"Даром получили, даром давайте", - сказано в писании Матф.10.8. Такими словами Христос обращается к своим ученикам, посылая их на проповедь. Как бы не менялось время, в каких бы социальных, политических и культурных обстоятельствах не находилось общество, человеческие страсти и стремления всегда одинаковы, они обличены в разные формы, но корень имеют один и тот же. Сегодня, когда Православная Церковь наконец-то выбралась из-под пяты коммунистической тирании и постепенно начинает приходить в себя после многолетнего давления на неё со стороны власти, попыток извращения её учения, образа жизни, она сталкивается с новыми проблемами.
Одной из таких проблем является плата за исполнение церковных таинств. Очень часто нам приходится слышать упрёки из уст наших братьев - протестантов и католиков - о том, что у нас процветает этот весьма популярный вид симонии, который не только не скрывается, но ещё и выставляется - как что-то, вполне естественное. Посетив практически любой православный храм на территории СНГ, можно увидеть, что при входе, а часто и в самом храме, находится свечной прилавок, как его называют, в котором продаются свечи, книги, ладан и т.д. Там же висит прейскурант, где подробно описана плата за исполнение таинств и обрядов. Причастие, исповедь и елеопомазание не облагаются "священной данью", все же остальные церковные таинства, включая крещение и причастие на дому, аккуратненько выписаны на листке. Благочестиво распечатанный на принтере, ценник соответствует, так сказать, духу времени, что особенно занятно при той чёткой фиксации и стандартизации квоты за участие в общеобязательных для христианина событиях церковной жизни.
Некоторые "особо ревностные" пастыри еще ставят в конце прейскуранта цен приписку: "Минимальное пожертвование". Т.е. "жертвовать" желательно еще больше. Грустная и плачевная картина наблюдать, как в храме, где призывают имя Того, Кто сказал: "Дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников" (Исаия 56,7. Иеремия 7.11) устраивают центр товарно-денежных отношений. И это стабильно продолжает иметь место, хотя ещё в 2005 году Святейший Патриарх Алексий II обращался к московскому духовенству (и, разумеется, к остальным батюшкам) с рекомендацией убрать цены со свечей, а самое главное, убрать таксу за совершение крещения и причащения на дому. Настоятелям приходов, наместникам монастырей был предложен вполне приемлемый вариант: в храме свечи класть в доступном количестве, а возле них ставить карнавку с надписью: "Жертвуйте по возможности". Между прочим, со слов священнослужителей, которые ввели такую практику, доходы прихода/монастыря не только не упали, но возросли в несколько раз. И что немаловажно - отпала необходимость в "церковных бабушках", проповедующих за свечным прилавком.
Тот же вопрос касается и церковных таинств: не будет преувеличением сказать, что устанавливать на них цену - смертный грех и прямое противоречие заповедям Иисуса Христа. Страшно представить себе, что крещение в православном храме Киева стоит, в среднем, 70 гривен. Венчание - так вообще стало источником прибыльных доходов, так как имеет множество особенностей и деталей, влияющих на "себестоимость". К примеру, индивидуальное - дороже группового. А еще плата за видеосъемку. Так чем же святая Церковь отличается от ЗАГСА?!
Вопиющие факты должны заставить нас и наших пастырей задуматься: "Куда мы идём и что нас ждёт?" Так ли несправедливы упрёки наших критиков, постоянно указывающих на возмутительную практику, противную духу Православной Церкви?
Мы уже не будем говорить о том, что цены, установленные теми, кто призван быть "всем слугой", весьма и весьма "кусаются", особенно для человека с низким уровнем дохода. И если кто-то попытается рассказать, что раз у прихожанина (или пусть захожанина) нет денег и, значит, можно "подойти к батюшке и попросить его провести какой-либо обряд бесплатно или за меньшую сумму", то пусть для начала сам возьмёт сумку, пойдёт в магазин и попросит там хлеба в точно такой же форме, в которой советует поступить своему брату или сестре. Переживание при этом всех радостей унижения и позора на протяжении долгих лет жизни гарантируем.
Никто не отрицает, что священнослужители, как и сама Церковь, могут получать пожертвования. Но здесь важно другое. Известно, что у иудеев, например, все без исключения верующие приносят десятину. Та же практика присутствует у многих протестантов самых разных направлений. Православная Церковь отказалась от обязательной десятины и установила добровольные пожертвования, следуя тому истинному христианскому духу свободы и равноправия, который должен царить в Церкви Христовой. Именно поэтому стоит задуматься и дать себе отчёт в том, что, продолжая в духе "активной ценовой политики", мы не только лишаемся наших прихожан, но еще и оскорбляем Господа, сказавшего: "Всякий грех простится человеку, кроме греха хулы на Святого Духа". А чем распродажа таинств не хула на Него?