На исходе той великой эпохи, которую искусствовед Джорджо Вазари назвал "Возрождением", в 90-е годы 16-го века в комнатах дворца князя Барди во Флоренции собирался кружок музыкантов и поэтов, вошедший в историю культуры под именем "Камераты". Участники кружка - образованные гуманисты, знатоки античности, в первую очередь лютнист и певец Винченцо Галилей (отец великого учёного Галилео Галилея) - решили возродить древнегреческую музыкальную драму. А в результате родился совершенно новый музыкальный язык, свободный от многоголосных нагромождений хорового церковного пения. С тех пор слово "камерата", что в прямом переводе означает всего лишь "комнатный" стало столь же символичным, что и термин "Возрождение". Не случайно несколько музыкальных ансамблей в Израиле включили это итальянское причастие в своё название: Иерусалимская Камерата (камерный оркестр, руководимый Авнером Бироном), "Камерата Академус".
В сущности, "Камерата Академус", костяк которой составляют флейтист Анатолий Коган, пианист и клавесинист Александр Шнейдерман, певец-контратенор Борис Костенецкий - ансамбль, по духу близкий просветительски-гуманистической устремлённости ренессансных флорентинцев. Хотя, конечно, и речи нет о противопоставлении "гармоничного и лучезарного искусства древних варварским звучаниям современных полифонистов" как писал 400 с лишним лет назад темпераментный Винченцо Галилей, неутомимый воитель с церковным контрапунктом; не изобретает "Камерата Академус" новых жанров по старинным рецептом, как единомышленник Галилея Якопо Пери, создатель первых в мире опер - "Дафна" и "Эвридика".
Напротив: Александр Шнейдерман и Анатолий Коган, высокообразованные музыканты широкого культурного кругозора и блестяще отшлифованного профессионализма, каждую из своих программ выстраивают как художественно-историческую панораму, непременно включающую как музыку далёких эпох, так и сочинения композиторов наших дней, преимущественно израильских. К примеру, самая значительная из программ минувшего концертного сезона, которую "Камерата Академус" представила в Иерусалимском Культурном центре в конце октября, затем в городах Германии и Нидерландов во время своих европейских гастролей, а зимой-весной - в залах Тель-Авива и других городов Израиля - "1000 лет еврейской музыки" - охватывает огромный период от синагогальных песнопений итальянских и португальских евреев ренессансного времени и еврейских танцев Ганноверского компендиума позднего барокко до сочинений современных молодых израильтян - сольной флейтовой пьесы Иосифа Дорфмана "Звуки шофара", Ориентальной (Восточной) фантазии на бухарско-еврейские мотивы Ильи Димова. В сущности, Сюита на темы еврейских танцев Ганноверского сборника 17-го века - это авторское произведение Александра Шнейдермана, который, правда, предпочитает аттестовать себя не композитором, но аранжировщиком, хотя это полноценно композиторская работа. Программа "Мир фантазии" - моножанровая, объединяющая инструментальные пьесы трёх веков именно этого музыкального жанра - звучали фантазии композиторов Австрии, Дании, Испании, Италии, России, Польши, При этом Коган и Шнейдерман избирают те пьесы, где переплетаются национальные культуры: Фантазия австрийца Допплера на венгерские темы, француз Тулу написал для флейты фантазию на темы опер великого итальянца Россини, польский еврей Константин Виленский положил в основу своей фантазии темы бессмертной оперы из жизни американских негров "Порги и Бесс" американского еврея Джорджа Гершвина (одна из программ ансамбля так и называлась :"От Баха до Гершвина").
Главное достоинство артистов "Камерата Академус", помимо солидной технической оснащённости (ещё бы! - все участники прошли великолепную исполнительскую школу в столичных академиях и аспирантурах - Анатолий Коган в Киеве, Александр Шнейдерман и певица Екатерина Мазо, выступающая в некоторых программах "Камераты" - воспитанники Московской Академии имени Гнесиных, Борис Костенецкий - выпускник Иерусалимской Академии имени Рубина, все они, а также бас Борис Карбет - лауреаты различных престижных международных конкурсов) замечательное чувство стиля той или иной эпохи. При этом артисты не стремятся к химерической аутентичности - то есть точно такому исполнению, которое было принято в те времена, когда музыка создавалась - воссоздать манеру игры прошлых столетий, не знавших звукозаписи, невозможно да и не имеет худжественного смысла: современный слушатель иначе воспринимает динамику, темпы, эмоциональные аффекты. Анатолий Коган, Александр Шнейдерман, Борис Костенецкий исходят из самой логики музыкальной композиции, находя собственные приёмы артикуляции, фразировки. Фантастическая виртуозность Анатолия Когана, особенно в фантазиях (да простит читатель нечаянный каламбур), отменное рояльное туше и чёткость клавесинной артикуляции Александра Шнейдермана, редкий сам по себе тембр контртенора (но весьма распространённый и даже модный в Европе шекспировских времён) и умелое владение голосом Бориса Костенецкого, яркий артистизм и "свободное дыхание" вокала Екатерины Мазо, эмоциональная насыщенность пения Бориса Карбета - то есть, по сути дела, подлинный профессионализм, настоящий академизм (отсюда и вторая часть названия ансамбля "Академус"), но не ремесленно-сухой, а филигранно-элегантный - и позволяют создавать атмосферу высокой "игры стилями", той "игры в бисер", которая так восхищает слушателей на концертах "Камераты академус".