Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Искусство и Революция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современное искусство принадлежит богатым и является пропагандой расчеловечивания исксства!

  В России наступает время культурной Революции, которая прекратит расчеловечивание русского человека и вернётся к национальным корням русского искусства!
  
  
  
  Вместо предисловия
  
  
   ...Перепечатываю статью написанную почти десять лет назад, однако её содержание на мой взгляд вполне современно.
   После начала спец операции на Украине, многие деятели российской культуры побежали из России на Запад, и сегодня занимаются там откровенной русофобской пропагандой. Например Хаматова выступая на антироссийской сходке в Риге, призывает к откровенным антироссийским рестрикциям, сочувствует нацистской Украине.
   И многие из сбежавших так делают, но и оставшиеся в России, исподтишка занимаются тем же, пытаясь изобразить из себя патриотов, но "объективных" патриотов.
  И у этой "культурной элиты" есть много поклонников из обывательской среды, у которых мозги начисто переформатированы за время правления в культуре образованцев и после слушания "Эха Москвы", "Дождя" и прочих либерально - образованческих СМИ!
   То, что в случае войны российские либералы от культуры станут на сторону Запада и будут ему прислуживать, я не сомневался и много писал об этом, но чтобы произошло такое откровенное предательство и в таких количествах, трудно было предположить!
  
   Однако нет худа без добра - нынешние образованцы показали своё настоящее лицо - лицо гигиенической "прокладки" превратившихся в откровенную социальную страту захребетников, которые жили в России чтобы зарабатывать деньги, а потом сбежать за границу и оттуда поливать грязью не только власти, не только Путина, но и сам российский народ. Печально, что именно нынешние власти России, в течении всей Реставрации холили и лелеяли этих образованцев и сегодня, вполне по законам воздаяния, именно власть стала главной мишенью прозападной российской тусовки!
   В определённом смысле, сегодня сложилась ситуация, похожая на канун культурной Революции в Китае, когда надо свергнуть власть "новой аристократии" и восстановить подлинно народную культуру!
   Об этом наиболее ярко говорит умный революционер Прилепин, хотя вряд ли его инвективы произведут должное действие - большинство обывателей даже не понимают о чём он с такой страстью говорит!
   Одним словом наступает пора, когда надо начинать действовать и наконец, избавившись от этой псевдо аристократии, объединить оставшуюся верной России интеллигенцию и простой народ!
  
  
   Искусство, культура и Революция.
  
  
  
  
   Эпиграф:
  
   "По делам их, узнаете их.."
  
   Эпиграф-2:
  
   "Маркс ненавидел труд - тот труд, который не формирует личность, а превращает человека в зависимый от рынка инструмент капитала. Чтобы опровергнуть Маркса, надо утверждать (как это делал Хайдеггер), что онтология труда объединяет и менеджера, и главу корпорации, и рудокопа, и Круппа - в партнеров в едином действе: неважно, в качестве кого ты приобщился к великому процессу труда, важно быть причастным. Маркс считал иначе; его теория построена на том, что человек может состояться как свободная личность лишь когда будет покончено с отчуждением труда. Такое положение дел до сих пор сохраняется без изменений. Опровергнуть Маркса можно иным способом: сказать, что, хотя предназначение человека в том, чтобы стать свободной личностью, но свобода - это вовсе не то, что полагал Маркс. Таким путем пошла современная индустрия искусства и развлечений, так называемый "второй авангард", культурная инженерия, которая лепит из homo sapiens одномерного болвана, гордо полагающего себя свободным. Со времен Древнего Рима этот метод испытан, впрочем количество унифицированной продукции таково, что даже некритичный обыватель начинает сомневаться: как это может быть, что авангарда столь много - все разом думают прогрессивно и одинаково, так разве бывает?
   Максим Кантор
  
  
   ...В трактате "Закат Европы" Шпенглер утверждает, что анализируя культуру той или иной исторической эпохи, того или иного этапа развития культуры, можно довольно точно описать материальные и духовные особенности данного общества. Естественно, что перерывы в эволюции культуры, так или иначе отзываются в жизни общества и личности.
   В определённом смысле, время Революций рождает культурный взрыв, а точнее сказать культурный прорыв, который всегда является предвестником социальных революций. Так было во времена Французской революции и после, когда создавались гениальные произведения в музыке, живописи, литературе. Непокой, смещение всех основ социальных отношений, протест против мещанской рутины, рождает творческое беспокойство и в рядах деятелей культуры.
  
   Такую же картину мы наблюдали во времена Русской Революции - до и некоторое время после неё.
   ...Серебряный век в российской культуре предшествовал Революции: Блок и Есенин, Белый и Ахматова, Цветаева и Иванов - в поэзии. Бердяев, Шестов, Булгаков, Розанов, Толстой - в философии. Мережковский, Андреев, Куприн, Бунин - в литературе. Перечислять можно долго. Эти имена деятелей искусства и мысли, символизировали, часто буквально, наступление времени революционных социальных перемен...
  
   После Революции, эту эстафету культурного горения приняли, Пастернак и Маяковский, Шостакович, Стравинский и Прокофьев, и ещё многие, многие имена в поэзии, в прозе, в музыке и в живописи.
   Достижения науки и техники, всеобщая грамотность, единство цели позволили революционному народу выиграть Великую Отечественную войну, прорваться в космос и стать сверхдержавой!
  
   Созидательный порыв рождённый Революцией, освободивший Россию от вековых религиозных и социальных предрассудков, в короткое время преобразовал наше отечество.
   Но была и жестокость Гражданской войны, красный и белый террор, ежовщина и бериевщина - простой народ, после тысячелетий рабства и тяжёлого угнетения и эксплуатации, после Революции припомнил своим угнетателям все обиды и унижения и потребовал лишать жизни тех, кто по его мнению, мешал построению светлого завтра - социального рая на земле.
   Террор по отношению к врагам революции, касался в основном правящего во времена империи класса, но часто и партийных деятелей и администраторов - они были всего лишь игрушками в руках беспощадной народной стихии! Этим и характерны революционные эпохи...
  
   ...Попробуем разобраться, что происходит в культуре сегодня и исходя из этого анализа, сделаем выводы о жизнестойкости сегодняшней социальной системы.
   Насколько Революция пробудила творчество народа, настолько же Контрреволюция и последовавшая за ней Реставрация, обнажили хаос и разброд в головах и душах той народной прослойки, которая раньше с гордостью называла себя интеллигенцией, а сегодня превратившейся в образованцев - "креативный класс", как они сами себя назвали.
   Единый советский народ и государство, в течении нескольких лет контрреволюционной реакции развалился, а российское общество разделилось на противостоящие друг другу большинство и меньшинство.
   Образованцы, считающие себя носителями интеллектуального и духовного содержания российской культуры, сегодня напоказ выставляют победившую в их душах алчность и стремление к славе, атеистический эгоизм и человеконенавистнические желания, беззастенчиво стараясь сделать большинство, то есть народ, рабами своих материалистических амбиций.
   Их агрессия, под видом нового искусства, стремление к хаосу и разрушению форм, конвенций и границ, могут привести к уничтожению не только культуры, но и человеческого сообщества вообще.
  
  Вот например взгляд на историю искусств, одного из российских провинциальных "искусствоведов - "Сергей Попов - куратор, владелец галереи "Pop/off/art", искусствовед, написавший первую более-менее полную историю современного искусства России":
  
  "Если мы посмотрим музеи классического искусства, они заполнены в основном тем, что когда-то было довольно спорной историей искусства, а потом стало очевидной и априорной классикой. Сейчас в России с очень большим опозданием происходит процесс исторификации того, что должно было считаться историей искусства уже давно..."
  "При этом именно неофициальные художники осмыслили советское время, внутри которого они находились, едва ли не с большей остротой, эффективностью и продуктивностью, нежели художники официальные. И мы сегодня, рефлексируя на тему советского, вынуждены прибегать к опыту художников, которые себя всему советскому противопоставляли".
  
  Чувствуете куда ветер дует?
  
  "Сегодня необходимо проделать очень большую интеллектуальную операцию, чтобы внести произведения социалистического реализма, которые увешивались сталинскими премиями, на территорию, релевантную большой истории искусства. Конечно, речь не идет о художниках, которых мы сегодня считаем большими вроде Александра Дейнеки или Александра Самохвалова. Это было царство Федора Модорова, Федора Решетникова, и прочих, про кого мы забыли, они царили тогда везде".
  
  Дальше, этот горе искусствовед, поёт дифирамбы Малевичу:
  
  "Квадрат создал не Малевич, потому что, например, в книгах Николя Фламеля (алхимика 17 века) есть изображение черного квадрата как определенной структуры, интегрированной во все эти алхимические опыты. Это стало известно задним числом, Малевич об этом, разумеется, не знал".
  "Это само по себе такой переворот, революция, что никакие сдерживания, ни то, что его запихнули на 50 лет в запасники, что его никто не видел, ни то, что его не публиковали, это не помешало стать ему одной из главных вещей двадцатого века, над которой рефлексируют уже сто лет и которая уже несколько раз повернула современное искусство. Искусство быстро развивалось, перешло к объектным формам, тогда возникают реди-мэйды Марселя Дюшана, несколько лет спустя возникает черное на черном, плоско покрашенные доски Родченко, возникает отказ от живописи. Счет шел на недели, если бы этого не сделал Малевич, это совершенно очевидно сделал бы кто-то из его окружения или хороший конкурент за рубежом, типа Франтишека Кубки или Фернана Леже. Без такой емкой формулы нельзя было обойтись в 20 веке, она совершенно объективно встроена и в тоже время она революционна. Малевич написал ее на живом, уже почти готовом невысохшем холсте, под ней супрематическая композиция, ему даже было не до поиска холста, он мгновенно решил запечатлеть идею (именно поэтому картина сейчас растрескана)".
  
  ...Этот человек называющий себя знатоком и искусствоведом, пытается нас уверить в том, что Малевич, стал подлинным отцом искусства, то есть для него чёрный квадрат - это искусство, а для меня, это профанация живописи, попытка уверить зрителя в том, что "король одет в роскошные одежды" и потому, вызывает восторженные охи и ахи публики!
  Сегодня расчеловечивание искусства, дошло уже до того, что любую мазню, такие искусствоведы выдают за живопись, в надежде, что всегда найдётся богатый неуч и дурак, которые ему (им) поверит. А таких энтузиастов современного искусства становится всё больше, потому что "слаб сегодняшний человек" и его, с помощью дутых авторитетов можно быстро уверить, что белое - это чёрное, а "чёрный квадрат" Малевича - это искусство!
  
  Заканчиваю цитирование:
  
  "Я думаю, Малевич величайший художник 20 века, абсолютный гений. Его нельзя сравнивать с абсолютными живописцами - наверное, тройка самых исключительных чистых живописцев (можно спорить) Рембрандт, Веласкес и Гойя. Но тогда не было задачи быть стратегами. В эпохе Малевича, чтобы быть первым, нужно было двигать историю самим собой".
  
  ...И ведь это говорит и пишет человек - владелец галереи в провинции, и ему кажется, что он "открыл Америку", предлагая считать Малевича гением!
  На мой взгляд, всё выше процитированное, является иллюстрацией процесса расчеловечивания искусства и иллюстрация того, что проделывают с сознанием человека, вот такие хитрые энтузиасты современного искусства.
  На мой взгляд, эта подмена происходит во многом оттого, что место толкователей и ценителей искусства, каковыми были немногие даже в девятнадцатом веке, занял человек массовидный, как никто и никогда подверженный манипуляциям с собственным сознанием.
  Недаром, есть афоризм, который гласит: "многозначительная глупость, повторенная тысячу раз разными людьми, превращается со временем во "вселенскую мудрость", которую уже никто не способен опровергнуть!"
  И действительно, ведь для того, чтобы опровергнуть, нужно зацепиться хотя бы за кроху здравого смысла, который начисто отсутствует в подобных "афоризмах"!
  Дальше, автор статьи соглашается с доводами разума и говорит о сотнях мошенников, которых те или иные организации, признают художниками. Казалось бы очнулся человек, ан нет - дальше он заявляет:
  
  "Рынок идет за историей искусства, а не наоборот. Самое дорогое произведение искусства на планете (из оставшихся в частных руках) - "Игроки в карты" Поля Сезана, порядка 250 миллионов долларов. Самые значительные вещи в истории современного искусства стоят самых больших денег. В итоге эта оценка является абсолютно оправданной. Самых больших денег в современном российском искусстве была оценена работа Ильи Кабакова "Жук", и она - можно немного спорить, но да, скорее всего она была оценена правильно. Соотношение между ценой и качеством произведения в основном прямое".
  Хочу заметить, что в во времена Ренессанса, было уже несколько талантливых художников рисовавших насекомых, но они оценивались как иллюстраторы учебников биологии и зоологии!
  А тут, на тебе - гениальность, да ещё в современной России! Конечно, Кабаков был бы хорошим художником, но превратился в коньюнктурщика, хотя надо признать - он во время уловил веяния "перестроечного" времени, и стал знаменит, вначале на Западе, а потом уже, как всегда, в "отсталой" России...
  
   Совсем недавно, один из художников- акционистов прибил свои гениталии к мостовой на Красной площади, в Москве, и случай подобного "авангарда" не единственный в современной истории - разного рода "перформансы" разрушающие человеческие представления о живописи и о искусстве вообще, последние двадцать лет всё чаще демонстрируют представители "постмодерна".
   Эти люди напоминают несмешных клоунов, уверенных, что они плывут на "волне современности", но для большинства нормальных людей, не только в России, но и на Западе, которым эти деятели якобы сочувствуют - такое проявление варварства и провинциализма является антикультурой.
   И в художественной среде, растёт протест против такого "самовыражения" очевидных бездарей и скандалистов, которое образованцы "всего мира" выдают за современное искусство!
  
   После буржуазного переворота в России, в девяностые годы прошлого столетия, уже прошло около тридцати лет - период времени достаточный, чтобы "по делам судить" о намерениях и результатах произошедшей Контрреволюции!
   И сравнивая, мы видим, вместо революционного прорыва, победу мещанского накопительства и буржуазного потребительства, а вместо служения искусству - жажду славы и неодолимое желание появится на новостных лентах СМИ - всё это делается в надежде, что вслед за обретением славы Герострата, поиметь за это ещё и деньги.
  
   Рынок в России, как-то особенно нагло и цинично диктует свои правила в сфере культуры и искусства и потому, многие деятели искусств, стали лакеями капитала - прислужниками олигархов.
   В попытках переделать всё на западный манер, не принимая и не понимая пророческих слов и образов Шпенглера о "заката Европы", российские культуртрегеры ударились в изображение якобы "постмодерна", пытаясь в агрессивной манере копировать западный "авангард" и раздавать налево и направо "пощёчины общественному вкусу".
   Об этом глупом и реакционном обезьянничанье, талантливо рассказывает в своём романе "Учебник рисования", философ и социолог искусства Максим Кантор.
   Рассматривая его творчество, являющееся гневным ответом на разрушенных культурных традиций, на диктатуру корпоративной этики образованцев, можно надеяться на возрождение созидательной традиции в российском обществе и тем самым в российской культуре, почти полностью утраченной в годы Реставрации.
   Уверен, что идеи созидания, вначале через горячую и беспощадную критику животного потребительства от искусства, критику разрушения и глумления над "старой" культурой, вдохновят русского человека-интеллигента стать и быть существом духовным...
  
   ...Если рассматривать интернет, как показатель общественных настроений в России, то и там становится всё более заметным движение от очернения и шельмования конструктивных принципов русского бытия, в сторону восстановления прав, но и обязанности личности содействовать общему культурному развитию народа.
   Это и есть проявления христианских принципов общежития, которые утверждал и подтвердил Иисус Христос, своей жертвенной смертью на Голгофе!
  
   ...Именно любовь и сострадание, признание принципов равенства и братства в человеческом обществе, являются той узкой тропкой которая ведёт к сотворению будущего, общего для всех людей на земле!
   И кажется, что сегодняшняя Россия пробуждается от болезненного обморока бандитски -олигархических девяностых, и постепенно устремляется в неизведанное будущее!
  
  В качестве послесловия:
  
  "Если человек без всякой деятельности с своей стороны и без всякого изменения своего положения, прочтя, услыхав, увидав произведение другого человека, испытывает состояние души, которое соединяет его с этим человеком и другими, так же, как и он, воспринимающими предмет искусства людьми, то предмет, вызвавший такое состояние, есть предмет искусства..."
  
  "Какие бы ни были безумства в искусстве, раз они приняты среди высших классов нашего общества, тотчас же вырабатывается теория, объясняющая и узаконяющая эти безумства, как будто никогда не было в истории эпох, в которые в известных, исключительных кругах людей не было принимаемо и одобряемо ложное, безобразное, бессмысленное искусство, не оставившее никаких следов и совершенно забытое впоследствии. А до какой степени может дойти бессмысленность и безобразие искусства, особенно когда оно знает, что оно считается, как в наше время, непогрешимым, мы видим по тому, что делается теперь в искусстве нашего круга..."
  
  "Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство.
  Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его
   в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство,- в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их..."
  Лев Толстой
  
  
   2013-2024 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"