Юхвидин Павел Анатольевич : другие произведения.

Праздник рояля в Ашдоде

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О первом Всеизраильском конкурсе юных пианистов в Ашдоде


   Павел Юхвидин
  
   ПРАЗДНИК РОЯЛЯ В АШДОДЕ
  
  
   Первый Всеизраильский конкурс молодых пианистов, проходивший в
   Ашдоде в канун праздника Хануки, завершился на минувшей
   неделе концертом лауреатов в Ашдодском зале Яд-ле-Баним.
  
   Юных пианистов, занявших в конкурсе призовые и лауреатские места в
   каждой из четырех возрастных категорий (до 11-ти лет, 12-15 лет, 16-18 лет и старших - от 19 до 28 лет) поздравляли и вручали призы председатель всех четырех жюри профессор Академии "Феникс" университета Аризоны Барух Меир, другие члены каждого из жюри, мэр Ашдода Ихиель Ласри, вице-мэр Борис Гитерман. После церемонии награждения, которую вела художественный руководитель и инициатор конкурса, заведующая фортепианным отделом ашдодской консерватории "Акадма" пианистка Янина Кудлик, участники конкурса - от 5-летнего Йоава Леванона (он самый младший из участников) до студентов Высшей школы музыки - например, студентки выпускного курса Вероники Гликсман, которая выступает уже не первый год с сольными реситалями, - сыграли по 1-2 пьесы разных эпох и стилей от Скарлатти до Барданашвили. Этот калейдоскоп мимолетностей ("Мимолетности" Прокофьева играл 6-летний Йоави Сеник) убедил, что и маленькие и большие лауреаты действительно умеют в каждой мимолетности увидеть, по слову Бальмонта, "миры, полные изменчивой, радужной игры", когда - вспомним Бальмонта еще раз - "и правая и левая рука чрез волшебство поют на клавишах двуцветных".
   Тем, кто не связан каждодневно с музыкальным образованием, кажется иногда, что времена серьезных занятий детей и подростков фортепианным исполнительством остались где-то в советском прошлом, когда всякая еврейская мама видела в мечтах своего ребенка Эмилем Гилельсом, а в детских музыкальных школах дело было поставлено весьма основательно. Что, дескать, в современном Израиле за консерваторионы без утвержденных министерством планов и программ, без строгой дисциплины? И, главное, зачем современным детям учиться играть Шопена и Дебюсси, когда можно нажать кнопку синтезатора? Да и к чему, казалось бы, юным израильтянам усердствовать в пианистической технике, тратить многие часы на изнурительные занятия, когда имеется много другого увлекательного?
   Оказывается, все же, что классический пианизм влечет многих, таланты в этой сфере не иссякают, а педагогический уровень консерваторий страны - причем, не только центральных, но и отдаленных городов и даже поселков - достаточно высок (вот они, плоды Большой алии!), что и выявил Первый всеизраильский юношеский конкурс "Салют роялю" (на иврите "Псантер ле тамид" - "фортепиано навсегда"). Конкурс такого формата и масштаба (только фортепианный, а не по всем специальностям; общеизраильский, а не зональный и не только репатриантский; и детский и юношеский одновременно) - действительно первый. Симптоматично и то, что конкурс этот состоялся не в столицах, не в Рамат-Авиве, не в Рамат-Гане, даже не в Кфар-Сабе или иных престижных местах, а в Ашдоде - молодом, в сущности, городе, более чем на треть населенном репатриантами из СНГ. Вообще этот приморский город юга Израиля, который еще десятилетие назад считался периферией и портовой новостройкой, становится в последние годы все более важным культурным центром, соперничая с более старыми очагами художественной жизни. Немалая заслуга в этом принадлежит, видимо, активности Компании по культуре во главе с Борисом Гитерманом, сотрудничающей с муниципалитетом. Во всяком случае, Первый юношеский пианистический конкурс (как и многие ашдодские общеизраильские фестивали - джазовые, театральные, недавний конкурс бальных танцев) состоялся при самой деятельной организационной и финансовой поддержке Городской компании по культуре, сумевшей привлечь многих спонсоров. И, надо признать, организация конкурса была на редкость, до неправдоподобия четкой. Сказался, конечно, педагогический, организационный, музыкантский опыт главного "мотора" конкурса - его художественного руководителя Янины Кудлик.
   В работе всех четырех жюри участвовали два десятка лучших пианистов - профессора обоих музыкальных вузов Израиля, преподаватели разных консерваторий, концертирующие пианисты, среди которых Александр Тамир, Арье Варди, Томер Лев, Эмануэль Красовский, Марк Шавинер, Вадим Монастырский, Лилия Дорфман, Фаина Айзенберг, Адель Уманская, художественный руководитель конкурса имени Артура Рубинштейна Идит Цви. Жюри составлялись таким образом, чтобы педагоги не судили игру своих же учеников (возглавлял все жюри никому "не родной" американский профессор Барух Меир).
   В трех из четырех групп первые премии были разделены между двумя победителями - у самых маленьких - Йоави Сеник и Том Боро, в группе 16-18-летних - Илам Кешет и Яков Идан, но в этой категории никому не присуждена вторая премия, зато две вторых премии у самых маленьких (Шаули Шув и Адан Азулай) и у "младше-средних" - 12-15-летних (Йонатан Хефец и Сувия Тирин). Победители в старшей группе - Вероника Гликсман и Рафаэль Скорко, победителем среди 12-15-летних стал Аарон Нив Коэн. Другими словами: было кого награждать. И ведь дети и подростки не просто техничны, но знают толк в туше, нюансировке, агогике, чувствуют стиль и эпоху и, что самое удивительное, понимают музыкальный юмор и гротеск, особенно в старшей группе - Вероника Гликсман в прелюдиях Шостаковича, Рафаэль Скорко, Ашхен Агасарян, занявшая второе место, лауреаты Валентина Ронкин, Анна Райхман, Макс Розенфельд. Таким образом, у израильского пианизма и исполнительского искусства в целом, получившего с Большой алией 20-летней давности мощное педагогическо-исполнительское пополнение, имеется и сильный резерв, и творческая перспектива.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"