Ясько Георгий Юрьевич :
другие произведения.
Русский Бог
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Ясько Георгий Юрьевич
(
barsenal@nm.ru
)
Размещен: 26/05/2003, изменен: 17/02/2009. 63k.
Статистика.
Статья
:
Философия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Присущая русским религиозная энергия рвется наружу. Это та Энергия, которая преобразит небо и землю в Новое Небо и Новую Землю. А Человека и Человечество в Богочеловека и Богочеловечество.
РУССКИЙ БОГ.
Присутствие, Великое Присутствие наполняет пр
и
роду.
Н.К. Рерих.
1.Н
апряженные искания чего-то исключительно важного составляют потаенную суть
человеческой жизни. Человеческая жизнь должна бы венчаться открытием тайны, лежащей
в ее основе, тайны того, что единит человека с бесконечным. До недавнего времени изыскания
в этой области шли по линии религии, сегодня многие ищут и находят в искусстве, в науке,
в философии.
Л.В Шапошникова пишет1 о том, что наука сейчас различает три уровня религиозности.
Во-первых, это изначальная религиозность, так называемая духовность. Это та энергетическая
подоснова бытия, которая одевает человеческое "я", под которой чистый дух. Это ткань,
соединяющая каждого со всеми и с Высшим. По ее нитям идет информация о том, что было,
есть и будет в Космосе. Человек и не знает, какое богатство он несет в себе. Естественная
религиозность неистребима, неподвластна воле, попытки подавить ее приводят к взрывам.
На ее основе возникают различные учения, которые, конкретизируя ее, неизбежно сужают.
Зато они помогают осознать свою связь с Высшим, обучают внутренней работе разум и душу.
Всеми основателями великих Учений решалась одна задача: помочь человеку очистить душу
и возвысить мышление, чтобы открыться для веяния духа, для нормального проявления
изначальной религиозности. Одним из условий Земли является постепенное вырождение
всякой формы жизни. Так и все Учения рано или поздно порождают третий разряд религиозности,
когда на их основе возникают конфессии - объединения жрецов и паствы вокруг каких-то
отдельных положений Учения, которые превращаются в догматы. Конфессиональное сознание
оторвано от Высшего и полностью погружено в чисто земные, материальные дела.
2. В
древнем мире повсеместно кроме народного культа, состоящего из всем открытых,
экзотерических церемоний у каждого народа был свой тайный, эзотерический культ,
известный как Мистерии. Древнейшие Мистерии посвящались Великой Матери. В Мистериях
сокровенное в природе и человеке раскрывалось и объяснялось немногим избранным, духовно
созревшим для этого людям, которые посвящались в эти таинства воздействием Святого Духа.
Широким массам, не готовым для восприятия благодати незримого, истина являлась под покровом
мифов, сказок, баснословных историй, которые на почве житейских суеверий организовывались
в пустой ритуал, обрядность, внешне напоминающую церемониал Мистерий, но бездейственное.
Божественное, потаенное, внутреннее в земной сфере выявляется через человека,
через его мысли, чувства и дела, "наша эра" началась тогда, когда эволюция потребовала
более полного выявления внутренней сути жизни в повседневности. Институт Мистерий для этого
не годился из-за своей закрытости и отгороженности от жизни. Поэтому фокус приложения
эволюционных энергий был перенесен в народные толщи. Это привело к деградации Мистерий,
повсюду подменивших духовную избранности денежной состоятельностью. На Востоке главными
проводниками новой волны духовной энергии стали Будда, Конфуций и Лао-Цзы, на Западе
Платон и Христос. Не упразднить древнюю сокровенную мудрость "язычников" пришел Иисус,
а исполнить, придав ей новое звучание, просто и жизненно реализовав ее правду. Преображением,
смертью на кресте и последующим воскресением Он показал применимость эзотерических Учений.
Осуществив своим подвигом великое таинство Мистерий, таинство победы духа, открыто,
перед лицом народа, который к таинствам никогда не допускался, Христос показал всем нам,
что повседневная жизнь человека и является духовной Мистерией. Он показал нам, что встать
на предлагаемый эволюцией богочеловеческий путь можно через Преображение.
Церковь первых христиан сохраняла заветы Христа в чистоте около 250 лет.
Первые христиане были представителями многочисленных мистических сект, возникших на руинах
Мистерий, их объединяло три принципа: 1) все сущее существует вследствие глубоких естественных причин;
2) добродетель получает свою награду, а порок свое наказание: 3) состояние человека в этом мире есть
состояние ученика, проходящего испытание. Первыми христианами стали назареи, или эбиониты, или ессеи.
Сам Христос был назареем - это секта, отколовшаяся от ессеев, которые испытали сильное влияние
буддистских миссионеров, некогда поселившихся на берегах Мертвого Моря. Термин "идолопоклонство"
имеет христианское происхождение. Он применялся ими против представителей экзотерических культов,
использовавших синагоги, храмы, статуи и изображения, ибо первые христиане ничего этого не имели,
питая к внешним проявлениям религиозности глубокое отвращение. Один из них, Минуций Феликс
говорил римлянам в III веке: "Вы воображаете, что мы скрываем то, чему мы поклоняемся, потому,
что у нас нет ни храмов, ни алтарей? Но какой же образ Бога должны мы превозносить, если человек
сам является Божественным образом? Какой храм мы можем построить для Божества, если вселенная,
которая есть Его творение, едва ли вместит Его? Как мы можем возвести на престол силу такого
всемогущества в отдельном строении? Не лучше ли посвятить Божеству храм в нашем сердце, и нашем духе?"2
Христиане этого типа соблюдали заповедь своего Учителя, не молиться в храмах и синагогах,
как это делают лицемеры. Они помнили наставление Павла: человек есть единственный Храм Божий,
в котором обитает Святой Дух.
По мере того, как христианство становилось все более популярным, оно мельчало,
элементы тайной доктрины подменялись в нем привычными для толп фрагментами экзотерических
религий. Равноапостольный император Константин, православный святой, который утопил
свою жену в кипятке, зарезал своего маленького племянника, убил собственной благочестивой
рукой двух зятьев, убил своего сына Криспа, обескровил до смерти несколько мужчин и женщин,
задушил в колодце старого монаха, делает христианство государственной религией. Устанавливаются
молитвы, догмы и ритуалы этой новой религии - искаженные копии чистого язычества,
сделанные с одной стороны евреями за века их странствий, с другой добавленные гностиками,
неоплатониками и жрецами-изменниками Мистерий, примкнувшими к новой вере. Они стали
наставниками темных православных епископов, благодаря чему истина кое-как дышала в
новой вере, так закон перевоплощения был исключен из христианского вероучения лишь
на Константинопольском соборе в 6 веке. Христиане, постепенно отказавшись от последних
проблесков мудрости мистерий, фактически стали эллино-иудейскими язычниками, минус
неоплатоническая философия. Их вера стала нелогичной, лишенной духа истины смесью
неясных догматов, механической системой символов и отзвуков Божественных Откровений
прошлого, результатом столкновения интересов многочисленных сект, которые были
языческими полукровками. Устав от напрасных попыток нащупать единую основу
сектантских догм разных оттенков, не будучи в состоянии по достоинству оценить наследие
Мистерий, основанных на естественной религиозности и возвышенной философии,
"христианский мир" подчинился грубой силе Константиновой Церкви. Эта Церковь,
скомпилировавшая массу языческих обрядов, догм и церемоний, может претендовать
только на одно исключительно ей принадлежащее изобретение - доктрину вечного
проклятия, и на один обычай - анафему. Задачей христиан теперь стало скрыть свое
происхождение, все свои усилия их богословы теперь тратили на уничтожение гнезда,
их породившего. Лишенное живого духа, поверхностно сведенное и внешне красиво
аранжированное меркнущим гением Эллады православие - это агония греческой мысли,
давшей некогда Пифагора, Сократа, Платона.
3.К
огда для Руси пришла пора приступить к проявлению и проработке своего потенциала,
она в поисках подходящей методики обратилась к византизму. Инстинкт красоты заставил ее
сделать этот выбор из того, что предложила ей история. Красота богослужения и всей
обстановки храма св. Софии явились для наших предков удостоверением того,
что эта вера угодна Богу. Из самого Евангелия Россия безошибочно выбрала его суть -
весть о победе над смертью, о воскресении Христа. "Можно сказать, Россия находит
слишком реальным и грубым саму земную жизнь Спасителя, она слушает полуоткрытым ухом
Его поучения, притчи, заветы, - пишет В.В. Розанов, - Все это она помнит, но умом на этом
не останавливается. Но вот Спаситель близится к кресту: Россия страшно настораживается,
ухо все открыто, сердце бьется. Христос умер - Россия в смятении! Для нее это - не история,
а как бы наличный сейчас факт. Она прошла со Христом всю невыразимую муку Голгофы."3
Любимый праздник русских была Пасха. День недели, следующий за субботой они так и
назвали - "воскресение". Не очень счастлив, оказался Христос в русской церкви.
Хвала и поклонение удалили Его от народа. Но русские все же научились кое-чему, подражая
Ему. Они поняли, что воскресение к новой жизни возможно только через Преображение.
Они почувствовали, что преображающей силой на этом этапе эволюции стала сама Красота.
Л.В.Шапошникова в своей блистательной книге "Тернистый путь Красоты" впервые
привлекла внимание к эволюционному значению Преображения Христа. Она убедительно показала,
что это великое событие, произошедшее на горе Фавор 2000 лет назад и дало основной импульс
к развитию русской культуры, русской духовности, самой русской жизни. Как и все истинное,
внутренняя суть русской жизни чрезвычайно противоречива. Ключ к пониманию этой волнующей
сути дается нам в понятиях "преображение" и "красота". Чаемый русскими переход к Новой
Земле и Новому Небу произойдет через преображение, которое свершится силой Красоты -
проявления Св. Духа, Вечной Женственности, Матери Мира. Которая известна была русским как
София, Ангел или Духовная Сущность их Родины, России.
Потаенная жизнь русского духа всегда была очень интенсивной, это мистически одаренный народ.
По своей близости к Востоку, Россия всегда имела богатый и разнообразный опыт тайнознания.
В самых глубоких недрах народных были распространены и практиковались как белая, так и черная магии.
Русские не любят внешней регламентации, они не хотят ограничивать те вольные порывы внутренней жизни,
которые они в себе ценят и уважают. Отсюда их стихийность, анархизм, нигилизм, в котором Вяч. Иванов
видит следствие глубокой причины: "Полунадменного, полубуддийского убеждения нашего в
несущественности и неважности всего, что не прямо дается как безусловное, а является чем-то
опосредствованным, - и великой неподкупности нашего духа. Истинный русский нигилизм
охотно покорствует, чтобы послушанием только пассивным отрицать внутреннюю ценность повеления".4
Русская душа - это целый космос, во вселенской полноте, богатстве и многообразии она имеет в
себе и возражения против основной своей направленности. Есть в ней и почва для формализма и
обрядоверия, на которой православие пышно разрослось подобно бурьяну.
Черствость византийского устава умирялась старческим тяготением к теплу, уюту, быту.
Греческая церковь давно уже установила перемирие со злом. угнездившимся, в здешней, земной жизни.
Внешнее благочестие совместилось в ней с глубоким нравственным безразличием, вылившимся
в целое мировоззрение, определившее ее жалкое положение служанки сильных мира сего.
Знаменательно, что русские с самого начала делали то, что не требовала от них эта церковь,
но что ждал от них Христос. Вспомним бесцельную с точки зрения утверждения веры смерть
Бориса и Глеба, первых русских святых, которые этой добровольной смертью "Христа ради"
отвергли тот самый мир зла, с которым церковь примирилась.
4.М
ать-природа учит нас по принципу: "Делай как Я". Для того, чтобы ее уроки были внятны,
она являет нам образцы для подражания. Сильным человеком языческой Руси был богатырь,
с крещением совершенно другой тип начинает привлекать внимание современников.
Это был подвижник, воин, посвятивший себя уже внутренним битвам, боям с мировым злом,
борьбе за утверждение в этом мире духовных ценностей Нового Мира, которые не от мира сего.
Важнейшим признаком русской культуры, обусловившим ее оригинальность, стала особая
духовная напряженность подвигов русских святых, питавшаяся упованием на иной мир, на его
поддержку, его энергетическое прорастание сквозь материально-предметное. Отсюда и
складывающаяся уже с ХI века в русском самосознании направленность на святость, где
1) преображение земли и неба в Новую Землю и Новое Небо есть цель;
2) преображение человека в Богочеловека, а человечества в Богочеловечество, есть задача;
3) страстное упование на то, что этот вселенский процесс начнется с России, есть руководство к действию.5
Проработка и конкретизация этого внутреннего опыта русской душой привела к возникновению
в ней образа Нового Мира - Святой Руси. Это особого рода живая действительность таинственных и
невидимых сфер, достигаемых особым подвигом, священное сердце родной земли, заветная Страна Света -
чудные граждане которой - угодники и святые выходят к народу, чтобы вести туда, к себе
"силой никого не насилующей, властью никого не принуждающей". А. Карамазов так думал о своем старце:
"Он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит , наконец, правду на земле,.
и будут все святы, и будут любить друг друга, и не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышающихся,
ни униженных, а будут все как дети Божии и наступит настоящее царство Христово".6
Так всегда грезили русские о своих святых, от их пламени, никого не опаляющего,
"вся Русь зажигала свои лампадки". Эта открытая для всех, но достигнутая немногими страна Нового Мира
сквозила и тайно светила русским в тишайшей красоте родной земли. Признание высшей
целью причащение к этой действительности, ощущение неразрывной, глубинной связи с нею и вера во
всеобщее распространение ее в будущем составляют тот изначальный холст "русской национальной религиозности",
на котором русские рисуют картины своих подвигов и окаянств.
Соприкасаясь с этой потаенной действительностью, русские, естественно, не могут
окончательно поверить во что бы то ни было внешнее и вещное, относительное.
Отсюда и та непрочность исторических форм, которые принимает наша жизнь.
"Все не так, как надо!" - томится русский человек в кругу своих порождений.
5.В
еличайший русский святой Преподобный Сергий Радонежский приходил с неба,
чтобы низвести на землю Божественный Огонь. Флоренский сказал о нем:
"Бесчисленны отраженные и тысячекратно преломленные лучи нашего Солнца! Что не озарено его Светом?"7
Русские никогда не боялись чудес, они умилялись им, видя в них раскрытие Небес.
Преподобный был великим чудотворцем. Он воскресил отрока как Христос.
Он как Рама вступил в единоборство с воплощением зла и победил.
Он как Кришна благословил народ на великую битву, решившую его судьбу.
Он как Будда не имел земного учителя.
Он знал природу Божественного Начала как Ориген.
Он причащался Огню Небесному как Великий Зороастр.
Он "извел источник вод" как Моисей.
Он знал Премудрость строительницу как Соломон.
Он как Великий Акбар был собирателем и объединителем земель.
Он являлся и помогал людям после своей смерти как Аполлоний Тианский.
Ему являлась Пречистая.
Ему сослужил Пламенный Ангел. Он дружил с медведем.
Тело его светилось порою так, что он мог ночью читать без лучины.
Е.П. Блаватская пишет,8 что в древности святых такого ранга называли царями-посвященными.
Признаки, подобные перечисленным, считались определенным знаком, что на этом святом покоится
рука изначального Божественного Учителя, если это не Сам Великий Владыка.
Этот изначальный великий Учитель Учителей, назовем ли мы Его Гором, Кришной,
Буддой, или Христом является бессмертным божественным духом в человеке и в Космосе.
Это Божественный Принцип в каждом человеческом существе и в Пространстве, величайшая
Тайна Матери-природы, наша цель - раскрыть в себе эту Тайну, осознать ее.
Ставших на путь этого раскрытия мы зовем святыми, а раскрывшие ее являются нашими
Божественными Учителями.
6.В
се, что зрело в сердце народа с приходом Преподобного получило мощный импульс к реализации.
Обычно Великого Владыку в Его воплощениях сопровождает свита учеников, которые,
зажигаясь от Его пламени, приносят народам свои духовные дары. В этот раз Преподобного
сопровождали помимо аскетов - строителей общин, художники во главе с гениальным Рублевым.
Великая радость России, прикоснувшейся к родному огню, выплеснулась необыкновенным
расцветом иконописи ХV века. Е.Н. Трубецкой пишет: "Раньше русский народ знал Россию
преимущественно как место страдания и унижения, св. Сергий впервые показал ее в ореоле
божественной славы, а иконопись дала яркое изображение явленного им откровения".9
"Что видел, что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне?
Вблизи вой зверей да "стражи бесовские", а издали, из мест, населенных людьми, доносится
стон и плач земли, подневольной татарам. Люди, звери, бесы - все тут сливается в хаотическое
впечатление ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого
и обнюхивая его. Люди беснуются, а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей.
Они являются к святому, как "стадо бесчисленно" и разом кричат на разные голоса:
"Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в этой пустыне? Ужели ты не боишься умереть с
голода, либо от зверей, или от разбойников и душегубцев!" Но молитва, отгоняя бесов,
укрощает хаос и, побеждая ад восстанавливает на земле тот мир человека и твари, который
предшествовал грехопадению. Из тех зверей один, медведь, взял в обычай приходить к преподобному.
Увидел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо
из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая на пень или на колоду.
А когда не хватало хлеба, то голодали оба - и святой, и, зверь, иногда же святой отдавал
свой последний кусок и голодал, "чтобы не оскорбить зверя"...
Эта страница жития св. Сергия представляет собою ключ к пониманию самых вдохновенных
замыслов иконописи ХV века. Вселенная как мир всей твари, человечество, собранное вокруг
Христа и Богоматери, тварь собранная вокруг человека в надежде на восстановление нарушенного
строя и лада, - вот та общая заветная мысль русского пустынножительства и русской иконописи,
которая противопоставляется и вою зверей, и стражам бесовским, и звероподобному человечеству".10
Келейной иконой Преподобного была икона Богородицы, которую он чтил как Мать-Владычицу,
живое выявление Божественного Огня, Святого Духа, творящего из человечества - сознательно или
бессознательно для личности - единое вселенское тело. Потому-то он и ввел на Руси особое почитание
Троицы как прообраза духовного объединения всех преобразившихся существ в Боге.
Он же и освятил общину - уклад жизни, который выработал в себе русский народ на пути к Новому Миру.
Флоренский писал: "Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и
экономическом единстве, - назовется ли она по-гречески киновией, или по-латыни - коммунизмом,
всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни,
была водворена и воплощена в Троице-Сергиевой лавре преподобным Сергием и распространялась
отсюда, от Дома Троицы, как центра колонизации и территориальной, и хозяйственной, и художественной,
и просветительской, и, наконец, моральной".11 Черты Святой Руси, казалось, забрезжили в
десятках монастырей, созданных Преподобным, его учениками, учениками его учеников.
В.О. Ключевский считает их числом до 150.12 Эти общины уходили он мира в чащобы девственных лесов.
Мир тянулся за ними. Крестьяне шли, селились подле, жгли лес, осваивали землю. Монастыри
были для них опорными пунктами, очагами поддержки материальной и духовной, часто прибежищем в старости.