В Индии фестиваль Кумбамела существует испокон веков, с тех самых пор, как боги победили демонов и завладели напитком бессмертия. Миллионы Индийцев приходят туда омыть грешное тело в нектаре, слитом из священных вод Ганги, Ямуны и Сарасвати. Тот, кому удается попасть в нужное время на нужное место, освобождает свою душу от нового телесного рождения. Это в Индии. И в нашем Израиле призадумались: -У них такое творится, а у нас Нет.. Как же так, мы все таки избранные и духовные, и религия у нас самая, самая, и вообще, как же так без какой-либо мелы. Но не Кумба, так Бумба , чтобы не запутаться. И вот уже несколько лет у нас проводится этот фестиваль. Причем не раз в 12 лет, как у Индийцев, а ежегодно, чтоб быстрее догнать.
Это было у моря. Было холодно и ветрено. Но буйный средиземноморский темперамент нашей молодежи (и не только ее) разогревал воздух песнями, плясками и всяческим безумием. Нудисты грели своими раскрашенными телесами мокрый под дождиком песочек. Молодые девицы в ярких купальниках гордо выпячивали пупки и носы, проколотые медными колечками. Тут было все. Как и в Индии, много духовных ( и не совсем) течений открывали свои палатки, устраивали представления и всячески соблазняли всех мимо проходивших заглянуть и к ним на огонек. В центральной части фестиваля стояли несколько сцен, где, в течение дня и ночи, практически не прекращались выступления различных певцов и музыкальных групп ( причем музыка с одной сцены не могла перекричать другую, игравшую невдалеке, так что гул со всех концов шел невероятный, и было в этом, надо сказать, что-то дурманящее). Без театра и цирка тоже не обошлись. Везде продавали Индийский чай с молоком и мускатом и пирожки, обсыпанные кокосом. Как можно дальше друг от друга на противоположных концах фестиваля находились два "враждебных" лагеря : Деревня любви и молитвы и Деревня Холизма. Первая представляла собой лагерь "законных" поборников духовности , вторая альтернативных. В первой раввы проводили лекции, во второй преданные Кришны. И у первых и у вторых можно было поесть. Причем в палатке Хари Кришны предлагали еду так гостеприимно, с такой просящей улыбкой, что легче было убежать не простившись, чем отказаться. Я, как человек шаткий и либеральный в отношении путей веры, всегда неудовлетворенная духовно и желудочно, проводила большую часть времени, шагая то к Кришнаитам от раввинов, то от раввинов к Кришнаитам. Надо сказать, что и там, и там говорили совершенно то же самое, и точно такими же словами, используя идентичные выражения и истории. Главные идеи и слова: любовь, бескорыстное служение, проблема времени и жизнь в настоящем. Это можно изложить так: счастье и цель человеческой жизни в полной любви и служении Господу и ближнему, жить без этого невозможно, так как, чем больше человек отдает себя другим, тем он счастливее, и чтобы научиться любить и быть любимым, нужно находиться как можно больше в конкретном. "Лехиот нохах", несколько раз проговаривал седой раввин, ломая иврит тяжелым американский акцентом. Быть здесь. Полностью и вечно. Есть только настоящее. А времени нет. И, ну его в болото.
Один раз кто-то из посетителей решил сблизить два лагеря и робко спросил преданного Кришне, - Не все ли одно, то, что говорит он и то, что там на другом конце.
-Конечно, одно, ответил Кришнаит ( я не уверена, что раввин согласился бы на это с такой легкостью), - но, продолжал он, - у Иудеев чистая любовь и вера в бога была сведена на нет Греческой философией. Эта философия сделала живую веру отрешенной от жизни.
Можно было поспорить, взяв в пример Хасидут, который как раз возвращает религию к жизни и непосредственному восприятию бога, но я не стала спорить. Лень мне было, не в Университете же я на лекции, а на фестивале около моря.
Трудно поверить, недалеко идет война, люди убивают друг друга, дрожат от страха и ненавидят, весь мир, так сказать, от нас отворачивается, а мы в бесшабашном экстазе веселимся, молимся за счастье и мир всего человечества и верим бесконечной любви.
-Как Кришна учил Арджуну в Бхагават-Гите, -говорили Кришнаиты, -нужно идти воевать, следуя необходимости, но видеть и в сообщнике, и во враге одного только любимого Бога.
***
Я забыла добавить еще одно. На настоящей Кумбамеле, в Индии тоже давались многочисленные лекции. Было, наверное, много разных споров между разными религиозными течениями. Но все говорилось на Хинди или Санскрите, а я их еще не знаю. Как -то я все таки упросила знакомого Индуса, в семье которого гостила, немножко мне перевести речь какого-то святого в одной из палаток, куда мы зашли. Он перевел приблизительно подобную мысль: "Не думайте, что видите Ханумана только в храмах и в символах его изображения. Не символ, а само тело Ханумана, его физическое присутствие, во всем вас окружающем."
Тут, также как и в речах, слушаемых мной на Бумбамеле , отражена идея - возврата к конкретному. Самое божественное в настоящем, в конкретных деталях, а не где-то там, на небесах наших мечтаний. Единственный бог - "Всесильный бог деталей"