Они сидели в баре, две давние задушевные подружи. Обе любили эти вечера, которые время от времени проводили за стаканом виски, беседой и воспоминаниями. Обе были немолоды, обе - пенсионерки. Хотя за долгие годы работы заработали неплохую пенсию, жили они в трейлерном городке. Обеим нравился такой образ жизни- свобода, независимость, не обременённость бытом.
-Давненько мы сюда не захаживали, подруга. Как продвигаются дела с картиной?- спросила Вивьен, отпивая маленький глоток из стакана,- я знаешь, что думаю - прими я тогда твой подарок и не было бы этой замечательной истории. Если бы прошла картина в дверь моего трейлера, висела бы она себе на стене, а мы бы о ней и не вспоминали. Не было бы у тебя этих ярких лет поисков и борьбы. И мне кажется, дело вовсе не в деньгах, а в мечте. Судьба дает шанс упорным. Ты его заслужила.
История эта такова, что ее стоит рассказать подробнее.
Мэй родом из ирландской семьи, эмигрировавшей в Америку за пятьдесят лет до ее рождения. Ее детство прошло в глуши на ферме, но девочка мечтала о жизни в большом городе.
Но мечты мечтами, а жизнь предлагает свои варианты.
Мэй вышла замуж за первого попавшегося парня, родила сына, но брак не задался. Через три года муж забрал сына и уехал с другой женщиной. Мэй покинула ферму и больше никогда туда не возвращалась.
К моменту, когда, вы, читатель, встретились с Мэй в баре, ей исполнилось семьдесят. Все- таки она необыкновенная женщина. Тридцать пять лет проработала водителем громадной восемнадцатиколесной фуры. За десять лет до описываемых событий ее нашел сын. Она обрела семью, стала замечательной бабушкой и продолжала мечтать о том, что картину, которую она купила за пять долларов, в конце концов признают шедевром.
******
-Ты, помнишь, Вивьен, как это было? Ты пребывала в депрессии, я хотела тебя развеселить. Ехала тебя навестить и заглянула в дешевую лавчонку , гордо именовавшуюся антикварной, где продавались всякие безделицы. Увидела эту картину. Она была такая яркая и нелепая, на мой взгляд. Я подумала, это как раз то, что нужно. За нее просили восемь долларов, а я сторговалась за пять.
- Помню, конечно. Когда ты из багажника достала свой подарок, я подумала, Боже, что за уродство. Если повешу эту, с позволения сказать, мазню, у себя на стену, люди сочтут меня сумасшедшей. К счастью, заметь, моему и твоему, картина не пролезла в дверь трейлера и мы снова запихнули ее в багажник . Но все равно ты меня развеселила.
- Ну да, она и в мою дверь не проходила. Но на следующий день сосед устраивал гаражную распродажу и я выставила эту картину. Ею никто не заинтересовался. Люди проходили мимо пожимая плечами. Но тут ко мне подошел один человек, сказал что преподает изобразительное искусство в местном колледже. Говорит, что он конечно не эксперт, но думает, что это картина Джексона Поллока, и если это так, то она стоит миллионы.
******
Мэй отнеслась к словам учителя с полной серьезностью. Буквально на следующий день Мэй вооружилась "Желтыми страницами" и стала обзванивать фирмы , торгующие предметами искусства.
-Здравствуйте. У меня есть картина Поллока и я хочу ее продать.
-Откуда она у вас, мэм?
-Купила в антикварной лавочке.
Что у вас есть по этой картине- заключение экспертов, родословная?-
Квитанция о покупке.
-Мэм, картины Поллока не продаются в лавках старьевщиков. Не отнимайте у нас время попусту.
Это еще был приличный разговор. Несколько раз Мэй нарывалась на самые настоящие оскорбления.
В конце концов она обратилась в экспертную организацию. Официальный ответ гласил, что картина подлинником не является. Тем не менее не один эксперт под ответом не подписался.
Сын Мэй не верил в предприятие матери, но был восхищен ее упорством.
В интернете он прочел статью о полицейском эксперте , который с помощью криминалистической экспертизы, по отпечаткам пальцев идентифицировал подлинность картины Тернера для лондонской галереи Тейт. Сын нанял криминалиста и тот смог подтвердить подлинность Поллока. Хотя американские эксперты по прежнему утверждали, что это подделка, Мэй получила несколько предложений о покупке от частных коллекционеров. Сумма предложений колебалась от двух до девяти миллионов долларов. Мэй упорствовала.
- Я знаю подлинную цену картины и я не тупая, чтобы отдавать ее за бесценок.
*****
-Ты так углубилась в воспоминания, Мэй, что так и не ответила на мой вопрос?- Вивьен настойчиво теребила подругу...
-Понимаешь, тут дело принципа. Я решила не уступать экспертам, которые отнеслись ко мне пренебрежительно. И в конце концов нашла дилеров, которые стали продвигать картину на рынке.
-Ты упорная.
-Да, я похожа на Поллока. Я читала, что он мог без хлеба сидеть, но не продавал своих работ ниже назначенной им цены.
-Ну и ?
-Удача, находит упорных, дорогая. В следующую пятницу в Торонто состоится аукцион, на котором мой Поллок будет выставлен за 50 миллионов долларов. И хотя я в обиде на американцев, но если они предложат больше, то, так и быть, продам им.