Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

О книге Екклесиаста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (воскресная школа)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.


  
   Введение.
  
   Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
   А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
   Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям. Они спрашивают маму и папу о том, и об этом, спрашивают на кухне и на улице, спрашивают после того, как их взволновал разговор в школе или после просмотра телевизора. Иногда вопросы детей простые, а иногда - довольно сложные, но папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно.
   Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
  
  
  
  
  
  
  
   Беседа 17.
  
  
   Однажды Богдан сказал папе:
   - Не понимаю, как можно любить "Книгу Екклесиаста"!
   - А что такое? - не понял папа. - Чем тебе царь Соломон не угодил?
   - Да тоска зеленая! - поморщился Богдан. - Все у него суета! Это суета, то суета! Работать - суета, веселье - суета, мудрость - суета. Если так смотреть на мир, то лучше не жить, а сразу удавиться! И вообще, я где-то слышал, что эту книгу вовсе не Соломон написал!
   - Именно Соломон, - сказал папа. - Вот смотри, - он открыл Библию на нужном месте. - "Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме" (Еккл. 1, 1; 1, 12), - папа отложил Библию и посмотрел на Богдана.
   - В те времена любой потомок Давида мог назвать себя его сыном! - сказал Богдан. - Тогда это было нормальным.
   - Молодец, грамотный! - усмехнулся папа. - Да, действительно, назвать себя сыном Давида мог даже его прапрапрапраправнук. И действительно - для библейских времен в этом не было ничего странного. Евангелист Матфей называет Иисуса Христа "сыном Давида, сыном Авраама" (Мф. 1, 1). А ведь сколько поколений отделяет этих людей друг до друга! Но дело в другом. Мы, сынок, хорошо знаем историю царя Давида и его потомков. Уже при Ровоаме (сыне Соломона, внуке Давида) произошло разделение и возникло два царства - Израильское и Иудейское. С этих пор потомки Давида правили только в Иудейском царстве! Никто из них, за исключением Соломона, не правил над всем Израилем! Даже Господа Иисуса Христа называли царем Иудейским, а не царем Израильским! Помнишь, в Евангелии от Иоанна описано, как римские воины издеваются над Господом, бьют Его и говорят при этом: "Радуйся Царь Иудейский" (Ин. 19, 3)?
   - Помню, - сказал Богдан.
   - Вот и получается, что потомок Давида, который правил в Иерусалиме над всем Израилем - это мог быть только Соломон и никто другой! - сказал папа. - К тому же, Екклесиаст пишет о себе так: "И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме, и мудрость моя пребывала со мною" (Еккл. 2, 9). Кто в ветхозаветные времена прославился своей мудростью? Царь Соломон. А своим богатством? Опять-таки - Соломон!
   - Ладно, убедил, - сказал Богдан. - Книга эта написана царем Соломоном. Только она мне совсем не нравится!
   - Это потому, что ты еще юноша, - сказал папа ласково. - А Соломон писал эту книгу глубоким стариком. Переживание мира и стремление к Господу у молодых людей одно, а у стариков - другое. В этом нет ничего странного, это - вполне нормально. Я тоже не мог оценить эту книгу Писания, когда был молод. Но годы идут, и я все больше и больше понимаю ее.
   - Расскажи, пап! - попросил Богдан. - А то я эту книгу совсем не понимаю.
   - Видишь ли, - начал папа. - Царь Соломон здесь пишет не о небесном, а о земном. Он ведь постоянно повторяет одно и то же выражение - "под солнцем". "Что пользы человеку от всех трудов... под солнцем" (Еккл. 1, 3). "Какие дела делаются под солнцем - все суета и томление духа" (Еккл. 1, 14). "Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие, место правды, а там неправда" (Еккл. 3, 16). "Под солнцем" (на языке Соломона) - это здесь, сейчас, в нашем мире. "Книга Екклесиаста" - это плач по нашему миру, забывающему Бога, по нашей жизни, которую мы сами делаем безбожной. Вот ведь что интересно - многие люди думают, что жизнь царя Соломона была просто сказочной. Его отец Давид всю жизнь воевал, а Соломон жил в мире. Соломон был очень мудр, невероятно богат, его очень почитали... Миллиарды людей были бы согласны поменяться с ним местами. И вот этот человек, которому земное благополучие было отмеряно полной мерой, написал, что это благополучие на самом деле ничего не стоит! "Все суета и томление духа"!
   - Почему? - все еще не понимал Богдан.
   - Потому, что в нашем мире нет ничего по-настоящему прочного, - сказал папа. - Сегодня ты жив, а завтра - мертв, и никак не сможешь продлить себе жизнь хотя бы на час! Сегодня у тебя есть богатство, дети, а вот - раз, и нет ничего! Не веришь - прочти "Книгу Иова"! Соломон все это видел, все это понимал, и очень от этого страдал. Вроде бы все было, и - ничего не получалось! Он, конечно, хотел стать святым, хотя бы той ветхозаветной святостью, как его отец Давид, и - не стал. В этом, конечно, главная трагедия его жизни. Именно из-за грехов Соломона распалось царство Израильское.
   - Да, мы об этом читали, - сказал Богдан.
   - У Соломона было все, о чем мечтает большинство людей, - продолжил папа. - А счастья - нет, не было! Посмотри, разве богатый, мудрый и почитаемый Соломон называет себя счастливцем? Нет, сынок. Наоборот: "И возненавидел я жизнь, потому, что противны мне стали дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа!" (Еккл. 2, 17). А почему? Потому, что все земные труды непрочны. Вот человек строит дом, но разве этот дом не разрушится? Вот люди строят страну, но разве эта страна - навсегда? Спроси об этом жителей Вавилона, Мидии или Кушана...
   - Кушана? - переспросил Богдан.
   - Было такое государство в Средней Азии, там, где сейчас Афганистан и Пакистан, - сказал папа. - Прекратило свое существование, кажется в 3-м веке.
   - Как я их спрошу? - не понял Богдан. - Они ведь все мертвые!
   - Да, мертвые, - согласился папа. - И страны, и люди, которые в них жили, работали, строили дома, воевали, пировали, играли свадьбы, дружили, враждовали, рождались, умирали... Все непрочно в нашем мире, "под солнцем" - вот об этом и плачет Соломон. Но ты, сынок, помнишь, чем заканчивается его книга?
   Богдан задумался.
   - Н-нет, - неуверенно протянул он.
   Папа открыл нужную страницу и прочитал торжественно.
   - "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому, что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо" (Еккл. 12, 13-14).
   Папа закрыл Библию.
   - Вот ради этих слов Соломон и писал свой труд, - сказал папа. - Этот слабый, грешный, но мудрый человек, понимающий, насколько мы все обезображены грехом, долго плакал над этим миром. А потом дал нам надежду. Суд Божий - вот надежда для нас. Суд Божий - это возможность вырваться из временного мира, где "все суета и томление духа" (Еккл. 1, 14). Суд Божий закончится полным освобождением - вечным Небесным Иерусалимом, где Бог будет жить вместе с людьми, и где Он "ототрет всякую слезу" (Откр. Гл. 21). Вот это и есть единственное спасение от суеты, которая так не нравилась Соломону - ведь только вечное, нерушимое спасает от временного, суетливого. И именно для этого нужно соблюдать заповеди, ведь они - те ступени, по которым Господь возводит нас в этот Небесный Иерусалим. Теперь понял, сынок?
   - Понял, - сказал Богдан.
   - Пока мы здесь, в этом временном мире, мы обречены на суету, - сказал папа. - Это - неизбежно. Но строя дом, засевая поле, работая, мы не должны забывать заповеди Божии и конечную цель - наш настоящий дом, Небесный Иерусалим, где мы будем вместе с Господом. В этом - все для человека! И это - сущность всего! И именно об этом сказал царь Соломон в конце своей книги.
   - Да, теперь я понял, - сказал Богдан. - Все-таки "Книга Екклесиаста" - хорошая книга!
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"