Папета Дмитрий Сергеевич : другие произведения.

Семейный подряд. А Церковь причём?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Дмитрий Папета, 12.10.2007
  Если Вы, прочитав название статьи, подумали, что речь пойдёт о семейном бизнесе, то, в принципе, не ошиблись. Единственная уточняющая деталь - наш разговор будет о "семейном подряде" в церковной среде. Достаточно в компании клириков упомянуть данное словосочетание, и вас сразу же поймут, сделают понимающее выражение лица и, возможно, упомянут о каком-нибудь случае из личного опыта. Но вот почему данное выражение вызывает у людей определенную чёткую ассоциацию, ответить сможет не каждый. Так у нас повелось - мы всегда замалчиваем любые проблемы, существующие в церковной среде, и только когда уже молчать никак нельзя, потому что об этом уже трубят "на каждом столбе", появляется какая-то своеобразная реакция-ответ.
  
  Так вот, возвращаясь к проблеме "семейного подряда", хотелось бы признать, что это - извечная дилемма не только Церкви, но и любого специалиста узкого профиля. Дело в том, что когда речь заходит о какой-нибудь профессии, например, врача или артиста, то мы часто видим целые династии представителей одного и того же ремесла. То же можно сказать и о духовенстве. Представители известных фамилий священников уже несколько поколений подряд служат Церкви, но в данном случае мы говорим не о самом принципе священнического служения в поколениях, а немного о другом аспекте "семейного подряда". На практике вырисовывается такая картина: есть настоятель - священник. Он - глава и хозяин прихода. Соответственно, матушка его - "правая рука". Она отвечает, например, за хор, за хозяйство и т.д. И это, в общем, естественно. В том случае, если матушка действительно является хорошим помощником, то с плеч батюшки снимается множество рутинных, но важных забот. Такая форма в основном характерна для сёл, небольших приходов. Как показала практика, она очень эффективна, и в большинстве случаев несёт благо.
  
  Но есть, как говорят, и другая сторона медали. Очень часто, особенно когда речь идёт о большом, хорошем в плане дохода приходе, на первое место выступает не только настоятель - с матушкой или без неё (это в данном случае уже не имеет никакого значения), но ещё и целая канва родственников, кумовей, племянников и знакомых. Вокруг "большого человека" появляется целая свита "своих", "неприкасаемых", зачастую "правящих бал", присваивая себе все дела прихода. Может возникнуть вопрос: "А что тут плохого"? И, конечно, что плохого, когда возле батюшки, так сказать, верные, надёжные, проверенные люди, когда есть на кого и в чём положиться? Но суть, всё-таки, в том, что когда человек не из "круга" получает распределение в такой "семейный бизнес", то ему можно только посочувствовать. В пример мы можем привести обычную ситуацию, когда в компании работает "мама, папа, я - дружная семья", и попробуйте в этом предприятии проявить творчество, сделать карьеру или денег заработать. К тому же, чисто по-человечески, никому из нас неприятно видеть людей, получающих работу не из-за талантов, а из-за семейного положения. Это касается как бизнеса, так и политики.
  
  В Уставе православной Церкви сказано: "Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания"1. На деле же получается, что правит не собрание прихода, а собрание родственников и знакомых. Главная цель таких "предприятий" - это контроль за всеми финансовыми потоками и использование служебного положения в личных целях. К сожалению, в церковном Уставе не запрещено вводить родственников в состав Приходского собрания и назначать в одностороннем порядке старосту прихода из числа "своих". Данная практика весьма разрушительно влияет как на саму жизнь многих приходов, так и на социальную работу, которую Церковь обязана проводить. Цель самой деятельности прихода теряет свой первичный смысл, превращаясь в обыденное семейное дело, что само по себе неприемлемо и непозволительно для "собрания святых", которым является Церковь.
  
  Как с этим бороться? Ведь нужно же когда-то преодолеть постыдную практику кумовства и сватовства. Возможно, стоит включить в церковный устав положение о нежелательности ставить на ответственные посты - такие, как староста, или казначей, - родственников священнослужителей. Приходу нужно нормальное христианское управление, основывающееся на коллективном участии прихожан, и это позволит направлять жизнь общины на благо всех членов, а не только на отдельных её представителей, часто ищущих не Царства Божьего, а элементарно пошлой и банальной выгоды.
  
   1. Устав Русской Православной Церкви. - 11гл., 34 пункт.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"