В центре картины изображен лик мудрой пожилой северянки, которая прожила большой отрезок времени, много повидав, испытав и пережив. Это было как рождение, так и смерть близких. Счастье, разделенное с окружающими людьми, так и их лживые, завистливые речи и поступки. Её губы плотно сжаты временем, но, тем не менее, она верит, что все равно все будет хорошо и нельзя падать духом. И не смотря на душевную тяжесть и жизненный опыт, она все равно пытается улыбнуться, правда, из-за груза мыслей ей удается всего лишь приподнять уголки губ. Глаза, олицетворение мудрости и глубины, зеленого цвета - цвета знаний и опыта, смотрят на первый взгляд с какой-то насмешкой на тех, кто только проживает жизнь, которую уже прожила она, получая тот опыт, который уже получила она. И торопятся, торопятся куда-то, не успевая толком прочувствовать и насладиться жизнью, которая в этом теле, нам дана лишь раз. Но если присмотреться к глазам мудрой северянки, то можно заметить, что взгляд у неё пространственный, она здесь телом, а мыслями в прошлом, когда она была молодой, когда на тело вместе с грузом знаний, не лег груз старости, тяжести, болезни. Но брови у неё черные, толком не посеребренные старостью лет, потому что, не смотря ни на что, душа у неё молода.
Тяжеловесный платок, покрывающий голову, олицетворяет накопленные знания и опыт. Темный зеленый - цвет жизненного опыта, плавно переходит в светлый цвет весенней травы, говоря о том, что как бы мудр человек не был, он продолжает учиться, продолжает познавать этот мир, который так богат на знания. Если присмотреться, то можно увидеть ободок сиреневого цвета вокруг лица - это символ духовного учителя, а кто, как не мудрый, проживший жизнь человек, может рассказать, научить, поделиться опытом. Так же местами, на платке заметны красные оттенки - сколько бы человек не прожил, он остается человеком, которому свойственны грехи, в данном случае вспышки гнева.
Дальше, мы спускаемся ниже, к плечам и грудной клетке, где видим изображение идолов - символ памяти о душах предков, которые следят и направляют своих потомков. Их всего семь - священное число жителей севера. Вокруг идолов можно увидеть красно-оранжевое зарево, символизирующее теплоту сердца, горячность крови. Идолы теплого оттенка - символ любви и теплоты предков, так же это видно, если посмотреть чуть выше, на малиново-розовое окружение. Малиновый - цвет детства и детской наивности; Розовый - цвет любви, даже лучше сказать, материнской любви, и в некоторых местах еще наблюдается сиреневый цвет, о котором уже ранее говорилось, что это символ духовного учителя. У ног идолов мы видим каменную кладку - символ защиты и надежности.
Симметрично, по обе стороны, расположены священные деревья предков, поддерживающее как левую сторону, так и правую: это символ предков двух семей, с одной - это род, в котором был рожден человек, а с другой - род семьи, в которую он пришел после брачного союза. И та, и та сторона равносильно и нежно оберегает своих потомков.
Если присмотреться, то можно увидеть зеленую, сочную траву - как символ вечной молодости, теплоты и лета в душах северных людей.
И все это, заключено в мудрой северной женщине, говоря о том, что это неотъемлемая часть её жизни, часть её самой. Где бы она ни была, они всегда будут с ней, в её сердце, её защитой и оберегом.
Далее, мы поднимаемся выше.
С левой стороны, мы видим мать, нежно держащую на руках радостного ребенка. Приобнимая и поддерживая, она как бы прикрывает его своим теплым платком, оберегая и защищая, не давая ни чему плохому тронуть её чадо. Оранжевый платок здесь идет как символ материнской защиты, даже правильно сказать, мудрой защиты, на что указывают легкие, зеленные оттенки в складках платка. На ребенке цвет свежей молодой зелени - символ того, что он сейчас как губка впитывает все знания, которыми его щедро одаривают ( стоит только взглянуть на рубаху матери), и он счастлив, что появился в этом интересном мире.
Справой стороны мы видим чум золотого цвета, как символ - мой дом, моё богатство. А рядом с ним и самое главное богатство жизни - семья и дети, ведь ценнее в жизни ничего нет. Время года - зима, так как на севере чаще всего люди видят снег. Но, как бы много и долго не проходила зима, они любят это время, оно для них родное.
И на самом верху, любовь любого северного человека - олени. Здесь взят сюжет из жизни, как человек мчится на нардах, а в упряжке верные олени. Этот эпизод нарисован на верху, как символ того, что - олень всему голова: он друг, он помощник, он одежда, он еда, он лекарство. Невозможно представить жизнь любого северного человека, без его оленей.
Остались только орнаменты, отличительная деталь придуманная и созданная этносом северного народа. Здесь он изображен в желто-синих оттенках, как бы говоря, что какая бы суровая и холодная не была бы зима, душа северянина всегда радушна и тепла. Хочется на это процитировать слова из песни Игоря Корнилова "Ямал":
На холодном Ямале на полярном урале,
Если вы не бывали приезжайте скорей!
Вы не бойтесь метелей, вас морозы согреют,
Очень теплые души Северных людей.