Аннотация: Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
28 февраля. Онисима, апостола от семидесяти.
3 марта. Филимона, апостола от семидесяти.
Однажды Богдан листал православный календарь, а потом спросил папу:
- Пап, а тут празднуется память апостола Онисима. Это кто такой был? Я что-то не помню такого апостола.
- Онисим - апостол от семидесяти, - сказал папа. - Его крестил апостол Павел. Онисим потом стал епископом.
Богдан некоторое время обдумывал ответ отца, а потом сказал с недоумением:
- Пап, я что-то не понял! Господь послал на проповедь семьдесят учеников - об этом написано в Евангелии от Луки.
- В десятой главе (Лк. 10, 1-2), - подсказал папа.
- Да, - согласился Богдан и продолжил: - Среди этих семидесяти - что были некрещеные?! Иначе как получается, что Онисима крестил апостол Павел, который сам стал христианином гораздопозже событий, описанных у Лукив этой десятой главе?
Папа улыбнулся.
- Это я виноват, что тебя запутал, - сказал он. - Имена всех 70-ти апостолов, которых упоминает евангелист Лука в десятой главе, история не сохранила. Из них мы помним лишь самого Луку, Клеопу...
- Это ему явился Господь на пути в Эммаус (Лк. 24, 13-33)? - уточнил Богдан.
- Да - ему и Луке, - согласился папа, а потом продолжил: - Потом мы помним евангелиста Марка, еще - Матфия, который занял место предателя Иуды в числе двенадцати апостолов (Деян. 1, 15-26). А еще - Иосифа, называемого Варсавою (Деян. 1, 23), да, наверное, семь дьяконов, о которых упоминается в книге "Деяний святых апостолов" - Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая Антиохийца (Деян. 6, 5). Имена других апостолов из семидесяти, посланных на проповедь Самим Господом, забылись. Это не страшно - главное, что Господь знает их всех и воздаст им за их многие труды! Позже, веке то ли в пятом, то ли в шестом, в православный месяцеслов вошел список людей, которых принято называть "апостолами из семидесяти". В него вошло много учеников апостола Павла, в том числе и Онисим. Да, некоторые из этих людей не встречались с Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни. Но они были миссионерами, очень много потрудились ради распространения христианства, и поэтому Церковь включила их в число 70-ти, как людей, которые продолжили дело проповеди, которое Господь поручил Своим первым ученикам.
- Теперь понятно, - сказал Богдан.
- История - сложная, но полезная штука, - сказал папа. - Мы, православные христиане, обязаны хорошо знать Святое Писание! Но и историю христианства последующих веков - второго, третьего, пятого, двадцатого - мы тоже не должны забывать. Не проходи мимо книг Василия Болотова, Александра Шмемана или Александра Дворкина по истории Церкви, сынок!
- Хорошо, - кивнул Богдан. - А кем все-таки он был, этот апостол Онисим?
- Во многом благодаря Онисиму в Библии появилась одна из самых маленьких по объему книг Писания - "Послание святого апостола Павла к Филимону", - сказал папа. - Началась эта история с того, что в городе Колоссы жил Филимон - он был человеком богатым, возможно, даже знатным. Точно известно, что у него были рабы. Одним из этих рабов и был Онисим, который от Филимона сбежал. Из послания апостола Павла можно понять, что Онисим причинил Филимону какой-то ущерб (Флм. 1, 18). То ли вазу ценную разбил, то ли деньги украл, то ли кто-то другой украл, а Онисима обвинили... В общем - у Филимона были основания на него обижаться, а у Онисима были основания бояться гнева своего господина. Времена были суровые, с рабами особенно не считались, так что Онисим мог быть наказан очень жестко!
- М-м-да... Ситуация! - протянул Богдан.
- Но вот в чем дело, - продолжил папа. - Филимон стал христианином, и обратил его апостол Павел (Флм. 1, 19). Было это до бегства Онисима или позже - я не знаю. Но знаю, что христианином Филимон стал очень пламенным, и Павел радовался и благодарил за это Господа (Флм. 1, 1-7). Между тем, апостол Павел обходил с христианской проповедью города Римской империи, и за свою проповедь был заключен в тюрьму. Там он встретился с Онисимом. Попал Онисим в тюрьму как беглый раб, или совершил еще какой-нибудь проступок - мне не известно. Но знакомство с апостолом Павлом очень повлияло на этого человека! И Онисим - человек сомнительной нравственности - становится христианином! Хорошим христианином! Апостол Павел сообщает Филимону, что Онисим очень изменился, "был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; и я возвращаю его" (Флм. 1, 11).
- Что значит - "я возвращаю его"? - не понял Богдан.
- Видимо Онисима должны были вот-вот освободить, и Павел решил не оставлять его в Риме (Флм. 1, 13), а отправить к бывшему господину. Быть может, это письмо, которое теперь называется "Посланием к Филимону", сам Онисим в Колоссы и отнес.
- Зачем?!
- Апостол Павел хотел, чтобы Онисим и Филимон помирились, - сказал папа. - Ты пойми, сынок - это здесь, в этой жизни, есть люди более высокого и более низкого социального положения; тогда это называлось словами "раб" и "господин". Но для Царства Небесного и Филимон и Онисим - просто люди, поссорившиеся люди. Ну, представь себе - они оба христиане; вот они проживут столько-то уготованных Господом лет, потом умрут, надеясь на обитель в Небесном Граде Иерусалиме (Откр. гл. 21). Но как они там будут жить-то?! Ведь они еще не изжили свою неприязнь друг к другу, а какая может быть неприязнь в Царстве Небесном?! Они ведь не примирились между собой, а ведь не зря сказано Самим Господом - "что? свяжите на земле, то? будет связано на небе" (Мф. 18, 18). А вот другие слова Господа Иисуса Христа: "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу" (Мф. 5, 15). Вообще-то святые отцы говорили, что здесь под "соперником" имеется ввиду твоя совесть, которая может обличить тебя на Суде Божьем. А примириться с ней - это значит покаяться в грехах и после покаяния постараться жить праведно. Но и для отношений между людьми эта фраза Господа подходит! Обрати внимания на слова "мирись с соперником, пока ты еще на пути". То есть, сынок - мы должны постараться помириться с теми, с кем вышла ссора, пока мы ещеживы! А поскольку мы не знаем, сколько проживем, то и мириться должны как можно скорее! Это не всегда получается, но приложить для этого усилия - наша христианская обязанность!
- То есть и Онисим с Филимоном должны были помириться, пока они еще здесь, на земле? - уточнил Богдан. - Чтобы из-за этой ссоры не оказаться "в темнице" - то есть вне Небесного Града Иерусалима?
- Да, сынок, - сказал папа. - Мне кажется, апостол Павел не хотел, чтобы души этих людей, которых он любил, были отягощены ссорой в тот момент, когда они будут возноситься на небо! Но здесь есть еще одна тонкость - на пути этого примирения стоит не только личная неприязнь, но и социальные условности! Ведь Филимон - господин, а Онисим - раб. Им трудно сквозь эти социальные маски увидеть друг в друге просто людей! Так тебя, сынок, трудно видеть просто человека в суровом директоре школы!
- Трудно, - согласился Богдан, который директора побаивался.
- С другой стороны - оба они приняли христианство чрез апостола Павла, а Павел считал таких людей своими сыновьями, - продолжил папа. - Не говоря уже о том, что все верующие христиане - братья и сестры во Христе! Очевидно, что апостол Павел хотел, чтобы Филимон стал выше социальных условностей, которые тогда были очень сильны в Римской Империи, но ничего не значат для Господа и не должны быть преградой в братской любви к ближнему! Павел хотел, чтобы Филимон не просто простил Онисима, а принял его "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного... в Господе" (Флм. 1, 16). И если Филимон имеет к Онисиму какие-то денежные претензии, то Павел обещает все уплатить из своих денег (Флм. 1, 19).
- И что было дальше? - спросил, заинтересованно, Богдан. - Наверное, Филимон послушался - все-таки не кто-нибудь, а сам Павел просил?! И денег с Павла, наверное, не взял!
- Про деньги не знаю, - сказал папа. - Но согласно Церковному Преданию, Филимон и Онисим преодолели взаимную вражду, помирились. Онисим преодолел страх перед своим бывшим господином, а Филимон преодолел социальные условности, и принял бывшего раба, как брата. Он дал Онисиму вольную, и тот возвратился к апостолу Павлу и помогал ему в миссионерских трудах. В последствие он стал епископом города Византий, того самого города, который спустя несколько веков станет Константинополем. А еще, когда святого Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему вышел епископ Ефеский Онисим с некоторыми христианами. Об этом упоминает сам Игнатий в своем письме к ефесянам. Возможно, что это тот же Онисим, ученик апостола Павла. Нет ничего удивительного для тех времен, чтобы человек побыл сначала епископом в городе Византий, а потом стал епископом в Ефесе! Так же мы знаем, что Онисим, оставаясь верным Господу и Богу Иисусу Христу до конца дней, умер мучеником. По преданию, случилось это около 109 года. А десятилетиями раньше, во времена Нерона в Колоссах мученически окончил свой жизненный путь верный Господу Иисусу христианин, друг и брат Онисима, его бывший хозяин, Филимон. В последствие, за великие миссионерские труды, за то, что они были настоящими деятелями на жатве Господней (Лк. 10, 1-2) оба этих учеников апостола Павла были включены в список апостолов от семидесяти.
- Святые Онисим и Филимон, молите Бога о нас! - сказал Богдан.