Аннотация: Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается Евангелие от Матфея, является царь Ирод.
Александр Кац
КНИГА ПРОРОКОВ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОКРЕСТНОСТИ ГОЛГОФЫ 2.1. ПРАВЛЕНИЕ ИРОДА ВЕЛИКОГО
Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается Евангелие от Матфея, является царь Ирод, правивший Иудеей в 37-4 гг. до н. э. и отдавший приказ истребить в Вифлееме младенцев мужеского пола от двух лет и ниже, ибо сказано пророком, что в этом городе "произойдет мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).
Этот драматический сюжет стал излюбленной темой многих выдающихся художников, также, как слово Ирод стало синонимом злодейства. Между тем, царь Ирод I Великий (73-4 гг. до н. э.) - основатель династии Иродов являлся несомненно незаурядной личностью. Он отличался бесстрашием, могучей энергией, воинским и управленческим талантами, эллинским кругозором и красноречием. Его жестокость вполне соответствовала духу того времени. Его богатая событиями биография еще не нашла достойного романиста.
С воцарением Ирода в Иудее закончилась династия Хасмонеев. При Хасмонеях Иудея стала независимым государством. До Хасмонеев Иудея была завоевана сначала Навуходоносором II (586 г. до н. э.), затем Александром Македонским (333 г. до н. э.) и фактически исчезла с исторической арены, представляя собой лишь теократический храмово-общинный анклав радиусом 10-15 миль вокруг Иерусалима .
После Александра эта территория длительное время была яблоком раздора между правителями эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов, хотя столкновения между ними редко происходили на самой еврейской территории. С 320 по 202 гг. до н. э. Иудея находилась под властью Птолемеев, с 202 до 168 гг. до н. э. - под властью Селевкидов.
В 170 г. до н э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан (Светлый), возвращаясь из египетского похода, захватил Иерусалим, устроил там страшную резню, ограбив при этом храм. Через два года он снова послал войско в Иерусалим во главе с Аполлонием. Стены города были срыты, на алтаре храма была расположена статуя Зевса, на холме Аккра в центре города разместился сирийский гарнизон. Под страхом смерти были запрещены иудейские и введены обязательные греческие богослужения. Иерусалим покорился новому режиму, но вне Иерусалима евреи сопротивлялись с яростной непреклонностью.
В 167 г. до н. э. евреи восстали под руководством Иуды Маккавея, заключившего незадолго перед своей гибелью в 161 г. до н э. договор с Римом. Условия договора оговаривали не столько военную помощь, сколько отказ от всякой помощи тому, кто будет вести войну с Иудеей или Римом. В политическом смысле этот договор означал признание могущественным Римом независимости Иудеи от Селевкидов.
Маккавейская война 167-142 гг. до н.э закончилась победой Иудеи, значительно расширившей свою территорию за счет Самарии и Галилеи. Поскольку Иуда Маккавей был внуком священника Хасмонея, то его род, утвердивший свою власть в стране, стал называться династией Хасмонеев. Первые после Иуды потомки Хасмонеев обладали властью первосвящекнников. В 104 г. до н. э. пятый после Иуды Маккавея представитель этого рода - Аристобул I возложил на себя царскую диадему. Так спустя 482 года после разрушения храма в Иудее возродилась царская власть. Последним царем из династии Хасмонеев был Антигон (40-37 гг. до н. э.)
При Хасмонеях Иудея была монархическим государством эллинистического типа с пышным двором, огромным бюрократическим аппаратом, наемной армией, требовавшей расходов. Налоговый гнет вызывал народные восстания, длившиеся иногда по несколько лет.
Иудея вплетается в канву римской политики в 63 г. до н. э., когда Гней Помпей после блистательных побед на Востоке над понтийским царем Митридатом VI Евпатором и армянским царем Тиграном II и захвата Сирии выступил арбитром в споре Гиркана и Аристобула, наследников иудейской царицы Александры - Саломеи. Аристобул, пытаясь склонить Помпея в свою сторону, преподнес ему роскошный подарок стоимостью 500 талантов - виноградное дерево из золота. Однако, Помпей, раздраженный поведением Аристобула, принял сторону Гиркана. Арбитраж закончился захватом Иерусалима и штурмом храма. Помпей со свитой вошел в Святая Святых и осмотрел, не тронув, сокровища иудеев. Гиркан был утвержден Помпеем в сане первосвященика. Фактическим правителем Иудеи становится уроженец Идумеи Антипатр.
Наместник Сирии Габиний в 57 г. до н. э. разделил Иудею на пять округов со своими синедрионами, и Иерусалим утратил на время значение столицы.
Марк Красс, вступивший в управление Сирией после Габиния, взял для нужд парфянского похода из Иерусалимского храма нетронутые Помпеем священные золотые предметы и 2000 талантов.
После гибели в парфянской войне Красса в 53 г. до н.э. Цезарь назначает Антипатра прокуратором Иудеи. Известно, что для доказательства своей верности Цезарю Антипатр обычно молча обнажал свое тело, покрытое следами ран, полученных в боях за общее с Римом дело. Стены Иерусалима, разрушенные Помпеем, с разрешения Цезаря в 47 г. до н. э. восстанавливаются.
Примерно в это время начинается карьера молодого 25-летнего Ирода, сына Антипатра. Антипатр, Ирод и Гиркан полностью подчинились интересам Рима, делая ставку последовательно на сильнейшего из римских правителей.
Между тем, в Риме после убийства Цезаря в 44 г. до н. э. вспыхивает война между Октавианом и Антонием, с одной стороны, и заговорщиками-убийцами Цезаря Брутом и Кассием, с другой. Кассий прибывает в Сирию, где, готовясь к войне, требует помощи от вассальных правителей. Ирод немедленно предоставляет Кассию свою долю - 100 талантов, назначается наместником Сирии и получает наемное войско. Он подавляет антиримские мятежи в Сирии и Самарии.
Кассий гибнет в битве при Филиппах в 42 г. до н.э., а его победитель Марк Антоний в Вифинии принимает делегацию иерусалимских евреев, жалующихся на Ирода и его брата Фазаэля, узурпировавших всю власть в Иудее. Однако, Ирод обворожил Антония подарками и назначается им ,как и Фазаэль, тетрархом - правителем четвертой части страны. При подъезде Антония к Иерусалиму вспыхивает очередной мятеж евреев, который жестоко подавляется.
Через два года парфянский царь Пакор напал на Иудею с целью низложить Гиркана и передать правление его племяннику Антигону, сыну Аристобула. Награда за вторжение - 1000 талантов и 500 жен. Иерусалим опять осажден. Выманенные хитростью из города Фазаэль и Гиркан становятся пленниками парфян, причем Фазаэль мужественно кончает жизнь самоубийством, а Гиркану Антигон откусывает уши, дабы лишить его возможности быть первосвященником, ибо этот пост может занимать только физически беспорочный человек. Ирод вынужден с близкими людьми бежать в Идумею. Иерусалим опять разграблен, на этот раз парфянами.
Ирод отправляется в Рим за помощью к Антонию. Сенат Рима в 40 г. до н. э., исходя из враждебности к Риму Антигона, учитывая заслуги отца Ирода Антипатра в его египетском походе с Цезарем, его испытанную преданность, принимая во внимание дарования Ирода, его энергичную и мощную натуру, постановил назначить Ирода царем Иудеи, в честь чего Антонием был дан торжественный обед.
Путь к царской власти и Иерусалиму оказался длинным и кровавым. Все население Иудеи, Самарии и Галилеи оказывало яростное сопротивление Ироду и римским легионам. Штурм крепостей и городов, усмирение вспыхивающих восстаний заняло три года. Попутно Ирод подключился к совместной с Антонием осаде Сарасаты, лишний раз продемонстрировав свою преданность покровителям и личную храбрость.
Воспользовавшись расколом среди иудеев, поддерживающих Антигона, Ирод приступил к осаде Иерусалима. Одним из эпизодов осады стала свадьба Ирода на красавице Мариамм, внучке Гиркана, т.е. породнение с династией Хасмонеев. После пяти месяцев осады и штурма Иерусалим пал. В городе воцарилась страшная резня. Опасаясь, что город превратится в пустыню, Ирод предложил римлянам наградить их из собственной казны за прекращение кровопролития. Кровопролитие было приостановлено. Антигон в цепях был отправлен в Рим и казнен. Династия Хасмонеев в 37 г. до н. э. прекратила существование. Ирод, опираясь на выходцев из Идумеи, казнил почти всех членов синедриона и значительную часть иудейской аристократии. Имущество конфисковывалось, драгоценности отправлялись Антонию.
В 30 г.до н.э. война между Октавианом и Антонием завершилась морской битвой у мыса Акций, в которой флот Антония был разгромлен, а его сухопутная армия без боя перешла на сторону Октавиана. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август становится властелином мира, и Ирод, верный друг Марка Антония, принимает смелое решение. Без царской диадемы и других знаков своего сана он отправляется на о. Родос к Октавиану, где обращается к нему со своей знаменитой речью, как частное лицо, но с царским достоинством. Речь заканчивалась словами: "К тебе я пришел в той надежде, что мужество достойно милости, и в том предположении, что будет принято во внимание то, какой я друг, а не чей я был друг". Император ответил: "Тебя никто не тронет! Ты можешь отныне еще с большей уверенностью править твоим царством! Ты достоин властвовать над многими за то, что так твердо хранил дружбу! Старайся же теперь быть верным и более счастливому другу и оправдать те блестящие надежды, которые вселяет мне твой благородный характер. Антоний хорошо сделал, что больше слушался Клеопатры, чем тебя...Я не замедлю официальным декретом утвердить тебя в царском звании и постараюсь также в будущем быть милостивым к тебе, дабы ты не имел причины горевать об Антонии" (121). Царская диадема вернулась на голову Ирода.
За заслуги, оказанные Иродом в египетском походе Августа, к Иудее вернулись окрестности Иерехона, отобранные Клеопатрой, Гадара, Гиппос, Самария, приморские города Газа, Анфедон, Иоппия, Стратонова Башня, страны Трахонея, Батанея, Авранитида. Через 10 лет Ирод назначается наместником Сирии и достигает апогея своей власти.
Огромные средства тратятся Иродом как на реконструкцию Иеруса-лимского храма, так и на строительство языческих храмов. Можно сказать, что Ирод был первым иудеем среди эллинов и первым элли-ном среди иудеев. Возводятся дворцы, города и порты, носящие имена друзей Ирода - Цезарион, Агриппион, Себаста (Августа), Кесария Палестинская с великолепным храмом Августа со статуями Зевса и Рима, города Антипатрида, Иродион и др. Открываются театры, цирки, учреждаются в Иудее Олимпийские имени Цезаря игры. Сам Ирод выступает учредителем и судьей на Олимпийских играх в Элладе. Щедрости Ирода нет границ. За пределами Иудеи в Афинах, Лакедемонии, Никополисе, Антиохии, Триполисе, Дамаске, Птолемаиде и других городах за счет Иудеи строятся гимнасии, дворцы, улицы с колоннадами, храмы, рынки, водопроводы и купальни.
Развитие яэыческих культов, языческий образ жизни Ирода, его жестокость и ненасытность к деньгам делали его Бичом Божиим в глазах евреев. В тоже время род Ирода много послужил делу иудаизма. Для того, чтобы жениться на царевнах из этой семьи, обладавшей несметными сокровищами, князья мелких династий из Киликии, Панта, Эмеза, подвластных Риму и других стран принимали иудейство.
Семейная жизнь Ирода постепенно окрашивалась в самые трагические тона. Его всепоглощающая любовь к Мариамме и ее великая ненависть к нему в конце концов привели к тому, что Ирод в припадке ревности приказывает убить жену. Ее набальзамированное в меду тело долгое время оставалось во дворце, не предаваясь земле. Ирод то беседовал с ней, стараясь уверить себя, что она жива, то горько оплакивал ее. Смерти Мариаммы предшествовали бессмысленные казни ее деда Гиркана и брата Аристобула.
Дворец Ирода превращается в гнездо злобных и изощренных интриг, в которых участвует вся многочисленная семья Ирода. Первыми жерт-вами этих интриг становятся сыновья Ирода от Мариаммы - Александр и Аристобул, заподозренные, а потом обвиненные в заговоре против отца. Их то арестовывают, то освобождают. В тяжбу вовлекают Августа, его наместников и прокураторов. В судебных заседаниях участвуют сотни людей и семья Ирода. Вся Сирия и Иудея с напряженным вниманием следят за ходом этой трагедии. Чернь выступает на стороне Ирода и юношей казнят.
Главным участником интриги и заинтересованным лицом был старший сын Ирода от Дориды Антипатр. Прозревший после казни невинных сыновей Ирод устраивает новый суд теперь уже над Антипатром. Председательствует на суде сам Ирод и наместник Сирии Квинтиллий Вар. Суд происходит открыто по римским законам и приговаривает Антипатра к смерти. Помутившийся рассудком семидесятилетний Ирод в предчувствии собственной смерти приказывает собрать на ипподроме знатнейших мужей Иудеи и изрубить их, как только он сам умрет, дабы вся Иудея и каждая фамилия против своей воли плакала бы над его смертью. Ирод пережил казнь своего старшего сына Антипатра на пять дней. Тело Ирода, согласно завещания, было предано земле в Иродионе. Могила этого царя не найдена.
Мрачный дух последних лет царствования Ирода окрасил кровавой дымкой память об этом правителе. В истории не так уж много государей, повинных в столь противоестественном преступлении, как убийство собственных детей. В русской истории таковыми были Иван Грозный и Петр I. В памяти народной подобные деяния всегда запечатлеваются навечно.
Иосиф Флавий (37-102 гг. н. э.), признанный авторитет по истории Иудеи и фактический современник тех событий, не забывший ни одного преступления Ирода, ничего не упоминает об умервщлении младенцев города Вифлеема. И хотя в принципе злодейство такого масштаба вполне вписывается в моральный облик царя Ирода, следует признать, что это является, по-видимому, продуктом народной фантазии, основанной на убийстве Иродом собственных детей.