Юргина Надежда Александровна : другие произведения.

Слепаки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Грустно-злое эссе о людях. имеющих проблемы со зрением в нашем чутком обществе


Посвящается моим друзьям.

Тем, кто стал мне дорог.

Тем, кого я люблю.

Тем, чьими глазами я пытаюсь смотреть на мир.

С Л Е П А К И

   Так они себя называют. Они не слепые. Они не тотально слепые. Они почти слепые.
   Я иду по улице и старательно щурю глаза. Я жду, когда мир превратится в море разноцветных размытых пятен. Не очень хорошо получается. Ну да ладно. Хотя бы так. Вперед.
   Это очень неудобно. Плыть в море разноцветных пятен. Как только возникает препятствие, я широко распахиваю глаза. Встречай меня, радость четких линий, праздник листьев, бордюров, фонарных столбов, луж и звезд.
   Встречай меня.
  
   Острота моего зрения -- единица. Мое поле зрения -- сто восемьдесят градусов. Характер зрения -- бинокулярный. Я довольно хорошо вижу. Я - ошметок безучастного племени, которое они с ненавистью называют зрячими. Они презирают нас. Мы не замечаем их. Лишь бросаем неосторожно толкнувшему нас: "Куда прёшь, ослеп что ли?".
  
   Глаза -- это тонкий прибор. Но есть много причин для ослабления зрения...
  
   Я ненавижу эту рекламу. Я ненавижу ее, когда вижу, и, черт возьми, хорошо вижу, как привычно сшибают они стулья, деревья, стены, друг друга. Они идут мимо меня, и если я не окликну их, они могут пройти стороной и не узнать, что я провожаю их взглядом, пытаясь превратить их в неясные темные пятна.
   Нет. Я вижу четкие знакомые фигуры.
   - Эй! Подождите. Я с вами.
  
   Ты сидишь напротив меня. Ты выставил штыки, пушки, танки. Ты -- неприступная крепость. Ты никого не боишься и тебе никто не нужен. Ты такой, каким ты
хотел быть.
   Сквозь твою длинную челку я вижу, как дрогнули ресницы. Прости, конечно, но я вижу ранимого, беззащитного, непонятого ребенка. Ребенка, которому страшно. Я долго смотрю на тебя, давя в себе поднимающуюся волну ненависти. Непонятной, новой ненависти. К тому, что мешает тебе жить. Я перевожу взгляд на остальных. Комки напряжения. Вы все - комки напряжения.
   Бросить бы все к чертовой матери, схватить вас всех в охапку. И бежать отсюда. Куда угодно.
   Кто сказал, что будет легко?
   Я прогибаюсь под тяжестью твоего молящего взгляда. Я не Бог. И даже (не смейся) не Ангел.
   Мой голос связан невидимой нитью с твоим испуганным взглядом. Они сказали в унисон:
   - Неужели тебе НАСТОЛЬКО херово? Не надо. Не отвечай.
   А кто сказал, что будет легко?
  
   Хотите лучше понять человека, который не видит? Сварите макароны с завязанными глазами. Без комментариев.
  
   Милая тетенька в табачном ларьке. Вы здесь стоите не только для того, чтобы строить глазки алкоголикам. Будьте любезны, не затруднитесь в следующий раз ответить, когда Вас спрашивают, сколько стоит пачка "Явы".
   Просто, понимаете ли, милая женщина, Вам наверно не известно, но, оказывается, в мире есть люди, которые не видят Ваших аляпистых ценников.
   Удивительно, да?
   Покачнулось небо под ногами.
  
   Знаете, в чем трагедия человечества? Мы все -- маленькие испуганные дети. Ранимые, беззащитные и непонятые. Просто мы научились врать.
   Покачнулось небо.
  
   Стой, закрой окно, ладно? Ты сегодня не будешь умирать.
   Дайте-ка, я закричу ГРОМКО-ГРОМКО!!!!!!!!!!!!!!!!!
   Нет.
   ............нет.........нет, нет...............
   Я уже большая. Я знаю, надо тихо. Я мудрая стала. ПОЧЕМУ ВСЕ ТАК НЕ ЛЮБЯТ ПРАВДУ? ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ХОЧЕТ ВИДЕТЬ ПРАВДУ?
   Знаете, а ведь сильные люди часто получаются из тех, кому плевали в душу. Так что, люди, ну те, кто видят, конечно, поглядывайте, куда плюете. Договорились?
   Договорились...
   Покачнулось небо... ГОСПОДИ! БЫТЬ БЫ МНЕ ТОБОЙ!!! ГДЕ ЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НАМЕКНИ ХОТЯ БЫ! Может я, дура, догоню...
  
   Остался еще кто-нибудь живой? Ты да? Ну, иди сюда, в шахматы поиграем. Что? Хорошо ли я играю? Нормально, расставляй фигуры
   Нормально.
  
   Я всю жизнь только и делаю, что в шахматы играю.
  
   А слепой у окна сочиняет небесный мотив
   Счастливый слепой учит птичку под скрипочку петь
  
   Да уступи ты, морда, место бабушке. Она же еле стоит.
  
   Ножи в голенищах и мелочь звенит, звенит, звенит
  
   Я не злая. Я просто хочу достучаться. Ведь в каждом человеке есть место теплу и сочувствию. Ведь не такие же вы безразличные свиньи, какими кажетесь.
   Больно за них, понимаете? Больно.
   Потому что вы глаза отводите. Потому что жалость ваша дешевая. Они ненавидят вас за вашу жалость. Не нужна им она. Вы думаете, они не видят этого? Они всё видят. Они лучше вас видят. Все ваши ужимки, все ваши недомолвки и все ваше безразличие.
  
   У меня есть розовый игрушечный мишка. Скажу по секрету -- он волшебный. Когда (я вообще-то не злоупотребляю) мне что-то очень-очень нужно, я беру его на руки и смотрю в его коричневые глаза-пуговки (у него вместо глаз пуговки. Символично.) и говорю: "Мишка, Мишка, помоги". На его левой задней лапке я нарисовала два сердечка. Примитивно. Но как трогательно!
  
   Понимаете, ведь все достаточно просто. Очень просто назвать человека по имени и сказать "пожалуйста". Очень просто делать то, что можешь сделать. И делать это от души.
   Но почему в мире такой бардак? Почему мир так похож на базар?
   Я не максималист. Я уже им отбыла. Я просто пытаюсь понять. Почему?
   Почему учитель в школе для детей с нарушениями зрения говорит ученикам: "Я в отличие от вас все вижу и слышу"?
   Почему ...
   Я не злая. Я просто вас ненавижу.
   Помните, как у Стругацких? "Счастье для всех".
  
   Мишка, Мишка, стань золотым шаром. Я подползу к тебе из последних сил. Я протяну к тебе руки. СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ !!!
  
   Я была молодой и глупой. Я думала, что смогу осчастливить весь мир.
   Знаете, что случилось? Я обломалась.
   Небо покачнулось.
  
   Промелькнули в лужах блики фонарей. Не надо в лужу, мы ее пожалуй обойдем. Давай не будем нарушать гармонию воды и неба.
   Я аккуратно поддерживаю тебя под руку. Иногда мне кажется, что я еду на машине. Полная концентрация, помеха справа, только бы врезаться, только не врезаться. Я маневрирую между людьми. Я знаю, как надо, а ты просто иди. Только бы не задеть никого. Я забалтываюсь, и сама не замечаю, что грубо тяну тебя за рукав. Я же знаю, как надо.
   Ты говоришь в очередной раз, что ты не видишь лиц. Я говорю, что тебе повезло. Ты говоришь, что видишь силуэты. Темные силуэты. Я смотрю вдаль, я открываю рот и пытаюсь сказать, что я, мол, тоже, их вообще не видно, темно, свет фонарей. Я осекаюсь. Зачем врать. Я вижу их лица. Я вижу их безразличные лица. Зачем тебе это надо? Да тебе повезло, ты можешь не видеть эту ложь, эту фальшь, эту бездарную игру, в которую они все играют.
   Стало темно, и люди исчезли. Были слышны их голоса, ощущалось их присутствие каким-то шестидесятым чувством. Они были, но их не было. Стало темно, и их просто не стало. И всего мира не стало.
   Растворились дома, ларьки, сбежали заборы, а мое "Я" словно перетекло туда, где ноги соприкасаются с землей. Мне важно все, что я чувствую подошвами своих пружинистых кроссовок. Каждый камень, каждую палочку. Я скольжу по земле, каждую секунду я жду, что что-то помешает этому скольжению.
   Я спросила: "Где мы?"
   Все это непривычно для меня. Я забыла познакомиться с чувством препятствия, у меня напрочь отсутствует ориентировка в пространстве. Только солнце. Я знаю, где оно. "Эй, Солнце, иди сюда. Посвети-ка лучше, а заодно посмотри, каково нам всем тут. А вот если ты уйдешь отдохнуть..."
   Если Солнце уйдет отдохнуть... Солнце, как зайчик, весело выпрыгнувший из зеркальца - скачет вокруг меня, весело бегает по моим щекам. Мне весело и больно от его шалостей, а оно кружит вокруг меня волчком, оно радо своим движениям, его безумно веселит, когда оно прячется на моем затылке и там замирает. А я нелепо кручу головой.
   Эй, спускайся к нам на Землю.
   Посмотри, кому ты светишь,
   Здесь забыто слово гордость,
   Здесь пропито слово нежность,
   Здесь копейки стоит сердце.
   Здесь тобой не отогреться.
   Он сказал, что если я протяну руку, я дотронусь до дома. У меня еще нет той плавности и осторожности, которая так спасает на улице, если не можешь видеть. Я резко выбрасываю руку вперед и больно бьюсь о кирпичный угол.
   Часы на руке недовольно звякнули.
   - Да ладно вам, вы же целы и невредимы. Отмеряйте себе время, да тикайте в своё удовольствие.
   Дом. Ну надо же. Я видела его сотни раз, этот дом. Я ходила мимо него, я проезжала мимо него на автобусе, я заходила в расположенный в этом доме магазин, и покупала там всякую дрянь.
   Я никогда не знала, какой он, этот дом. Он теплый и гладкий. И угол его совсем не враждебный, а старый и добрый. Меня переполняет совершенно новое чувство к этим стенам. Чувство благодарности, чувство восхищения и удивительной радости, от которой наворачиваются слезы. Я стою с закрытыми глазами и улыбаюсь:
   - Привет, старый добрый Дом, я хочу услышать тебя. Я уже даже не дышу, я так боюсь своего дыхания, вдруг оно помешает мне услышать?
   У этого дома низкий - низкий добрый голос. Я думаю, он - Дед Мороз.
   - Ладно, Дом - Дед Мороз, нам пора идти. Не грусти. И оставайся таким же классным - с румяными щеками и пышной бородой из ваты.
   Со ступеньки на ступеньку. Какая же я беспомощная. Это же подземный переход! Я догадалась!
   Он сказал: "Давай постоим", а не поняла, и бодро ушла в стену.
  
   В Москве между станциями метро "Аэропорт" и "Сокол" есть интернат. Нет, нет, я не буду пугать вас страшными историями об инкубаторских одеждах, коротких челках и воспитателях с кнутами.
   Нет. Здесь всё совсем не так. Просто при входе есть синяя табличка. Синяя табличка с золотыми буковками:

Московский Департамент образования

специальная (коррещионная)

школа-интернат N2 , для слабовидящих детей.

  
   Вы спросите: "А что здесь не так?"
   Не знаю, не знаю... но они эту табличку ненавидят.
   Знаете, на колбасу в магазине обычно вешают ярлыки. А они - не колбаса. И они не чумные и они (Господи, ну где же твоя справедливость) не обделенные богом.
  
   Это был гала-концерт в киноконцертном зале "Россия". Концерт, в котором принимали участие воспитанники интернатов, детских домов и других специальных образовательных учреждений. Первое, что сказала холёная ведущая, что "здесь сегодня собралось много детей" (трогательно -- детей), "Здесь сегодня присутствуют и слепые, и глухие, и децепешники. И пусть бог обделил вас..." -торжественно провозгласила холеная женщина -"...но трынъ-дынъ-дынъ..." Короче, все выстоят.
   "Бог обделил вас. И мы собрали здесь сегодня всех вас вместе". Так сказала ведущая.
   "Беги, мой друг, в свое уединение, туда, где веет суровый, свежий воздух! Не твое назначение быть махалкой от мух. - Так говорил Заратустра".
   Ты прав, пророк и реформатор, "где кончается уединение, начинается базар". Начинается базар, на котором каждый считает своим долгом, попирая такт и чувства тех, кто рядом, оглашать во всеуслышание волю Божью. Базар, на котором продается милосердие. Базар, на котором в благотворительных целях неслышащим дарят плееры, а невидящим красочные плакаты.
  
   А вы видели, как поют люди, которые не слышат?
   А вы видели, какие огромные чудесные картины терпеливо вышивают малюсенькими крестиками славные девочки, которых синяя с золотым табличка так бесцеремонно называет слабовидящими?
   А вы чувствовали боль? Страшную боль облома? Тебе всю жизнь говорят: "Подожди! Потерпи, солнышко, не грусти. И ты увидишь звёзды - эти маленькие куски сахара на небе. Они будут твои".
   Но вот тебе шестнадцать. И ты уже большой. Ты должен понять -- медицина не всесильна. А где-то даже попросту бессильна.
   А звёзды... Звёзды можно в книжке посмотреть сквозь толстостеклую лупу. Лакомись.
   Облом -- это серое небо в ясный солнечный день.
   Облом -- это пустые клетки в вольере зоопарка.
   Облом - это неосторожный ответ в магазине на вопрос: "Сколько стоит?"
   Глаза раскрой! Мы же для тебя писали ценники. Мы для тебя писали ярлыки. Мы для тебя на синей табличке золотыми буквами...
  
   Ночь скрывает дефекты. Особенно, если ты просто сидишь на улице и куришь. Ночь отнимает привилегии. Ночь безжалостно рвет на множество неуверенностей уверенность уверенных. Она тайком подмигивает тебе. Она делает тебе подарок, о котором ты мечтал всю жизнь - она дарит тебе уверенность тех, кто под её тяжелым взглядом стал неуверенным.
   Ночь превращает шахматы в шашки.
   СЛОНА - в шашку.
   КОНЯ-- в шашку.
   ЛАДЬЮ-...
   ФЕРЗЯ- В ШАШКУ!!!
   Пешки, пешки, пешки....
   Все всегда и везде лучше тебя. Ты белая ворона, которая не кстати. Ты - пешка. Ты - лишний. Они все выше, они все заметней, а ты...
   Тебе так хочется вскочить и заорать во всю глотку. Как знать, а вдруг достучишься? Вдруг крикнешь в тот самый момент, когда яркой молнией пересечет небо невидимая для тебя звезда.
   Все всегда лучше. Но ночь скрывает дефекты. А в шашках можно так быстро стать дамкой.
   Я -- пешка в вашей бессмысленной игре. И если я закричу - небеса-то услышат, а вот вы вряд ли. Очень шумно на вашем базаре. А я всё равно буду кричать. Не для того, чтобы вы услышали, нет. Я буду кричать, чтобы услышали такие, как я. Дефективные люди с дефективной душой. Мы будем кричать. Не для того, чтобы вы услышали, нет.
   А для того чтобы вы вздрогнули.
   И если вы подойдете ко мне, я привычным уверенным жестом достану пачку сигарет и предложу вам закурить.
   О! Да вы не заметили, что я вас не вижу?
   Вы не поняли, что я не слышу вас?
   Вы не знаете, что я не могу встать?
   Просто я знаю маленькую тайну -- пешки иногда становятся дамками.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"