Кац Александр Семенович : другие произведения.

Книга пророков. 2.3 Иудея под властью прокураторов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Христиане составляли каплю в языческом море, причем каплю "не от мира сего".

  Александр Кац
  
  Книга пророков. 2.3 Иудея под властью прокураторов.
  
  Христиане составляли каплю в языческом море, причем каплю "не от мира сего". Весь смысл их жизни заключался в уходе от реальности и ожидании второго пришествия Христа. Однако, внешние условия оставляли христианам мало возможностей для безоблачного, мирного сосуществования с иудаизмом и язычеством, с иудейской и римской администрациями. Рождение нового в недрах старого всегда сопровождается идейной борьбой личностей и структур их объединяющих. Никогда раскол по идейному или этническому признаку не проходил безболезненно, не оставляя рубцов на теле истории.
  
  В последующих разделах будет показано, что еврейская нация расколется на правоверных иудеев и христиан. В христианских общинах накопится критическая масса языческого материала, которая со временем задавит христианское еврейство и это тоже произойдет не самым мирным образом. На эти сложные процессы окажет мощное влияние Иудейская война 66 - 73 гг. н. э.
  
  Ее результаты отразятся в религиозном сознании иудеев и христиан и закрепятся в соответствующих религиозных текстах, которые впоследствии будут канонизированы. Иудеи, потерпев сокрушительное поражение от Рима и потеряв все - Храм, Иерусалим, Родину, вынуждены будут разработать изоляционистские законы, которые позволят им, по мнению авторов законов, выжить в условиях диаспоры и окружающего враждебного мира. Христиане вынуждены будут приспосабливаться к победителям, отмежевываясь от евреев и обеляя римских администраторов.
  
  Однако, именно римская администрация в Иудее своей бездарностью, жестокостью, вымогательством, а иногда и просто склонностью к разбою породила войну. В предшествующее Иудейской войне тридцатилетие в Риме сменилось четверо цезарей - Тиберий (14-37 гг. н. э.), Калигула (37-41 гг. н. э.), Клавдий (41-54 гг. н. э.) и Нерон (54-68 гг. н. э.). Каждый из них внес богатую лепту в разложение нравов римского общества, бессмысленный террор и разорение. Никогда в истории Рима идея цезаризма как высшей власти не была так скомпрометирована беззакониями, кровью и издевательством над здравым смыслом. "Художества" этих "богов" описаны Светонием. Характерно отношение римлян к смерти указанных правителей.
  
  Смерть Тиберия была встречена ликованием и криками: "Тиберия в Тибр!". Радостной вести об убийстве Калигулы римляне поверили не сразу, подозревая, что он сам распустил этот слух, дабы выяснить отношение людей к себе и продолжить злодеяния.
  
  Смерть слабоумного Клавдия прошла вообще незамеченной народом, так как за него правили его вольноотпущенники - бывшие рабы.
  
  Ликование в народе в день самоубийства Нерона было таково, "что чернь бегала по городу в фригийских колпаках".
  
  Каких людей могли назначать эти полубезумные цезари для управления провинциями? Как говорится в пословице, скажи мне кто цезарь, а я скажу тебе кто администраторы.
  
  Задачей администрации в покоренных провинциях было собирание налогов и поддержание порядка, которое чаще всего выражалось в жестоком подавлении всякого недовольства, а тем более мятежей. Управление Иудеей для римских прокураторов оказалось делом, по-видимому, более сложным, чем управление языческими народами. Эта сложность заключалась в религиозном неприятии иудеями римлян как власти, изначально греховной и нечистой. Неясно было лишь с помощью какой силы эта власть может быть уничтожена. Однако, мессианство, широко распространенное среди фарисеев, вроде бы подсказывало и путь спасения от поработителей. Появляющиеся самозванные мессии, якобы предвещанные пророками, или просто люди, претендующие на вдохновение, "просветленные", вызывали периодически смятения умов, многотысячные процессии и походы к легендарным святыням, затерянным где-то в пустыне и т.д. Иудея в эти годы - большой растревоженный муравейник, живущий ожиданием Царя Иудейского, который восстановит царство Давида, муравейник, переполненный надеждами и страхом.
  
  Появляется радикальная религиозная партия зелотов (ревнителей), состоящая из разорившихся крестьян, ремесленников, торговцев, выступающая с оружием за независимость Иудеи против римских поработителей и местной родовой и священнической аристократии, сотрудничающей с римлянами.
  
  Еще более радикальная группировка сикариев (кинжальщиков), выражаюшая интересы социальных низов и рабов, организует расправы со знатью, захват имущества богачей, уничтожение долговых записей и т.п.
  
  Местная иудейская аристократия - марионеточные цари, первосвященники, высшее жречество, входящее в синедрион и опирающееся на земельную знать, ростовщиков, богатых фарисеев, отлично понимала какую грозную опасность представляет Рим для крохотной Иудеи и делала все возможное для умиротворения подданных, сотрудничая с римскими прокураторами и наместниками. Это была "партия мира".
  
  Понтий Пилат - первый римский прокуратор, упоминаемый в Новом Завете. Он изображен защитником Иисуса на судебном процессе, непоколебимо до конца верящим в его невиновность, но вынужденным под давлением иудейских священников и толпы предать его распятию. Апологетический образ Пилата, созданный евангелистами, резко контрастирует с тем, что известно из истории об этом жестоком и ограниченном чиновнике, управлявшим Иудеей в 26 - 36 гг. н. э. Его правление сопровождалось конфликтами, вытекающими из неуважения к местной религии, вообще, и, в частности, из демонстративного нарушения Пилатом второй заповеди Моисея - "не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли" (Втор. 5:8).
  
  Однажды Пилат приказал внести ночью в Иерусалим боевые знаки римского легиона, представлявшие изображение орла и под ним изображение императора. Начавшееся утром волнение городского и примкнувшего к нему затем сельского населения, возмущенного нарушением иудейского закона, продолжилось в Кесарии, куда все и отправились к Пилату с просьбой удалить из священного города изображения идолов. Получив отказ, иудеи бросились на землю и оставались в этом положении пять дней и ночей, не трогаясь с места. На шестой день Пилат собрал народ иудейский на ристалище, вмещающим двадцать пять тысяч человек, окружил его легионерами с обнаженными мечами и объявил, что всех изрубят, если они не примут изображений. Но тут случилось неожиданное: иудеи бросились на землю, вытянув шеи, и закричали, что дадут себя изрубить, лишь бы закон не был нарушен. Ошеломленный Пилат, в конце концов, сообразил, как трудно ему будет объяснить Риму массовую казнь римских подданных из-за непонятного религиозного пустяка, и отступил.
  
  В Галилее - родине многих пророков Пилат смешал кровь галилеян с кровью приносимых ими жертв, т. е. совершил массовое убийство в храме (Лк. 13:1). Пилат сурово подавлял религиозные волнения, вызванные появляющимися время от времени мессиями. Так было в 36 г. н. э. в Самарии, где в центре движения оказался один "просветленный", объявивший о полученном им откровении о местонахождении на горе Гаризим священных предметов культа, спрятанных там самим Моисеем.
  
  При строительстве водопровода, необходимого Иерусалиму, Пилат поленился придумать источник финансирования и изъял для этих целей священный клад - Корбан, хранящийся в Храме. Вспыхнувший мятеж был, разумеется, жестоко подавлен.
  
  Еврейское население с ненавистью относилось к римскому прокуратору Иудеи, в каждом конфликтном случае жалуясь на него то римскому наместнику в Сирии, то самому цезарю Тиберию. В конце концов, эти кляузы подорвали карьеру Понтия Пилата, и он был отозван с поста прокуратора. Это случилось после того, как Понтий Пилат снова приказал вывесить щиты с изображением цезаря во дворце Ирода. Видимо Пилат так и не понял, за что же он впал в немилость, так как его правление мало чем отличалось от действий известных ему наместников в других провинциях. Да и современному человеку, привыкшему к изображениям президентов, генсеков, диктаторов, эти проблемы со второй заповедью кажутся малозначительными. Однако, современники Пилата - Филон Александрийский и Иосиф Флавий помимо его религиозных демаршей отмечали еще его продажность и хищничество, разорение целых фамилий, казнь без суда и другие затеи.
  
  Святой Апостол и Евангелист Лука в "Деяниях Апостолов" устами законоучителя Гамалиила сближает христианство с движениями, во главе которых в разное время стояли Иуда Галилеянин, основавший партию зелотов, и некий Февда (Деян.5:36, 37).
  
  В 44 г. н. э. Февда поднял восстание, к которому примкнуло около 400 человек. Февда - типичный лже-пророк возвестил о спасении тех, кто вместе с ним перейдет посуху реку Иордан. Группа Февды не дошла до Иордана и была изрублена кавалерией прокуратора Куспия Фада (44 - 47 гг. н. э.), а сам Февда обезглавлен.
  
  В прокураторство Вентидия Кумана (48-52 гг. н. э.) межэтнические столкновения между галилеянами и самаритянами, а также религиозные экцессы носили еще управляемый характер, и римляне, иногда жертвуя для успокоения иудеев должностными лицами, сохраняли, в целом, контроль над страной.
  
  Со средины пятидесятых годов усилилось движение сикариев и зелотов, которых Иосиф Флавий именует просто разбойниками. Сикариями в правление прокуратора Антония Феликса (52 - 60 гг. н. э.) был убит первосвященник Ионатан. Как всякая борьба обездоленных низов, действия этих группировок несомненно носили криминальный характер, но, скорее всего, этим не исчерпывались, т.к. в конечном итоге все они вылились в антиримское восстание. Феликс железной рукой подавлял бунты, массами распинал разбойников, отправляя некоторых из них с той же целью в Рим. В правление этого прокуратора около 56 г. н. э. в Иудее объявился еще один лже-пророк из Египта, выдававший себя за небесного посланника, могущего своим глаголом разрушить стены Иерусалима. Египтянин сумел увести с собой в пустыню несколько тысяч уверовавших в него людей, которые были там разогнаны римской конницей. При этом сам пророк скрылся. Отголоском этого события является допрос Апостола Павла: "Так не ты ли тот Египтянин, который пред сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?" (Деян. 21:38).
  
  Особенно постарались сделать невыносимой жизнь иудеев всех сословий два последних перед войной прокуратора Альбин (62 - 64 гг. н. э.) и Гессий Флор (64 - 66 гг. н. э.). В эти годы слились воедино преднамеренное подталкивание евреев к бунту с их религиозным неприятием римлян и фанатизмом части населения Иудеи.
  
  Иосиф Флавий считает Альбина универсальным злодеем, захватывающим общественную и частную собственность и отягощающим весь народ непосильными налогами. Альбин выпустил на волю за выкуп преступников из тюрем и затем заставил их делиться с ним добычей. Он был, по-видимому, первым в истории чиновником - рэкетиром.
  
  И все же Альбин являлся образцом добродетели по сравнению с Гессием Флором. Флор хвастливо выставлял свои преступления на показ народу, позволял себе всякого рода разбои и насилия и вел себя так, будто его прислали в качестве палача для казни осужденных. В своей жестокости он был беспощаден, в своей наглости - бесстыден. Целые округа обезлюдели вследствие его алчности, т.к. народ бежал от него, как от зачумленного, в другие провинции. Политика Флора сознательно провоцировала крупномасштабный мятеж, при подавлении которого легко можно было бы скрыть преступления режима.
  
  Следует иметь в виду, что римская армия была оккупационным и единственным правоохранительным органом в покоренной Иудее. Тетрархи имели малочисленные отряды телохранителей, не располагали властью и возможностями для поддержания порядка. Священническая аристократия вообще не имела, по-видимому, никакой охраны и влияние ее было сильно лишь в Иерусалиме. Поэтому от римской администрации в эти годы зависело очень многое, если не все, в смысле поддержания порядка и законности. И когда на вершине пирамиды оказывались личности, подобные Флору, вся жизнь дезорганизовывалась, превращаясь в мятежный хаос. При такой власти незначительная искра могла породить пламя народного гнева.
  
  Иосиф Флавий, давая приведенные выше характеристики Альбину и Флору, тем не менее, осуждает повстанцев. Позиция автора "Иудейской войны" стопроцентно римская, исходящая, главным образом, из мощи римской державы и бессмысленности сопротивления ей. Его оценка действий евреев в войне сводилась, в основном, к следующему: все мятежники - разбойники, либо фанатики. И эта оценка закрепилась в исторической литературе. Такую оценку народным восстаниям обычно дает власть, против которой они направлены. Так оценивала, например, восстание Пугачева Екатерина II. Однако, социальные и религиозные взрывы имеют всегда более сложную природу, объяснить которую одним - двумя факторами бывает неверно.
  
  С легкой руки Иосифа Флавия фанатизм стал считаться некоторым туземным свойством, характерным для еврейской нации в целом. В действительности это не так. История на протяжении веков демонстрировала здравый смысл евреев. Истина заключается в том, что всякое общественное движение изначально создается небольшой группой людей, обрастает приверженцами и, набирая силу, использует все, в том числе, слепую веру и экстремизм разного толка - религиозный, национальный и т.д. И хотя процент экстремистов, фанатиков, пассионариев в любом этносе не превышает 2-3, они всегда опасны своей иррациональностью, бездумной разрушительной силой. Особенно, когда они становятся во главе движений, как это имело место в Иудее 60-х годов. Есть условия, при которых фанаты легко становятся героями и попадают в историю. Это национально - освободительные войны. Без них такие войны просто не происходили бы. Здесь фанатизм необходим и проявляется в душевном горении, безоглядности, готовности к самопожертвованию во имя великой или кажущейся великой цели. Начать войну, имея фанатиков во главе движения, легко. Выиграть войну, когда фанатиков мало, невозможно. Ее невозможно выиграть также и тогда, когда отсутствует расчет и организация.
  
  Именно расчет и организация, а также военный опыт и великие традиции делали римские легионы труднопобедимыми. Это был опыт, на копленный столетиями, отшлифованный и приумноженный поколениями римлян. Это был опыт, основанный на лучших мужских качествах - храбрости и дисциплине. Римский закон достойно вознаграждал легионеров и отсеивал негодных. Что могла противопоставить военной мощи Рима крохотная, неимеющая ни армии, ни военначальников, ни военных традиций, раздробленная на фракции и партии Иудея? Ничего, кроме отчаянной и бессмысленной храбрости людей, ставших под знамена зелотов и сикариев. И тем не менее война продлилась 7 лет с 66 по 73 гг. н. э. и была одной из самых кровопролитных в истории Рима.
  
  Достопримечательно, что и начало, и завершение этой драмы произошло в одном и том же пункте - крепости Масада. Война началась с нападения иудеев на римский гарнизон этой крепости и с демонстративного отказа Элеазара, предводителя храмовой стражи, принимать жертвоприношения и дары от неиудеев. Последним актом подчеркивалось отвержение жертвы за императора и римлян.
  
  В Иерусалиме мятежники-сикарии, предводительствуемые Менахемом,сыном Иуды Галилеянина, перебив отряд царя Агриппы II и римлян, захватили верховную власть. Первосвященник Ананий был убит. Менахем в царской мантии направился в храм на молитву. Однако, здесь он и его люди были истреблены группировкой Элеазара и власть вернулась к умеренным силам, представлявшим "партию мира", еще надеящимся как-то договориться с римлянами.
  
  Двенадцатый легион под командованием наместника Сирии Цестия Галла двинулся из Антиохии к Иерусалиму, беспощадно уничтожая жителей и сжигая города на своем пути. В это время в Иерусалиме скопилось много народа из-за праздника кущей. Весть о подходе Цестия к Святому городу вызвала единодушную ярость, и иудеи, забыв о субботе - дне отдыха и молитв, бросились на войско Цестия и разгромили часть его, заставив оставшихся отступить. В конце концов, Цестий, бросив осадную технику и потеряв большую часть легиона, вынужден был бежать.
  
  Плоды победы, одержанной зелотами и сикариями, достались иудейской аристократии. Однако, теперь ей уже невозможно договориться с Римом о мире и она, хоть и пассивно, втягивается в антиримскую войну.
  
  Император Нерон направил в Иудею крупные силы во главе с опытным командиром Веспасианом. Эти силы включали три легиона, более двух десятков вспомогательных когорт, отдельные конные отряды и армии союзных Риму царей. Сводная армия насчитывала 80 тысяч пехотинцев и всадников и составляла около половины всех войск Римской Империи.
  
  Веспасиан методично и планомерно в течение двух лет подавил восстание в Галилее, являющейся оплотом мятежников и главным источником людских рессурсов. Действия иерусалимского руководства, состоящего из приверженцев "партии мира", вызвали мощную волну недовольства населения Иудеи. К власти в Иерусалиме пришли зелоты во главе с Иоаном Гисхальским. Между тем Веспасиан захватив Лидду, Ямнию, Эммаус, Иерехон и другие города, все Заиорданье и Идумею, окружил Иерусалим железным кольцом осады.
  
  После смерти Нерона и избрания императором Веспасиана руководство войной переходит к его сыну Титу. В это время в осажденном Иерусалиме вспыхивает кровавая резня между тремя группировками: зелотами во главе с Иоанном Гисхальским, зелотами во главе с Элеазаром, сыном Симона, и сикариями во главе с Симоном, сыном Гиоры. Несмотря на осаду города и необходимость отражения постоянных атак римлян, в Иерусалиме идет гражданская война на уничтожение между этими отрядами. Бои идут на улицах города и в самом Храме. Истребляются жители Иерусалима и его окрестностей, спасающиеся за крепостными стенами от римских легионов. Уничтожаются в огне многолетние запасы продовольствия. Защитники страдают от голода, доводящего до людоедства, и жажды.
  
  Сторонники Иоанна Гисхальского в праздник Пасхи врываются в Храм и, устроив резню, уничтожают группировку Элеазара. Под грохот римских таранов оставшиеся две партии объединяют, наконец, свои усилия для защиты города. Но все это слишком поздно и, увы, бесполезно. Рушатся стены древнего Иерусалима, захватываются последовательно Верхний, Нижний, Новый город, крепость Антония и театром военных действий становится горящий Храм. Улицы завалены трупами. Все гибнет. По обычаю того времени город сравнивают с землей, перепахивают, население практически полностью уничтожается. По данным Иосифа Флавия в Иерусалиме жило 1100000 жителей, по данным Тацита - 600000 человек.
  
  Последний акт исторической драмы происходит в крепости Масада, в которой семь лет назад началось антиримское восстание. После длительного сопротивления римлянам защитники крепости решают принять добровольную смерть, дабы избежать рабства, и кончают жизнь массовым самоубийством.
  
  Иосиф Флавий устами Элеазара, коменданта крепости, так призывает сограждан к последнему шагу: "Лучше принять наказание не от руки смертельных врагов - римлян, а от самого Бога, ибо Божья десница милостивее рук врагов. Пусть наши жены умрут неопозоренными, а наши дети неизведавшими рабства, вслед за тем мы и друг другу сослужим благородную службу, тогда нашим почетным саваном будет наша сохраненная свобода. Но прежде мы истребим все наши сокровища и всю крепость. Я знаю хорошо: римляне будут огорчены, когда они не овладеют нами и увидят себя обманутыми в надеждах на добычу. Только съестные припасы мы оставим в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что не голод нас принудил, а что мы, как и решились с самого начала, предпочли смерть рабству".
  
  Защитники расходятся каждый в свою семью. Каждый убивает мечом своих отца, мать, жену, детей. Затем они собираются вместе, разбиваются на десятки и бросают жребий. Каждый, вытянувший жребий, закалывает девятерых. Далее процесс выборов и самоубийств продолжается до конца. Вошедшие без сопротивления в крепость Масада римляне обнаружили в ней 960 убитых, включая женщин и детей. Уцелела одна старуха, спрятавшаяся вместе с пятью детьми в подземном водопроводном канале.
  
  Этот финал-апофеоз иудейской войны наводит на глубокие и печальные размышления и поиски исторических аналогий. Люди всегда молча в раздумьи наблюдают за бушующими природными силами - извержениями вулканов, морскими бурями и другими катаклизмами. Иудейская война была взрывом народных страстей редкостной силы, перед которым историки и просто читатели, способные мысленным взором воссоздать картины, описанные Флавием, также умолкают, как и перед зрелищем яростной и слепой природы.
  
  В предшествуюшее войне смутное время, начиная с правления Феликса, и, особенно, в правление Гессия Флора, в городах Самарии, Галилеи, Финикии и Сирии со смешанным греко-сирийско-иудейским населением вспыхивают этнические конфликты, направленные против иудеев. Начало древних этнических конфликтов в принципе не отличается от того, как зарождаются современные этнические конфликты. Всегда находятся зачинщики, провокаторы и люди, способные объяснить другим, кто их злейший враг, и что следует предпринять. Потом зачинщики куда-то исчезают, а конфликты живут своей яростной жизнью по своим внутренним законам.
  
  Особенностью того времени является то, что римская армия, поддерживающая порядок в провинции, не имела в своем составе иудеев, согласно льготам, дарованным им цезарями. Поэтому часто оказывалось, что симпатии легионеров в конфликтах были на стороне неиудейской части населения. Резня приобретала массовый и, естественно, взаимный характер. Иосиф Флавий приводит лишь цифры убитых иудеев в городах: Кесарии - 20000, Александрии - 50000, Птолемаиде - 4500 человек. Ввиду затяжного и кровопролитного характера Иудейской войны 66 - 73 гг. н. э., ненависть к иудеям после нее распространилась по многим городам Римской Империи.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"