В наше время человек просто купается в потоках информации. Информация распространяется с огромной скоростью. Это хорошо - наше слово о Христе может быть быстро услышано во всех уголках земного шара. Но это и плохо. У христианства всегда было много врагов. Эти враги оставили следы своей ненависти - в основном, злобные карикатуры и пасквили на Библию, на Евангелие, на Церковь. Этих карикатур много, и они тоже могут быть усвоены кем угодно, где угодно и в предельно быстрые сроки.
Что мы можем противопоставить потокам антицерковной информации, льющейся на нас и на наших близких отовсюду? Не так уж и мало - свое слово, и свою жизнь.
Жизнь потому, что даже если христианин умнее всех на свете, но пьет, бьет жену или как-то иначе чудесит, то даже его правдивым словам никто и никогда не поверит.
А слово - потому, что против Церкви воюют с помощью информации. А информацию побеждают информацией. Карикатуру на Церковь побеждают правдой. Наше дело - убедительно показать, что в этой карикатуре ложно, и как обстоит дело в действительности.
Очевидно, что для этого мы должны очень хорошо разбираться в том, что такое православное христианство, прекрасно знать Писание, и не путаться в истории Церкви. В современном мире Церковь остро нуждается в том, чтобы мы, обычные миряне, были образованы, или хотя бы не ленивы. На крайний случай, чтобы мы собственную лень называли именно ленью, а не смирением!
Здесь кто-то может возразить и сказать - я не собираюсь ни с кем спорить и ничего доказывать! Еще апостол Павел предостерегал от глупых споров (Тит. 3, 9). Так что от этих глупых карикатур на Церковь я просто отмахнусь!
Да, апостол Павел предупреждал. Но сама жизнь апостола Павла - это проповедь и полемика, то есть - спор. Послания апостола очень полемичны, и значит, существуют ситуации, когда от полемики уклоняться нельзя. Нельзя уклоняться от спора, когда ваш отказ принесет больше вреда, чем пользы. Да, от споров возникают распри. Но ваш отказ от спора может быть принят за слабость православной Церкви вообще. Разве это - лучше?
Боюсь, что отмахнуться от карикатур не получится. Карикатуры на Церковь могут ворваться в вашу жизнь, хотите вы того, или нет. Их просто слишком много вокруг, и они очень доступны. И если от соседей, знакомых и соработников вы можете отмахнуться, то вы вынуждены будете принять бой, если эти карикатуры будут угрожать вашим детям.
Представим - у вас есть дочь, прекрасный ребенок. С пеленок - в Церкви, причащается, утренние и вечерние молитвы на память знает. Но проходит время, она идет в школу, а в классе воцерковленных детей больше нет. И воцерковленных учителей там нет тоже. В итоге, рано или поздно, расстроенная девочка приходит из школы и говорит:
- Мам, пап, а мне сказали, что Христос не творил чудес, что все Его чудеса просто списаны с Ветхого Завета! Я знаю, что это не правда, но не знала, как это доказать...
Вы отвечаете:
- Да не бери в голову, это все дураки придумали!
Девочка кивает, но вы видите - ребенок не находит покоя! Карикатура на Евангелии ранила вашей дочери сердце, а вы не попытались эту рану исцелить. А ведь карикатур на Церковь много, очень много! Вы будете отмахиваться от всех? В таком случае не удивляйтесь, если ваша дочь решит, что православное христианство не знает ответов. Итог может быть плачевным - подросший ребенок может просто уйти из Церкви.
Чтобы этого не допустить, вам придется взять в руки Библию, и сразиться с карикатурой, нарушившей покой вашей дочери.
Кстати, именно такой пример я не зря подобрал - про то, что чудеса Христовы списаны с Ветхого Завета. Не знаю, кто и когда пустил в ход эту байку, но я сталкивался с ней дважды. Причем один раз - читал статью, в которой утверждалось, что эта байка - дело вполне доказанное.
Ну, что ж - вооружимся терпением, Библией, и проверим эту "доказанную" карикатуру на прочность. Это - очень просто. Нам надо всего лишь не полениться сравнить чудеса Иисуса Христа с чудесами ветхозаветными, найти сходства и отличия.
Что? Что вы говорите? Это - трудно и долго? Да, трудно. Да, долго. Но спасения без труда не бывает. И этот труд не всегда заключается в посте или молитве. Иногда нужно защитить Евангельскую весть от клеветы. Ради себя и своих ближних. И это - стоит потраченного времени и пролитого пота.
И так - не будем лениться, начнем.
Начнем с чуда в Кане Галилейской - где Христос превратил воду в вино (Ин. 2 1-11). Кто-нибудь в Ветхом Завете превращал воду в вину? Нет. А были ли в книгах Ветхого Завета описаны похожие чудеса? Пожалуй, что - да. Моисей превратил воду в кровь (Исх. 7, 17-22). Сходство здесь очевидно - в обоих чудесах вода перестала быть водой, и стала чем-то другим. Но на этом сходства и заканчиваются.
А теперь поговорим об отличиях. Во-первых, вода превращается в разные вещества. Во-вторых, эти чудеса отличаются масштабами - Христос превращает воду в шести каменных водоносах, а Моисей - в реках, озерах и вместилищах вод в Египте. В-третьих - чудо Христа доброе, оно несет людям радость - свадьба этих бедняков идет веселее. А чудо Моисея призвано вселить в египтян ужас. Рыба от этого, кстати, вымерла. Ничего похожего не было в Кане. В-четвертых - Моисей делает свое чудо при помощи жезла. Христос же обходится без подручных предметов. В-пятых, Христос делает Свое чудо по просьбе Своей Матери; Моисея же о чуде не просит никто. В-шестых - чудо Моисея смогли повторить египетские волхвы своими чарами (Исх. 7, 22). Чудо Христа в Кане никто не повторял и не пытался повторить.
И так, что мы имеем в итоге? Эти два чуда имеют гораздо больше отличий, чем сходства, и отличия эти очень, очень существенны. Вы ведь не станете утверждать, что футбол и теннис - это одна и та же игра, просто на том основании, что в обеих играх используется мяч? Правильно - футбол и теннис это просто разные игры с мячом. Как и проанализированные нами чудеса - это просто разные чудеса с превращением воды. А значит чудо Христа в Кане Галилейсткой не списано с книг Ветхого Завета.
Идем дальше. Христос дважды чудесным образом наполняет рыбой сети рыбаков (Лк. 5, 1-7; Ин. 21, 4-11). Встречается ли что-то похожее в книгах Ветхого Завета? Нет.
Далее. Христос изгоняет бесов и тем исцеляет бесноватых (Мф. 5, 24; Лк. 4, 33-36; Лк. 8, 2; Лк. 8, 27-39; Лк. 9, 38-42). Есть ли что-то подобное в Ветхом Завете? Нет. Подобное в Ветхом Завете не описано, хотя одержимые там встречаются.
От нашествий злого духа страдал царь Саул. Молодой Давид - будущий царь - облегчал страдания Саула игрой на гуслях. В время игры Давида злой дух на время отступал от Саула (1 Цар. 16, 14-23). Что не удивительно. Давид ведь кто? Автор псалмов. Значит именно псалмы или что-то подобное он и пел Саулу. Ясное дело, что бес при этих песнях чувствовал себя не комфортно!
Но полностью изгнать беса Давид не мог и даже не пытался. И пророк Самуил, современник Саула и Давида, не делал таких попыток. Не знает Ветхий Завет изгнания бесов! Не случайно современники Христа были очень удивлены и говорили: "Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью и они повинуются Ему" (Мк. 1, 27)
Более того - Христос дает Своим ученикам власть над злыми духами (Лк. 9, 1-2), и апостолы изгоняют бесов именем Христовым (Лк. 10, 17). Есть ли что-то подобное в ветхом Завете? Нет.
Вообще - Христос исцеляет многих болящих, и к этому стоит присмотреться внимательнее.
Христос исцеляет человека с сухой рукой (Лк. 6, 6-10). Есть ли описание подобного чуда в Ветхом Завете (далее для удобства ВЗ)? Нет.
Христос исцеляет:
- расслабленных (Мф. 4, 24; Мк. 2, 3-12; Лк. 5, 17-25; Ин. 5, 5-15). Исцелял ли кто-то расслабленных в ВЗ? Нет.
- лунатиков (Мф. 4, 24). А в ВЗ? Нет.
- глухих. В ВЗ - нет.
- немых (Мф. 9, 32-33). В ВЗ - нет.
- сгорбленных (Лк. 13, 10-17). В ВЗ - нет.
- страдающих от горячки (Мк. 29-31; Лк. 4, 38-39). В ВЗ - нет.
- страдающих кровотечениями (Мф. 9, 20-22). В ВЗ - нет.
- страдающих водяной болезнью (Лк. 14, 2-4). В ВЗ - нет.
- слепых (Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-43), в том числе и слепорожденных (Ин. 9, 1-7). В ВЗ - нет. Не зря изумлялись иудеи и говорили: "От века не слыхано, чтобы кто-то отверз очи слепорожденному" (Ин. 9, 32).
- прокаженных (Мк. 1, 40-45, Лк. 5, 12-16). Исцелял ли кто-то прокаженных в Ветхом Завете? Да.
Елисей исцелил от проказы Неемана Сириянина (4 Цар. 5, 1-27)
Присмотримся к этому случаю подробнее. Что в нем и в евангельских исцелениях похожего? То, что люди исцеляются от одной и той же болезни. А дальше - одни отличия. Во-первых, Елисей велит Нееману семь раз омыться в Иордане, и после этого Нееман выздоравливает. Христос исцеляет проказу только словом. В Евангелии прокаженным не приходится купаться ни в Иордане, ни в каком другом источнике. Во-вторых, Христос велит прокаженным показаться священникам и принести за исцеление такую жертву, какую повелел Моисей. Ничего похожего Елисей не делает. В-третьих, в истории с Нееманом есть такая деталь - Елисей отказался принять плату за исцеление, но эту плату обманом берет слуга Елисея Гиезий. За это он сам становится прокаженным. В Евангельском повествовании нет ничего даже отдаленно похожего на эту историю.
Можно так же вспомнить, как по молитве Моисея проказа сошла с его сестры Мариам (Числ. 12, 1-15). Но, во-первых - Моисей не исцелял сестру, а лишь молил об этом Бога. Бог просто выполнил просьбу Моисея. Христос же не прибегает к молитве - Он сам Бог и Своей Божественной силой исцеляет прокаженных. Во-вторых - Мариам, как и положено прокаженной, была вне стана семь дней. Ничего похожего в Евангелии нет.
Вывод - истории о том, как Иисус исцелял прокаженных, не списаны с книг Ветхого Завета.
Так же не лишним будет вспомнить, что во время ареста Иисус исцелил раба первосвященника, которому апостол Петр отсек правое ухо (Лк. 22, 50-51). Случалось ли кому-нибудь в ВЗ "прилепить" отсеченное ухо на место, да так, чтобы оно исцелилось? Нет.
И так, вывод - все истории, в которых Христос исцеляет болящих, не имеют аналогов в Ветхом Завете, и даже случаи с исцелением от проказы имеют только отдаленное сходство.
Смотрим далее. Христос одним словом останавливает бурю, что вызывает огромное изумление апостолов. "Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему" (Лк. 8, 22-25). Останавливал ли кто-то бурю в ВЗ? Нет.
Далее - Христос знает помышления сердец людей (Лк. 7, 39-49; Лк. 9, 47), как сказали бы сегодня "умеет читать мысли". Есть ли что-то подобное в ВЗ? Нет.
Далее - Христос иссушает бесплодную смоковницу (Мф. 21, 18-19). Есть ли что-то подобное в ВЗ? Нет.
Далее - Христос ходит по воде. (Ин. 6, 17-21). В ВЗ есть описание нескольких чудес, когда люди преодолевают водные преграды чудесным образом. Но - как именно? А так - вода расступается, и люди идут по обнажившемуся дну. Так евреи переходили море (Исх. 14, 21-22), так переходили Иордан войска Иисуса Навина (Нав. 3, 12-17), так переходили тот же Иордан пророки Илия и Елисей(4 Цар. 8-14). Но, повторюсь - эти люди шли именно по обнаженному дну! ПО ВОДЕ в ВЗ никто и никогда не ходил!
Более того - Христос дает силу и Петру идти по водам! И тот идет, пока его вера не ослабла (Мф. 14, 28-31). Есть ли что-то подобное в ВЗ? Нет.
Далее - Христос преображается на горе.
"По прошествии дней шести. Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна ... на высокую гору. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей, и Илия с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил,се облако светлое осенило их, и се, глаз из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором мое благоволение; Его слушайте" (Мф. 17, 1-8).
Знает ли что-то подобное ВЗ? Нет.
Разве что сияющее лицо Моисея имеет некоторые сходства (Исх. 34, 29-35). Но сходства на этом и заканчиваются. У Моисея одежды не делались белыми, как снег. И о желании иудеев сделать три кущи в книге "Исход" не сказано ни слова. И уж, конечно, Бог Отец не называл Моисея Сыном... У Моисея лицо сияло гораздо дольше, чем у Христа, и Моисей закрывал свое сияющее лицо покрывалом. А Христос ничего похожего не делал. По окончанию чуда, Он опять "принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2, 7). Только после воскресения Христова, Петр, Иоанн и Иаков расскажут о преображении Господа остальным ученикам.
Вывод - чудо преображения Господа на горе не списано с книг ВЗ.
Далее - Христос воскрешает мертвых. Христос воскресил своего друга Лазаря (см. Евангелие от Иоанна, вся глава 11), а до этого - дочь Иаира (Мк. 5, 22-43), сына Наинской вдовы (Лк. 7, 11-16).
Знает ли случаи воскрешения мертвых ВЗ? Да. Рассмотрим эти случаи и сравним между собой.
Воскрешение мертвого, которого бросили в гроб пророка Елисея, и он ожил, коснувшись костей Елисея (4 Цар. 13, 21), мы отбросим сразу же. Это чудо ни на какое из новозаветных не похоже. Христос умер на кресте. Его мертвое Тело снимали с креста, обвивали пеленами с благовониями, переносили в гроб, но нет ни одного упоминания о том, что прикосновение к мертвому телу Господа кого-то оживило.
Рассмотрим два других случая воскрешения, описанных в ВЗ.
Пророк Илия воскресил сына вдовы из Сарапеты Сидонской (3 Цар. 17, 17-24), и пророк Елисей воскресил сына Сонамитянки (4 Цар. 4, 20-37). Но внимательное прочтение двух этих историй говорит нам вот о чем - и Илия и Елисей, воскрешая детей, молились к Господу (3 Цар 17 20-21; 4 Цар. 4, 33). По сути - не они авторы этого чуда, это Бог слышит их молитвы, и Бог воскрешает детей. "И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него" (3 Цар. 17, 22).
Но Христу нет нужды прибегать к молитве - Он Сам Господь и Бог. Можно перечитать описание всех случаев, когда Христос воскрешает умерших, и увидеть - совершая эти чудеса, Он не молится! Не имеет в этом нужды. Он пользуется Своей Собственной Божественной властью возвращать умершим жизни!
И в этом - главное, принципиально отличие этих воскрешений от ветхозаветных. На этом можно было бы и остановиться, но есть и еще отличия.
Илия, перед тем, как помолиться Господу, "простерся над отроком трижды" (3 Цар 17, 21). В случае с Елисеем описание более полное. Елисей "лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка" (4 Цар 3, 34).
Ничего подобного Христос не делает. Ему нет нужды "простираться" над тем, кого Он воскрешает. Дочь Иаира Он просто берет за руку (Мк. 5, 41). К телу сына Наинской вдовы не прикасается вообще - только к одру (Лк. 7, 14). А от гробницы воскрешаемого Лазаря Христос вообще находится на расстоянии!
Случай с воскрешением Лазаря вообще стоит особняком. И сын вдовы из Септареты Сидонской, и сын Сономитянки, и дочь Иаира, и сын Наинской вдовы были воскрешены спустя малое время после смерти. Их тела еще не были охвачены тлением, во всяком случае - тлением заметным. Но тело Лазаря пролежало в гробе 4 дня, и уже начало смердеть! Христос своим чудом не только вернул душу в это мертвое тело, не только остановил процесс тления, но и полностью ликвидировал последствия этого процесса!
Разумеется, ничего подобного ВЗ не знает! Не удивительно, что жители Иудеи были потрясены, и многие уверовали во Христа именно после этого чуда (Ин. 12, 11)!
Далее - Христос воскресает из мертвых. Это - главное, центральное чудо Евангелия. Одного этого чуда было бы достаточно для возникновения христианства!
Следует пояснить - Христос воскресает не так, как воскресал Лазарь, как воскресала дочь Иаира и т.п. Те люди воскресали точно такими же, какими были перед смертью. По сути, они получали лишь отсрочку, и им предстояло еще раз умереть через сколько-то лет.
Христос же воскресает не потому, что отсрочил Свою смерть, а потому, что победил ее. Победил раз и навсегда - смерть больше не прикоснется к Нему. Именно поэтому апостол Павел называет Христа "первенцем из мертвых" (Кол 1, 18). Христос - первый Человек, избавившийся от ига смерти раз и навсегда.
Само выражение апостола "первенец из мертвых" доказывает, что ВЗ аналогов этому величайшему чуду не имеет, иначе Христос не назывался бы первенцем!
Как следствие победы над смертью - Христос воскресает преображенным.
Да - это Он, Он Сам, у него есть осязаемое человеческое тело с ранами от перенесенных мук, Он способен есть пищу... Но вместе с тем Он внезапно появляется в комнате, и запертая дверь не может Ему помешать. Еще Он может становиться не видимым, способен вознестись на небо (см. Ин. 20, 19, Лк. 24, 31, Деян. 1.9).
Входил ли кто-то в ВЗ в комнату через запертую дверь (Ин. 20, 19)? Нет.
Становился ли кто-то из людей в ВЗ невидимым (Лк. 24, 31)? Нет.
Возносился ли кто-то на небо? Нет.
Здесь уместно вспомнить, что пророк Илия был вознесен на небо (4 Цар 2, 11). Но здесь отличие очевидно - Илию вознесла на небо колесница, а Христос вознесся на небо Сам (Деян. 1.9), без помощи подручных средств.
Далее - Христос совершает чудо умножения хлебов (Мф. 14, 15-21 и Мф. 15, 32-38). Я не зря называю это чудо последним - хлебы умножал и Елисей (4 Цар 4, 42-44), и это единственный (повторяю - единственный!) случай, когда сходств между ветхозаветным и новозаветным чудесами много.
Вот сходства - в обеих историях фигурируют хлебы, причем хлебы ячменные (Ин. 6, 9). Этих хлебов мало, а народу, который надо накормить - много. Но происходит чудо - хлебы раздаются проголодавшимся, они наедаются, и еще остается остаток. Хлебы людям раздают не Елисей и не Христос. Елисей велит слуге раздать хлеб, а в Евангелии хлебы людям раздают апостолы.
Но и отличий в Евангельской и ветхозаветной историй не мало. Во-первых - Христос умножает хлебы дважды, а Елисей - только один раз. Во-вторых - отличается изначальное количество хлебов. У Елисея хлебов 12, а у Христа в первом случае - пять, во втором - семь. В-третьих - у Елисея фигурируют еще сырые зерна в шелухе. В обеих Евангельских историях сырых зерен нет. Зато есть рыба, которой нет у Елисея. В-четвертых - очень отличается количество накормленных. Елисей накормил 100 человек, а Христос в первом случае - "пять тысяч человек, кроме женщин и детей" (Мф. 14, 21), во втором - "четыре тысячи человек, кроме женщин и детей" (Мф. 15, 38). В-пятых - в ветхозаветной истории уточняется, что 12 ячменных хлебов - это хлебный начаток, а в Евангельской истории такой подробности нет. Зато в обеих Евангельских историях точно указывается, сколько хлебных кусков осталось - в первом случае 12 полных коробов, во втором - 7 полных корзин. В ветхозаветной истории говориться лишь о том, что "насытились, и еще осталось", а сколько осталось - не уточняется. В-шестых - в обеих новозаветных историях говориться, что Христос "воззрел на небо, благословил, и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу" (Мф. 14, 19 и Мф. 15, 36). В истории о Елисее нет и упоминания о том, что Елисей вообще прикасался к хлебам.
И так - отличий в новозаветной и ветхозаветной истории ни как не меньше, чем сходств. Отсюда делаем вывод, что мы имеем дело не с взаимствованием, а просто с разными, но похожими чудесами.
Вот мы и закончили наш анализ.
Вывод однозначен - Христос совершил очень, очень много чудес. Лишь одно (и - далеко не самое важное!) из этих чудес имеет много сходства с чудом ветхозаветным, при этом и отличий имеет много! Небольшое количество христовых чудес имеет малое, отдаленное сходство с ветхозаветными чудесами. И подавляющее, подавляющее большинство чудес Иисуса Христа совершенно уникально, и не имеет в Ветхом Завете никаких аналогов!
Поэтому утверждение о том, что чудеса Господа Иисуса Христа списаны с Ветхого Завета - это не более, чем клевета на евангельскую весть!
Скажу более - клевета эта грубая, топорная, рассчитанная исключительно на лохов. Ладно, не буду грубить, выражусь корректнее - эта клевета может пронять только невежд и лентяев. Она рассчитана на людей, которые книг Ветхого и Нового Завета не читали, а проверить - поленятся!
Ну что - было долго, было трудно? Да, анализ занял какое-то время и стоил какого-то труда. Но теперь мы можем сказать дочери - смотри! Вот здесь - неопровержимые доказательства того, что это была просто карикатура на действительность, просто клевета.
Но вот что интересно - все, все, все карикатуры на Библию, Евангелие и Церковь рассчитаны именно на наше невежество и на нашу лень! Карикатура не может быть страшна Церкви, ведь Церковь - "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). Карикатура может быть страшна только нам, если мы, считая себя христианами, у Церкви учиться не хотим!
А поучиться стоит. За века Евангельская Весть каким только нападкам не подвергалась, Отцам Церкви какие только вопросы не задавали! И они ответили, не поленились! Может, в творениях Отцов и нет ответов на все, все, все вопросы, но очень на многие - да, есть! Нужно только открыть, прочесть, понять. У нас ведь глобализация, у нас ведь свободное распространение информации, поэтому легче легкого найти книги и Иоанна Златоуста, и Василия Великого, и Иоанна Дамаскина, и Ефрема Сирина, и Августина...
И эти книги помогут нам отразить любые нападки. С такими помощниками, как Святые Отцы, нам никуда не нужно убегать - антицерковные силы о нас зубы сломают. Не о тела наши, понятное дело, но о нашу веру - сломают, да!
И о Крови Христовой, которая течет в наших жилах не надо забывать. Это - та же Кровь, которая текла в жилах христиан первых, доконстантиновских веков. Эти христиане сумели доказать языческому миру свою правоту. Они доказывали ее - живя, как христиане, проповедуя, как христиане, умирая, как христиане. И языческий мир преклонил перед Христом свои колени...
Прошли века, и мир устал быть христианским, мир снова языческий. Но христиане - то есть мы - еще есть. И мы еще можем побороться за то, чтобы над объязычившимся миром, вновь воссияла вера христианская.
Может, и не победим, но кого-то ко Христу точно привлечем. Хотя бы тех, кто склонен искать в жизни смысла и способен слушать.
Если только сами будем жить по заповедям.
Если только будем на "отлично" знать, что же такое православное христианство.