Яцук Ирина Андреевна : другие произведения.

А Аня лучше!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Ирина Яцук
  Пьеса в двух действиях
  Год написания: 18/07/2023г.
  А Аня лучше!
  
  
  ========== Действующие лица ==========
  
  Марина - 29 лет
  Анна - 25 лет, упоминается, но не присутствует
  Виктор - 30 года
  Дети - 5-7 лет, упоминаются, но не присутствуют
  Апполония (Аппа) - 32 года, подруга Марины
  Родные Апполонии, упоминаются
  
  ========== 1.1. ==========
  
  Позади тёмная крутая лестница и вестибюль с блестящим паркетом, большая парадная дверь, охраняемая с обеих сторон гигантскими статуями лисиц, овитых кобрами, готовящимися к укусу. Всё происходит в течение дня в большой синей комнате с панорамными окнами.
  
  Жаркое и удушливое лето. Огромная детская площадка недалеко от особняка. Играют дети и громко смеются. В комнате с панорамными окнами в инвалидном кресле сидит не красивая, но приятная на вид женщина с распущенными длинными русыми волосами, волной спадающими на плечи и грудь. Она нервно пытается прикурить сигарету придерживая ту дрожащими пальцами и чиркает зажигалкой. Наконец зажигалка поддаётся, и женщина глубоко затягивается, наполняя свои легкие едким дымом. Женщина - ее имя - Марина - молодая писательница, которую потрепала жизнь. Марина на кого-то внимательно смотрит судорожно выпуская дым.
  
  МАРИНА
  Ты себя слышишь?
  
  Слышно, как некто глубоко вздыхает. Ветер доносит истошный детский крик, а следом за ним смех.
  Марина тем временем закрывает глаза и массирует пальцами виски, когда пепел от сигареты падает ей на платье она резко стряхивает его, словно это дохлая мышь.
  
  ВИКТОР
   А до тебя, я вижу так и не дошло? Я-то себя слышу, а ты, похоже, себя нет. Нужно закончить все сейчас. Пока не поздно. Года ты мне не вернешь, но еще можешь поступить правильно. Уже сколько пытаемся все сохранить, лет 16? Все когда-то заканчивается, Марина, вечно только в книгах...
  
  Он устало присаживается в кресло, напротив. Трёт шею и откашливается, словно слова застряли у него в горле. Вдохнув носом парфюм с ароматом ирисов осматривает комнату.
  
  МАРИНА
  Тогда зачем это все!? (Она ёрзает в кресле пытаясь найти себе место, голос чуть срывается, губы совсем белые сухие и трескаются). Ты лгал мне! (Она поддаётся вперёд.) Виктор, ты лгал мне 16 лет! Виктор! Скажи мне!
  Она бросила сигарету в пепельницу. Та зашипела словно гремучая змея, которую побеспокоили.
  Виктор брезгливо, едва ли не с отвращением отшатнулся.
  
  МАРИНА
  Почему сегодня? Через неделю мой день рождения. Значит, ты ждал столько лет, потому что хотел поиздеваться? Строил из себя ангела, а сам гнил изнутри. Почему не поговорить и не решить проблемы сейчас?
  
  Марина говорит тихо и глухо, ищет глазами пачку сигарет.
  
  ========== 1.2. ==========
  
  Марине показалось, что время остановилось. Звуки и голоса исчезли, а духота стала еще более удушающей. Казалось, что сердце словно раненый дикий зверь выломает грудную клетку и с ревом вцепится в горло Виктора. Марина внимательно глянула ему в глаза. Виктор встретил взгляд сдержано и спокойно - ни один мускул не дрогнул.
  
  МАРИНА
  То есть, дни со мной для тебя невыносимы? Как странно, до сего дня ты говорил, что мы должны решать все вместе, что я нужна тебе и ты меня любишь.
  
  ВИКТОР
  А мне не странно. Все меняется, и я изменился, все взвесил и понял. И, кстати, мне надоело!
  
  МАРИНА
  Да, да. Снова за старое. Я просто думала, что мы все решили...
  
  ВИКТОР
  Решили что? Ты обещала, что приедешь, а в итоге заставила ждать неделю. Оно мне надо? Люди встречаются ежедневно, а тебе одной нужны какие-то даты, времена и места. Ты не заметила, что мы перестали разговаривать? Ты все время работаешь. Я устал от тебя.
  
  МАРИНА (устало)
  Ты сам говоришь, что нам нужны деньги. Перестали разговаривать? Наверное, следовало извинится и тогда я говорила бы с тобой.
  
  Марина нашла пачку сигарет и достав новую папиросу прикурила ее с шумом выпустив дым. Облако заполнило комнату.
  
  ВИКТОР
  Извинится? За что? Мне не за что перед тобой извинятся, я сказал, как есть.
  
  МАРИНА
  Тогда пошел вон! Сдыхать будешь не подойду! Я еще приехать хотела, радовалась, как дура! Тебя ставлю выше всех, а ты говоришь мне извинятся не за что? Так вот потому и не говорим! Ты ничего не видишь! НИ-ЧЕ-ГО!
  
  Марина заполнила едким дымом лёгкие и рванула было сама к двери.
  
  ВИКТОР (бубнит)
  Опять твои истерики. Ты же сама во всем и виновата. Ты обещала, что приедешь и заставила ждать. Почему я должен?
  
  МАРИНА (утирая ручьем бегущие слезы)
  Вали! Иди! Никто не держит!
  
  За окном мрачно завыла собака, снова ветер донёс истошный детский крик.
  
  ========== 1.3. ==========
  
  Каждая комната в доме, была в особом стиле: Особенно поражала небольшая гостиная в современном стиле, для которой художник исчерпал приёмы нынешнего декоративного искусства, лёгкого, свежего, приятного, без блеска, умеренного в позолоте. Все здесь было туманно и проникнуто атмосферой влюблённости с позолотой и роскошной мебелью, где воскресали вкусы времён Людовика Четырнадцатого, представлявшие собою причудливый, но приятный контраст с живописью нашего времени.
  
  ========== 1.4. ==========
  
  Виктор поворачивая Марину к себе
  ВИКТОР
  Ты можешь говорить нормально?
  МАРИНА (тихо).
  Зачем?
  ВИКТОР.
   Что?
  МАРИНА.
  Зачем нормально говорить? О чем? Мне кажется я вижу дно.
  ВИКТОР.
   Я прихожу уже четвёртый раз. Мы не можем это откладывать.
  МАРИНА.
   Ага.
  ВИКТОР.
  А? Марина, послушай, ты не подходишь, никогда не подходила. Я ошибся. Аня...Она лучше тебя во всем.
  Марина выстукивает пальцами нервный ритм. Ей только кажется, она ослышалась, нужно прекратить выдумывать всякие глупости.
  ВИКТОР.
  Марина, я не могу. Послушай, Аня реально лучше тебя во всем.
  Марина смотрит Виктору прямо в глаза. Расстояние между ними больше, чем Балтийское море. Марина чувствует кислую слюну во рту, тошнота подступает к горлу.
  МАРИНА.
   Что ты хочешь сказать?
  Марина знает. Она сразу поняла.
  ВИКТОР.
  Мы не можем это продолжать. Я тебя не люблю, никогда не любил. Ты была нужна только потому, что обещала мне славу, что я буду известен, востребован и у меня будет все. Этого нет. Ничего не сбылось. Лучше б я выбрал ее.
  Внутри Марины все вдруг опускается с такой силой, что ее хватило бы на то, чтобы создать волну цунами и стереть с лица земли Литву, Польшу и Калининградскую область.
  МАРИНА.
  Но ты же сказал...(слова застряли в горле Марины)
  ВИКТОР.
  А что я должен был сказать тогда? Как я должен был поступить? (В голосе Виктора слышится обвинение и упрек).
  МАРИНА.
  Я просто не понимаю.
  ВИКТОР.
  А что тебе не понятно? Дура? Даун? Что до тебя не дошло? Слушать не умеешь?
  Глаза Виктора издевательски блестят. Марина затягивается сигаретой и не выпускает дым. Он жжёт легкие. Ей приходится отвернутся, чтобы выдохнуть. Она сжимает сигарету.
  МАРИНА
  Давно?
  ВИКТОР
  Всегда. Ты ведь не меняешься. Романтичная дурочка, которой чувства всегда важнее всего остального. Ты ничем не интересуешься, о других не слушаешь, для встречи выбираешь даты. Тебе не интересно то, чем увлекаюсь я. Зачем ты мне тогда? Ты ничего не принесла в мою жизнь. Без тебя я лучше, успешнее.
  МАРИНА
  Ты снова с ней?
  Виктор решительно мотает головой.
  МАРИНА
  Тогда почему?
  Тишина.
  МАРИНА
  Ты не хочешь быть со мной?
  Виктор молчит на полсекунды дольше, чем нужно.
  ВИКТОР
  Я не знаю, чего хочу. Сейчас ты не в моих планах. К чему мне человек, который ничего не привносит в мою жизнь и не работает на меня?
  Марина отворачивается. В глазах Марины глубокая грусть, как у побитой собаки. Словно Виктор сделал с ней нечто ужасное. Марина совершенно не понимает, что теперь делать. Сигарета обжигает пальцы, и Виктор убирает ее, но она с отвращением будто перед ней не человек отнимает руку. Пусть прожжёт. Пусть она сгорит.
  
  ========== 1.5. ==========
  
  МАРИНА(голос звучит холодно)
  Не трогай меня. Забирай ключи от этого дома, квартиры и машины и живите здесь с ней. Мне ничего из этого не нужно. Это все ваше. Сегодня я съеду.
  МАРИНА(мысли и чувства бегут бесконтрольно)
  Можешь трахать ее или кого ты там найдёшь, где хочешь. Можешь считать ее лучше, смотреть на кого угодно. Ноги моей здесь не будет. Слова тебе больше не скажу. Нашёл лучше? Иди. Я не шлюха. Больше я этого терпеть не буду? Хочешь расстаться? Пожалуйста!
  ВИКТОР
  Прекрати. Это не то, что ты думаешь.
  МАРИНА
  А что это? По-моему, это как раз оно и есть.
  Виктор решительно мотает головой.
  ВИКТОР
  У меня никого нет, понимаешь?
  МАРИНА
  Конечно! Конечно, понимаю, Аня лучше!
  Виктор молчит.
  ВИКТОР
  Марина, пожалуйста, ты можешь говорить нормально?
  МАРИНА (голос звучит холодно)
  Не трогай меня. Я и говорю нормально. Повторять дважды мне не нужно. Я не могу быть с тобой, когда ты не знаешь, чего ты хочешь и что ты чувствуешь. Ты понимаешь? Так не бывает. Мне уже не 17, я не могу все время бегать вокруг тебя типа: посмотри, как чудесно быть со мной. Я 10 лет доказывала, что я лучше и что? Ты заметил? Нет. Ты хоть раз извинился?
  ВИКТОР
  А я что сделаю, если она реально лучше? Мне не за что извиняться. Ты сама не меняешься.
  МАРИНА
  Вот, опять! О чём я и говорю! Потом ты удивляешься, почему не говорим? Да вот поэтому и не говорим! Все! Убирайся!
  ВИКТОР
  Но она реально лучше, понимаешь?
  МАРИНА
  Значит все. Видимо так. Понимаю, Аня лучше!
  В душе Марины образовывается зловещая пустота. Ей кажется, что тысячи индийских кобр овили ее и кусают, нанося укус за укусом. Чувства перестают раздирать ее. Мысли не роятся в голове. Она знает, что не солгала ему ни разу, что любит его, но он предал. Она точно знает, что не простит.
  ВИКТОР
  Мы можем поговорить?
  МАРИНА
  Нет. Аня ж лучше. Оставайся здесь, с той что лучше. Нечего тратить время на не Аню. Или делай что хочешь. Я не собираюсь больше находится здесь.
  Марина дожидается пока Виктор отойдёт и сжимается будто протискиваясь мимо него, старается не вдыхать аромат его одеколона. Ветер доносит детский смех, а следом за ним острое как лезвие эхо: А Аня лучше!
  Наконец Марина у двери, выходит в коридор и закрывает дверь за собой. Роняет с колен пепельницу. Дышит тяжело и часто.
  
  ========== 2.1. ==========
  
  Москва. Дом Апполонии. Марина (30 лет) в черной одежде, (которая висит на ней как на вешалке) лежит на диване, безучастно уставившись куда-то в стену. Перед ней на столике тарелка с едой на 1500 калорий.
  Из кухни, вытирая руки полотенцем, выходит Аппа (32 года), она в красном и на каблуках.
  
  АППА
  Марина! Хватит! Поешь! Ты вон, уже кожа да кости. Андрюшку пугаешь. Мои мама, папа, сестры и братья и те о тебе переживают.
  Аппа садится рядом с Мариной, поднимает ее голову, кладёт себе на колени.
  
  Вот так, Мариночка, сегодня же твой праздник, твой день рождения, давай, пора уже вставать.
  
  Марина через силу смотрит на Аппу.
  
  Знаю. Знаю. Я же предупреждала. Ты смотри, как приехала толком и на ноги не вставала, креслом не пользовалась. Ноги в икрах худые мышцы уже все атрофировались, вставай, гулять сходим?
  
  Марина машет головой.
  
  Ты что умереть хочешь? (гладит Марину по волосам как ребенка)
  
  Марина вновь смотрит в невидимую точку.
  
  Нужно. Нужно держаться. Ты молодая, красивая. На нем знаешь, клин не сошелся. У нас с тобой еще есть дело. Одно незаконченное дело.
  
  Марина не отвечает. Надо решить до завтра. Хорошо?
  
  Аппа уходит. Марина продолжает смотреть в невидимую точку.
  
  ========== 2.2. ==========
  
  Звонок в дверь.
  
  АППА(кричит домашним)
  Мама, я открою!
  Марина, собрав длинные русые волосы в высокую причёску выкатывается из спальни.
  МАРИНА
  Вдруг это Виктор! Аппа, это он?
  Марина пытается подглянуть в распахнутую дверь, прислушивается и принюхивается, как собака, которая ждет хозяина. В дверях стоит курьер и подает торт.
  МАРИНА
  Спасибо, Аппа, не стоило...я того не стою.
  
  
  
  
  
  
  ========== 2.3. ==========
  
  Марина скапывается в комнате и неуклюже забирается с инвалидного кресла на диван принимая прежнюю позу.
  Входит Аппа с двумя пакетами в руках.
  
  Аппа (протягивая подарки)
  Марина это тебе от всех нас!
  Аппа заходит в комнату и открывает окна впуская свежий воздух и солнечный свет.
  
  Ты вообще зубы чистила? В туалет ходила?
  МАРИНА (тихо).
   Зачем?
  АППА.
  ЧТО?
  МАРИНА. Зачем зубы чистить? В туалет ходить?
  АППА.
  Нужно. Ты же молодая, а крест на себе ставишь и из-за кого? Из-за мрази, которая и ногтя твоего не стоит.
  МАРИНА.
   Ага.
  АППА.
  Знаю я твое "Ага". Первый раз что ли? Будут и лучше и заботливее.
  МАРИНА.
  Аппа. А если других не нужно? Если хватило? Я тогда простила, а он опять и ведь ни когда-то там...перед днем рождения. Может ну его? Не праздновать?
  АППА.
  Нет. Тебе праздник нужен. Будешь среди людей, будет легче и проще, это пока болит...
  
  
  
  
  
  ========== 2.4. ==========
  
  Аппа идет на кухню. Возвращается.
  Ты что-то говорила?
  МАРИНА.
  Я его выпустила. На свободу.
  АППА.
  В смысле? В каком смысле выпустила?
  МАРИНА.
   Отпустила. На свободу. Чтобы он жил, чтобы творил, был счастлив, наконец.
  АППА.
  А ты? А о своём счастье ты думаешь? Чего хочешь ты?
  Аппа берет подругу за руку, смотрит вниз.
  МАРИНА.
  А я - подделка!
  Рассеяно осматривает себя в отражение в зеркале, кусает губы.
  АППА.
  Ты не подделка! Ты драматург! Тебе просто пора на работу. К людям, в общество. Ты давно ничего не писала. Твоим чувствам нужен выход. Хочешь, Сережа добудет для тебя пишущую машинку?
  
  ========== 2.5. ==========
  
  МАРИНА(как ребенок).
  Я его так люблю. Жаль, что я хуже. Если бы я могла, то вырвала бы себе сердце этими вот руками! А он меня ненавидит. Всегда ненавидел. Со временем всех забывают и меня, Аппа, и меня забудут. Мир он любовниц помнит, а не тех, кто любил и любит.
  Марина кричит словно от боли завывая как ветер, как женщина, которая стала внезапно вдовой и сиротой. Кричит долгим протяжным криком плакальщиц как раненое дикое животное.
  Аппа прижимает к груди подругу. На крик собираются домашние. Мама Аппы несет сильнодействующее успокоительное - вечного спутника Марины с момента ее приезда.
  АППА
  Шшшш, тише, Мариночка! Тише, сейчас все пройдет, милая.
  Аппа утешающе касалась волос подруги, похлопывала ее как ребенка пока мать наводила лекарство.
  АППА
  Лучше сейчас истерика, чем быть холодной и бессердечной. Поболит недолго.
  Мама Аппы садится рядом с Мариной и дочерью, поднимает имениннице голову, поит лекарством.
  АППА
  Вот так. Тихонько. Не спеши. Отпустишь его и легче станет.
  Марина пьет горькое лекарство сквозь судорожные рыдания.
  Молодец. Молодец. Еще?
  Аппа отрицательно качает головой матери, и та уходит. Марина машет головой и всхлипывает тише, чем раньше.
  
  ========== 2.6. ==========
  
  Праздник наконец вступил в свои права. Москва. Дом Аппы и ее семьи. Марина успокоилась, в руках у нее мундштук с сигаретой. Воздух стал тяжелее.
  МАРИНА
  У меня тост! Желаю себе жизни такой же короткой, как и любовь. Как там в одном фильме было? Любви я вам не пожелаю? Так вот! Салют!
  Хрупкая и худая Марина нервно смеется и осушает бокал шампанского.
  АППА
  А я желаю тебе настоящего человека, который тебя полюбит!
  МАРИНА (шепотом)
  Тогда пусть это будет Виктор!
  Марина радостно всех обнимает
  МАРИНА
  А как вы думаете, что важнее - слова или поступки?
  АППА
  Все вместе
  МАРИНА
  Поступки. И иногда слова. Три маленьких слова. Аппа...я воняю...я объект ненависти. Я его ненавижу, ненавижу также сильно, как и люблю. Как бы я хотела, чтобы мир содрогнулся и рухнул от того, как мне плохо и больно. А хочешь я скажу тебе правду? Моя мама была права - всегда. Она была права тогда, когда сказала, что он обдерёт меня как липку и тогда, когда сказала, что я всю жизнь проживу только с ней и даже тогда, когда сказала, что никто не полюбит меня. И она была права. Поэтому мне незачем жить, и он ждет моей смерти. Но я не умру. Я напишу о нем для театра.
  Радостно и звонко зазвенели бокалы.
  
  ========== 2.7. ==========
  
  Прошло два года. Все та же Москва, все те же люди. Праздник в честь постановки по пьесе Марины. Звонок в дверь - Аппа идет открывать. Она заметно устала, маленький четырёхлетний сын не спал весь день и вымотал ее.
  На пороге - Виктор.
  
  ВИКТОР.
  Здрасте, Апполония? Марину можно?
  МАРИНА.
  Аппа? Аппа, это он?
  Марина на костылях бежит к двери.
  ВИКТОР.
  Я тут проездом. Видел спектакль.
  МАРИНА.
   Я думала уже не вспоминаешь.
  ВИКТОР
  Неправда. Я помню. Постоянно думаю. Постоянно.
  МАРИНА.
  Вот и я все помню. Который год чемодан не разбираю. Думала придёшь и заберёшь. Помню, говорил, что не умею писать, что ничего не стою. Как видишь, стою. И я поставила на сцене все, что со мной случилось, что пережила.
  Марина смотрит прямо в глаза Виктору, она изменилась. Стала тверже, красивее, сильнее. Ветер доносит с улицы детский смех, а следом за ним острое как лезвие эхо: "А Аня лучше!", а Марина продолжает смотреть на Виктора.
  
  КОНЕЦ
  
  
  Калининград
  Июль 2023
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"