делится своим видением с читателем, как бы стимулирует читателя делать свое время и опосредованно подталкивает нас в выработке индивидуализированной временной меры, с помощью которой наша фантазия на стреле настоящего устремляется в будущее.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"