Аннотация: Еще один рассказ о православных праздниках
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
19 августа. Преображение Господне.
Однажды Богдан спросил у папы:
- Пап, а почему на праздник Преображения освящают яблоки?
- Потому, что Церковь стремится освятить всю жизнь человеческую, - ответил папа. - Освящают Храмы и освящают дома, освящают воду и мед, освящают траву и яблоки... Человеку полезно вспоминать о Господе почаще! Именно поэтому апостол Павел советовал христианам непрестанно молиться! Именно поэтому в Церкви предусмотрены ежедневные Богослужения и ежедневные чтения Святого Писания. Именно поэтому в Церкви предусмотрены молитвы и на копание колодца, и перед посадкой огурцов, и на освящение яблок... Повторюсь - для духовной жизни человека очень важно видеть руку Господа во всем! А яблоки просто поспевают в конце лета, и поэтому их удобно освящать именно 19 августа на Преображение. Суть праздника Преображения Господа Иисуса Христа, конечно, не в яблоках, но одно другому не мешает! Не на Благовещение же - в апреле! - их освящать. И не на Рождество - в январе!
- Понятно, - сказал Богдан и вышел в свою комнату.
Но через минуту вернулся.
- А что это за праздник, папа? - спросил Богдан. - С Рождеством - это понятно. Родился Спаситель мира, Богочеловек Иисус Христос. И с Пасхой - тоже понятно. Христос воскрес из мертвых. А с Преображением - не совсем понятно. Преобразился - это чудо, конечно, но Господь Иисус Христос совершил много чудес, и не все мы празднуем. Я, например, не помню, чтобы мы праздновали то чудо, когда Он очистил 10 прокаженных.
- Я тоже не помню, - сказал папа. - Хотя уверен, что Церковь не забыла это чудо и мы найдем о нем упоминания в церковных песнопениях, акафистах... А что до Преображения - да, это не самый простой праздник, с этим я согласен. Но великое ведь и не обязано быть простым как дважды два - правда, сынок?
- Правда, - кивнул Богдан.
- Когда ты читал Евангелие от Марка, ты обращал внимание на слова Христа о том, что есть среди его учеников некоторые, которые не вкусят смерти, когда уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе? (Мк. 9, 1).
- Обращал, - кивнул Богдан.
- Так вот - Христос сказал эти слова, а спустя несколько дней взял с Собой на гору Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна - помолиться. Именно тогда и случилось это чудо - лицо Господа просияло как солнце, и одежда Его сделалась белой, как снег. Тогда же апостолы увидели двух ветхозаветных пророков Моисея и Илию, которые говорили с Господом о Его исходе в Иерусалим и Его будущих крестных страданиях. Апостол Петр был настолько поражен увиденным, что сказал первое, пришедшее на ум: "Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии". И тогда апостолы увидели облако и услышали из облака голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте". (Мк. 9, 1-8).
Папа перевел дух.
Молчал и Богдан - ждал продолжения.
- Во-первых, тогда, на горе Фавор, апостолам была явлена Божественность Христа, - сказал папа. - Согласись - обычный человек вряд ли способен просиять как солнце...
- Так ведь обычный человек и мертвых не воскрешает, и слепорожденным зрение не дает! - перебил отца Богдан.
- Да, конечно, - кивнул папа. - Просто современникам Христа было очень трудно принять мысль о том, что Бог, Сотворивший мир, теперь стал Человеком и живет среди них! Апостол Фома, к примеру, окончательно признал Христа своим Богом и Господом только после того, как вложил пальцы в раны на руках воскресшего Спасителя (Ин. 20, 28)! Но и до воскресения Христос неоднократно являл ученикам свою Божественность - и в Своем учении, и в Своих чудесах, и в Своем Преображении!
- Да, конечно! - согласился Богдан.
- Но этим значение Преображения не ограничивается! - продолжил папа. - Ты был в Храме и на прошлое Преображение, и на позапрошлое. Помнишь особое песнопение - кондак праздника? "На горе преобразился еси..."? - напел папа.
- Припоминаю! - немного неуверенно произнес Богдан.
- Если перевести это песнопение с церковнославянского языка на русский, - сказал папа, - то получится: "На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедовали, что Ты воистину сияние Отца". Видишь - не только о Божественности Христа говорится в этом гимне, сынок! Смысл Преображения Господа апостолам предстояло понять не сразу! Христос знал о том, что после его ареста и смерти на кресте апостолы растеряются, будут много страдать и мучительно думать - почему же так получилось?! Лично мне понятно состояние апостола Петра в ту ночь, самую страшную ночь в его жизни...
- Когда Петр отрекся? - уточнил Богдан.
- Да, - кивнул папа. - Апостолу было не понятно - почему Христос позволял сделать над Собой такое?! Ведь Он воскрешал мертвых, ходил по воде, одним словом смог прекратить морскую бурю... Апостол Петр был в недоумении, не мог понять, что же происходит, и это послужило одной из причин его отречения... Но уже позже, после Воскресения Господа Иисуса, апостолы поняли, что Просиявший Божественным светом Господь недоступен никакому насилию, что все случившееся было принято Христом добровольно! Тогда они вспомнили Его слова: "Никто не отнимает жизнь у Меня, но Я Сам отдаю ее" (Ин. 10, 18). Добровольная смерть Того, Кто просиял Божественным светом на горе Фавор, была величайшим проявлением любви - так Он спасал мир!
Папа замолчал, посмотрел на сына. Ждал, не спросит ли Богдан еще чего-нибудь. Но тот не спрашивал.
- И вот, сынок, что мне еще кажется, когда я думаю об этом чуде Господа, - сказал он. - Имей ввиду - то, что я скажу, я ни у кого из святых не прочел, это только мои мысли, и, тем не менее, надеюсь, что я не ошибаюсь. Мне кажется, что тогда, на горе Фавор, Господь показал, каким бы Он хотел видеть каждого из нас.
- Как это? - не понял Богдан.
- О чем говорил Господь за несколько дней до этого чуда? О том, что некоторые из них увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1)! А что увидели Петр, Иаков и Иоанн? Они увидели Человека, просиявшего божественным светом. Господь, воплотившись, ничего не делал для Самого Себя, все - ради нас, ради тех, кого пришел спасти. И здесь Он как бы говорит нам: "Смотрите! Видите, каким может быть Человек?! Дерзайте, стремитесь, старайтесь, чтобы и вы стали такими же! Царствие Божие, пришедшее в силе, это и есть человек, просиявший Господним светом, который ярче, чем солнце".
- А разве мы можем так? - спросил Богдан.
- Мне вспоминается одна история, - сказал папа. - Я прочел ее в книге о Серафиме Саровском. У меня сейчас этой книги нет, так что историю эту я, быть может, перескажу не очень точно, но суть постараюсь передать правильно. Так вот - однажды Серафим говорил с одним человеком, фамилия его была, кажется, Мотовилов. Разговор зашел о молитве, о том, что Дух Святой может посетить человека в то время, когда он молится. Мотовилов спросил Серафима: "А как я узнаю, что меня посетил именно Дух Святой? Божественность ведь нельзя увидеть плотскими глазами, да и сатана может обмануть, приняв облик ангела света. Как же не ошибиться?" Тогда Серафим сказал: "Возьми меня за руку". Тот взял. "Почему ты не смотришь мне в лицо?" - спросил святой Серафим. "Я не могу, потому, что твое лицо сияет как солнце" - ответил Мотовилов. "Твое лицо сияет так же, - ответил на это Серафим. - По просьбе убогого Серафима Дух Святой сошел на нас обоих, и на тебя и на меня. Но скажи - что ты чувствуешь?". "Я чувствую неизъяснимый мир и покой" - ответил Мотовилов. "Бог мирен и по этому чувству ты поймешь, что тебя посетил именно Дух Святой" - сказал святой Серафим.
- Ух, ты! - сказал, пораженно Богдан.
- Так что, сынок, человек может просиять как солнце, если его посетит Бог, Дух Святой, - сказал папа. - А ты помнишь слова Петра: "Равви! Хорошо нам здесь быть" (Мк. 9, 5)?
- Помню.
- Я думаю, что апостолам было там хорошо потому, что они были не только зрителями, но и участниками этого чуда. Дух Божий коснулся их в той степени, которую они могли тогда воспринять. Думаю, что тот неизъяснимый мир и покой, который почувствовал Мотовилов, многими веками ранее почувствовали Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор. Так что, сынок, мне кажется, что Господь не только явил апостолам свою Божественность в тот раз, не только дал понять, что Его грядущие страдания добровольны. Есть у этого чуда и еще одно значение - это призыв. Господь призывает нас стать такими, каким Он явился им тогда! Господь призывает нас не размениваться на земные мелочи, на всякие развлечения да карьеры; Он хочет, чтобы мы стали тем, чем должны быть - Храмами Духа Святого! Господь зовет нас на этот подвиг и Своим примером доказывает, что это - возможно! Как ты считаешь - это достойно того, чтобы праздновать?