Испытывать нашу модель элсо-сознания "на прочность" мы собираемся путем cравнения представлений, полученные с использованием модели Элсландии, с представлениями различных земных мировоззрений. В понимании процесса развития сознания главную роль играют именно представления о "мироздании", формируемые моделью, а не сама форма модели. Эти представления должны подтверждаться практикой жизненных явлений и, желательно (а может быть и необходимо), чтобы модель позволяла представлять новые жизненные явления, подтверждаемые последующей практикой их использования. Это хорошо знают физики, моделью мироздания которых являются "абстрактные" формулы и принципы (например, уравнения общей теории относительности и "принцип неопределенности"), труднодоступные пониманию "не физиков", но которые, тем не менее, объясняют жизненные явления и предсказывают новые явления, подтверждаемые затем практикой, что дает прочное основание техническому и информационному развитию человеческого общества, приведшие, в частности, к тому, что человек вырвался из оков притяжения Земли и ступил ногой на Луну.
Что значит "сравнение" двух объектов, неважно какой природы - технической или абстрактной (умственной)? Это значит, что нужно найти то общее, что объединяет эти объекты, и те различия, которые отделяют объекты друг от друга (то есть, проще говоря, проявить возможности свойств синтеза и анализа нашего интеллекта). По этому пути мы и пойдем. Сначала мы проведем процесс сравнения мировоззрения Элсландии с мировоззрениями "четырех китов", из которых она выросла, а затем проведем сравнение с очень популярными типами мировоззрений нашей современности:
- теистическими мировоззрениями, признающими существование Бога или Божественного Сознания в каком-либо выражении,
- мировоззрениями, поддерживающими существование тонкого, астрального, мира наряду с существованием грубого, материального мира.
.
4.1. Некоторые понятия
Что мы понимаем под мировоззрением? Именно то, что буквально определено самим словом - системой взглядов (воззрений) на мир. Что мы понимаем под миром? Это все то, что находится "вне" нас, мы сами и то, что находится "внутри" нас. То есть мир - это слово, которое включает "все без исключений".
Каждое мировоззрение мы можем отнести по крайней мере к одному из трех принципов:
- моно-изм, - все (то есть мир) проистекает из единого начала;
- дуал-изм, - все порождается двумя разными по природе началами;
- поли-изм, - порождающих начал несколько, в том числе и множество, в том числе и мысль о том, что все элементы, составляющие мир, являются и порождающими началами.
Под приставкой "изм" мы будем понимать наличие первообразующего начала (его сущность, природу), можно его понимать и как "измерение" в смысле "мерности" (то есть - одномерный, двумерный, полимерный).
Под словом "теизм" мы будем понимать наличие духовного (сознательного) начала, представляемого в виде Божественного Сознания, или Бога. Монотеизм, таким образом, означает наличие единого, духовного по природе (измерению), первообразующего начала в виде Единого Бога.
Под словом "атеизм" мы будем понимать отсутствие представления о Боге в мировоззрении.
Под словом "материализм" мы будем понимать материальное, (несознательное, недуховное) первоначало.
Наш мир включает в себя, как считается, и сознательные и материальные проявления.
Есть так называемый философский ПРИНЦИП ПОДОБИЯ, по которому "подобное рождает подобное себе", и "подобное может быть рождено только подобным себе". Другими словами, по этому принципу сознательное может породить только сознательное и порождается только сознательным. Аналогичное утверждение можно сделать и для материи.
У монотеизма и у материализма возникают логические проблемы с соответствием принципу подобия. Действительно, у материалистов сознательное рождается в процессе эволюции материи, а у теистов материя есть творение сознательного начала, чего по принципу подобия не должно быть.
Дуалисты, то есть сторонники дуализма, по отношению к принципу подобия находятся в более выгодном отношении, просто объясняя все разнообразие мира различными сочетаниями и взаимодействиями материального и сознательного. Но логического объяснения самого взаимодействия (или отношений) между двумя различными началами (сознанием и материей), удовлетворяющего принципу подобия, не существует.
.
Но, может быть, принцип подобия - это "неправильный" принцип? Ответа на этот вопрос пока нет.
.
4.2. Краткое описание Элсландии
Для проведения сравнения с различными мировоззрениями нам нужно иметь компактное представление модели Элсландии, позволяющее делать представления для последующего сравнения. Попытаемся дать краткое ее описание с учетом последних изменений. Под кратким описанием модели (мировоззрения) мы будем понимать сведения, проливающие свет на три вопроса:
- описание индивидуального сознания,
- описание мира, окружающего сознание,
- описание пути развития сознания (цель и способ достижения цели).
.
Прежде всего, мы должны понимать для чего вообще нам нужно новое представление о мире и почему нас не устраивают уже существующие.
Мы хотим иметь такое представление о сознании, в котором прослеживались бы:
- путь развития индивидуального сознания,
- этапы движения по этому пути,
- возможности определения места нахождения на этом пути,
- конкретные текущие цели, стоящие перед индивидуальным сознанием при движении по этому пути и
- конечная цель движения по этому пути.
При всем при этом мы хотим полной ясности наших определений и понятий. Хотя наверняка найдутся мировоззрения более или менее следующие этой схеме, но они выражены через понятия, смысл которых утерян с течением времени и в процессе неточных переводов, дающих нам возможность знакомства с ними. Мы хотим все выразить в современных нам понятиях.
Поэтому, взяв за основу понятные нам идеи древних (которые нам интересны именно потому, что они сохранены до нас предыдущими поколениями), мы синтезируем модель сознания, используя представления различных современных областей знаний.
И такое новое представление, такое новое мировоззрение, должно обеспечить нас спокойствием и уверенностью в нашей конкретной личной жизни, такой уверенностью, которая дала бы нам надежную защиту от влияний различных осаждающих нас факторов нашего жестокого века.
.
Мировоззрение Элсландии не следует относить ни к монотеистическому, ни к материалистическому, ни к дуалистическому видам, хотя двухзвенная модель "выглядит" как дуалистическая. Почему это так? Пока ответа на этот вопрос нет, поскольку развитие модели еще не завершено.
.
Описание индивидуального сознания
Элементы потока чистого сознания (элсы) состоят из клеток сознания (дхарм), скрепленных сознательной (управляющей) структурой. Каждая дхарма элса представляет собой записанный способ (алгоритм) обработки (управления) информации. Сознательная структура (структура связи дхарм между собой) элса определяет поведение элса (выбор дхарм поведения и передача им управления), то есть его индивидуальность (неповторимость) и личность (авторизованную сознательность). Для осуществления процесса (жизни), в котором может проявиться поведение элса, необходим доступ его дхарм к устройствам (чакрам или процессорам), которые могут проявить заложенный в дхармах способ обработки (управления) информации, и доступ этого устройства к элементам (инфам), несущим эту информацию.
Элементы потока чистой материи (инфы) являются и носителями и проявителями материи, как в форме энергии, так и в форме информации, необходимой элсам. Элементы материи инфы состоят из клеток материи (информ), скрепленных информационной (связующей) структурой. Каждая информа при входе инфа в область регенератора является носителем энергии, а при выходе из области регенератора - носителем информации в виде пакета записанных в нее динамическихголограмм. Во время нахождения инфа в области регенератора входящие в его состав информы постепенно переводят свой первоначальный энергетический потенциал в динамические голографические записи, осуществляемые голографомрегенератора по управляющим сигналам от дхарм, входящих в состав активных (живущих, "воплощенных") элсов.
.
Описание мира, окружающего сознание
Все мироздание в Элсландии представляется (на текущий момент, конечно, оно с необходимостью будет изменяться в дальнейшем, поскольку нужно будет описывать новые объекты сознания - ТВОРЯЩЕЕ СОЗНАНИЕ, например) двумя кольцевыми потоками, продетыми друг в друга и поддерживающими друг друга, один из которых представляет собой поток чистого сознания, а другой - чистой материи, которая тождественна с энергией и с информацией, то есть может проявляться как энергия, а может проявляться как информация (подобно тому, как у физиков электрон, к примеру, может проявляться то - как частица, а то - как волна).
Поток сознания связан с потоком материи тремя посредниками - душой, тонким телом и голографом, принадлежащими регенератору, природа строения которых представлена тонким сознанием и тонкой материей, и которые составлены частично из "связанного не чистого сознания", и частично из "связанной не чистой материи".
В области потока чистого сознания, находящейся в регенераторе. каждыйэлс при входе в область регенератора помещается в свою собственную, отдельную от других, душу (дживу) регенератора. Регенератор состоит из множества душ, прикрепленных своими начальными точками к входному узлу регенератора (горячим вратам), а своими конечными точками - к выходному узлу регенератора (холодным вратам).
Душа регенератора- специализированное компьютерное устройство, состоящее из архетипа (дхармовой памяти, в которую помещается элс) и системы чакр (дхармовых процессоров) девяти уровней. Душа является носителем элса в процессе его регенерации ("выращивания", обучения жизни), то есть, по существу, она представляет из себя что-то вроде женской матки (как сказал бы Лао-цзы) или материнской платы (как сказали бы компьютерщики). Каждая душа может находиться либо в непроявленном (пассивном) состоянии, либо в проявленном (активном) состоянии.
Тонкое тело регенератора- специализированное компьютерное устройство, предназначенное для процесса формирования сознания элса. Тонкое тело выполняет следующие функции:
- обеспечивает подключение клеток сознания (дхарм) элса к чакрам, обеспечивающих реализацию выполнения алгоритмов, заложенных в дхармах,
- обеспечивает связь чакр всех девяти уровней с голографом, для получения необходимой информации из потока материи-информации,
- обеспечивает добывание сознательной структурой элса дхарм из непроявленных душ путем использования "технологиисилы желаний". Управляющая дхармовая структура элсов инициируется желаниями, возникающими у элсов при их "жизни в виртуальной Вселенной".
Тонкое тело поддерживает три режима формирования сознания активного элса:
- режим "сна без сновидений", в котором добываются дхармы из непроявленных душ;
- режим "бодрствования", в котором производится запись динамических голограмм поведения элса в связанную с ним в процессе воплощения информу;
- режим трансовых состояний (в том числе "сон со сновидениями"), в которых элс имеет возможность чтения записанных в его информу динамических голограмм.
Голограф - специализированное компьютерное устройство, расположенное в фокусе обоих потоков. Назначение голографа - обеспечить и поддержать процесс формирования сознания элсов.
Для выполнения этой миссии голограф:
- обеспечивает связь (интерфейс) между элементами сознания (элсами) и элементами информации-энергии (инфами);
- обеспечивает преобразование и согласование форматов обмениваемой информации (в том числе и управляющей информации);
- обеспечивает формирование и поддержание непрерывно меняющейся виртуальной Вселенной (используя для этого предписанные ему "Законы Природы"), которая является катализатором процесса формирования сознания элсов.
.
Описание пути развития сознания
Использование "технологии силы желаний" включает в себя следующее:
- "воплощение" сознания элса в одно из виртуальных тел желания поддерживаемой голографом виртуальной Вселенной;
- взаимодействие сознания элса с сознаниями других элсов активного состояния посредством активного действия своего виртуального тела желаний в пространстве виртуальных тел Вселенной;
- приобретение потенциала желаний управляющей (сознательной) структурой элса в режиме бодрствования, который может проявляться в виде силы желаний в режиме сна без сновидений, позволяющей добывать новые дхармы из непроявленных душ в этом режиме;
- осуществление контроля за своими желаниями путем просмотра голофильмов (чтения потоков записанных в его информе пакета динамических голограмм приобретенными дхармами) в трансовых состояниях (в том числе во сне со сновидениями);
- осуществление распределенной записи голограмм таким образом, что волны интерференции при записи голограмм попадают и в соседние информы инфа. Такой способ распределенной записи позволяет, в частности, просматривать в трансовых состояниях следы, оставленные в его информе действиями других элсов. Это может интерпретироваться элсом как путешествия в его "прошлое" относительно его точек состояния сознания, так и в его "будущее", являющееся "прошлым" для тех элсов, чьи записи он смотрит. Поскольку нет такого компонента как "время" в записываемых голограммах, то голограф не поддерживает понятия абсолютного времени, то есть время для каждого элса относительно, также как относителен и воспринимаемый каждым элсом виртуальный мир. Задачей регенератора в целом является лишь формирование сознания элса, то есть осуществление возможности добывания дхарм и связывания его личным способом добытых дхарм, поэтому голограф регенератора поддерживает виртуальный мир "постольку-поскольку", для инициации желаний элсов, но не для поддержания абсолютной виртуальной картины Вселенной. Поэтому сны со сновидениями и другие трансовые состояния элса могут показать ему лишь причудливые сочетания прошлых, уже записанных моментов деятельности различных элсов, которые он смотрит от своего лица с помощью своих дхарм;
- "перевоплощение" сознания элса из его тела желания, переставшим предоставлять возможность формирования его желаний в соответствии с Законами Природы, в новое виртуальное тело желания, поддерживаемого голографом виртуальной Вселенной.
Осуществление контроля за своими желаниями элс выполняет с помощью силы сознательной воли, приобретаемой им в процессе жизни. Сила воли (как всякая сила в физике) имеет величину и направление, то есть является вектором. Смысл жизни (обучения) элса состоит в том, чтобы, обретя правильный вектор силы воли, собрать такой комплекс своих дхарм, которые вместе позволят ему пройти врата перехода и покинуть область регенератора потока сознания. Этот вектор силы воли не является постоянным, в зависимости от состава дхарм и связей между ними (то есть от дхармовой структуры) он может иметь какое-либо конкретное направление, ведущее к цели. Поэтому вектор силы воли - это индивидуальная текущая характеристика элса, и правильность этого вектора силы воли (то есть направленность к цели) может определить только сам элс и никто другой. Правильность этого вектора силы воли элс может выяснить, только пользуясь своим личным накопленным опытом. В процессе накопления личного опыта элс должен использовать метод формирования этого накопленного опыта, и таким методом является мудрость - наблюдение, размышление, опыт (то есть научный метод физиков, но направленный для исследования самого себя, а не окружающей природы).
При входе в область регенератора элсы попадают в непроявленные души, где их личность пропадает (растворяется сознательная структура, связывающая дхармы) и непроявленная душа становится носителем дхарм, составляющих бывшего элса. В этом пассивном состоянии душа является поставщиком дхарм для душ, находящимся в активном состоянии, до тех пор, пока она не потеряет все дхармы. Тогда душа переходит (переключается) в активное состояние и становится носителем дхарм, которые будут добываться из душ, находящихся в пассивном состоянии. Эти вновь добываемые дхармы скрепляются сознательной (управляющей) структурой и становятся элсом, элементом сознания, который формируется (путем добывания новых дхарм из пассивных душ) до тех пор, пока все девять уровней активной души не заполнятся дхармами, после чего сформированный элс подвергается испытанию на предмет соответствия его способности к творчеству правилам ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ. Если потенциал его творчества достигает "порога перехода", элс освобождает душу и переносится из области регенератора потоком сознания в область ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ, если же нет - активное состояние души переключается на пассивное, личность элса растворяется и составляющие его дхармы будут ожидать захвата активными элсами.
.
Для упрощения процесса сравнения мы, сделав краткое описание нашего представления об Элсландии, должны сделать и краткое описание нашего представления о сравниваемых мировоззрениях. При этом нашей целью не будет их критика. Нам важно выделить из мировоззрений те моменты, которые позволят в процессе сравнения более полно понять нашу модель Элсландии. Поэтому каждое последующее сравнение будет иметь три части: краткое описание нашего представления о мировоззрении или его характерных явлений, перечисление общих черт с нашим представлением Элсландии и перечисление различий между двумя сравниваемыми моделями представлений.
.
4.3. Мировоззрение Материализма
.
1. Краткое представление
Основой мировоззрения является материалистическая модель мироздания, строящаяся на основе исследований естественных наук (таких как физика, химия, геология, биология, астрономия, астрофизика и так далее), использующих научный метод познания (наблюдение, размышление, опыт) и абстрактный математический язык для компактного описания моделей. Материя первична, делится на живую и неживую.
Описание индивидуального сознания
Сознание есть вторичный продукт, возникающий в процессе эволюции развития живой материи. Сознательная особь (человек) имеет физическое тело (для проявления человека в окружающем физическом мире) и мозг, который и проявляет функции сознания. Считается, что каждая сознательная особь проживает всего одну жизнь и с разрушением ее тела и мозга разрушается и ее сознание.
Описание мира, окружающего сознание
Эволюция развития сознания отдельных особей приводит к возникновению обществ и "общественного сознания", которое, с одной стороны, облегчает жизнь отдельных особей и их развитие в правильном для общественного сознания направлении, с другой стороны, ограничивает возможность развития отдельных особей в "неправильных направлениях". Правильное и неправильное направление определяют силы, управляющие общественным сознанием.
Описание пути развития сознания
Материалистическое общество, благодаря своим наукам, очень быстро прогрессирует в техническом отношении, но сознание, как общества, так и подавляющего большинства его особей, развивается настолько медленно по сравнению с техническим прогрессом, что можно сказать, вообще не развивается. Это подтверждается сохранением враждебных отношений особей друг к другу, в их постоянной борьбе за власть, за владение ресурсами, в уничтожении природы - основы их существования. Хотя их науки постоянно показывают единство природы (многие ученые даже занимаются поисками единых теорий), общество отделило себя от природы и назначило себе более приоритетную роль по сравнению с природой. Кроме того, все человеческое общество разбито на многочисленные мелкие сообщества и более сильные сообщества диктуют свою волю более слабым.
Родившись, особь затрачивает начальную часть своей жизни на получение знаний от общества, далее, способные к наукам, развивают знания и передают их обществу, и далее умирают. Поэтому "хранителем прогресса" сознания отдельных особей выступает виртуальное общество (поскольку общество есть не сами особи, входящие в него, постоянно рождающиеся и умирающие - а общественные отношения между ними, которые существуют более длительное время, чем время жизни отдельной особи).
Цель жизни отдельной особи выражается в устройстве благоприятного положения в обществе, получения удовольствий и наслаждений и избегания страданий. Цель развития общества, видимо, состоит в конкурентной борьбе за ресурсы планеты, в переселении на другие планеты после гибели ресурсов своей планеты, и в поднятии уровня конкурентной борьбы за выживание этого общества с международного масштаба на межпланетный, неся угрозу жизни всему Космосу.
.
2. Общее в сравниваемых представлениях
4.3.2.1. Наличие путей эволюции и инволюции существования Вселенной (существует теория в материализме, по которой расширяющиеся Вселенные, образовавшиеся после Большого Взрыва, остановят свое расширение, затем начнут сжиматься и "коллапсируют в нечто, которое будет Ничто", после чего будет опять Большой Взрыв и так далее) и Сознания и Материи в Элсландии.
4.3.2.2. Применение научного метода (по определению физика Ричарда Фейнмана - наблюдение, размышление, опыт) в изучении мироздания.
.
3. Различие в сравниваемых представлениях
4.3.3.1. Сознание не является вторичным по отношению к Материи, но не является и первичным. Материя и Сознание, с одной стороны, полностью автономны в своих потоках, но с другой стороны, существуют в целях поддержания друг друга.
4.3.3.2. В процессе, называемом ЖИЗНЬ, обязательно как присутствие элементов сознания (элсов), так и элементов материи (инфов). То есть жизнь есть процесс взаимодействия элсов между собой с использованием инфов, но существуют и другие процессы, где элсы и инфы существуют раздельно и автономно.
4.3.3.3. В Элсландии нет понятия "живой" или "живой, но не сознательной" материи. Вся материя не жива и не сознательна, элементы материи суть лишь энергия и информация в виде записанных пакетов динамических голограмм. Способностью "жить" обладают только элементы сознания.
4.3.3.4. "Материальное" тело элемента сознания (элса) не есть материя, а есть искусственный виртуальный посредник между элементом сознания и элементом материи (можно сказать мираж, призрак, виртуальная компьютерная форма представления тела).
4.3.3.5. Жизнь элемента сознания отдельной особи (элса) не прекращается с "разрушением" тела и продолжается после переселения (перевоплощения) в новое тело. Поскольку результатом жизни является накопление клеток сознания, то информация о прошедшей жизни в старом теле не нужна, поэтому она недоступна элсу в новом теле (хотя им записана в элементах материи).
4.3.3.6. Сознание элса развивается не путем получения знаний у виртуального общества, а путем добывания клеток сознания (дхарм), несущих знание, из непроявленного архива. Под знанием подразумевается умения и навыки работы с информацией и энергией, а не сама информация.
4.3.3.7. Цель жизни элемента сознания (элса) заключается в "добывании" клеток сознания из непроявленного архива. Виртуальное общество и виртуальная жизнь, организованная искусственно в соответствии с "Законами Природы", являются лишь катализатором, инициирующим средством добывания клеток сознания.
.
4.4. Мировоззрение Вед
Ведическая система воззрений, возникшая на полуострове Индостан, является самой древней системой философии из дошедших до наших дней. Она включает в себя несколько течений, принадлежащих как к системам с одним первоначалом, так и к системам с двумя первоначалами.
В ведическую систему обычно включаются следующие источники:
- четыре Веды, - Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа;
- Санкхья, основанная Капилой;
- Йога, основанная Патанджали;
- эпос Махабхарата, Бхагавадгита и Пураны;
- Упанишады;
- Веданта, завершение Вед.
.
В Ведах упоминаются как монистические, так и дуалистические воззрения, в Санкхье сначала использовался монотеистический подход, затем дуалистический, а затем снова настает период монотеизма, В Упанишадах Атман (сознательное первоначало) играет похожую роль, что и Брахман Веданты. Веданта придерживается монистического подхода.
Именно в Бхагавадгите в явном виде упоминается перевоплощение души последовательно из растения в животное, а затем в человека (и затем в полубога), что явилось первым звеном в причинах появления Круговорота Духа в модели Элсландии.
Из Ведических систем мы для сравнения в этом месте выберем только воззрения дуалистического типа, то есть дуалистическую Санкхью и Йогу, перенеся сравнение с монистическими типами на более позднее время.
.
1. Краткое представление
В формирования этого краткого представления использовался учебник Мишры Рамамурти (Шри Брахмананды Сарасвати) "Психология ЙОГИ".
Описание мира, окружающего сознание
Существуют только две фундаментальные реальности:
- Пуруша, Сознательная Сущность, - для всех бесчисленных душ;
- пракрити, бессознательная сущность, - для всей материи и материальных форм.
В конечном итоге, как утверждает Санкхья, все формы сознания растворяются в Пуруше, а все формы материи - в пракрити, изначальной энергии.
Пуруша - Сознающий Ноумен, а пракрити - бессознательный ноумен. Пуруша и пракрити вечны, всемогущи и вездесущи. Но только Пуруша обладает всезнанием, пракрити не является сознательной. Пуруша своим всемогуществом обязан пракрити. Эволюция пракрити своей математической точностью обязана сознательному руководству со стороны Пуруши. В эволюции Вселенной они взаимозависимы.
Каждая эмпирическая эволюция заканчивается инволюцией и наоборот. Из непроявленного пракрити, ноумена, элементы проявляются для феноменальной стадии, а в конце проявленные элементы снова погружаются в непроявленное.
Отличия феномена от ноумена следующие: феномены - это продукты, имеющие причину, пракрити беспричинна; продукты не вечны, пракрити вечна; продукты конечны, пракрити бесконечна; каждый продукт ограничен в пространстве и времени, пракрити - вне пространства и времени; продукты подвержены физическим, химическим, биологическим (и так далее) процессам, изменяющим их, пракрити неподвержена таким изменениям; Вселенная наполнена множеством феноменов, пракрити одна и всепронизывающа; продукты суть проявленные знаки, по которым мы догадываемся о существовании непроявленного, ноумена, пракрити.
Все эмпирические объекты и субъекты возникают из пракрити, которая потенциально содержит в себе всякое обусловленное существование. Пракрити есть единство трех космических сил (гун), которые находятся в состоянии равновесия. Дословно "гуна" означает "веревка". Гуны управляют всем многообразием вселенной, связывая ее в единое целое.
Описание индивидуального сознания
Согласно Йоге, первым продуктом пракрити является читта (субстанция разума). Читта состоит из ума (манаса), эго (ахамкары) и буддхи. Ум есть принцип наслаждения (желания) и первичного мышления. Эго - принцип реальности, подразделяющий опыт на "я" и "не-я", работающий как исполнительное должностное лицо. Буддхи является принципом суждения и высшей реальности. Посредством этих трех психологических учреждений происходит управление личностью. Они действуют совместно и называются читтой - той психической способностью, в которой проявляется Самосознание, Чити.
Никто не управляет эмпирическим "я" кроме него самого. Воплощенное "я" обладает свободой зарабатывать ту или иную карму, но оно не свободно от пожинания плодов своей кармы. В этом смысле "я" управляется своими собственными кармами, хорошими или дурными.
Буддхи развивается из ахамкары вследствие постоянного анализа жизни и медитации. Ахамкара образована из манаса. Медитирующий должен знать, что между этими тремя инструментами нет резких разграничительных линий. Разные наименования и действия не делают их отдельными. Они продолжают взаимодействовать и смешиваться на протяжении всей жизни. Из-за такого взаимодействия и взаимопроникновения эти три способности в йоге именуются читтой.
Описание пути развития сознания
Когда, благодаря постоянной медитации, читта очищена, человек (эмпирическое "я") обретает целостное сознание, которое называется свободой, или освобождением. Нужно постоянно медитировать, очищать читту, обрести осознание и достичь свободы.
.
2. Общее в сравниваемых представлениях
4.4.2.1. В основе обеих систем лежат два начала, одно из которых сознательное, а другое несознательное, причем сознательное начало управляет несознательным.
4.4.2.2. В обеих системах наблюдаются процессы эволюции и инволюции сознательных элементов.
4.4.2.3. Причиной вращения колеса эволюции-инволюции сознательных элементов в обоих системах является несознательное начало (в Санкхье - гуны, в Элсландии - поток чистой материи)
4.4.2.4. В обеих системах сознание человеческого типа является следующим шагом эволюции сознания животного типа.
4.4.2.5. В обеих системах в процессе эволюции индивидуальное сознание перевоплощается в новое тело при потере жизнедеятельности его текущего тела (реинкарнация).
4.4.2.6. В обеих системах целью эволюции человеческого сознания является освобождение от ступени уровня человеческого сознания.
4.4.2.7. В обеих системах способом освобождения от ступени уровня человеческого сознания является медитация.
4.4.2.8. В обеих системах степень (скорость) эволюции индивидуального сознания определяется его личным желанием.
.
3. Различие в сравниваемых представлениях
4.4.3.1. В Санкхье оба начала (Пуруша и пракрити) неизменны, в Элсландии оба начала (потоки чистого сознания и чистой материи) изменяются (в процессе перемещения потоков).
4.4.3.2. В Санкхье человеческое сознание эволюционирует в нирвану, конечную ступень эволюции сознания, в Элсландии сознание человеческого типа эволюционирует в ступень, предшествующую конечной ступени.
4.4.3.3. В Санкхье конечная ступень (нирвана) освобождена от какой-либо деятельности, в Элсландии конечная ступень (ТВОРЯЩЕЕ СОЗНАНИЕ) занимается творящей (творческой) деятельностью.
4.4.3.4. В Санкхье в конечной ступени растворяется индивидуальная личность сознания, в Элсландии в конечной ступени сохраняются индивидуальные личности сознания (элсы).
4.4.3.5. В Санкхье степень (скорость) эволюции индивидуального сознания определяется его накопленной кармой (прошлой деятельностью), в Элсландии она определяется не кармой, а накопленными дхармами и положением точек состояния элса. Ни плохая, ни хорошая прошлая деятельность в Элсландии не влияет на текущее развитие сознания элса. То есть, в Элсландии нет закона кармы.
.
4.5. Мировоззрение Буддизма
Буддистское мировоззрение является, видимо, одним из самых миролюбивых и самых абстрактных мировоззрений, дошедших до наших времен и привлекательно даже для великих аналитических умов. Так, физик-материалист Альберт Эйнштейн, автор теорий относительности, с симпатией относился к этому мировоззрению, говоря, что уж если бы ему пришлось стать верующим, он выбрал бы буддизм. Психолог-аналитик Карл Юнг в своем предисловии к буддистской "Тибетской книге мертвых" показал, что процесс перевоплощения сознания при смене тела, описываемый в этой книге, по существу является процессом, обратным инициации сознания в Самость (то есть процесс воплощения в тело мы можем считать "уходом" от Самости).
В знак признания миролюбивых качеств этого мировоззрения одно из его понятий, а именно - дхарма (качества ума), использовано для обозначения "клетки сознания" в модели Элсландии, из которых "выращивается" сознание элса. В ведическом мировоззрение слово "дхарма" связано с понятием "закон". В буддизме понятия "Закон"и "Учение" обозначаются как "Дхарма", то есть с большой буквы, а "дхарма", с маленькой буквы, означает "качества ума".
Основатель буддистского мировоззрения Гаутама-будда пришел к состоянию "освобождения сознания", или "просветления", видимо, в результате практики различных видов йоги, причем самостоятельно, не пользуясь ни помощью гуру (учителя, наставника), ни вообще чьей-либо помощью. Этим он доказал, что стремление к развитию сознания есть процесс, заложенный в самих Законах Природы и (вообще говоря) не требует обязательного присутствия никаких гуру. Но пройденный им путь оказался таким трудным, что он создал свое видение процесса освобождения и в соответствии с этим своим новым представлением этого процесса он с энтузиазмом и успешно занимался многие годы практикой помощи "освобождения" другим, то есть своим последователям. К каждому последователю он старался найти личный подход, и множество таких подходов, основанных на его личном мировоззрении, впоследствии и начали называть буддизмом.
Учение самого Гаутамы впоследствии назвали "малой колесницей" освобождения или хинаяной (тхеравадой). После перехода Гаутамы в нирвану, его последователи развили его учение в "большую колесницу" или махаяну, где основную роль в процессе освобождения они положили деятельности гуру, которые достигли освобождения, но отказались от перехода в нирвану в целях оказания помощи освобождения другим. Таких просветленных гуру назвали бодхисатвами.Последующие поколения последователей махаяны превратили ее уже в "алмазную колесницу", или ваджраяну, целью которой уже стало быстрое достижение состояния просветления. Можно сказать, что целью служителей Ваджраяны является стремление поставить процесс "просветления" на поток.
Одной из основ буддизма является принцип ненасилия (ахимса). Но наш век настолько жесток, что даже буддизм не может устоять перед такой жестокостью, поскольку одна из японских буддистских сект принялась травить людей газом в японском метро. Это факт не следует относить к буддистскому мировоззрению, этот факт следует считать признаком того, что секта сошла с ума, причем не только с "буддистского ума", но и вообще с человеческого.
Видимо, нужно все же различать понятия "мировоззрение" и "религия". Мировоззрение - это система согласованных между собой взглядов на весь мир. Под религией же следует понимать надстройку над мировоззрением, то есть систему взглядов "профессиональных" служителей культов, созданных для поддержания и обслуживания того или иного мировоззрения. Когда сознательная личность желает самостоятельно выбрать свое воззрение на мир, она анализирует существующие мировоззрения и находит наиболее ей привлекательное, а если такового не оказывается, то она синтезирует свой вариант мировоззрения. В этом случае не нужен никакой гуру. Когда же у сознательной личности нет желания заниматься таким анализом, а окружающая действительность принуждает иметь какое-то мировоззрение, то в таком случае к ее услугам тут как тут служители различных уже разработанных религиозных культов. В этом случае личность отдается на милость гуру и различных адептов и служителей религий, которые предоставляют необходимый "сервис" и которые "освобождают" от размышлений на темы мировоззрений. Но ничего не делается просто так, и за этот "сервис" служители религиозных культов требуют полного подчинения их рекомендациям и игнорирования рекомендаций служителей других религий.
Одно и то же мировоззрение может "сопровождаться" множеством религий (надстроек), отличающихся друг от друга какими-нибудь деталями на воззрение, но которые поддерживаются уже своими собственными культовыми служителями, не желающими смешиваться с другими. Этим и объясняется тот факт, что при наличии немногих базовых мировоззрений, для перечисления которых хватит пальцев двух рук, существует бесчисленное множество религий и культов.
Под буддистским мировоззрением мы, вследствие всего сказанного, будем понимать воззрение, следующее из сутр самого Гаутамы-будды, то есть то, что называют "малой колесницей" (хинаяной), а Махаяну и Ваджраяну мы будем считать религиозными надстройками. Основное отличие мировоззрения от религиозного культа в том, что основы мировоззрения доступны м открыты для всех одинаково, основы же религии доступны лишь избранным. Часто религиозные культы состоят из двух частей, одна из которых "для народа", а вторая для служителей.
Учение буддистов, распространяясь из Индии по всему миру и соприкасаясь с формами существующих местных мировоззрений и религий, само начало принимать различные формы. Так, в Тибете, под влиянием местной религии бон образовались четыре крупные школы тибетского буддизма, явившихся родоначальниками многочисленных ветвей: Ньингма (одним из выдающихся ее учителей был Падмасамбхава), Сакья (считает своим основателем индийского адепта Вирупу, монашеское имя Дхармапала), Кагью (считает своим основателем индийского адепта Тилопу, за ним последовали Наропа, Марпа Переводчик и Миларепа) и Гелугпа (основатель - Дже Цзонкапа, непосредственный ученик которого стал первым Далай-Ламой). В Китае под влиянием местных, в том числе и даосских, мировоззрений образовалось учение Чань-буддизма, которое после пятого патриарха распалось на северное и южное направление. В Японии под влиянием воззрений самураев возник Дзен-буддизм.
Конечно, такое "размножение" при распространении характерно не только для буддистского мировоззрения.
.
1. Краткое представление
Краткое знакомство с учением буддистов мы проведем в соответствии с сутрой самого Гаутамы-будды, известной как "Большая сутра об основах осознанности". В этом кратком представлении нет описания индивидуального сознания и описания окружающего мира, поскольку здесь это относится к религиозным надстройкам. Сущность же учения Гаутамы, то есть сущность его мировоззрения, есть путь развития сознания.
Описание пути развития сознания
Существует единственный путь очищения существ, достижения нирваны, а именно - четыре основы осознанности:
--
созерцание тела,
--
созерцание чувств,
--
созерцание ума и
--
созерцание качеств ума.
Созерцание тела включает в себя осознанность дыхания, осознанность положения тела, осознанность через бдительность, созерцание нечистоты тела, размышление над материальными элементами и созерцания на кладбище. Следовательно, осознанность созерцающего соотносится с мыслью "тело существует" по мере необходимости, только ради знания и осознанности, и таким образом он отслеживает тело в теле.
Созерцание чувств(ведана) включает в себя распознавание того чувства, которое созерцающий испытывает в данный текущий момент и его осознанность соотносится с мыслью "чувство существует" по мере необходимости, только ради знания и осознанности, и таким образом он отслеживает чувства в чувствах.
Созерцание ума(читта) включает в себя распознавание того ума, который созерцающий ощущает в данный текущий момент (ум со страстью или без страсти, ум с отвращением или без отвращения, ум с заблуждением или без заблуждения, суженое или не суженое состояние ума, развитое или не развитое состояние ума, состояние ума, по отношению к которому есть или нет более высокие состояния, сосредоточенное или не сосредоточенное состояние ума, освобожденное или не освобожденное состояние ума). Таким образом, он отслеживает ум в уме внутренне, либо ум в уме внешне, либо факторы возникновения в уме, либо факторы исчезновения в уме, и его осознанность соотносится с мыслью "ум существует" по мере необходимости, только ради знания и осознанности, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире, отслеживая ум в уме.
Созерцание качеств ума(дхарм) включает в себя:
--
пять препятствий,
--
пять групп привязанности,
--
шесть внутренних и внешних сфер чувств,
--
семь факторов просветления и
--
четыре благородные истины.
Пять препятствий (ниварана) включает в себя распознавание присутствия или отсутствия чувственного желания, недоброжелательности, лени и сонливости, неугомонности и беспокойства, а также неуверенности. Пять групп привязанности (кхандха) включает в себя созерцание возникновения или исчезновения материальной формы, чувства, восприятия, конструкции, а также сознания.
Шесть внутренних и внешних сфер чувств (аятана) включает в себя созерцание глаза и зрительных форм, уха и звуков, носа и запахов, языка и вкусовых ощущений, тела и объектов осязания, а также интеллекта и идей.
Cемь факторов просветления (бодджханга) включает в себя распознавание присутствия или отсутствия просветляющих факторов осознанности (сати), исследования качеств ума (дхарма-вичая), настойчивости (вирья), восторга (пити), безмятежности (пассадхи), сосредоточения (самадхи), а также беспристрастия (упеккха).
Четыре благородные истины (арья-сачча) включает в себя:
--
благородную истину о страдании (рождение, старение, смерть - это страдание; печаль, слезы, боль, горе и отчаяние -это страдание; неполучение желаемого - это страдание; короче говоря, путь групп привязанности (упадана кхандха) - это страдание),
--
благородную истину о происхождении страдания (пристрастие (танха), которое вызывает дальнейшее становление (бхава), сопровождаемое страстью и наслаждением, ищущее удовольствий то здесь, то там, - то есть пристрастие к чувственности, пристрастие к становлению, пристрастие к не-становлению),
--
благородную истину о прекращении страдания (полное затухание и прекращение, отречение, отбрасывание, освобождение и оставление именно этого пристрастия (танха)) и
--
благородную истину о пути практики, ведущему к прекращению страдания (благородный восьмеричный путь:
- правильное понимание (диттхи),
- правильная решимость (санкаппа),
- правильная речь (вача),
- правильное действие (камманта),
- правильный образ жизни (аджива),
- правильное усилие (ваяма),
- правильная осознанность (сати) и
- правильное сосредоточение (самадхи)).
Правильное понимание - знание о страдании, знание о происхождении страдания, знание о прекращении страдания, знание о пути практики, ведущем к прекращению страдания.
Правильная решимость - решимость, направленная на отречение, на свободу от зла, на непричинение вреда.
Правильная речь - воздержание от лжи, от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи и от пустой болтовни.
Правильное действие - воздержание от лишения жизни, от воровства и от половых сношений.
Правильный образ жизни - честный образ жизни.
Правильное усилие - вызывание у себя желания (чханда), приложение всех сил, вырабатывание настойчивости (вирья), поддерживание и проявление своего намерения (читта) ради не-возникновения еще не возникших неблагоприятных неискусных качеств (акушала-дхарма), ради возникновения еще не возникших искусных качеств (кушала-дхарма), для поддержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства возникших искусных качеств.
Правильная осознанность - жизнь, умеющая преодолеть в этом мире корысть и горе, отслеживающая четыре основы осознанности.
Правильное сосредоточение - достижение четырех дхъян (состояний ума):
- При этом созерцающий, совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный е неискусным качествам (акушала-дхарма), входит и остается в первой дхъяне: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые направленной мыслью (витакка) и анализом (вичара).
- С остановкой направленной мысли и анализа, он входит и остается во второй дхъяне: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от направленной мысли и анализа, внутренняя уверенность (аджджаттам-сампасаданам).
- С угасанием восторга (пити), он пребывает в беспристрастии (упекха), с осознанностью (сати) и бдительностью (сампаджнанна), испытывая физическое удовольствие (сукха), он входит и остается в третьей дхъяне, и о нем благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто беспристрастен и распознает".
- С отбрасыванием удовольствия и страдания, так же, как перед этим исчезли радость и горе, он входит и остается в четвертой дхъяне: осознанности, очищенной беспристрастием (упекха-сати-паришуддхи), ни удовольствии, ни страдании.
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, либо качества ума в качествах ума внешне, либо факторы возникновения в качествах ума, либо факторы исчезновения в качествах ума, и его осознанность соотносится с мыслью " качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и осознанности, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. Таким образом, он отслеживает качества ума в качествах ума.
И любой, кто будет таким образом практиковать эти четыре основы осознанности, сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения".
.
2. Общее в сравниваемых представлениях
4.5.2.1. В обоих представлениях "кирпичиками" сознания являются дхармы.
4.5.2.2. В основе обоих представлений лежит понятие о пути развития сознания, выводящим за границы интеллекта.
4.5.2.3. В обоих представлениях прописаны этапы пути развития сознания.
4.5.2.4. В обоих представлениях возможно определение своего положения индивидуальным сознанием на пути развития.
4.5.2.5. В обоих представлениях возможно определение конкретных текущих целей, стоящих перед индивидуальным сознанием при движении по пути развития.
4.5.2.5. В обоих представлениях поставлена конкретная конечная цель движения по пути развития сознания.
4.5.2.6. В обоих представлениях достижение конечной цели движения по пути развития сознания может быть остановлено вращающимся бесконечным потоком циклов перерождений (перевоплощений), требующим его активного преодоления и увлекающим пассивно ведущие себя индивидуальные сознания (круг Сансары в буддизме и "подводное" замкнутое течение, проходящее через проявленный и непроявленный миры состояний в Элсландии).
.
3. Различие в сравниваемых представлениях
4.5.3.1. В буддизме путь развития интеллекта приводит к его угасанию и прекращению в нирване, в Элсландии же путь развития приводит к усилению интеллекта (из моно-интеллекта с речевым общением он превращается в мульти-интеллект с голодинамическим общением).
4.5.3.2. В буддизме конечной целью движения по пути развития сознания является состояние нирваны - бессознательного по существу состояния. В Элсландии конечной целью является достижение состояния ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ, активного и деятельного сознания.
4.5.3.3. В буддизме нет понятия "души" ("дживы"), есть только одни дхармы (качества ума), потоки дхарм, движение которых порождает иллюзии всего остального (в тибетском буддизме есть только ум). В Элсландии существует понятие души, включающей в себя архетип (память дхарм) и чакры (процессоры, работающие под управлением дхарм)
.
4.6. Мир Компьютерных Технологий
В качестве базовой идеи построения Элсландии мы взяли идею "Круговорота Духа" из Ведических представлений, а вот в качестве базовых понятий мы берем понятия из мира компьютерных технологий. Почему это так? Потому что эти понятия понятны нам, поскольку они рождаются прямо у нас на глазах. Но откуда у нас берется уверенность, что эти новейшие понятия можно совместить с древнейшей идеей?
Такую уверенность дает нам "Принцип Подобия", который можно выразить следующим образом:
a) Сознательное"Нечто" может породить только себе подобное сознательное "что-то";
б) Каждое сознательное "что-то" может быть порождено только подобным себе сознательным "Нечто".
Этот принцип для сознательных явлений играет такую же значимую роль, какую играют принципы относительности Эйнштейна и принцип неопределенности Гейзенберга в применении к физическим явлениям.
Поскольку тем "Нечто", который породил "компьютер", является "Человек", вернее, человеческое сознание, то согласно принципу подобия "компьютер в каком-то смысле подобен Человеку", вернее, компьютерное сознание подобно человеческому.
Но как мы можем сравнивать наш человеческий интеллект с сознанием "конечных автоматов", которыми фактически являются компьютеры, и вообще можно ли считать, что компьютеры обладают каким-либо сознанием? К тому же, компьютерами управляет человек, а человек управляется "самим собой", не правда ли?
Вот на этом мы и остановимся поподробнее.
.
Начнем с того, что активными элементами у элсов, обладающим возможностью действия, являются дхармы. У компьютеров возможностью действия обладают программы, которые играют ту же роль, что и дхармы. У элсов действие дхармы осуществляется через чакру души, тонкое тело и "грубое" тело. У компьютеров действие программы осуществляется через процессор (аналог чакры), контроллер (аналог тонкого тела) и внешние устройства (аналог грубого тела). Для выполнения действий дхармы элсов нуждаются в информации. И программы компьютеров точно также для выполнения действий нуждаются в информации. Каждый элс имеет многочисленный набор дхарм, управляемых дхармовой структурой. Но и каждый компьютер имеет многочисленный набор программ, управляемых операционной системой, которая играет роль дхармовой структуры. То есть, идеология функционального строения элсов подобна идеологии функционального строения компьютеров, то есть интеллектуальные элсы могут порождать подобные себе компьютеры. Так выглядит картина при взгляде со стороны элсов на компьютеры.
Посмотрим в обратном направлении. Программы компьютера созданы человеком. Но и дхармы элсов тоже кем-то созданы, сознание элсов формируется накоплением уже созданных дхарм (вопрос о том, кем созданы дхармы, мы рассмотрим во второй книге об Элсландии). Компьютер создавался человеком для того, чтобы он часть своих действий мог переложить на компьютер, то есть в некотором смысле мы можем сказать, что компьютер есть некоторый заменитель человека. В некотором смысле мы даже можем считать компьютер расширением возможностей человека, то есть, мы постепенно подобрались к идее, что компьютер создается человеком как "часть его самого". Но и элсы в области потока сознания, которую мы теперь называем "областью регенерации элсов", тоже создаются как части Того, кто породил эту область потока, как составляющие элементы ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ.
Окончательно мы можем сказать, что в Элсландии деятельность интеллектуальных элсов по созданию компьютерных систем подобна деятельности ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ по созданию мульти-элсов.
Но должны же отличаться чем-то компьютерные системы от интеллектуального сознания? Похоже, что есть всего два существенных различия - в размерах памяти и в степени интегрированности активных элементов сознания. То есть, образно говоря, если у элемента ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ ЭЛСЛАНДИИ понизить степень интегрированности активных элементов (элсов) и сократить размер памяти (архетипа души), то такой элемент сознания превратится в обычный компьютер.
Может ли быть справедливым обратное утверждение, что если увеличивать степень интеграции программ компьютера и размер памяти, то при достижении некоторых значений произойдет превращение компьютера в интеллектуальный элемент сознания?
Да, именно это и произойдет в Элсландии. Такие предельные (критические) значения степени интеграции и размеров памяти являются значениями своеобразного "фазового перехода" сознания, своего рода перехода "количества в качество".
Итак, элс, достигший своего развития и вышедший в поток из области регенератора сознания, является по своей сути развившимся суперкомпьютером, то есть "конечным автоматом", перешедшим в качество интеллектуального мульти-элса, элемента ТВОРЯЩЕГО СОЗНАНИЯ.
.
4.7. Теистические мировоззрения
Монистическое (единственное) первоначало может приводить как к атеистическим мировоззрениям (например, материализм и буддизм), так и к теистическим. К теистическим мировоззрениям мы отнесем такие мировоззрения, в которых первоначалом всего является или Божественное Сознание, или Бог. Такая направленность мировоззрений выражается в двух формах:
- Божественное Сознание безлично,
- Божественное Сознание, или Бог, является личностью.
.
В качестве примера первого случая мы рассмотрим мировоззрение Веданты (Завершения Вед), а в качестве второго - мировоззрение православных христиан.