Ясько Георгий Юрьевич :
другие произведения.
Руки прочь от Троицы!
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Ясько Георгий Юрьевич
(
barsenal@nm.ru
)
Размещен: 29/11/2008, изменен: 17/02/2009. 40k.
Статистика.
Статья
:
Философия
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
"Русский медведь" отбирает у бесправного в его берлоге русского народа последнее достояние.
РУКИ ПРОЧЬ ОТ ТРОИЦЫ!
Попы хотят прибрать к загребущим рукам, запачканным безакцизным табаком и нефтью
"величайшее из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти"(Флоренский)
Троицу Рублёва.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=66785&cf
=
Они это мотивируют тем, что, мол, эта икона писалась не для созерцания её в музее, а для молитвы в Храме.
Но созерцание произведения искусства такого уровня и есть молитва - воссоединение духа человека
с Божественным Всеначалом.
Как тут не привести слова Н.К.Рериха: "Церковь не приносила искусства.
Церковь на искусстве становилась". (Н.К. Рерих. Сочинения. М. 1914, т. 1, с. 133.)
Так же мыслили "старые православные". Великий философ и православный священник
П.А. Флоренский так выразил укоренённость православия в Культуре, искусстве:
"Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то,
о котором даже не упоминается в учебниках: примерно оно может быть построено умозаключением
"Есть "Троица" Рублева, следовательно, есть Бог".
Соподчинённость всех нитей Культуры, свивающихся в религию, науку, искусство, право и т.п.,
он демонстрирует нам как раз на примере молитвы: "Вот сторона культуры, по-видимому самодовлеющая
и желающая быть самодовлеющей. Но она единством целей связана со всею техникой, с бытом...
Для осуществления молитв нужны Храмы, например, а для них архитектура, т.е. вся организация знания,
художники, т.е. вся организация искусства, для художников же - химики, готовящие краски, горные промыслы,
добывающие красящие вещества из недр земли, заводы, их перерабатывающие, плантации, доставляющие масло,
сельские хозяева, дающие пшеницу и вино, стальные заводы, доставляющие земледельцам орудия для
обработки поля, и т.д. и т.п. Каждый объект культуры предполагает тысячи других, те - опять других и т.д.
Бесконечно многообразная ткань культуры оказывается связанной с таким чуждым, по видимому,
жизни фактором, как молитва. Да и то, мы взяли ее со стороны внешней. А возьмем со стороны внутренней.
Каждое слово молитвы подразумевает существование всей суммы догматических понятий,
исторически это значит, что включается сюда все прошлое церковной жизни,
более - вообще религиозной жизни человечества. В наших молитвах вы увидите термины философии,
образы поэзии, идеи, отзвуки которых находим в тысячелетиях... Каждая ниточка культуры подразумевает
всю культуру, вне которой она не может быть". (П.А. Флоренский. Сочинения. М.,99, стр. 25 - 26.)
Независимо от того сознаёт это сам созерцающий Троицу человек, или нет,
его сознание в это время открывается для Божественных энергий.
В том-то и ценность искусства, в том и волшебная сила его, что действует оно стихийно,
непреодолимо, нечеловеческой властью, которой оно и явлено нам.
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку.
Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!
Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву,
Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных?
Нет, то не Гете великого Фауста создал, который,
В древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской,
С образом сходен предвечным своим от слова до слова.
Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,
Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов,
Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,
Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса?
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
O, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака все ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье...
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолетное помни виденье!
А.К. Толстой. [Октябрь 1856]
Да и сама Троица (ок. 1408) писалась "в похвалу Преподобному Сергию",
"дабы взиранием" на неё " побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".
А что же сделали церковники? Спустя 170 лет после её написания, изготовленная по старинным рецептам
олифа так потемнела, что пришлось трижды "поновлять" гениальную живопись Рублёва,
т.е. её закрасили тремя слоями краски и тремя слоями олифы.
А сверху ещё приколотили гвоздями оклад из золота и серебра, оставив открытыми только Лики и Ладони Ангелов.
"Поновлённые". На сотни лет непроницаемой металлической заслонкой загородив людей от
Божественного воздействия, дверями, окном (См. "Иконостас", "Обратная перспектива" П.А. Флоренского.)
для которого и служит этот шедевр.
Сотни лет никто не знал - какая она на самом деле Троица Рублёва
и почему ею так восхищались современники мастера.
Именно реставраторы Г.О.Чириков, В.А.Тюлин, И.И.Суслов и Е.И.Брягин воскресили эту убитую попами Икону к жизни.
Так что не надо церковникам нас учить древнерусскую живопись любить, холить и лелеять.
Причём, первая попытка снять с живописи XV века позднейшие наслоения была сделана в 1905 году.
Троица тогда была раскрыта в первоначальном виде благодаря стараниям И.С. Остроухова и В.П. Гурьянова;
последнему "пришлось снять с иконы несколько последовательных слоёв записей,
чтобы добраться до подлинной древнейшей живописи, по счастью, достаточно хорошо сохранившейся".
К сожалению, после этой чистки икону опять заковали в старую золотую ризу.
Это значит, что связывать дальнейшие изменения судьбы великого шедевра живописи
с "большевицким ограблением церкви" - по крайней мере некорректно.
И не надо говорить, что в Третьяковке выставляется "краденное" "украденное большевиками у РПЦ МП",
как это сделал прессаташе патриарха РПЦ МП А. Реригера со скошенными
"от постоянного говорения правды" глазами. Не украдено у человечества было это величайшее
произведение живописи, когда, уже, полностью раскрытое, оно в 1929 году было перенесено
из одного святого места России - Троицкой лавры, в другое её же святое место - Третьяковку,
а наоборот, - наконец-то возвращено ему.
Да и, строго говоря, эта икона - старинного древлеправославного письма, средний ангел благословляет
Чашу двумя перстами, а не никонианским "кукишем". Давать древлеправославную святыню в руки никониан?
Вспомним, как были найдены 3 великие иконы Звенигородского чина. Реставратор Г.О.Чириков,
по привычке всех реставраторов осматривать чердаки, подвалы и другие подсобные помещения,
в дровяном складе близ Успенского собора "на Городке" в Звенигороде, во время обследования строений,
принадлежащих этому древнему храму, под грудой дров обнаружил три совершенно темные доски с
местами осыпавшейся краской. После расчистки этих досок открылись три древние иконы,
атрибутированные И.Э.Грабарем как произведения Андрея Рублева.
Среди них Звенигородский Спас, называемый Русским Христом, спасённый реставраторами от никониан.
А. Рублёв, как отмечают летописцы, был необычайно плодовитым художникам,
Особенно он любил рисовать Спаса. А дошедшие до нас его шедевры можно по пальцам пересчитать.
Сколько же икон А. Рублёва никониане погубили?
"В XVIII и XIX веках древнерусская икона, кроме того, была по многим причинам не в фаворе,
и даже более того - подвергалась гонениям. Она слишком много напоминала новаторам
древнеправославные догматы, а потому старинные иконы уничтожались, из храмов выкидывались,
у старообрядцев отбирались и складывались на чердаках, колокольнях, в подвалах и погребах,
где от сырости, птиц и других причин гибли, а храмы заменяли древние иконы новыми,
по большей части бездарными произведениями современного иконописания.
Мне вспоминается один ужасающий пример вандализма в конце прошлого столетия. -
Продолжает знаток икон С.П. Ряпушинский. - В самом центре Москвы
сторожа церкви 12 Апостолов в Кремле, в подвале которой были сложены древние иконы,
в 1896 году кололи их на дрова и топили ими печи".
(Общество "Икона" в Париже. М - Париж, 2002, т.2, стр. 156.)
И вот эти люди будут учить нас обращаться с иконами? Эти люди будут учить нас молиться Богу?
"Судьба прекраснейших произведений древнерусской иконописи до недавнего времени выражалась
в одной из этих двух крайностей икона или превращалась в черную как уголь доску
(в результате небрежения, без принятия соответствующих мер, олифа, покрывавшая живопись иконы, чернела - Г.Я.),
или заковывалась в золотую ризу; в обоих случаях результат получался один и тот же -
икона становилась недоступной зрению. Обе крайности в отношении к иконе, пренебрежение,
с одной стороны, неосмысленное почитание - с другой, свидетельствуют об одном и том же:
мы перестали понимать икону и по тому самому её утратили. Это - не простое непонимание искусства;
в этом забвении великих откровений прошлого сказалось глубокое духовное падение".
Писал в 1918 году, взяв за пример как раз судьбу Рублёвской Троицы, вдохновенный русский
философ кн. Е.Н. Трубецкой. "В результате получается нечто ещё худшее, чем превращение иконы в чёрную,
обуглившуюся доску... Этот обычай заковывать икону в ризу... представляет собою на самом деле
скрытое отрицание религиозной живописи; в сущности, это бессознательное иконоборчество.
Результатом его является та "утрата" иконы, то полное забвение её смысла, о котором я говорил.
Вдумайтесь в причины этой утраты, и вы увидите, что в судьбе иконы отразилась судьба русской церкви...
Как в расцвете иконописи отразился духовный подъём поколений, выросших под духовным
воздействием величайших русских святых, так и в падении нашей иконописи выразилось
позднейшее угасание нашей религиозной жизни. Иконопись была великим, мировым искусством в те дни,
когда благодатная сила, жившая в церкви (речь идёт о Преподобном Сергии - Г.Я.), созидала Русь;
тогда и мирской порядок был силён этой силой. Потом времена изменились.
Церковь испытала на себе тлетворное влияние мирского величия...
стала превращаться в подчинённое орудие мирской власти...
Потемневший лик иконы в богатой золотой одежде - вот яркое изображение церкви..."
(Е.Н. Трубецкой. Смысл жизни. М., 94, стр. 287 - 288)
Изумительное изображение Символа Троицы, данное нам Преподобным Сергием,
вдохновителем Рублёва принадлежит всему народу, всему человечеству, а не только клиру РПЦ МП.
"... символика не измышляется кем бы то ни было, не возникает через обусловливание,
а открывается духом в глубинах нашего существа, в средоточии всех сил жизни и отсюда изводится,
воплощаясь в ряде последовательных, друг на друге наслояющихся оболочек, чтобы наконец
родиться от познавшего и давшего ей воплотиться созерцателя. Основа символики - не произвол,
а сокровенная природа нашего существа: язык символов, - а он и есть вообще язык,
ибо и язык словесный символичен, хотя есть язык языка, - язык символов заложен в нас
в самом творении нас, и при том не как врожденный, то есть к нам присоединенный,
и потому могущий быть и могущий не быть, а как неотделимый от самого существа нашего, как такой,
без которого мы не были бы вообще возможны, то есть как априорный. Он недрится в глубочайших наших основах...
Основа символики - сама реальность. Вот почему священные книги всех народов, мудрецы, мистики и поэты
столь единодушны в языке символов: они открывают его в себе, а не сочиняют его...
И посвящение не извне привносит в нас язык символов, но раскрывает и воспитывает врученные ему задатки.
Может быть, без такого воспитания в некоторой исторической среде некоторого сверх-народа,
каковым должно считать всю организацию посвятительных центров в ее целостности,
может быть, без этого прикосновения к над-индивидуальным общественным силам
не может проявиться сокрытый в возможности символический язык: думаю так,
но тем не менее, этот язык исходит по существу своему из недр личности".
(П.А. Флоренский. Сочинения. ФН. т.128. М., 99, стр. 425).
Так что, место Троицы как раз и только в Третьяковке, где её без церковничьих помех могут созерцать все люди -
независимо от расы, пола, возраста и вероисповедания.
Так касаясь Неба, до которого межконфессиональные перегородки не достают.
Преподобного Сергия, создателя русского национального характера, родоначальника Земли Русской
в его великом подвиге сопровождали помимо аскетов - строителей общин, художники во главе
с гениальным Рублевым. Великая радость России, прикоснувшейся к небесному огню,
сведенному на землю подвигом Сергия, выплеснулась необыкновенным
расцветом иконописи ХV века. Е.Н. Трубецкой пишет: "Раньше русский народ знал Россию
преимущественно как место страдания и унижения, св. Сергий впервые показал ее в ореоле
божественной славы, а иконопись дала яркое изображение явленного им откровения".
"Что видел, что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне?
Вблизи вой зверей да "стражи бесовские", а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли,
подневольной татарам. Люди, звери, бесы - все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного.
Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его.
Люди беснуются, а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей. Они являются к святому,
как "стадо бесчисленно" и разом кричат на разные голоса:
"Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в этой пустыне? Ужели ты не боишься умереть с голода,
либо от зверей, или от разбойников и душегубцев!" Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и,
побеждая ад восстанавливает на земле тот мир человека и твари, который предшествовал грехопадению.
Из тех зверей один, медведь, взял в обычай приходить к преподобному. Увидел преподобный,
что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо из его пищи,
и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая на пень или на колоду.
А когда не хватало хлеба, то голодали оба - и святой, и, зверь, иногда же святой отдавал
свой последний кусок и голодал, "чтобы не оскорбить зверя"...
Эта страница жития св. Сергия представляет собою ключ к пониманию самых вдохновенных
замыслов иконописи ХV века. Вселенная как мир всей твари, человечество, собранное вокруг Христа и Богоматери,
тварь собранная вокруг человека в надежде на восстановление нарушенного строя и лада, -
вот та общая заветная мысль русского пустынножительства и русской иконописи,
которая противопоставляется и вою зверей, и стражам бесовским, и звероподобному человечеству".
Как будто бы о наших бесчеловечных временах он пишет дальше:
"Казалось бы, что может быть общего между исторической обстановкой тогдашней и современной.
"Пустыня", где жил св. Сергий, густо заселена; и не видно в ней ни зверей, ни бесов.
Но присмотритесь внимательнее к окружающему, прислушайтесь к доносящимися до вас голосам:
разве вы не слышите со всех сторон звериного, волчьего воя и разве вы не наблюдаете ежечасно страж бесовских?
В наши дни человек человеку стал волком. Опять, как и встарь, стадами бродят по земле хищные звери,
заходят... в мирные селения... обнюхивая их и ища себе вкусную пищу.
Хуже или лучше от того, что это - волки двуногие? Опять всюду стоны жертв грабителей и душегубцев.
И разве мы теперь не видим страж бесовских? Те бесы, которые являлись св. Сергию, чрезвычайно
напоминали людей; но разве мало в наши дни людей, которые до ужаса напоминают бесов?..
Это всё то же "стадо бесчисленно"... Только внешний вид у этих искусителей изменился.
Св. Сергий видел их в остроконечных литовских шапках. Такими писали их тогда на иконах.
Теперь мы видим их в иных одеяниях; но разница - в одеянии, а не в сущности.
"Бесовские стражи" и теперь всё те же, как и встарь, а "мерзость запустения,
стоящая на месте где не должно", сейчас не лучше, а много хуже, чем в дни святого Сергия.
И опять... со всех сторон несётся вопль отчаяния: спасите, родина погибает".
(Е.Н. Трубецкой. Смысл жизни. М., 94, стр. 279 - 290)
Святого ясновидца П.А. Флоренского, одного и величайших русских гениев чекисты окончательно забрали
в ночь с 25 на 26 февраля 1933.
На вопрос о причине ареста чекист ответил его жене:
"За то, что доказал, что Бог есть".
Вот откуда то булгаковское:
"Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!"
С ЧК
всё ясно, но почему Флоренского так ненавидят попы?
"За сознательное коснение в ереси свящ. Флоренский на основании вышеупомянутого п
ослания С
вятейшего Синода
должен был быть лишен сана, но избежал этого сначала из-за умелого ухода в тень, а затем
по причине
наступившего смутного времени". (Яковенко Б.
<
М.Редькин
>
Богословско-философский модернизм свящ.
Флоренского в свете православия. Земля. 89, N 11, 1 нояб.) Тут конечно, следовало бы внести уточнение,
что не Флоренский умело ушел в тень, а его туда умело увели сотрудники НКВД,
но оторопь вызывает в подобных утверждениях совсем другое: до чего нас довели, если церковный человек
(а Михаил Редькин, если не ошибаюсь, священник) мученическую гибель Флоренского
в сталинских лагерях пытается выдать за ловкую карьеру". (Флоренский:
pro
et
contra
.СПб, 2001, стр.608.)
В
о-первых связи поповства с КГБ всем прекрасно известны.
П
ример:
в официальном документе парламента
России, распространенном в марте 1992 г., говорится: "По линии ОВЦС (Отдела Внешних Церковных Связей
Святейшего Синода Московского Патриархата - Г.Я.) выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ
агенты, обозначенные кличками "Святослав", "Адамант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и др.
Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства
и его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих"
("Частное определение Комиссии Президиума Верховного Совета России
по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП")
Во - вторых, ясновидящий Флоренский прекрасно видел,
кто
руководит на самом деле РПЦ.
Вот чего попы ему простить не могут. Как известно, Флоренский в 1904 году решил
окончательно связать свою судьбу с православной церковью. В начале марта 1904 года они вместе с А.Белым
пришли к епископу Антонию (Флоренсову) просить монашества.
Мудрый священнослужитель их отговорил от этого шага, убедив П.А. Флоренского поступить в