Аннотация: Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
14 июня. Праведного Иоанна Кронштадтского.
Однажды Тоня затеяла в доме большую уборку. Мама была этому рада - никто в семье не мог добиться такого порядка и такой чистоты, как Тоня. Это высвобождало мамино время, и она могла приготовить для семьи что-то особенно вкусное.
Мама как раз дорезала овощи на винегрет, когда Тоня пришла на кухню, держа в руках книгу.
- Мам, а что это за книга? - спросила она.
Мама взяла книгу в руки.
- "Моя жизнь во Христе" - сказала она. - Это - очень хорошая книга, и написал ее один из самых известных русских святых - Иоанн Кронштадтский.
- Да? - заинтересовалась Тоня. - А кем он был?
- Он был обычным священником, - ответила мама. - Служил в соборе города Кронштадт.
- Именно поэтому он - Кронштадтский? - спросила Тоня.
- Да, - ответила мама. - А фамилия у него была Сергиев. Отец Иоанн родился в 1829 году, а умер в 1908 году, так что его можно считать почти нашим современником. Он был очень ревностным христианином, и вся его жизнь - одно непрекращающееся служение Христу.
- А как это - очень ревностным? - спросила Тоня.
- Ну, вот смотри, - сказала мама. - Отец Иоанн вставал около 4-х часов утра и служил литургию в кронштадтском соборе. Служба заканчивалась около полудня, но после нее отец Иоанн не мог отправиться домой, отдыхать. Дело в том, что он был великий молитвенник, и по его молитвам нередко исцелялись больные. Поэтому жители Кронштадта постоянно приглашали отце Иоанна к себе домой - помолиться у постели больного. Затем он отправлялся в Петербург - на пароходе или на санях. В Петербурге ведь тоже было много больных, а значит - и у их постели нужно было помолиться! Домой отец Иоанн попадал после полуночи. Спал очень мало - иногда меньше трех или четырех часов. Ведь в четыре утра ему опять надо было служить литургию. Времени на себя батюшка совершено не имел. Так он жил каждый день в течении нескольких десятилетий!
- Как здо?рово! - изумилась Тоня.
- Да, отец Иоанн постоянно служил ближним. Но ведь именно так поступать велел нам Господь - быть для всех слугой! Ведь и Он Сам воплотился не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 25-28). Раз уж Господь служил тем, кого возлюбил, тем более мы, христиане, должны служить ближним! И очень хорошо, что не только в первые века христианства верующие поступали так, как велел Господь, но и в 19-м веке находились те, у которых получалось жить по заповеди, жить жертвенной любовью к людям! Само существование отца Иоанна показывало - смотрите, Церковь Христова все та же! Дух любви не умер в ней! Святость в ней не пресеклась! Христос все Тот же, и святые его - все те же!
Мама налила себе воды, попила, переводя дух.
- Со временем отец Иоанн стал известен по всей России, - продолжила она свой рассказ. - Многие приезжали в Кронштадт для того, чтобы просто посмотреть на него. Эти люди привозили пожертвования на Храм и оставляли их у отца Иоанна. Деньги могут соблазнить и погубить слабого человека, но отец Иоанн слабым не был. Через его руки проходили громадные суммы, но жил он очень скромно - в маленькой квартирке, питался вполне обычно, без излишеств... А деньги, которые попадали к нему в руки, он жертвовал на храмы, монастыри, больницы, школы... Как говорил он сам: "У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то, или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда, и эти деньги могут принести пользу".
- Какой был хороший человек! - восхитилась Тоня.
- Да, - согласилась мама. - В Кронштадте в то время было много нищих. Отец Иоанн жертвовал деньги и им. Я читала, что он содержал около тысячи нищих.
- Содержал - это значит кормил? - уточнила Тоня.
- Отец Иоанн давал нищим деньги, которых хватало и на оплату ночлега, и на еду, - сказала мама. - Более того - отец Иоанн принимал участие в учреждении работных домов...
- Что? - не поняла Тоня. - Каких домов?
- Работных, - сказала мама. - Понимаешь - нищие бывают разные. Есть люди больные, которые работать просто не могут, есть ленивые, которые работать не хотят. А есть люди, которые работали бы, но работу не в состоянии найти! И вот какой-нибудь хороший человек приходит к отцу Иоанну и говорит: "У меня есть идея - создать работный дом. Там будут жить 50 женщин, и тут же, в этом же доме, они будут работать - шить рубашки. Доходы от продажи этих рубашек пойдут этим женщинам на зарплату, и на поддержание дома - ну, на отопление, или мебель... То есть - люди будут и при жилье, и при работе. Но мне не хватает на строительство такого дома своих денег". Отец Иоанн говорит: "А сколько не хватает?" Человек отвечает: "Столько-то". Отец Иоанн дает человеку эти деньги, тот строит работный дом, и с этих пор 50 женщин не нищенствуют, а имеют и крышу над головой, и работу.
- А-а! - протянула Тоня. - Теперь понятно.
- Кроме того, в 1891 году отец Иоанн дал деньги на постройку каменной церкви в селе Сура - он в этом селе родился. В другой части села он основал женский монастырь, который назывался в честь Евангелиста Иоанна - Иоанно-Богословской женской общиной.
- А сейчас этот монастырь есть? - спросила Тоня.
- Не знаю, - ответила мама. - А вот книги, которые писал отец Иоанн - есть. Одну из них ты держишь в руках. Не смотря на свою занятость, отец Иоанн успевал писать - он не только жил, как велел Христос, но и, как подобает священнику, пытался научить этому других.
- Мам, а можно я ее почитаю! - воскликнула Тоня, указывая на книгу. - Или я еще маленькая, и не пойму.
- Читай, - сказала мама. - Если то-то будет не понятно, то мы с папой тебе объясним. А ты молись Праведному Иоанну Кронштадтскому, чтобы он умолил Господа, дать тебе такую же любовь к Богу и к ближним, какая была у самого отца Иоанна.