Ясько Георгий Юрьевич : другие произведения.

Пророки и лжепророки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И сегодня есть пророки - люди прогнозирующие грядущее. Они говорят о Грядущем Спасителе. Много и лжепророков, те толкуют о себе.


  
   Г.Ю. Ясько.
   ПРОРОКИ И ЛЖЕПРОРОКИ.
  
   Как отличить пророка от лжепророка? Сравним две статьи о будущем, опубликованные в  25 ж. "Новая Эпоха." Одну, под названием "Общество нового типа" написал директор-координатор Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза и психо-космических энергий "Мистериум Магнум", доктор философских наук С.Р. Аблеев, другую, директор Музея им. Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова, она называется "ХХ век. У порога Нового Мира."
   А.К. Толстой пишет:
   Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель.
   Вечно носились они над землею, незримые оку...
   Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
   Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
   Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.
   Приведя эти строки в одной своей книге, П.А. Флоренский добавляет: "Таково объективное реалистическое понимание искусства и, подобное ему, понимание философии, науки и техники."1.
   Доклад Л.В. Шапошниковой полностью отвечает такому пониманию науки. Читая его, видишь, что это непридуманое, живое. Произведение исполнено вдохновенно и страстно. Свободно, на одном дыхании. Автор "как будто натирает карандашом бумагу с подложенною под нее моделью, образы же выступают сами собою."2 Видно, что тема доклада горячо хотела быть выявленной, и автор хотел ее выявить тоже горячо. Два этих жара, две энергии: высшая энергия Мира Горнего и соответствующая ей энергия автора смешались и дали жизнь новому яркому существу, которое будет теперь вдохновлять многих и многих.
   Все части этого существа, главы и предложения, выражающие мысли автора, прямо выявляют живую суть или дух этого доклада. Это некое умозрение, а именно, увиденный внутренним взором автора Свет Преображения Христова. Что бы она ни писала в этом докладе, в какие бы стороны ни обращались ее мысли, они вращаются вокруг этого фокуса, властно захватывая внимание читателя и, пронося над широкой панорамой битвы основных идейных направлений "последнего века," не только приводят к логическим выводам из "вышесказанного", но и поднимают сознание к уровню более высокого смысла, на котором ощущается синтезирующий магнетизм мыслей несказуемых, насыщенных "сверхприродным" светом "исихиастов".
   Потом конечно можно анализировать приемы автора, чтобы попытаться понять, как это сделано. Но самое главное, как удалось передать это живое впечатление, все равно останется непонятым. Ведь это не прекраснодушное провозглашение красивого тезиса, не отвлеченное требование к читателю самому напрягаться к тому, чтобы убедиться в жизненности авторской декларации. На деле показано, что нету и не будет нам пути помимо Него, без преображения в Его Свете, в будущее не войти.
   Автор говорит о недооцененности и непонятости ни философами, ни богословами произошедшего тогда на горе Фавор. Этим подвигом Великий Учитель показал единственно возможный путь в будущее, путь Богочеловечества. Прорыв сквозь застилающую очевидность туда, в иную, высшую действительность, в мир горний, в мир архетипов, в платоновский мир идей возможен только путем подвига подражания Христу. Словами:"Я есмь Путь, Истина и Жизнь," Христос сказал: куда, как и зачем идти человеку. Этот призыв был услышан и понят "работником одиннадцатого часа", русским человеком. Персонифицировавший великой и загадочной своей фигурой это понимание Вл. Соловьев, утверждал, что в художественном акте возможно преобразовать реальность, сделать ее энергетически более высокой, а материю менее плотной. Он назвал теургией процесс, в котором творческая энергия художника соединяется с энергией Творца, преображающей его и открывающей ему путь к новому творчеству, к сотворчеству с космическими силами природы. Таким художником своей жизни суждено было стать одному из друзей философа Н.К. Рериху. Плоды его творчества являются для нас образцом и примером, великой вехой на пути в Новый Мир, пути, открытом нам Преображением Христа. Художник наделе показал, что в основании Нового Мира лежит именно формула:"Осознание красоты спасет мир."
   Мир горний сегодня явлен нам как никогда раньше полно и ярко. Ведь сегодня в пространстве русской культуры мы имеем то, что было названо Л. Андреевым "Державой Рериха". Это невиданно мощное даже для России откровение духа, откровение платоновского мира идей. Семью тысячами картин, многотомием книг, самой своей героической жизнью Н.К. Рерих создал в нашей культуре новый мощный фокус образов и идей, соединяющих мир земной жизни, каким он видится русской душе с миром горним, тем, из которого 2000 лет назад просиял Свет, преобразивший Христа на горе Фавор. "Держава Рериха": это "святый город, новый, сошедший от Бога с неба," город, населенный святыми всех времен и народов, застроенный храмами всех религий и обнесенный кремлевской стеной. И все эти разноплеменные святые и все разноцветные храмы в совершенной форме своего представления: близкие, родные нам, русские. О том, что Христос "чистый русский", мы знали всегда, а теперь мы получили русского Будду, русского Зороастра, русского Моисея... Такое проникновение в духовный мир стало для художника возможным благодаря приобщению его к образу Преподобного Сергия Радонежского, крестившего Россию Духом Святым и Огнем своего подвига. Изо всех русских святых Преподобный безусловно в наибольшей степени сподобился Христу, сведя живой Огонь с Небес на русскую землю. Вдохновенный этим огнем художник насытил им свое искусство, приблизив Спасителя к нам.
   Согласно одному из Апокрифов, Христу принадлежат слова:"Радость есть особая мудрость". К этой спасительной радости художник приобщает нас волшебными сочетаниями красок своих полотен, являющих "красоту Неизреченного" как музыку цвета. Леонардо да Винчи писал, что главной задачей художника является изображение света. Н.К. Рерих блистательно справился с этой задачей. Все его картины светятся. И свет его художества есть отсвет того, Фаворского Света, утверждает Л.В. Шапошникова. И правда о том, что не все из нас способны воспринять этот Свет, Свет Грядущего, тоже высказана в этом докладе прямо, без обиняков.
   Понятно, что прочесть это может вдумчивый, культурный человек, привыкший искать смысл во всем, кольми паче важна эта полезная привычка при чтении научных статей. Такими читателями в словах доклада Л.В.Ш. обнаруживается увиденное ее умственным взором, интуитивным прозрением. В этом произведении мы имеем то, что раньше называлось "пророчеством", а сегодня называется докладом на научно-общественной конференции. Это плод истиной науки, науки, "занимающейся счастьем человеческим". А это счастье: в соприкосновении с истиной реальностью. Реальностью Незримого, ощущение живой связи с которым и дает нам этот доклад, приводя наше сознание в соприкосновение с энергиями его Высших сфер.
   Теперь посмотрим, что показывает нам С.Р. Аблеев в своей статье о будущем человеческого общества. Нам показан "текст слов", с ловкостью профессионала составленный из гладких отрывистых фраз. По прочтении его единственное что остается: это чувство досады, которое складывается из сожаления о понапрасну потраченном времени и из чувства еще какой-то потери, как будто у тебя что-то небольшое, но важное украли, или обманом выманили. От этого текста веет пустопорожней казенщиной "пророчеств" научного коммунизма. Читая его, ты не чувствуешь соприкосновения с теплом живых светящихся идей, от него тянет неприятным сквознячком, уносящим что-то нужное из твоей души.
   Впрочем, тень автора видна. Видно так же: это текст сочиненный, выдуманный. Это произведение не желания, а воли, не организм, а механизм. Он сделан человеком "без Божества, без вдохновенья" из деталей конструктора, которые припасены на случай, они всегда наготове для самовыражения, чтобы самого себя выявлять. Это типичное порождение отжившей свое казенной лженауки, которая ведь прямо требует от своих адептов "публикаций", то есть текстов, подтверждающих, что они "занимаются наукою". Цель этих текстов не показ найденных проблесков истины, а ритуальные удостоверения приверженности принципам этой лженауки. "Публикация", текст старого пошиба о новом обществе нам и показана. Другим же словом, это "лжепророчество".
   Говоря о будущем, т.е. "пророчествуя", автор говорит не о Грядущем Спасителе, а о себе, подменяя в фокусе внимания обманутого читателя Его Образ своим.
   Пророки все свои прогнозы группируют вокруг главного, вокруг одного Средоточия, Великого Присутствия . "Он идет!" - говорят они всегда. Все потоки человеческой эволюции стремятся к этому Средоточию и Его Светом определяются. Или идут в будущее, преображаясь, или пресекаются, оборачиваются в прошлое, которого нет, т.е. в ничтожество. Все люди влекутся к Нему, большинство неосознанно. Те, кто стремятся сознательно, получают дар пророчества, или прогноза. Что же они видят в будущем, если не главную цель свою, Его, определяющего все в человеческой жизни. О Нем они и говорят всегда, и о том как вокруг Него будет складываться жизнь людей в обозримом ими будущем.
   Лжепророки же, от которых завеса самости заслонила все, кроме своих отражений, ничего, кроме этих отражений, естественно, не видят.
   "Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине, и спросили: скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. Так же услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; но все же это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения, и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих..." (Мф.24.3:11)
   Как много сегодня лжепророков! Значит, скоро уже!
  
  
  
  
  
   1 П.А. Флоренский. Сочинения. Ф. Н., т. 131, с.114.
   2 Там же, с. 115.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"