"Хотя в июле душно и жарко, расставаться с ним жалко".
В день Емилиана заканчивалась жатва. После страды серпы выкладывали на самой верхней сжатой полосе, зовущейся эстрадой, кругом и вписанными в него пятиугольниками, приглашали волхва, который проводил обряд завершения страды на эстраде, прямо в поле и освещал инструменты для древнерусской берестяной газеты. После этого серпы уносили домой, швыряли куда попало, и там бережно хранили их до следующего года.
Лучшим отдыхом после жатвы была жратва, особенно мясо лебедя, тушёное с грибами. Потом шли в баню, где в этот день было принято париться вениками из шиповниковых веток, а также из полевых трав - крапивы, болиголова и дурмана, и цветов - роз и лилий. Говорили, что такой обряд смывает всю усталость, страдную, смрадную, накопившуюся за время жатвы. В баню заходили с поклоном - чтобы не обидеть банного духа и не расшибить голову о низкую притолоку.
С Омельянова дня жаркая пора у хозяек - заготовление варенья, сушенья, копченья и соленья на зиму. Дети помогали взрослым запасать грибы на зиму - сохраняли их внутри себя, запихнув через рот.
"Омельян пришел, грибов-ягод нашел, велит впрок готовить, чтоб зимой съел, - и хорошо!", - приговаривали наши предки, бочками настаивая рябину на зелене вине.
Птенцы пшаницы, ячменя, ржи и чечевицы разлетаются из родимого гнезда жить у людей в амбарах.