Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

Сказал безумный в сердце своем... Разговор о псалме 13

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О тринадцатом псалме простыми словами

  Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1).
  Сказал безумный в сердце своем: "нет Бога"...
  Читая тринадцатый псалом, я невольно вспоминаю свои школьные годы. Я учился в обычной советской школе, с обязательным атеистическим воспитанием. И нам, советским детям, говорили, что атеизм - это довольно молодой взгляд на мироздание. А всё молодое более прогрессивно, и уже поэтому гораздо лучше старого! Вот в былые, древние, темные времена, люди мало знали о мире и потому верили в богов или в Бога. А вот теперь - время другое, прогрессивное. И благодаря этому прогрессу люди думали-думали над тайнами вселенной, да и решили, что Бога нет...
  Тогда, в советское время, Библию было читать не принято. А жаль. Ведь если бы было принято, любой школьник мог бы прочитать тринадцатый псалом, и убедится - атеизм как мировоззрение вовсе не молод. Он существовал очень давно. Тринадцатый псалом написан около трех тысяч лет назад. И уже тогда были атеисты - то есть те, которые считали, что Бога нет.
  И уже тогда псалмопевец, царь и пророк Давид определял атеизм как безумие.
  Так что спор между верой и неверием не нов под луной. Правда тогда, во времена Давида, видимо не принято было высказывать атеистических мыслей вслух. Ведь безумный именно "в сердце своем" сказал, что Бога нет. В сердце, а не во всю глотку на площади! Быть может потому, что скажи он это прилюдно, окружающие могли бы посчитать это богохульством и побить камнями.
  Но то, что происходит в сердце - главное в человеческой жизни, ведь именно из сердца берет свое начало и плохое и хорошее. И для того, чтобы жить как атеист, не обязательно написать слова "нет Бога" на знамени. Достаточно уверить в этом свое сердце.
  Но что же дальше? Безумец решает, что Бога нет, и как это отражается в его жизни? А вот так:
  
  Растлеша и омерзешася в начинаниях: несть творяй благостыню (Пс. 13:2).
  Или в русском переводе Юнгерова: "они развратились и гнусны стали в делах: нет творящего добро".
  И здесь я будто слышу гневный вопль атеиста: "Ой, да на себя посмотрите! Вы, верующие, творите не меньше мерзостей, чем мы, атеисты!".
  В какой-то степени этот упрек справедлив. Всё человечество больно, поражено греховной заразой, и верующие, конечно же, поражены вместе со всеми. Отличие от безбожников простое - мы, христиане, больны и идем в лечебницу, в Церковь, чтобы попытаться излечиться, а безбожники тоже больны, но лечиться даже и не пытаются.
  Да, повторюсь - и мы грешные, и мы больные, но нам проще стать более здоровыми! У нас есть лекарства - Церковные таинства, молитвы, а у атеистов ничего этого нет.
  А еще у нас есть шкала, по которой можно оценивать свои желания и поступки. Эта шкала - заповеди Божии.
  Это атеисту трудно определить, много или мало детей должно быть в его семье. С детьми не просто, дети требуют затрат и труда, и именно поэтому семьи людей, далеких от Церкви, в основном малодетны.
  А мы, верующие, можем знать, как на всё это смотрит Господь? Да, можем. Вот самые первые слова Бога к людям, записанные в Святом Писании: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт. 1:28). Кстати, здесь есть прямое указание на многодетность. Ведь если в семье один ребенок или два, то получилось ли у папы с мамой "плодиться", то есть приносить плод? Получилось - ведь дети все-таки есть. А размножаться - получилось? Не получилось, ведь для того, чтобы размножиться, два человека (папа с мамой) должны оставить после себя не двух детей, а трех и больше!
  Или вот - как относится к стареющим родителям? Они одряхлели, уже и заговариваться начинают, и с советами непрошенными к нам, умникам, лезут. Может, их в дом престарелых, чтобы жить не мешали?
  Атеисту такой выход может показаться вполне приемлемым, особенно если в этом доме престарелых стариков не держат впроголодь и следят, чтобы постельное белье у них было чистым.
  А вот верующего такой путь покоробит. Почему? А заповедь такая есть: "Почитай отца твоего и мать твою" (Исх. 20:12). Не просто "заботься", но - "почитай"! А если отправил в дом престарелых, к чужим равнодушным людям, и сам звонишь раз в пол года - какое уж тут почитание!
  В общем, тут много о чем еще можно было бы говорить. И об абортах, которые неприемлемы для верующих, но вполне одобряемы безбожниками, и о "свободных отношениях между полами", которые у нас принято называть просто блудом. И о злом языке, клевещущим на всех и вся, который и верующему-то трудно унять, а уж не верующий не унимает вовсе, так и жалит им и ближних и дальних!
  Много о чем можно было бы говорить, но вывод прост - если человек скажет в сердце своем "нет Бога", он неминуемо развратится и станет поступать все хуже и хуже. Хотя бы потому, что катиться вниз проще, чем карабкаться на верх. И потому, что перед ним уже не будет заповедей Божьих, не будет эталона, на который он мог бы равняться, чтобы не скатиться.
  Впрочем, для верующих это не повод к осуждению атеистов. Нет, мы должны не осуждать, а вести себя иначе. Как именно?
  Когда-то ученик апостола Иоанна Богослова святитель Игнатий Богоносец написал замечательные слова: "Но и о других людях (то есть - о язычниках и неверующих - Э.К.) непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их надменных речей - смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы; их заблуждению - твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, напротив, своею снисходительностью покажем себя братьями их. А постараемся быть подражателями Господу".
  Вот такой совет. Наша твердость в христианской вере, в словах, молитвах и делах - лучший ответ на чужое безумие, вызываемое безверием.
  
  "Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благотыню, несть до единаго". (Пс. 13: 2-3).
  Или в русском переводе Юнгерова: "Господь с Неба призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет творящего добро, нет ни единого".
  А вот в этих словах псалмопевца и верующие могут найти основания для скромного мнения о самих себе.
  Да, пришедший в Церковь старается стать лучше, чем был раньше. Кое в чем у него это удается. Но становимся ли мы по-настоящему здоровыми?
  Господь, конечно, видит нас, видит изменения в наших сердцах. Но так ли велики эти изменения? Каковы мы? Святы, так, что хоть икону с себя пиши? Или как в этих словах псалма: "все уклонились, все стали совершенно негодны, нет творящего добро, нет ни одного"?
  Смотрим внимательно - здесь сказано "все"! Именно все, а не только безбожники, с разговора о которых начинался этот псалом.
  И здесь нужно вспомнить слова апостола Павла, горькие, но справедливые слова:
  "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу - делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7:18-20).
  Соглашается с Павлом и апостол Иаков, когда говорит, что "все мы много согрешаем" (Иак. 3:2).
  И апостол Иоанн, который считает, что: "если говорим, что не имеем греха - обманываем самих себя" (1 Ин. 1:8).
  То есть греховное поражение нашей человеческой природы столь велико, что по-настоящему исправиться, стать безгрешными мы просто не можем. Именно поэтому нам нужен не помощник, а Спаситель! То есть не тот, кто просто поможет нам стать как ангелы, а Тот, Кто сильной рукой выдернет нас из бездны греха, если только мы позволим себя из нее выдернуть!
  Для нас совершенно необходимо стремиться всеми силами к Царству Божьему, ведь так мы показываем, что оно, это Царство нужно нам. И всё же наше участие в собственном спасении не слишком велико. "Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим. 9:16).
  Не нужно обольщаться, не нужно хвастаться, не нужно гордиться - сами мы очень плохи, и, как бы не старались, до истинной святости не дорастем! Не зря, не зря Исаак Сирин произнес грустные, но трезвые слова: "Совершенство совершенных воистину несовершенно"!
  И всё же, если мы будем хотеть и стараться изо всех сил, Господь Спасет нас - то есть по Своей милости очистит тех, кто хочет очищения, и введет в Небесные Обители.
  "Ни ли уразумеют вси делающиии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. (Пс. 13:4-5)".
  Или в русском переводе Юнгерова: "Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали, (поэтому) там они трепетали от страха, где не было страха, ибо Господь в роде праведных".
  Ну, а это столько раз было в истории?! Не счесть, сколько раз людей гнали, уничтожали, "поедали как хлеб", только потому, что они Божьи, Христовы!
  Тут можно вспомнить и гонения Антиоха, описанные во второканонических книгах Маккавейских, и гонения на первых учеников Иисуса Христа, описанные в книге "Деяний святых апостолов", и три века гонений христиан в языческой Римской империи. Уже упомянутый в нашей статье Игнатий Богоносец - за что был отдан на растерзание львам во времена императора Траяна? За то, что был учеником Христовым. Да что там говорить - ещё живы, хотя и очень стары люди, которые помнят страшные гонения на христиан в первые десятилетия существования атеистического Советского Союза!
  В общем, так было и так будет. "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы" (2 Тим. 3:12). Будут гонимы не обязательно львиными зубами, может и просто насмешками. Но - будут. Человеку, который сказал Христу "нет" трудно видеть того, кто сказал Христу "да". Такой человек самим своим существованием уязвляет безбожника, вызывая его на агрессию. Что ж - не зря Господь сказал, что посылает своих учеников "как овец среди волков" (Мф. 10:16). Главное, чтобы мы сами поменьше у волков учились и не становились, как они. А ведь и это бывало в истории! К сожалению, но - да, бывало!
  Но вот ведь что интересно - становится ли смелым человек, отказавшийся от Бога? Нет, не становится! Не зря же сказано, что они "трепетали от страха, где не было страха!"
  Чего только не боится атеист! И болезнетворных бактерий, и падения экономики, и парникового эффекта с глобальным потеплением - да мало ли!
  А мы, верующие знаем, что Господь хранит нас. Любой, проживший, скажем тридцать лет, должен понимать - все эти годы Господь хранил его каждый день, каждую минуту. И бояться нужно только того, что разлучает нас с Господом - греха. А уж с бактериями Господь справится, и меньше, чем Он нам отмерял, мы не проживем!
  Главное - потом, на Суде Божьем не краснеть!
  "Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих возрадуется Иаков и возвеселится Израиль" (Пс. 13:7-8).
  Всё получится у того, кто надеется на Господа. Имеется в виду - получится жить по заповедям Божьим. Да, с ошибками, да, с падениями, да - несовершенно. Но - получится! Потому, что Господь поможет тому, кто трудится.
  Господь поможет нам, если мы будем в чем-то похожи на внука Авраама, Иакова. Как Иаков родился, ухватившись за пяту старшего брата, Исава, так и мы должны жить, "ухватившись" за Господа Иисуса Христа, "прилепившись" к Нему.
  И тогда, спустя время, каждый из нас в какой-то степени станет Израилем. Такое имя внук Авраама получил, когда боролся с Ангелом и требовал у Него благословения (Быт. 32:24-29; Ос. 12:3-4). Чаще всего слово "Израиль" переводят как "борющийся с Богом" или "Бог сражается". Но Антоний Великий в одном из своих посланий трактовал слово "Израиль" как "ум, видящий Бога".
  Стремиться к Богу, жаждать Бога, хотеть увидеть Бога, оказаться с Ним лицом к Лицу - вот то, без чего трудно представить жизнь христианскую. И если мы будем верны и настойчивы, то дверь, в которую мы стучим, откроется перед нами (Мф. 7:7).
  Хотя, если точнее - Господь Сам стоит рядом и стучит в дверь нашего сердца (Откр. 3:20). И всё, что от нас нужно - услышать этот стук и впустить в свое сердце Дорогого Гостя.
  
  Использованная литература:
  
  Феодорит Кирский. Изъяснение псалма 13.
  Евфимий Зигабен . Толковая псалтырь.
  Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
  Игнатий Богоносец. Послание к ефессянам.
  Антоний Великий. Послания.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"