Аннотация: Буддизи - дзен, оновнаяя религия в Яонии, а Койосан - это святое место!
"У края небес встает солнце и заходит луна. За перилами террасы горы глубоки и воды холодны..." Дзенский афоризм.
Пятнадцатое сентября.
На три дня едем в Койосан - святое место для японцев, где расположен комплекс буддистских монастырей и храмов.
Селение стоит в горах и потому, мы едем туда по железной дороге с пересадками, проникая в настоящую сельскую, гористую глушь.
Постепенно, поезд-электричка стал забираться по извилистой линии вверх, в горы, где открываются монументальные виды на горные кряжи, а в ущельях внизу, видны бурные горные реки и деревни, расположенные в живописных предгорьях - первые впечатления всегда самые сильные!
После канатного подъёмника на гору Койосан, на автобусе доехали до поселения и сошли на перекрёстке, и сразу были поражены рядами стоящих вдоль улицы храмов - монастырей.
Мы будем жить в монастыре Хонгакуин, который и увидели, как только сошли с автобуса.
Поселение Койосан стоит на вершине горного хребта, в густом старом лесу, а гостевой дом нашего монастыря, расположен позади закрытого воротами и каменной стеной, двора.
В приёмной нас встретила женщина, объяснила где, что находится в доме и показала нам нашу "келью", с окнами выходящими в небольшой японский садик с прудом и плавающими в нем крупными разноцветными карпами.
Все в монастыре хрустально чисто и отдельные тапочки есть даже в туалете. Женщина объяснила нам, что если мы ходим участвовать в утренней службе, то надо уже в шесть часов утра быть в молельном зале.
В нашей комнате, традиционно по-японски, нет ничего лишнего - на полу татами и два кресла без ножек рядом с низким обеденным столиком. Футоны - "матрасы", расстилаются только на ночь - широкое окно задернуто кружевной занавеской. Свою обувь оставляем на полках в прихожей и у нас у каждого свои тапочки для дома.
В шкафу - японские халаты-кимоно, запахивающиеся и подвязываемые поясом на талии - я сразу примерил и стал похож на самурая на пенсии.
После размещения, под дружные охи и ахи - "мы в буддистском монастыре", вышли на улицу и пошли в центр Койосана, знакомиться с окрестностями. Соседние монастыри, тоже за воротами и с улицы видны чудные монастырские садики и старые деревья, стоящие здесь уже несколько сотен лет.
Выйдя из своего "темпла", мы пошли вдоль широкой улицы в центр посёлка и найдя информационный центр, взяли там карту поселения, по которой в дальнейшем и передвигались, знакомясь с комплексом храмов.
В центре Койосана довольно людно и в основном встречаем туристов - европейцев - там же купили билеты на посещение храмов и пошли в ближайший.
В этом храме увидели просторные церемониальные залы, похожие на зал для приёмов в киотском замке Сегунов, а сад камней, как и везде был великолепен.
Здесь, мы впервые увидели монастырскую кухню с котлами для еды и печами, рядом с которыми хранились дрова в поленницах.
В английских замках, посещение кухонь входит в экскурсию, а здесь, мы впервые столкнулись с бытовой стороной храмовой жизни!
В аннотации на английском было написано, что монах Кукай, тысячу двести лет назад, нашёл это место странствуя по стране и основал здесь первые монастыри для буддистов-эзотериков.
В Японии, монахи, как в России, в Европе или Латинской Америке где мы побывали года три назад, искали и находили красивые, удобные и малопосещаемые места и основывали там монастыри - в Японии таким местом оказалась гора Койосан.
Со временем, сюда устремились со всей страны монахи и построили здесь свои монастыри - убежища от суеты жизни.
Вокруг чудная дикая природа, нежаркий климат, густые хвойные леса японского кедра, из которого и стали делать первые монастыри и со временем, здесь сформировался национальный центр буддизма, связанный с древними столицами Японии: Нарой и Киото.
Сегодня, здесь стоит комплекс монастырей, куда как в Мекку едут паломники и туристы со всего света. Условия тут конечно аскетические, - комната стоит около пятидесяти фунтов за ночь, что довольно дорого, даже для Англии.
Но пребывание здесь и знакомство с монастырями и жизнью буддистских монахов того стоит - живя здесь, начинаешь понимать и проникаться духом буддистского учения и монастырской жизни. Хотя три дня - это конечно мало чтобы привыкнуть и оценить тишину и многозначительность ритуалов и законов монашеской жизни.
В первый день в Койосане, решили идти по правой стороне главной улицы поселения и увидели множество красивейших, древних храмов и пагод. Среди них есть совсем скромные, окрашенные в красный цвет.
Есть небольшие строения-часовни и колокольни.
Есть большие храмы, реставрированные около ста лет назад, но есть и совсем недавно реставрированные, замечательно красивые и чистые храмы-монастырм. Во дворе, много деревянных и каменных столбов с вырезанными на них непонятными нам иероглифами.
Есть и большой пруд, выкопанный уже ближе к окраине Койосана, называемый Лотосовым, в котором раньше, действительно росли лотосы, но потом, видимо от старости, они стали гнить и их убрали.
Однако, самое замечательное, что эти храмы и часовни стоят в первозданном старом мощном лесу, где есть высокие деревья в несколько обхватов и возрастом до четырёхсот лет! В храме Конгобуджи, мы видели срез дерева толщиной три метра в диаметре. Срез покрыт плотным прозрачным лаком и видны все годовые кольца - кажется, что ему было не меньше тысячи лет!
Мы ходили по Койосану более трёх часов и часам к шести, на окрестности опустились тихие сумерки, а монастыри закрыли свои громадные ворота. Откуда-то, из скрытых в зарослях дальних рощ ашрамов, раздались, мелодичные голоса монашеских хоров, поющих молитвы и славящих несравненного, мудрейшего Будду и его земные воплощения!
Уже в темноте, пришли в свой монастырь, переоделись в японские кимоно и вскоре нам принесли ужин.
Еду принёс монах, почти мальчик, который робко стучал в ширмы входа, а войдя кланялся припадая одним коленом к полу и складывая руки перед грудью в приветствии.
Он знает только несколько слов по-английски и не понимая наших слов, кланяется и смущенно улыбается. Еду он принёс на шести лакированных столиках-подносах, вставляющихся один поверх другого, по три подноса на человека...
Тут были чашки, чашечки и блюдца с разнообразными, вовсе нам незнакомыми вегетарианскими блюдами. Я узнал только одно блюдо - суп мисо.
Всего мы насчитали восемь разных блюд, иногда с виду самых экзотических! Запомнились овощи в тесте, виноград с вынутыми косточками, а что касается остальных блюд, то мы стали гадать, из чего сделана остальная еда и как её есть. Сервировка была японская, чашки и чашечки иногда с крышками.
Наконец приступили к еде, но я совсем плохо справляюсь с палочками для еды и у Су в сумочке нашлась пластмассовая вилка, которая меня очень выручила!
Посмеиваясь и обмениваясь весёлыми репликами, мы начали есть все по очереди с первого подноса, потом со второго, а потом уже десерт с третьего. Случился и небольшой казус - мы сначала накладывали варёный горячий рис из большой чашки в маленькие - то есть в чайные.
Уже в конце ужина, тоскуя, я вспомнил вчерашний нормальный вечерний чай с мёдом и плюшками, но как известно, что в чужой монастырь со своими диетами не ходят и в конце концов я смирился и стал смаковать диковинные блюда.
Ели мы сидя на подобии стула без ножек, с красивой плоской подушкой на сиденье, но со спинкой и мне приходилось вытягивать ноги по сторонам от низкого столика. Было не очень удобно, но постепенно я привык и перестал охать и ахать от неудобной позы. А японцы, молодые и старые за такими столиками сидят на коленях и вполне удобно себя чувствуют!
Чуть не забыл: через окна в комнате и в коридоре, видны участки дзенского сада с камнями, мхами и деревцами-бансай. Однако, выйти в сад невозможно и я любовался им через стекло, сожалея о том, что нельзя медитируя посидеть в этом благолепном покое!
После ужина, по звонку пришёл тот же монашек и забрал посуду, а перед этим расстелив футон - матрасик на полу, "изголовьем к востоку".
Длинный день с переездами и осмотром храмов, заканчивался!
Я уже привык спать на током футоне на полу и потому, спал хорошо...
Встали по будильнику, в половине шестого; пока помылись и оделись в цивильное, сбросив пестрые кимоно, зазвонил храмовый колокол призывающий к молитве.
Зевая, пошли в молельный зал - небольшую комнату с алтарём и статуей сидящего Будды, перед которым сидел на коленях настоятель храма, в присутствии ещё двух монахов.
Войдя в комнату, где в полумраке горели свечи и светильники с яркими абажурами, мы с женой сели на стулья, стоящие у стены, а остальные гости - уселись поджав под себя ноги на полу, на циновках.
Началась молитва после удара в котёл с толстыми стенками, стоящего на алтаре и настоятель, сидя лицом к статуе Будды и спиной к нам, по этому сигналу запел заунывные стихи, часто повторяя слово "ом"! Потом в унисон запел и второй монах с модуляциями и переливами, от которых в голове, наши мысли начали настраиваться и согласовываться.
Потом, закончив "настрой всех органов", настоятель стал читать молитвы на японском, каждый раз по окончанию очередного стиха, ударяя в маленький колокол...
Я сидел расслабившись и думал о том, что все религии, закрепляя учение учителей - будь то Будда, Иисус или пророк Мохаммед - продумывали торжественные ритуалы для последователей их учений, через которые пропагандировали новые идеи, доводя их до сознания сторонников в сакрализованном, через ритуалы, виде. Так и в буддизме, ритуал стал проводником учения!
Мелькнула мысль, что можно попробовать написать повесть о жизни и учении Будды, исходя из того опыта, который будет здесь приобретён.
Ближе к концу службы, второй монах жестом пригласил гостей стать участниками службы, а потом сам встал на колени перед алтарём, взял щепоть ладана из чаши и посыпал на тлеющий огонёк, горящий в другой золотой чаше!
Вслед за остальными приглашёнными, я сделал все так же и почувствовал себя приобщённым к сообществу буддистов!
Внутри, по духу, я таковым и был в молодости, когда увлекался индийскими спиритуалистами-учителями. Это конечно был примитивный буддизм неофита и непосвящённого, но я читал много разных книг по буддизму и о Будде. Конечно, больше меня интересовала Йога и возможность овладеть сверх способностями, что свойственно молодым неофитам, но потом я понял, что главное в учении Будды Гаутамы состоит в том, чтобы отвлечь человека от суеты жизни, называемой по-индийски "майя". А сверх способности, часто только мешают нам отрекаться о суетливой и тщеславной жизни-майи.
Смысл учения Будды заключён в том, что преодолевая путь страдания, мы должны избавится от последствий судьбы и стать подобными богам!
В юности, жизнь часто бывала мне противна, хотя больших страданий я не испытывал и все-таки, пытался найти оправдание и успокоение в ней!
Да и счастья - цели человека освободившегося от череды перерождений, я не испытывал, хотя хотел быть счастливым - поэтому я и увлёкся буддизмом понимая его как "лекарство" от негатива и неудовлетворенности жизнью!
Со временем, я отошёл от этого экзотического увлечения - надо было проживать и переживать подлинную, отнюдь не монастырскую жизнь. Тут мне помогло трезвое христианство - ведь я был крещённый в детстве, а со временем стал понимать плодотворность, красоту страдания и вместе - красоту этого "яростного мира"!
...Служба продолжалась около часа и возвратившись в свою "келью" мы увидели, что футоны убраны, а на столике стоит завтрак на двух подносах, а на третьем стоял горячий рис в чаше и чайник с зелёным чаем. Завтрак состоял из разного рода семян и растений, но с рисом и с "мисо" - правда не было ничего сладкого и это меня немного огорчило.
Равнодушно прожевав все принесённое, запил все зелёным чаем, а потом сел писать дневник за столик у окна, помня, что впереди у нас было три интересных дня в этом монастыре.
После завтрака, пошли в музей буддизма в Койосане.
Наше внимание привлекли статуи королей Зла - они страшны и агрессивны и это показалось мне странным - как призывающий к терпимости буддизм, эволюционировал в сторону устрашающих демонов, спрашивал сам себя? Здесь, даже король Знания, пугает, может быть потому, что ещё древний Соломон в своих притчах говорил, что "многие знания - многие печали!"
Шингон - буддизм, эзотерическая ветвь дзен буддизма, рождает многие вопросы, на которые трудно ответить и после нескольких часов проведённых в музее, у меня возникло ещё больше вопросов, на которые экспозиция и экспонаты не смогли ответить и удовлетворить моё любопытство.
После, обсуждая увиденное пошли обедать в кафе и хорошо поели: я жареное мясо с разного вида соусами, а Су - шримпс, то есть креветки с овощами.
Потом, осматривали мавзолей Токугавы и его сына - первого Сегуна из семейства Токугавы. Мавзолей стоит на краю поселения, его реставрируют и потому, внутрь никого не пускают.
После мавзолея пошли смотреть городские ворота Койосана, этого города монастырей, монахов и кладбищ...
Ворота сделаны из дерева и поражают воображение своими размерами, и формой.
Выйдя за ворота, увидели перед собой, расстилающиеся вплоть до горизонта горные вершины покрытые густыми лесами. За дорогой, сразу начинается лесистый склон, ведущий в глубокую долину - вид открывается замечательный ещё и из-за таинственных шапок тумана, окружающих горные пики и сползающих в долины...
Дороги здесь, сделаны в основном совсем недавно и потому, всё блестит и ехать по ним одно удовольствие. Машинки здесь в основном небольшие и с фургончиком, где можно перевозить разные грузы, но и этих "фургончиков" не так много и поэтому, городок тихий, можно сказать пешеходный.
В Койосане около пятидесяти храмов и монастырей, не говоря уже о знаменитом, древнем кладбище, но мы пока осмотрели не более десятой его части.
После, спустились назад в город и пошли на службу в Информационный центр, где проводили службу два священника в темном, почти пустом зале. Монотонное пение этой службы - "приобщения к буддизму" да ещё в полутёмном помещении, ввергли меня в "ступор": слушая и стараясь понять смысл слов незнакомой речи я отключился от действительности - мир вокруг перестал существовать и я слышал только голоса, которые вначале пели, а потом стали рассказывать о жизни Будды и местного святого Кукая.
Потом, монахи вышли из алтаря и мы получили из рук одного из них сертификаты о том, что прошли "курс молодого буддиста"!
Когда вышли из этого центра было уже почти пять часов вечера, но мы решили пойти и посмотреть знаменитое кладбище Койосана.
Кладбище это - действительно удивительно - большое, древнее и расположено в лесу с огромными старыми деревьями. Таких больших деревьев, такой высоты и мощи мы не видели нигде, кроме как в американском заповеднике Йосемити, с его гигантскими секвойями, кажется пришедшими на землю ещё в доисторические времена.
Вскоре, неожиданно начался дождик и мы, поспешая домой, решили продолжить осмотр в следующий раз.
Перед ужинов, я сходил купаться в "онсен" - небольшой мелкий бассейн с горячей водой из минеральных источников - перед погружением в онсен, все мылись под душем, а потом долго сидели потея и наслаждаясь расслабленностью и покоем.
Я вспомнил горячие радоновые источники на БАМе, куда я ходил каждый день, и зимой и летом. Я работал тогда техником на сейсмостанции и жил в деревянной избушке, на берегу речки Кавокты, неподалеку от этих природных источников.
Тогда я был спокоен и здоров, часто жил один в избушке, почти как монах-отшельник, выправляя работу за двоих. Кругом стояла дремучая тайга из которой до стойки, на источники приходили лоси, олени и медведи.
Но это было до того, как в тайгу на вертолётах залетели первые строители БАМа.
Тогда, эти молодые энтузиасты первым делом выкопали землянки в склоне, а на источниках сделали баню, где мылись и грелись после тяжёлой работы.
Те времена я вспоминаю с грустью и тихим сожаление, что такое уже никогда не повторится - ни в моей жизни, ни в жизни страны.
Байкало-Амурскую Магистраль, тогда называли стройкой века и молодёжь собиралась туда со всего Союза!
...После онсена, снова был экзотический ужин и снова мы, уже без вчерашних смешков и улыбок ели "типичную пищу буддистского монаха".
Назавтра, проснулись в пять тридцать и вновь пошли на службу.
Надо сказать, что спал я, как обычно на новом месте плохо, ворочался и потел под тонким одеялом.
Перед сном, вспоминая и размышляя над увиденным, констаттровл, что элемент завораживающей новизны постепенно исчезал и появились мысли о похожести всех больших религий.
Но в Азии, и в Японии в частности, могут говорить, что "каждая душа - это буддистская душа", а в арабских странах, с такой же уверенностью могут утверждать, что душа - "мусульманка"!
Можно предположить, что особенности религиозного сознания, определяются особенностями национального характера, личным темпераментом и даже географическими и природными условиями.
Трудно представить, чтобы швед или русский, как представители северных народов, беззаботно уверовали в неистового Мохаммеда, а жители знойной пустыни - арабы, уверовали бы в христианское учение непротивления злу насилием.
Поэтому наверное, даже в больших религиях идет постоянное разделение на секты и направления - ведь люди разные и понимание святости и даже добрых дел - "без которых вера мертва", тоже разное.
В христианстве есть католицизм, православие, протестантизм и множество сект с национальными оттенками.
Нечто похожее происходило и происходит с буддизмом, и с исламом!
Направления буддизма, тоже в большей мере разделяются национальными или этническими границами. Но на примере развалившегося атеистического государства СССР одно становится ясно - человеку для души, для своего разума нужно иметь какую-то большую цель, осенённую великими авторитетами религиозных пророков - подвижников, поклоняющихся Богу или Богам.
На мой взгляд, именно поэтому, религия стала тем общеупотребимым общественным регулятором, который позволяет людям, сообществам и государствам жить по законам общежития, несоблюдение которых строго карается не только гражданскими законами, выросшими из табу и разрешённого в религиях, но и самой жизнью!
В буддизме, как ни странно, при его корневом отрицании обыденной жизни, как некоей иллюзии элемент красоты, эстетики, занимает высокое место в шкале ценностей. Горящие ярким огнём свечи, золото сосудов и украшений, резьба по дереву и камню, искусно сделанные статуи - все это служит для привлечения верующих в храмы.
Таким образов, в храмовых службах забывается, пусть на время службы, об отречении от жизни как страдания!
Таким образом, происходит переход от эзотерики для сугубо посвященных, к обыденному восприятию неофитов, превращение высокой "теории" в жесткий реализм практики - такие процессы, присущи всем основным религиям мира!
И ещё одна мысль - при посещении мавзолея Токугавы, я подумал о мавзолее Ленина в Москве. Рано или поздно, прах Ильича надо будет сжечь, но оставить его в мавзолее. В Париже есть усыпальница героя французского народа Бонапарта.
Есть нечто похожее на мавзолеи, по величественным масштабам и святости, посвящённые лидерам нации в Америке, в Вашингтоне.
И это как "современный алтарь" для верующих в американскую мечту Как монумент, созданный по древнегреческим образцам для увековечивания, например памяти президента Абрахама Линкольна.
Наверное, нужно и мавзолеи Ленина и Сталина оставить в покое, убрав тела и оставив прах лидеров страны, как память о великих переменах и великих побед Советской России!
...Назавтра, снова пошли на кладбище и любовались на величественные могилы, сделанные несколько столетий назад; восхищались громадностью и несокрушимой древностью деревьев, которым уже по несколько сотен лет "отроду"!
На кладбище есть пышный мавзолей Кукаю, тому самому "апостолу" Будды, который стал основателем буддизма в Японии и основал Койосан.
И есть, совсем незаметная, сделанная недавно "ступа" в которой хранятся частицы мощей Будды.
И здесь, почти никогда не бывает паломников в отличии от мавзолея Кобо Даиши - это второе имя Кукая, где сутками горят свечи испускающие ароматный дым и толкутся тысячи поклонников этого буддистского святого!
Кладбищенская роща японских кедров стоит особого описания - тут растут гиганты у основания в три метра диаметром и высотой около пятидесяти метров, а возраст деревьев от двухсот до шестисот лет и всего таких кедров здесь, около тысячи трёхсот.
Говорят, что это кладбище основал сам Кукай, почти тысячу двести лет назад.
...Сидя напротив мавзолея Кобо Даиши, я думал, что простой народ, часто верует не в Иисуса Христа, не в Мохаммеда или Будду, а в его адептов - "переводчиков" творчества основателей религий, на общеупотребимый и усреднённый язык символов и образов.
Так и в Японии верят больше Кукаю, почестей ему воздают намного больше и чаще цитируют, чем самого Будду!
Этот феномен заметен и в России, где вера в "святых", иногда затмевает веру в Мессию - Иисуса из Назарета и часто, поклонение местному иерарху становится ближе верующим, чем поклонения самому Иисусу Христу.
Тут конечно присутствует момент профанации веры и приспособление её к современным нравам, царящим в обществе!
Уходя от ступы с мощами Будды, я думал обо всем этом и настолько отвлекся, что выходя на дорожку, где был высокий порожек упал, прямо в лужу и намочил одежду.
Потом, я шёл отряхивался от воды и ругал себя в слух, за рассеянность, которая иногда становится оборотной стороной сосредоточенности!
Здесь, в Койосане, уже второй день идёт дождик и температура около двадцати градусов и это хорошо - в Токио было жарко, в Киото было жарко, а здесь - божья благодать и мне становится понятно, почему Кукай выбрал для монастыря именно эти горные кряжи.
Хотя легенды говорят, что он, ещё учась в Китае, бросил ваджру - символ доблести и силы, в сторону Японии, а после приезда разыскивая, нашел её в Койосане! И кажется, "ваджра" не зря упала именно сюда!
...Прямо с кладбища, по узкой тропинке, перейдя невысокий лесистый гребень, оказались в соседней долине, на современном кладбище и идя дальше, вошли в лес и тут я нашёл несколько изумительно красивых и чистых грибов маслят - была бы возможность их приготовить, я бы набрал их на настоящую жарёху.
Вспомнился большой белый гриб, который я нашел в Киото, когда мы, после посещения Золотого храма, шли по дороге вдоль крутого склона, закреплённого каменной подпорной стенкой и здесь, увидев гриб растущий на обочине, долго любовался им...
В лесу, повсюду были пешеходные дорожки, сделанные руками людей, с ступеньками на особо крутых склонах. Подумалось, что японцы заботятся не только о чистоте, но ещё и о удобстве гуляющих по лесу.
Мы пробыли в лесу около часа, и вдруг из долины пришёл влажный туман и закрыл все горизонты...
И мне вспомнился Крым и мой поход напрямик от Ялты вверх, к уровню плоскогорья.
Тогда я чуть не погиб, когда не оглядываясь назад, поднялся до белых известняковых обрывов, минуя скальные кручи и даже водопады!
Я лез и лез вверх и вверх, жалея, что на мне обычные городские башмаки, сильно скользящие на кручах.
На границе со скальными обрывами, стеной закрывающими яйлу передо мной, я всё-таки оглянулся, посмотрел вниз и обомлел.
Сзади, вслед за мной поднимался туман и уже закрыл все детали склона, по которому мне предстояло спускаться!
Я стоял и решал, что делать - ждать пока туман рассеется, значило ночёвку прямо здесь на склоне, а спускаться в тумане было смертельно опасно!
Но каким-то образом я запомнил мой путь наверх и спускаясь, старался его повторить!
И мне это удалось, хотя из тумана, иногда совсем близко слышался звук ручейков падающих водопадами, рушившихся с многометровых скальных уступов!
Когда я спустился на берег, к морю, и наконец вышел из полосы тумана, то перекрестился и поблагодарил Бога за своё спасение!
А тут, через много-много лет, уже на другом конце земли, пройдя в тумане несколько километров, мы вышли к дороге и через час уже были в Койосане...
...Восемнадцатое сентября - последний день в этом святом месте.
Нас уже влекут новые места, а религиозный, буддистский, пусть и небольшой опыт, полученный от путешествия сюда, размышления над увиденным и прочитанным, надеюсь помогут мне написать книгу о Будде, а точнее о метаморфозах и опыте жизни Принца Сакиа Муни - названного Просветлённым - Буддой!
Утром проснулись рано и пошли на службу. Служил один монах и впечатление от увиденного намного менее сильное, чем в первый день. Сегодня на службе присутствовало тринадцать паломников и я жалел, что не зная японского языка, не могу подпевать монаху во время службы, тем самым активно участвуя в ней - в вере очень важно быть участником ритуалов, а не свидетелем или просто зрителем!
...Утром, около десяти часов утра, поклонившись и простившись с настоятелем монастыря, уехали из Койосана и через череду пересадок, вновь оказались в Киото...
По пути, спускаясь на электричке с гор, видели кабана рядом с дорогой и какую-то почти чёрную косулю - природа на этих святых горах сохранилась почти в нетронутом виде!
Май 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal