Вдохновившись анонсом в издании "Новая литература" и под впечатлением от замаха организаторов конкурса "Нереальная новелла" - тут вам и русская душа, и преодоление, и всё в нереальных декорациях - решил представить свой литературный эксперимент в необажовском духе - уральский сказ "Шадринский блудень".
Несмотря на впечатляющее удобство сайта, изловчился и добросовестно прочёл для суда Линча рассказы первой группы преноминации. А заодно и четвертой группы, ну чтоб понимать, с кем бегу в мешках на скорость.
Всего, вышло, отведал 18 рассказов. Две четвертинки.
Плюсом два раза перечитал свой рассказ, но ничего не понял - при загрузке на сайт слетели тире и другие знаки препинания, которые почему-то нельзя вернуть - поэтому в комментариях к "Блудню" завёлся настоящий Тирекс - тираннозавр Рекс с фиксацией на тире - и я теперь опасаюсь туда заходить.
Всем комментаторам - мерси. В качестве прикормки Тирексу, постараюсь использовать побольше тире в рецензии - считайте их внимательно! Они точно по числу пропавших в "Блудне".
Итак, по преноминации. Организаторы задали серьезную философскую планку, но при этом отбор провели в ультралиберальном, если не сказать либертарианском духе - пропустили, вероятно, почти всех, чьи тесты оказалось возможно прочесть.
В итоге наряду со стоящими рассказами по теме на самосуд попали неинтересные, а также интересные, но не по теме. Очевидно, часть работ написана специально под конкурс, другие - вытянуты из загашника и брошены по принципу "а вдруг проканает". И некоторые проканали!
В этой связи разделил 18 прочитанных работы на 4 группы. Четыре!
Первая - под конкурс и удались.
Вторая - под конкурс и не удались.
Третья - не под конкурс и не удались.
И четвертая (самая загадочная) - не под конкурс и удались.
I. ПОД КОНКУРС И УДАЛИСЬ:
Е. Альтегин. "Вертеп колдунов". Самобытный интересный мир, вполне русский и не вполне реальный. Преодолел ли себя герой? Хочется верить! Литературная удача.
Е.Г. Лаевская. "Изысканный бродит жираф". Стилизация полная до полусмерти избитых образов и метафор. Когда же автор говорит от себя, то появляются "волосатые сиденья" и "нотки стекла в колбасе". Юный пиит, юный пиит, юный пиит. Рассказ, тем не менее, есть, и он по адресу.
Свк. "Ранним утром". Сюжет есть и соответствует конкурсу. Легкий налёт футурологии и плоский главный герой, который за пять лет никак не изменился. Впрочем, если это вы, Сергей Владиленович, мои поздравления.
Л.Е. Уткин. "Уроки игры". Несколько затянутый пересказ "Игры Эндера" обернулся русским характером - дезертирством. Мда. В военное время за такие кунштюки могут и расстрелять. Но все же рассказ есть.
Е.Л. Филиппова. "Как хорошо быть генералом". Впечатляет! Интересный мир, убедительные характеры, занятные аллюзии. Тонко подмечены черты русского характера - гордость и стремление к абстрактной справедливости, которые могут позитивно воплотиться только в большом деле. Рассказ с возможностью развития. Спасибо.
II. ПОД КОНКУРС И НЕ УДАЛИСЬ:
Ромель. "Телефон". Чудовищный посыл - эгоизм, потребление, "радование себя" как якобы главные смыслы жизни. Ничего русского, ничего фантастического, никакого преодоления. Героиня ноет о проблемах отцу.
О.Ф. "И встал в засаде". Нечто совершенно бессвязное из жизни дикарей. И такие эротические сцены, что не встал бы даже в засаде.
Т.С. Алексеева-Миносян. "В огне не горящие". Наивный и неубедительный сюжет. Слабые характеры, дешёвый финал. Героине место в пожарной команде - определить её туда и закрыть лавочку.
И. Градов. "Реки, текущие вспять". Сюжет есть - это главное достоинство. Язык прост. Все остальное неубедительно. Ощущение, что автор никогда не бывал в зимней деревне - огромное число бытовых нелепостей, дорогу которым сквозь сугробы прокладывает кот. У пушистого, вероятно, и есть русский характер?
III. НЕ ПОД КОНКУРС И НЕ УДАЛИСЬ:
Т.П. Буденкова. "Вальс в ночи". Графомания, нечего добавить.
Марита. Это было в Любавичах. Неудачная в рамках новеллы и не ясно, чем оправданная (потому что сон?) рваная форма повествования. Соответствие теме - поверхностное. Очень скучно (бедный еврей, сердобольный русский, плохой немец, предатель-коммунист). Очень скучно.
А. Вебер. "Счастливые люди". Допустим, есть условно оригинальный сюжет - неоязычники против корпорации. Где тут фантастика, где преодоление? Доброслав, Сварог. Всё действие - набор клише. Привет Поклонской.
М.И. Олейник. "Убить принца". Сказка, предположим, есть. Какое это имеет отношение к конкурсу? Никакого. У кого там русский характер? У Мачехи?
А. Белкин. "Чёрные тени грядущего". Не соответствует теме конкурса. Опять. Где русский характер? Где преодоление? Главные герои покорны, как евреи в концлагере. Да только Красная Армия не придет. Самое любимое слово автора - поганый и производные. Так надо было уже и рассказ назвать, "Поганые тени поганого".
В. Прудков. "Реникса". Вроде бы есть сюжет. И вроде бы что-то где-то рядом с темой конкурса ходит. А рассказа нет. Потому что это не литература - служебная карьера, молодая девушка, живописная картина.
IV. НЕ ПОД КОНКУРС И УДАЛИСЬ:
Н.А. Баранов. "Сережка". Все банально, заезжено, предсказуемо. Но рассказ по теме есть. Не раздражающий язык несколько портят стилистические ошибки, вроде "прикида" в устах солдата, но это ерунда. Главный вопрос, раз уж тема рассказа столь серьезна, в чем преодоление? В сорок пятом?
Z.П. Виноградов. "Жажда". Новелла есть, а русский характер, по всему, это построить противоядерный бункер и забыть припасы. Совершенно непонятно, отчего с героем так возятся, за какие заслуги все это внимание. Неужели, компенсация за не случившееся (?) изнасилование в детстве? Тогда у меня уже должна быть нобелевка по литературе.
Д. Акрит "Песня". Немного "Мементо", немного предсказуемо, но рассказ получился. Стиль выбран удачный и не затянуто, что большой плюс для такой истории. Оставляет чувство приятной меланхолии. Главный герой решает выпить чаю?! Самый нереальный элемент этого мира!
Резюме.
Среди прочитанных 2/4 конкурсных работ нет ни одного внушительного литературного высказывания на тему "Преодоления". Да, часть из них можно притянуть, но в том ли смысл подобных вызовов? Сомнительно.
Безусловно, конкурс собрал отдельных участников, способных оперативно, экспромтом предложить впечатляющую прозу по остальным тематическим составляющим. Это круто.
Особенно радует, что есть авторы, которых в принципе занимают глобальные вопросы, без всяких конкурсов. Это - главный оптимизм конкурса.