Аннотация: Главный герой этой пьесы - известный скрипач Дмитрий Плохоцкий, который после смерти любимой жены прожил свою жизнь с нелюбимой и вообщем-то чужой ему женщиной. И внезапно, без всякой видимой причины, навалилось на него разочарование в себе.
Ирина Югансон
ТЕНЬ ЭВРИДИКИ
( Пьеса в двух действиях.)
Действующие лица:
Дмитрий Андреевич Плохоцкий, известный скрипач, 64 года.
Лариса Ильинична Плохоцкая. - Вторая жена Дмития Андреевича, 46 лет.
Ефим Аркадьевич Слепак. Самый близкий друг.
Татьяна Юрьевна - жена Фимы.
Михаил - сын Плохоцкого, 16 лет.
Лева -ученик Плохоцкого.
Лариса Павловна - критикесса из серьезной газеты.
Эльвира Михайловна - коллега Ларисы Ильиничны.
Кот Барсик - естественно не вживую, а нечто воображаемое - "пустышка" или тряпица.
===== Первое действие ===
Летний дождь. Всё словно размыто этим дождём. Смутный силуэт молодой женщины. Она радуется этому дождю, радуется тому, что промокла насквозь. В ней словно звучит прозрачная светлая музыка и она кружится, кружится и смеётся. Но дождь всё сильнее, и вот уже ничего не разглядеть за водяной завесой.
Кабинет Плохоцкого
Скрипка. Печально и бездомно. В глубоком кресле немолодой уже человек. Это Дмитрий Андреевич Плохоцкий - хозяин дома. Он давно уже сидит в этом кресле. Ссутулившись. Прикрыв глаза рукой.
С кем разговаривает он? - С самим собой? Или с портретом на стене?
Плохоцкий .
Годы прошли - как не было... Что-то происходит со мною, но что?.. Как же ноет и болит вот здесь!..
Нет утоления душе... И радость уходит из всего, что казалось смыслом и судьбой...
Еленка!.. Леночка!.. Леночка моя!... Почему так?.. За что?..
И снова — как воспоминание, дождь, и юная женщина под ждём вся светится от счастья..
Погас свет. Истаяла музыка.
И когда свет снова зажёгся, человек перед нами - это иной человек. - Ирония. Поза. В тоне голоса, в жесте руки - явная рисовка.
Напротив него - газетная дама с диктофоном.
Лариса Павловна.
С Вами так просто. Право - Вы меня околдовали.
Плохоцкий.
Чай, между прочим, стынет.
Лариса.Павловна.
А можно я её руками потрогаю? Ведь это - Она ? - Та-Самая-Скрипка?
Плохоцкий.
У-ту-ту-ту! - Стой! Стой! Замри! - Уф!.. - Ну, знаете!.. Ну, голубушка, испугали Вы меня!.. - Однако!.. - О-о-ой!.. - где мой валидол? - Это называется "перехват в броске."
Да, скажу - жутковато прогневать великого мага! - Ой-ой-ой! Мне привидилось - "Ап!", "Абракадабра!", и вуаля, дорогие товарищи - обращается бедная Лариса в соляной столп. Летит в неё шаровая молния. На худой конец, томик партитуры поувесистей.
Плохоцкий.
Партитуры, сударыня, удовольствие дорогое, чтобы ими разбрасываться... Шаровая молния?..- Пожалуй это идея - дёшево и эффектно.
Ну нет, нет, не надо глядеть на меня с таким страхом - уверяю, я абсолютно безоружен - вот - пусто - не только волшебной палочки, смычка заурядного в руках нет.
Что, больно руке? - Господи, вот уж не хотел... Больно?
Лариса Павловна.
Что Вы, ни капельки.
Плохоцкий.
Как же я так неуклюже? Но что поделать - реакция профессионала. Надеюсь, мы помиримся? Уверен - помиримся. Я задобрю Вас печеньем. - Вы такого никогда не пробовали - на что угодно спорю, кроме скрипки, естественно.
Я прав?
Лариса Павловна.
М-м!.. М-м!..О-о!.. Восемнадцатый век! - Что-то в кринолинах и кружевах! Я обнаглею? я возьму еще? Откуда такая прелесть? Мэйд ин где? Ах да, ну конечно же, в Вене, конечно в Вене - где ещё? - Я вспомнила - Вы только-только с гастролей.
Плохоцкий.
Нет, Вена - чудо, но, увы, - Вена - это уже ой как далеко. - Лондон. Дублин. Барселона Мадрид. Прага - вон и чемоданы ещё не распакованы.
И не ломайте голову, и не пытайтесь угадать. В магазине... такого... печенья... не купить - даже в Вене, даже в Лондоне, даже на краю земли. Зато моя жена по старинным рецептам, забытым-перезабытым... Уж позвольте похвастаться. У меня вообще супруга - всем на зависть - жарит, парит, печенье печёт, кандидатские защищает, сына растит, мужа воспитывает.
Лариса Павловна.
Такие дифирамбы в адрес собственной жены!
Плохоцкий.
Ну, разве это дифирамбы? Это маленькое отступление от темы. Да, между прочим, она - Ваша тёзка. Да Вы берите ещё, берите, не стесняйтесь.
О-о, вижу-вижу, кнопочка тихонечко нажимается? Ну давайте сюда свои вопросы. Мучайте человека.
Лариса Павловна.
Ну, я всё-таки поборю смущение и скажу, - во-первых, позвольте признаться в самом банальном - я Ваша поклонница. Поклонница давняя и преданная, ещё со студенческих времён.
Плохоцкий.
Что мне ответить? Благодарю. Значит, не зря, не впустую, значит нужна ещё кому-то музыка твоя?.. Если есть поклонницы, давние и преданные?
Лариса Павловна.
Вам ли говорить! Ваша музыка вне мнений и оценок - это такая энергетика! такое погружение в иные пространства! Невероятное, странное сочетание хрупкости и напора!.. Этот яростный поток, захватывающий слушателя, он воскрешает в памяти работы аквалериста... - м-м-м... - Питера ..., нет-нет... - Яна... Яна Брейгеля Адского. Что-то эзотерическое есть в Вашей игре! Вы раскрываете такие бездны! Вы возносите в такие выси!.. Вы знаете, что становитесь культовой фигурой? Нет? Ну так знайте - многие, многие готовы видеть в Вас доктора Фауста со скрипкой в руках. Зря пожимаете плечами. Кто ещё, подобно Фаусту, способен колдовской магией смычка удержать, остановить мгновение? И даже вернуть его из небытия.
Плохоцкий.
Милая Лариса Павловна, за что же Вы меня так? - поверьте, я не доктор Фаустус, увы, - мне не дано удержать мгновение... поверьте... и вернуть не дано ... Да и у Гете, сколько мне помнится, добром эта попытка не кончилась?
Лариса Павловна.
Вы хотите убедить меня, что Вы скромный? что Вы самый обыкновенный? Кто поверит? - Вы, кто запросто, как равный с равным, говорит с Вечностью?
Плохоцкий.
Вы меня ни с кем не путаете? Нет? Уверяю - я в такие игрушки не играю.Это о маринованных огурцах можно запросто. Или вон - о печеньи. А Вечность... нет, голубушка, - Вечность совершенно иная материя, она требует почтительного к себе отношения. Как это?.. - "Страх и трепет"? Именно - страх и трепет. Кажется, Кьеркегор говорил: "Не произноси без повода слово "Вечность" - между ней и человеком стоит Смерть"?
Лариса Павловна.
"Кир... хен..." Ой, мне так совестно, но я в этом как то не очень...Это который из римлян, да? С фонарём там кого-то искал?
Плохоцкий.
Ну ничего страшного - всех этих, чего-то там искавших, разве их упомнить? И про фонарь Вы очень точно угадали. Уж мой точно был немного того. Фонарём или чем потяжелее. Принц Датский. Представляете - зациклился товарищ - "По силам ли человеческим истинная вера? Может подвиг она, и не всякому по плечу?" Нормальному человеку придёт в голову такие вопросы задавать?
Лариса Павловна.
Нет, ну, видимо, всё-таки... но ведь не просто же так?
Плохоцкий.
А кто его поймёт? - Связался с какими-то Иосифом, с Авраамом, полез с ними аж на гору Элионскую... И если бы один раз, - а то второй, и третий, и страница за страницей... И всё никак. И всё не может осилить эту ношу... Зачем? Всё-то им неймётся, всё их крутит и покоя им нет, непременно надо им вызнать - а что там, за закрытой дверью? А какой холод вырвется оттуда - им дела нет.
Ну да Бог с ним, с Кьеркегором, что-то меня тоже понесло, куда не надо, - Вы его сотрите потом. Ладно? Поехали дальше?
* * *
Пока Дмитрий Андреевич дает интервью, в гостиной ведут беседу ни о чем Лариса, Фима и Татьяна
.
Лариса.
Нет, прости, я не понимаю - как это - "захотел - расхотел, расхотел - захотел"?.. Может я дура какая, что-то до меня такие сложности не доходят. Я понимаю так - ты, из блажи, перечеркнул себе жизнь.
Фима.
Какой кошмар! -"Перечеркнул жизнь!" Ужас!
Лариса.
Нет, ну подумаешь, переиграл руку, - Ах! - ну не солировал бы, но на оркестрик тебя бы и такого хватило. Конечно, конечно - это всё давно, это всё ушло, и всё-таки... Надо было брать жизнь за холку и переломить!
Фима.
Девочка моя, это жизнь нас ломает- переламывает, а нам её?.. Наивно и смешно.
И потом, я никогда не переигрывал руку. С чего ты взяла? Просто однажды я задумался и решил - не моё.
Лариса.
Тогда вообще не понимаю. Из-за чего? Наверняка из-за настроения, из-за пустяка, из-за лени?
Фима.
А, фиг его поймешь, что пустяк, что лозунгом на стяг.
О, гляди, кто пришел! Барся! Барся, маленький, кис-кис-кис, иди сюда!
Лариса.
И в результате тебя занесло в этот твой Колледж швейного дизайна?
Фима.
А чем не звучит? Ты вслушайся: "Колледж швейного дизайна!" Весьма громко, даже торжественно. Вот я произношу:-"Академия музыки". - Впечатляет. "Консерватория".- Совсем неплохо. А вот:- "Колледж швейного дизайна".И тоже, уверяю, неплохо. На блошином рынке, драгоценная моя, что тот ярлык, что этот.
Лариса.
Ох, Фима-Фима! Такой класс окончить, у такого педагога!
Фима.
Ох, Лора-Лора, говорено все это уже - переговорено. "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан."
Лариса.
Причём здесь фазан?
Фима.
Притом. Очень притом - я вовремя понял - мой фазан сидит на другой ветке, и даже на другом дереве, и даже не фазан это, а тетерев.
Лариса.
Скрипку, конечно, продал?
Фима.
Ну нет, это я погожу - у меня, девочка, внуки растут, так что может еще доведется.
Лариса.
Ну а сам?
Фима.
Лора, не дожимай тему. Сам с усам.
Барсик, подвинься, ты, брат, слишком удобно устроился, за мой счет.
Татьяна.
Сам... Достанет он ее из футляра, оботрет, вздохнет, погладит молча, опять вздохнет и … уложит на место.
Фима.
Какая душещипательная сцена. Где мой клетчатый носовой платок?
* * *
Кабинет Плохоцкого.
Лариса Павловна.
Хорошо, Дмитрий Андреевич, раз Вы не хотите касаться тайн творчества...
Плохоцкий.
Боже, какие тайны! Я просто беру скрипку и играю.
Лариса Павловна.
Что ж, это Ваше право. Это сокровенное, и его надо оградить от публики. Но есть ведь и прозаические моменты. Например, выбор программы. Как получается, что Вы останавливаете свой взгляд именно на этом музыкальном произведении? Не на каком-то другом, а именно на этом из десятков, а может быть даже сотен? Как индивидуум Вы осуществляете некую потенциальную избирательность. - Так что же для Дмитрия Плохоцкого является определяющим при выборе? - случай? пристрастия? система?
Плохоцкий.
Система ? Ну нет, нет, - это не моё! Это настолько не моё!... а что до остального? - Что скажу? - всего помаленьку - и расчёт, и случай, и лес дремучий, и сердечный интерес, и казённый политес. Есть, конечно, с десяток-другой неотторжимых от меня вещиц - ну вот дороги они мне чем-то. А, в общем-то, я всеяден. И любопытен. - Какое это наслаждение - раскрывать совершенно разные, абсолютно непохожие друг на друга, да что там - в корне противоречащие друг другу миры. И потом этак издевательски столкнуть их лбами в одном концерте. А порой... порой я просто, как старый хитрый лис, веду слушателя туда, куда ему самому так хочется идти. Публика ждёт. Публика жаждет.
Лариса Павловна.
"Публика"? Неужели Вы! Вы! всерьёз о публике? Ведь, если откровенно, чего она может ждать? - Чего-нибудь заигранного до дыр, вроде "Полонеза" Огинского?
Плохоцкий.
Так что же, что "Полонез" Огинского? Человек весь вечер старался, вникал, постигал, он устал от новизны, ему хочется побыть наедине со старым добрым приятелем, так почему я должен отказать ему в этом удовольствии?
И потом, признаюсь, я люблю старые заигранные вещи. Как бы Вам объяснить?.. - Ну вот как старые грузные корабли, после долгих странствий в чужих морях потихоньку обрастают ракушками и легендами, так старые потёртые ноты потихоньку обрастают именами, воспоминаниями, судьбами.
Лариса Павловна.
Да, но при этом, концепция исполнения всё же продиктована нашим временем? Так какую же цель ставит перед собой исполнитель, когда он экстраполирует сознание и чувства человека двадцать первого века на музыкальное пространство иных эпох?
Плохоцкий.
Ой! Ой! Боюсь! Какие слова! - "Экстраполирует", "интерполирует", "реинкарнирует", "телепортирует"... - Деточка, я хочу быть услышанным хоть кем-то из сидящих в зале. И всё.
Лариса Павловна.
Но я думаю, Вы не можете не осознавать своей причастности к духовной элите? Не осознавать той особой миссии, которую эпоха возложила на плечи избранных? Ведь это Вам, в числе немногих, дано формировать новое мировосприятие и трансформировать старое в зеркале современного познания мира?
Плохоцкий (про себя).
Курица!
(вслух)- Любой человек непроизвольно накладывает на всё создаваемое им печать своего времени, и иначе быть не может, потому что он - человек, потому что он живёт сейчас, а не вчера и не завтра, потому что дышит сегодняшним воздухом.
Лариса Павловна.
Скажите, отчего в Вашей музыке на самом светлом фоне всегда видна тень идеи смерти?
Плохоцкий.
Это уж, голубушка, не меня, это Вы композиторов спрашивайте. Вы же не спросите актёра:" А скажите, друг любезный, что это у Вас в спектакле Отелло душит Дездемону"? Или: "А почему это в Вашей трактовке "Гамлета" целых восемь жмуриков? Не многовато ли? А нельзя ли чуть повеселее?サ
Давайте-ка и мы с вопросами что-нибудь повеселее и очень прошу - без идеи тени избранности.
* * *
Гостиная.
Лариса.
Фимочка, ты не прав. Если мы будем прислушиваться к мнению публики, если начнём потакать ей - всё! - кроме танца маленьких лебедей, да вальсов Штрауса нигде ничего звучать не будет.
Слушай, Татьяна, а ведь ты, мать, располнела, только сейчас заметила. Небось кашку за внуками доедаешь? Аккуратнее надо с калориями - ну куда это годится? И вообще - вот это вот что у тебя на голове? Краситься совсем перестала - сивые лохмы а не причёска. Следить за собой не мешало бы, солнце моё.
Татьяна.
Лорочка, солнце моё, а если я захочу сказать по твоему адресу какую-нибудь гадость?..
Лариса.
Ну, если ты так неадекватно воспринимаешь - как хочешь. Могу и промолчать.
Фима.
Девочки, угомонитесь.
Татьяна.
Давно угомонились.
Фим!
Фима.
А?
Татьяна.
Фим, жена у тебя как - ничего ещё, или так себе?
Фима.
Ну...
Татьяна.
Ну?
Фима.
Ничего. Кособока, зато своя.
Татьяна.
Ах, вот как! - Бунт на корабле?
Фима.
Нет, ежели в очках приглядеться...
Это нечестный приём! Лора, спаси, она выворачивает мне руку!
Лариса.
Скоро совсем как старая училка будешь.
Татьяна.
А я и есть старая училка.
Фима.
Девоньки, ша! Вы не на ринге. Лоронька, кофий у тебя - умереть и не встать! Налей-ка еще, посуетись вокруг гостя. Трубочка, табачок да чашечка ароматного кофе... Хорошо! - Вроде бы пустячок - а жизнь обретает смысл. Простые радости бытия...
Лариса.
Кофе, между прочим из Голландии.
Фима.
У-у! - Из самой Голландии?
Лариса.
"У-у!" - Чего мы с Митей не навезли оттуда! - пол кухни всякой всячиной забили.А уж нагулялись! А уж нагляделись! А уж намотались по всем этим городам и городишкам! - Аж в глазах рябило. Вот где "простые радости бытия" - куда ни ткнёшь - всюду тюльпаны, каналы, мельницы, кофейни, пивнушки, и магазинчики! - магазинчики на каждом шагу - не удержишься - хоть какой пустячок, да купишь.
А в Амстердаме! - Ох! - право, как вспомню - самой себе завидую.
Фима.
А уж я как завидую - не передать! - Амстердам! Это где-то в ином мире!
Лариса.
Это абсолютно в нашем мире. Тем более сейчас. - Подкопите, да съездите на недельку.
Татьяна.
Вот молодёжь чуть на ноги встанет, внуков в садик отдадим...
Лариса.
И найдёте другие заботы на свою шею. Внуки-внуками, а Амстердам хоть раз в жизни надо увидеть. - На нас с Митей даже Париж такого впечатления не произвел.
Фима.
"Париж!" Господи, Париж ! И без впечатления.
Барсик, ты мне уже все ноги отлежал, ну и откормили же тебя.
Лариса.
Да сгони ты с колен этого бездельника. Брысь, разбойник!
Фима.
Барсюня, вредина ты моя, прогнать тебя, да? Прогнать? Урчим, урчим. Мой хороший! Нет, ну как можно, такого большого, такого толстого, такого холеного зверюгу и на пол! Барся! Мордатенький! Мягонький ты мой. Тань, давай и мы заведем такого Барсичку, будет он у нас в кресле дремать, урчать, уют наводить?
Лариса.
По шторам лазить, обои драть, углы метить, орать благим матом , под ногами путаться.
Татьяна.
Хватит с меня и одного такого большого, толстого, холеного и усатого, который в кресле урчит...
Фима.(раскуривает трубку).
Лорочка, с твоего позволения?
Ну скоро там наш интервью-и-руе-мый?
Лариса.
Издержки профессии. Ничего, там, кажется, уже сворачиваются.
Слушай, я же забыла совсем, я же тебе свое платье новое не демонстрировала? Сейчас устрою прет-а-парте. Знаю - ты оценишь. Я как увидала его в малюсеньком таком магазинчике на Пикадилли , всё - прикипела насмерть - ни о чем больше думать не хотела. Я переодеваться не буду - я так, с вешалки, погоди. (Выходит)
Татьяна.
Нет, эта матрона меня еще будет на диету сажать! Гранддама! С Пикадилли! Интересно, почему она платье с вешалки хочет демонстрировать? Мылиться некогда, а без мыла не налезает?
Фима.
Остынь, остынь, - ты что, Моей Лоры не знаешь? - Ее надо воспринимать спокойно.
Татьяна.
Моя Лора!!! - У-у... - Моя Лора! Еще пять минут светской беседы и я на пределе Может уедем?
Фима.
Танечка, терпи.
Татьяна.
Я зверею!
Фима.
Терпи!..
Татьяна.
Однажды я ей выскажу!
Фима.
Зачем?
О! - дверь скрипнула, слышишь? Может Димыч кончил позировать?