Юрков Владимир Владимирович : другие произведения.

Публика - дура

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Публика - дура.
  
  Я уже говорил, что Марк Исаевич боготворил Высоцкого. Вообще-то, он любил поэзию вообще и, по молодости лет, зачастую декламировал произведения Тютчева, Фета, Блока, Есенина и даже Маяковского, которого особенно не жаловал за его "рваный" слог, но уважал за некоторые меткие, емкие, фразы. С легкой руки Марка Исаевича в мою память навсегда врезалась строка Маяковского из комедии "Клоп": "пьяные республику зазря спалят", к которой он всегда добавлял трагическим шепотом: "только трезвые могут сделать это умышленно, поэтому нас и поят". Но годы шли и Марк Исаевич заметил, что его никто не слушает. Разочаровавшись, он перестал читать стихи прилюдно, делая исключение только для избранных, сердечных, друзей, к числу которых относился и я.
  
  А Высоцкий был его "пунктиком", если так можно выразиться про Марка Исаевича. Он собирал все его записи, тексты, фотографии - все-все-все, что, так или иначе, хоть каким-либо образом, было связано с Высоцким. И, вечерами (в те годы он еще не вязал береты), частенько слушал, неизвестно по какому разу, его записи.
  
  И вот, в один такой вечер, мне выпало, вместе с ним, прослушивать концерт Высоцкого в каком-то ДК, где артист отвечает на вопросы слушателей. Неожиданно, после слов: "меня часто спрашивают, работал ли я водителем, шахтером...", Марк Исаевич неожиданно выключил магнитофон. Щелчок отскочившей кнопки громом отозвался у меня в ушах.
  
  Что это? Почему?
  
  Видимо, я так поглядел на него, что он решил, тотчас же, меня успокоить.
  
  - Не волнуйтесь, Володя, - Мне не надоело слушать, да и вас я не хочу лишать удовольствия. Но это очень интересное место! И, поскольку, мы слушали эту запись неоднократно, я позволю себе немного по этому поводу поразглагольствовать.
  
   - Вдумайтесь в ситуацию - слушатели не то, что не могут понять, а даже не могут поверить в то, что Артисту (с большой буквы, конечно) для того, чтобы описать ощущения и чувства полярника, боксера, или шахтера, не нужно самому им быть.
  
  - А почему?
  
  Я замялся, не зная, что ответить, а потом, как-то, само собой, всплыло в памяти: "Публика-дура". Это я и произнес.
  
  Марк Исаевич ухмыльнулся.
  
  - У меня есть старый приятель, малозначащий актер, полжизни не выходящий из запоя. Вот он говорит именно так. А я его спрашиваю: "В чем ее дурость?" На что он толком ничего сказать не может. Мнется, катает во рту слова. Единственно, на что его хватает - вымолвить: "Не понимает она нас". А я его, опять, спрашиваю: "А почему не понимает?" На это он ответа не знает и рубит: "Потому, что - дура".
  
  - А вы, Володя, можете ответить на этот вопрос?
  
  Я замялся так, что покраснел. Ничего, кроме: "Дура" в голову не приходило.
  
  - А ты, Алла? - продолжил Марк Исаевич.
  
  - Ой, папа, ты вечно мне такие вопросы задаешь - не женские! Я ведь, кроме того, что твоя дочь, вообще-то, женщина - мне чего-нибудь попроще. Приземленнее. О прическах, одежде и косметике. А такое - не моего уровня!
  
  - Вот-вот, именно - уровня! - заулыбашись, сказал Марк Исаевич.
  
  - Публика и Творец стоят на разных уровнях, я не буду мутить воду - кто выше, кто ниже - тут нет таких понятий. Нельзя сравнивать несравнимое. Кто лучше, кто выше - кошка или собака? Глупо? Конечно глупо! А уж сравнивать дельфина с орлом - полный идиотизм. У каждого из них свое предназначение, ибо, как заметил Козьма Прутков: "Нельзя объять необъятное" и одно существо не может быть во всех ипостасях. Кому-то летать, кому-то ползать, Но - ни то, ни другое - не постыдно!
  
  Он, с улыбкою, продолжил. - Слесарей-гинекологов не существует, а, если они и есть, то никчемны, и как слесари, и как гинекологи. Давайте скажем так - Публика и Творцы это разные виды. Поэтому понять друг друга не могут и, как это не прискорбно, никогда не смогут. Если ты чего-то не умеешь, не знаешь, то и не можешь себе этого представить. Вспомните старые фантастические романы - Уэллс, Чапек - они подавали будущее, усложненным, улучшенным настоящим. Самый лучший пример "Из пушки на Луну". Хотя, на самом деле, на Луну полетело не ядро, а сама пушка.
  
  - Так вот, если ты сам не можешь фантазировать, не можешь вникнуть в духовный мир другого человека, то тебе невозможно понять, что на это способен кто-то другой. Это барьер, через который не перескочить. Так же, как, слепцу от рождения не дано вообразить себе Солнце, точно также простому человеку трудно поверить в то, что кто-то, бросив беглый взгляд, может сказать об увиденном столько, будто бы изучал его долгое время.
  
  А в недоумении смотрел на Марка Исаевича, пытаясь уложить в памяти все, что сейчас от него услышал. Его взгляд на публику резко отличался от всего того, что мне приходилось раннее читать.
  
  - К слову! - продолжил Марк Исаевич - Вот мы с вами говорим "простой человек", а что вы вкладываете в это понятие? Володя! Отвечайте!
  
  Мое недоумение было настолько велика, что я даже не сразу понял, что этот вопрос относится ко мне. А когда понял, то не смог сказать ничего внятного, ибо не знал на него ответа. Издать какие-то бессвязные звуки, поболтать руками, помотать головой - вот и все, на что меня хватило. Но в голове пронеслось - опять эти "детские вопросы" на которые нет ответа. "Простой человек" - вроде постоянно употребляешь, душой понимаешь, а описать словами - ни в какую! Это-то я и высказал Марку Исаевичу.
  
  - Об этом мы с вами поговорим чуть позже. А сейчас, все же, ответьте - что такое в вашем понимании "простой человек"?
  
  - Я, пас! - ответил я, покерно, зная пристрастие Марка Исаевича к карточным играм.
  
  - Ну, коли пас, то постараюсь объяснить. "Простой человек", как следует из названия, человек, для которого, и у которого, все просто, человек, не усложняющий себе жизнь раздумьями и размышлениями. Он смотрит на мир простым взглядом, скользя по поверхности и не заглядывает вовнутрь. Сейчас появился новый певец (я не люблю слова "бард", оно мне кажется однокоренным со словом "бардак"1) - Александр Дольский, продолжающий славную традицию Визбора и Окуджавы. Так вот, в одной его песне я услышал фразу - "не думал над тем, что не ясно" - вот лучшее описание сущности простого человека. Воспринимать все так, как оно есть, не усложняя, не задумываясь о сущности увиденного.
  
  Упало дерево - и упало. Значит так и должно быть. И все. Кто-то будет думать, рассуждать - что стало тому причиной, на что это может повлиять. А простой человек - фиксирует факт и все.
  
  Подводя итог, скажу, что простой человек это - фиксатор, фотоаппарат, кинокамера, магнитофон, воспринимающий окружающее таким, какое оно есть. Не простой, - анализатор, бинокль, микроскоп, рентгеновский аппарат, пытающийся понять, что он видит.
  
  Простой человек априори не способен к фантазии - она ему не нужна. Она будет мешать фиксировать увиденное, отвлекать его. Смотрит он на дерево - все просто - видит дерево - ствол, крона, листья, может быть корни, в конце концов - и все. Другому покажется, что крона, например, своей формой напоминает человеческий профиль, а кора, складками, выложила мордочку некого животного. А почему? Да потому, что для него видимое - объект изучения.
  
  Я хмыкнул и произнес - А ведь и взаправду...
  
  Марк Исаевич помедлил... прошло несколько секунд и он продолжил:
  
  - У меня на предприятии рабочие говорят "Коль пошла такая пьянка - режь последний огурец". Раз мы с вами разобрались с простым, давайте разберемся со сложным. Так вот, я хочу задать вам последний огурец, то есть вопрос - Кто такой умный? Что это значит?
  
  Я, уже порядком устав от философствования Марка Исаевича, тут же выпалил:
  
  - Умный - тот, кто знает!
  
  - Знает, что? - парировал Марк Исаевич.
  
  - Ну... знает... все знает... обладает знаниями - замешкался я.
  
  - По математике? Дважды два знает? По русскому? Сабаку с буквой "О" пишет? Или что? Что знает? - засыпал меня вопросами Марк Исаевич.
  
  Мне стало жарко. Я потер шею, провел рукою по голове, будто бы пытаясь расшевелить застывший в ступоре мозг, но в голову ничего иного не приходило. Умный - знает. Это ясно! Но что? И впрямь проблема. Все-то знать невозможно?
  
  Марк Исаевич, заметив мое замешательство, продолжил:
  
  - Вот вы, Володя, правильно сказали - знает. Но, как большинство людей, исходя из этого, перепутали ум со знаниями. Знания - всего лишь материал для ума, своего рода, пища. В древности вряд ли знали Закон Ома или Закон Гука, однако из-за этого не были, поголовно, дураками.
  
  Марк Исаевич, начав с жаром говорить, стормозился, чтобы перевести дух и продолжил:
  
  - Прочтите Книгу Книг - Соломон или Давид умели считать? Об этом не слова! Ну уж высшей математики точно не знали, поскольку ее тогда и в помине не было. Да и физики с химией тоже. Однако все сходятся во мнении, что они были мудры!
  
  Марк Исаевич лукаво бросил на меня взгляд и добавил:
  
  - Кстати! Вот вам еще один вопрос. Чем Ум отличается от Мудрости? Какая разница в этих понятиях?
  
  Тут я, вконец, потерялся.
  
  Умный, мудрый - кто, как, отчего?
  
  В голове свистело. Я запутался окончательно в обрывках мыслей, как в мотке веревки и никак не мог понять за какой конец дергать, чтобы распутать.
  
  - Мудрецы в древности были. - неожиданно для самого себя, неуверенно произнес я.
  
  - Правильно были: Эсхил, Солон, Аристотель... А теперь, по вашему, мудрецов нет? Вымерли... А?
  
  Устав от вопросов Марка Исаевича, как от тяжкой ноши, я уже не чаял, как вывернуться. Уйти бы куда-нибудь. Но неудобно. Хотя бы Алла помогла, но она сидела с загадочной улыбкой, на которую была способна лишь она и Джоконда, не пытаясь освободить меня от пут вопросов своего отца. По-моему, мое бессилие ее веселило.
  
  Внимательно посмотрев на меня, Марк Исаевич продолжил - Все, прекращаю вас мучить. От вашего умственного напряжения мне самому становится тяжело. Я устал...
  
  Итак, все очень просто, вы правильно сказали - умный знает.
  
  Но что?
  
  Отвечаю - связь между причиной и следствием.
  
  А разница между мудрым и умным заключается в оперировании этими связями.
  
  Умный - зная следствие, найдет причину, как Шерлок Холмс, находил преступника, по уже свершенному преступлению. Вот смотрит умный на огонь и, чтобы найти его причину, придумывает флогистон, потом кислород и не исключено, что когда-нибудь найдет, что-то иное, ведь процесс познания бесконечен.
  
  Мудрый - по причине, сообщит вам следствие. То, которое еще не произошло. Как древняя Кассандра предсказывала будущее. Это более сложный процесс, поэтому мудрых намного меньше. Даже в быту - как часто мы говорим про кого-то - он умный человек. А про кого вы бы сказали - Мудрец?
  
  - Про вас, Марк Исаевич...
  
  - О, низкий подхалим! Идите, отдыхайте...
  
  
   1 Я не лингвист, но мне кажется Марк Исаевич был где-то прав. Ведь "бардак" по сути - шумное, беспорядочное, место, кабак. В такие заведения всегда приглашали певцов, а барды древности, уверен, горланили ничуть не тише, чем Beatles и Rolling Stones
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"