Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

7 января. Две беседы на Рождество Христово

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.


  
   Введение.
  
   Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
   А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
   Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
   Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
   Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
  
  
  
   7 января. Рождество Христово.
  
    
  
  
   Однажды Таня спросила у папы:
   - Пап, а почему перед праздником Рождества Христова такой большой пост?
   - Церковный календарь составлен так, чтобы мы не забывали главных событий Священной Истории, - сказал папа: - Священная История - это не история какой-нибудь страны, а история отношений Бога и людей. И долгий рождественский пост напоминает нам кое о чем из этих отношений. Он напоминает нам о том, что человечество ждало Рождения Спасителя долго, очень долго!
   - Расскажи, пап! - попросила Таня.
   - По сути, ожидание рождения Спасителя мира началось сразу после грехопадения первых людей, - начал папа. - Древний змий, дьявол обманул Адама и Еву, и Господь сказал ему, что "семя жены" - то есть тот, кто родится от женщины - будет поражать его, дьявола, в голову (Быт. 3, 15). То есть первые люди еще не успели выйди из Эдемского Сада, а ожидание уже началось! Уже Адам и Ева ждали, когда же родится Тот, Кто поразит дьявола, победит его и освободит людей от власти греха и смерти.
   - Долго пришлось ждать! - заметила Тоня.
   - Долго, - согласился папа. - Одни поколения сменяли другие, но люди ждали! Вот отец верующих Авраам совершает удивительные подвиги ради Господа (Быт, гл. 12-24), и Господь дает ему награду. Дело в том, что на тот момент Авраам уже стар, а у стариков не бывает детей. Но Господь обещает ему, что у него и у его старой жены Сарры родится сын, и в потомстве этого сына благословятся все народы (Быт. 22, 18). И действительно - у Авраама и Сарры родился сын Исаак, и именно Исаак стал одним из предков Иисуса Христа, в котором благословились все народы, ведь Христос является Спасителем всех людей, всех народов.
   - Да, - согласилась Тоня.
   - И еще проходили годы, - продолжал папа. - Авраам ждал рождения Спасителя мира, ждал и его сын Исаак, ждал и младший сын Исаака - Иаков. Считалось, что обещанный Спаситель мира будет потомком старшего сына Исаака, которого звали Исав. Исаву, по большому счету, это было безразлично, он был грубым человеком, приземленным, как сейчас сказали бы. Иаков страдал, видя, что огромная честь - стать одним из предков Спасителя - может достаться человеку недостойному и к этой чести равнодушному. Иаков выторговал у своего брата честь первородства.
   - Да, я помню! - сказала Тоня. - Исав уступил Иакову первородство за похлебку из чечевицы (Быт. 25, 27-34)!
   - Правильно, - сказал папа. - А потом Иаков обманом получил благословение отца, которое должно было достаться Исаву (Быт. 27, 1-29). Этот поступок Иакова мне не нравится, но он очень хотел быть причастным к рождению Спасителя! И Господь внял мольбам Иакова. За хитрость по отношению к брату, Иакову пришлось в жизни много пострадать, но его главное желание сбылось - именно он, а не Исав, стал одним из предков Христа. А годы шли, шли...
   - Потом было рабство в Египте! - похвасталась знанием Ветхого Завета Тоня.
   - Да, - кивнул папа. - И люди почти забыли об обещанном Спасителе. Им напомнил о Нем Моисей. "Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших как меня; Его слушайте" - говорил Моисей. Эти слова записаны в книге "Второзаконие" (Втор. 18, 15). Немало было пророков в Израиле, но только ко Христу можно отнести эти слова Моисея. Как Моисей избавил евреев от египетского рабства, так и Христос избавил всех людей из рабства смерти! Правда, до этого еще нужно было подождать - еще около полутора тысячи лет.
   - Долго! - сказала Тоня.
   - Долго, - кивнул папа. - А вот слова современника Моисея по имени Валаам. Этот Валаам - одна из самых противоречивых фигур в Ветхом Завете. Народу Израильскому он другом не был, но Господь дал ему увидеть кое-что важное. Вот пророчество Валаама о Христе: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля" (Числ. 24, 17). Видимо исполнение именно этого пророчества имел ввиду Христос, когда, как и Валаам, сравнивал Себя со звездой. Я имею в виду вот эти слова Христа: "Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя" (Откр. 22, 16). Кстати, и упомянутый здесь царь и пророк Давид пророчествовал о Христе, да как много!
   - Много? - переспросила Тоня.
   - Давид - автор большинства псалмов, которые мы знаем по книге "Псалтырь", - сказал папа. - По этим псалмам рассыпаны пророчества о Христе, как звезды на ночном небе. Например, во втором псалме предсказано, что на Христа восстанут цари и князья земли (Пс. 2, 2-3). И ведь действительно - главными виновниками казни Христа были отнюдь не бедняки, а люди знатные. Здесь приложили руку и первосвященники, и фарисеи, и Ирод, и Пилат!.. А вот слова из двадцать первого псалма: "Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий" (Пс. 21, 17-19).
   - Как в Евангелии! - сказала Тоня.
   - Как в Евангелии, - кивнул папа. - Конечно, все это сказано о Христе, и все это сбылось. Но до этого нужно было еще подождать. По мнению ученых, между Давидом и Христом около тысячи лет! И люди опять ждали, ждали... А вот времена Исайи - это веков за семь до Рождества Христова. Исайя говорил о Христе очень много! Он предсказал, что Христос будет не просто человеком, но и Богом, и что Он даст нам вечность (Ис. 9, 6). Он предсказал, что Христос родится от Девы (Ис. 7, 14). Он предсказал, что Христа ждет не только слава, но и страдания, и что этими страданиями мы исцелимся (Ис. Глава 53). Но до исполнения этих слов - еще около семисот лет.
   Папа перевел дух.
   - Так ждали Христа люди, - сказал он. - Евреи за свои грехи были угнаны в вавилонский плен. Первый Храм, построенный Соломоном, был разрушен. Потом евреи вернулись в Землю Обетованную. Первых иудеев, возвращавшихся из вавилонского пленения, возглавлял один из предков Христа, человек по имени Зоровавель. Именно люди, ведомые этим человеком, построили Второй Иерусалимский Храма. Пройдут века, и этот Храм покроется огромной славой, ведь именно в этом Храме проповедовал Сам Воплотившийся Бог Иисус Христос! Об этой славе второго Храма, которая превзойдет славу первого Храма, пророчествовал Аггей (Аг. 2, 9)... Были и другие пророчества. Были слова пророка Михея о том, что обещанный Спаситель родится в Вифлееме, и что Он будет Богом, ведь только о Боге можно сказать, что "происхождение дней Его от начала, от дней вечных" (Мих. 5, 2). Много чего было, доченька! Пророки, движимые духом Святым, как бы подбадривали верующих, как бы говорили: "Ждите, ждите! Господь не оставил вас. Ждите!" И вот, наконец - сбылось!
   Наконец-то сбылось то, о чем просил ветхозаветный человек. В Псалме 42 есть такие слова: "Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители твои" (Пс. 42, 3). И эта молитва ветхозаветного человека была услышана, сбылось каждое ее слово!
   Пришел, родился от Девы Марии Иисус Христос. Христос, Который Сам говорил о Себе, что Он послан Отцом (Ин. 8, 18). Христос, Который есть Свет (Ин. 1,6). Христос, Который есть Истина (Ин. 6). Христос, Который, как Пастырь (Ин. 10, 11), Господь (Ин. 13, 14) и Учитель (Ин. 13, 14) вёл за Собой всех, кто хотел идти за Ним. Христос, Который, после Своего страдания и воскресения, привел верующих в Него в обители небесные (Ин. 14, 2-3).
   И любой из тех, кто был приучен с детства ожидать прихода Мессии, мог плясать от радости и кричать в восторге: "Мы дождались! Дождались! Сбылось! Сбылись древние пророчества! Наконец-то! Наконец-то! Наконец-то!" И, кстати, если вы внимательно прочтете книгу "Деяний святых апостолов", то заметите, что большинство апостольских проповедей проникнуто именно этой радостью - пророки предсказывали, мы ждали, ждали, и вот - сбылось! Радуйтесь - сбылось!
   Папа на секунду перевел дух, а потом продолжил:
   - Теперь времена другие, новозаветные. Мы, христиане, знаем, что Мессия, Спаситель Мира, уже пришел, спас всех нас, и пребывает с нами до скончания века (Мф. 28, 20). Но мы не должны забывать о том, как долго Его ждали ветхозаветные люди. Долгий рождественский пост как раз и нужен за тем, чтобы мы могли встретить День Рождения Господа так, как встретили его люди Евангельских времен! Чтобы мы, как и они, могли сказать: "Господи, мы так рады! Мы так рады, что Ты родился! Исполнились, исполнились древние пророчества - Спаситель мира среди нас! Бог среди нас (Ин 1, 1-14)! Как долго мы ждали этого дня! Это такой великий, такой долгожданный праздник! Христос рождается - славим Его!"
   - Славим! - сказала Тоня.
   - Славим! - откликнулась и Таня.
  
  
  
   Еще один разговор о Рождестве Христовом.
  
  
  
   - Пап, а какую мы купим елку к Новому Году и Рождеству? - спросила как-то Таня.
   - Не знаю, - ответил папа. - Хорошую, наверное. Мы ведь всегда стараемся купить елку хорошую. Но если будут продаваться только плохие - купим плохую.
   - Ой, нет! Я плохую не хочу! - закричала Таня.
   - И я не хочу! - сказала Тоня.
   - Елка должна быть пушистая, и чтобы иголки не сыпались! - заявила Таня.
   - И игрушки на нее нужно повесить заранее! - подтвердила Тоня - А не так, как в прошлом году! Наряжали елку под самый Новый Год!
   - Пап, а можно мы с Тоней сами украсим елку, без вас, взрослых! - предложила Таня. - И Богдан пусть не лезет - он тоже почти взрослый!
   Папа пожал плечами.
   - Можно, - ответил он. - Только не очень расстраивайтесь, если с первого раза не все получится!
   - Мы не расстроимся! - сказала Тоня.
   - У нас все получится! - заявила Таня. - Это так интересно - елку украшать!
   Папа сел на диван, задумчиво посмотрел на дочерей.
   - Мне иногда жаль, что перед Рождеством у нас принято отмечать Новый Год, - сказал он.
   - Почему?! - в один голос изумились девочки.
   - Потому, что в эти дни слишком много всякой мишуры, - ответил папа. - Елка, игрушки, походы в парк и на каток, подарки, миллион мультиков... Так к Рождеству люди успевают забыть, чей именно День Рождения они празднуют, и что значит для нас, людей, это огромное, удивительное событие - Рождество Христово.
   Девочки враз стали серьезными.
   - Пап, мы не забудем! - сказала Таня.
   - Пап, а почему ты говоришь, что этот праздник - удивительный? - спросила Тоня.
   - Знаете, девочки, - сказал папа. - Лично для меня то, что Бог стал Человеком более удивительно, чем то, что Он сотворил мир.
   - Почему?! - удивилась Тоня.
   - Видишь ли, доченька, - сказал папа. - Бог ведь Всемогущ, и поэтому Ему было не трудно сотворить мир. А вот быть Человеком Ему было трудно!
   - А почему трудно-то?! - не поняла Тоня.
   - Есть такое умное слово "кеносис", - сказал папа. - В богословии оно означает "самоумаление Бога". Пойми - когда Бог творил мир, Ему не нужно было себя ограничивать. Всемогущий Бог сотворил дивный мир, пользуясь своим всемогуществом. Но когда Господь решил стать Человеком, Ему пришлось как бы сделать Себя меньшим, чем Он есть на самом деле.
   - Все равно - не понимаю! - сказала Тоня.
   - И я не понимаю! - подтвердила Таня.
   - Девочки, подумайте - ведь мы, люди, не всемогущие существа, правда? Поэтому для того, чтобы стать одним из нас, Богу тоже пришлось умерить свое всемогущество!
   - Пап, а - зачем?! - изумилась Таня.
   - Представь себе учителя в школе, - сказал папа. - Он очень умный, прочел много книг, знает очень много умных слов. Но дело в том, что дети-то этих слов не знают! И поэтому для того, чтобы дети его понимали, учитель тоже в чем-то умаляет себя, он начинает разговаривать с детьми их словами, использовать те образы, которые дети поймут! Учитель сам в чем-то становится как дитя - по-другому просто не получится урока! Так и здесь - для того, чтобы возвести людей в Царство Небесное, Богу надо было спуститься к людям. Чтобы быть понятым людьми, Ему надо было прожить людскую жизнь!
   Папа перевел дыхание, налил себе воды в стакан, выпил ее и поставил стакан на место.
   - Танюш, когда вы с мамой возвращались из магазина, было уже темно, - сказал он. - Ты заметила, каким красивым было ночное небо?
   - Конечно! - воскликнула Таня. - Луна была такая большая, и звезды такие яркие!
   - Царь и пророк Давид тоже замечал красоту ночного неба, - сказал папа. - В восьмом псалме есть такие слова: "Когда я взираю на небо - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты основал, то что есть человек, что Ты помнишь его и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами: славою и честью увенчал его" (Пс. 8, 4-6). Видишь, доченька - Давид удивляется, удивляется тому, что действительно стоит удивления. Вот Бог - Он так велик, так Всемгущ, что смог сотворить вселенную, луну, звезды, да и нас, людей. И при этом Он, Этот Великий Бог, помнит о нас и посещает нас! Мы ведь и малы, и беспомощны, и грешны и неблагодарны... Нет, доченька, ну на самом деле - Кто такой Бог, и кто такие мы?! Даже и сравнивать нельзя! И тем не менее, Тот, Кто Сотворил все, Тот, Кто больше всего, так ценит нас, что и помнит, и посещает, и даже Стал Одним из нас по любви к нам. Только греха у Него нет, а так - все, как у нас. Даже наши безгрешные слабости Он воспринял. Нам нужно кушать - и Он нуждается в еде. Нам нужно спать - и Он тоже спит. Мы хотим пить - и Он просит у самаритянки воды из колодца...
   - Подожди, пап! - перебила папу Тоня. - Но ведь Христос творил чудеса! Удивительные, огромные чудеса! В этом Он был совсем не как обычный человек!
   - Правильно, - сказал папа. - Но вот в чем дело - все эти чудеса Он делает для людей. Все - для других! Ни разу Христос не творит чудес просто для Себя!
   Папа посмотрел на дочерей. Девочки молчали.
   - Мы постоянно читаем Евангелие, - напомнил девочкам папа. - Вы довольно хорошо для своего возраста знаете Евангельские события. Скажите - можете ли вы припомнить хоть одно чудо, сотворенное Христом для Себя Самого?
   Девочки переглянулись и неуверенно пожали плечами.
   - Правильно - вы не можете припомнить такого чуда. Для Себя Христос не делает чудес. Когда Он хочет есть - он не творит для Себя скатерть-самобранку, а идет к смоковнице. Когда хочет пить - не вызывает дождь с неба, а идет к колодцу... - папа замялся, думая, какой бы еще пример привести.
   - Ну вот, смотрите, - сказал он после маленькой паузы. - Вы знаете, что детство и юность Христа прошла в доме Иосифа Обручника. В Евангелии есть упоминание, что Христос в то время находился в послушании у Своей Матери и у человека, которого соседи иудеи считали отцом Господа (Лк. 2, 51). Иосиф Обручник был по профессии кто? - папа посмотрел на дочерей.
   - Плотником! - уверенно ответила Таня.
   - Да, плотником! - подтвердила Тоня.
   - Именно плотником, - кивнул папа. - И подрастающий Господь, конечно, помогал Иосифу. В Евангелии не описано, как именно это происходило, но я уверен, что изделия из дерева Господь изготавливал не чудом, а мастерством своих рук - как обычный человек. Первое чудо Господа с плотницким делом не связано ни как - это было чудо в Кане Галилейской, когда Господь превратил воду в вино (Ин. 2, 1-11). И опять-таки - Он сделал это не для Себя, а ради того, чтобы свадьба у этих бедных людей шла веселее!
   - Да, это Дева Мария Его попросила! - похвасталась своей осведомленностью Таня.
   - И так на протяжении всей Его земной жизни, - продолжил папа. - Ни одного чуда для того, чтобы просто облегчить Себе жизнь! Господь не шутил, Он действительно, всерьез стал одним из нас. Более того - итог человеческой жизни Господа и Бога Иисуса Христа - это смерть на кресте. И Он умирает на кресте так, как положено умирать обычному человеку - в муках. Христос не пользуется своей Божественной силой как обезболивающим! Это удивительно, удивительно! Господь действительно прожил человеческую жизнь, ни разу не воспользовавшись Своим Божественным всемогуществом просто для того чтобы эту жизнь облегчить!
   Папа вновь посмотрел на дочерей. Они молчали.
   - Так вот, девочки, - сказал папа. - Когда подойдет Рождество, помните, что этот праздник - не просто елка, и всякие сладости. На Рождество мы вспоминаем тот далекий день, когда начался удивительный подвиг, в ходе которого Тот, Кто Выше всех - не возвышал, а умалял Себя, все сильнее и сильнее. Я не перестаю этому поражаться - ведь я не смог бы так сам! И я больше люблю Господа не за то, что он сотворил наш прекрасный мир, а за то, что Он ради меня и всех нас решился сойти со Своего безопасного Неба, решился прожить трудную человеческую жизнь, и даже умереть, как умирает человек.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"