Аннотация: Юмористический короткий рассказ том, как Гамлет меняется на глазах, а люди - нет.
Наталья Якушина
Театр и вечный Гамлет
Собралась раз на "Гамлета" в театр. С мужем. Чего только муж не вытворял, чтоб не идти. И прикидывался больным, и делал вид, что в метро потерялся... Но я все его хитрости знаю, наручники с собой ношу на всякий случай. Некоторых надо заставлять силой окультуриваться. Места попались шикарные, рядом со мной Джигарханян сидел.
- Вот, - говорю мужу тихонько. - Видишь теперь, почему билеты такие дорогие. Мы на VIP-местах сидим. Смотри, кто рядом с нами!
Муж заёрзал в бархатном кресле, будто говоря: "Вип не вип, скорее бы это всё кончилось, зачем я женился, теперь по театрам мотайся всю жизнь".
- А, это ж этот, из рекламы про макароны!
Я мужу сразу рот зажала и угрожающе на него зыркнула. Джигарханян на меня глянул, посмотрел доброжелательно, я улыбнулась и сделала вид, что тоже звезда. Джигарханян посмотрел с интересом, силился узнать, потом решил, что, видно, звёздность моя такая, теневого порядка... Я не спорила. Да ведь я и снялась в одном фильме хорошем, в массовке. Правда, эпизод со мной вырезали, сказали, что лицо у меня слишком видное, в любой толпе сразу на меня все смотрят, а не на артиста.
Открылись кулисы, и всюду были сети навешаны. Это мы проходили в институте: новый подход к декорации сцены. А у нас в стране как: если новый подход, то можно его использовать сколько угодно долго.
Музыка зазвучала, раздался топот, вёдра какие-то загремели...Королева-мать и дядя Гамлета вышли на сцену, свита всякая... И тут про Гамлета вспомнили. А Гамлет чего-то в проходе между рядами стоит. Такой же, как мы, смертный. Спектакль пришёл посмотреть.
Королева-мать ему говорит: "Давай, к нам, на сцену!", а Гамлет этот упёрся, как баран: "Нет, я лучше тут постою". Они его всей толпой уговаривают, а он нерешительный, мнётся, сомнения у него, не они ли отца пришили, мне уже надоело туда-сюда шеей вертеть. Джигарханян головой так кивнул в сторону Гамлета и будто спрашивает: "Ну, как вам всё это?" Я пожимаю плечами: пока не ясно. Джигарханян тоже губами поиграл, языком причмокнул: ему всё тоже сомнительно.
Гамлет утомил уже всех, не только родственников. Зрители уже готовы вынести его силой на сцену. А кто-то авторитетно из зала крикнул: "Давай, Гамлет, в натуре, мужик ты или не мужик?" И, видно, секьюрити этого авторитетного к Гамлету подошли с пистолетами. Гамлет всё понял и сказал: "Да понял я, понял. Выхожу. Руки от меня уберите. Я сказал, уберите. Сам выйду". И неохотно вышел.
Ну, мы так обрадовались, сейчас дело-то пойдёт. Тень отца Гамлета странная образовалась. Вроде как и должна быть странная... Но вместо того, чтоб мимо пройти и слова на ходу роковые бросить, покойный отец расселся и ноги со сцены свесил. Страшное лицо. Нос красный, глаза слезятся, остатки волос торчат в разные стороны, корона съехала... Если б он снялся в социальном ролике про алкоголизм, то половина пить бы сразу бросила.
Офелия была какая-то проходная, даже когда она утопилась, то все, скорее, радовались.
Сцена на кладбище мне понравилась. Напустили ужаса. Пол вертелся. Из-под пола поднимались могильщики. Правда, тоже не без конфуза. Сначала по ошибке подняли каких монтёров, они, видно, выпивали под сценой.
Один монтёр крикнул:
- Эй, мужик, ты кто? Бросай свой череп, иди к нам!
А второй ему:
- Ты что?!! Это ж Гамлет. Васька, ты опять не тех поднял!!! Опускай нас, морда пьяная!
А потом Гамлет приступил к монологу своему великому. "Быть или не быть". Вот он надрывается, молодой ещё:
- Быть или не быть - вот в чём вопрос!
И тут Джигарханян поднял руку и указал пальцем на сцену. Я проследила за пальцем и увидела кошку. Она поужинала и приступила к облизыванию себя. Артистка! Сработало сарафанное радио. Вскоре весь зал улыбался. Не зря пришли. А этот, принц Датский, не видит, кроме себя, никого, так увлёкся, и продолжает:
- Вот почему напасти так живучи...
Кошка заметила внимание и подошла к зрителям поближе, продемонстрировала изысканные позы. Зрители посмеиваются - Гамлет выглядит глупо. Гамлет смотрит на себя, не расстёгнута ли ширинка или, может, грим размазался...
- На яркий цвет решимости природной ложится бледность немощная мысли...
Кошка решила по сцене пройтись. Зрители улюлюкают, кричат: "Браво!", весёлыми глазами блестят. Гамлет начал подозревать что-то серьёзное: может, он не в том спектакле играет, роль перепутал, сам себя не узнавал, не помнил такого успеха. И тут он, наконец, повернул голову и увидел конкурентку. Гамлет быстро сообразил, затопал ногами и побежал на кошку со словами:
- И важные, глубокие затеи меняют направленье и теряют...
Кошка не собиралась сразу сдаваться, она так подёргалась нервно, плечиком повела, будто говорила: "Но ты, в натуре, Гамлет, обалдел".
Гамлет тогда ещё сильнее затопал и уже хотел ногой по кошке долбануть. Та не дура, испугалась - и рысью кинулась за кулисы. Гамлет счастлив. Зрители разразились овациями. Наконец-то, от Гамлета дождались решительности, характера. Точно не зря пришли.
Актёры поняли, что зрители уже получили, что хотели, никакие монологи не затмят сцену с кошкой, и решили всё по-быстрому свернуть. Никто уже ничего не говорил, просто жестами показали, кто кого убил, норвежец пришёл, пощупал пульс и остался доволен. Занавес.
Актёры вышли поклониться зрителям. Джигарханян, который весь спектакль сидел с недопонимающим лицом, встал и во всё горло закричал: "Браво!!! Молодцы!" и экспрессивно хлопал минут пять. Актёры со сцены заметили известного артиста - и зрители больше не существовали для них. Джигарханян пришёл! Сам. И каждый немолодой актёр давай своих детей по голове гладить. "Это моя, Офелия, а это Гамлет -посмотри, Армен, весь в отца талант"
Вышла я на улицу и говорю мужу:
- Ну, нет, больше классику пересматривать не пойду. Чего-то классика всё хуже и хуже. Хорошо, ещё никто не обоссался, как в "Укрощении строптивой". А говорят, Шекспир - гений. Может, и гений, но на нас, потомках, природа отдохнула здорово.
У мужа разом зазвонили все мобильники. Бизнес пошёл. Между разговорами спрашивает:
- Чего? Чего ты сказала?
- Я говорю, природа отдохнула на тебе здорово!!! Все вы, гамлеты, мутные... Даже не знаю: быть вам или не быть. Лучше не быть. Нет, быть тоже хорошо. Пока побудь, за ресторан хоть заплатишь.