Крестовоздвиженская община сестер милосердия: история и современность.
Крестовоздвиженское движение в России, начавшее свой путь в середине 19 века, прошло сравнительно короткий, но чрезвычайно важный и духовно значимый для страны исторический путь. Учрежденная Великой Княгиней Еленой Павловной, крестовоздвиженская община сестер милосердия занималась духовным и физическим попечением над различными учреждениями Санкт-Петербурга. Это были детские больницы столицы и повивальни, школы и дома странноприимных. Известно, что крестовоздвиженская община во главе с высочайшей ее учредительницей принимала активное участие в русско-турецкой войне. В дальнейшем Крестовоздвиженская община стала прообразом других общин России, действующих под международным знаком Красного Креста. Почему же первая в мире община сестер милосердия названа именно так? Частично, само ее название дает ответ на этот вопрос. Община каким-то образом связана с воздвижением креста. Этимология понятна, смысл не совсем. Что означает крестовоздвижение в истории христианства, едва ли знает даже любой рядовой православный верующий, не говоря уже о людях неверующих, а между тем, история этого светлого христианского праздника весьма интересна.
В конце третьего века в языческом Риме наряду с молодым в то время христианством существовал целый пантеон более древних религий и верований. Более того, христианство испытывало гонения со всех сторон римскими властями, начиная с императора Нерона, прославившегося своими зверствами по отношению к новой религии, когда тысячи и тысячи приверженцев Христа распинались, отдавались на растерзание хищным животным в цирках, сжигались на кострах. Как свидетельствует античный исследователь Лактанций, многие императоры, словно изощряясь в своем садизме, "исповедникам христианства выкалывали глаза, отсекали руки, отрубали ноги, отрезали носы и уши". И вот, на фоне этого кровопролития на исторической сцене появилось новое действующее лицо. Речь идет о жене Римского императора 3 века Констанция Хлора - Царице Елене.
Известно, что царица Елена, будучи еще молодой женщиной, приняла христианство и всю свою дальнейшую жизнь отдала служению новой религии в тайне от собственного мужа и его окружения. Добродетельная и богобоязненная, царица Елена понимала, что ее уделом, а правильнее было бы сказать, наиважнейшей задачей было воспитание сына, наследника престола Константина, в духе христианства. По свидетельству того же Лактанция видим: "У Констанция же был сын Константин, юноша добродетельный и достойный звания цезаря; благодаря необыкновенности и изяществу облика, воинскому таланту, твердости нравов, личной доброте, он был любим солдатами и был желанным для простых людей", в чем, безусловно, была немалая заслуга матери Константина - царицы Елены. Многие христианские авторы посвятили Константину целые произведения, называя его "блаженным". В 325 году прошел первый Вселенский Собор, и христианство стало официальной религией Римской империи. И все-же Константин не считал себя окончательно обращенным в христианство и в своих законоположениях относительно статуса новой религии и отношения государства к ней всецело полагался на свою мать - царицу Елену. Именно она по просьбе Константина в уже преклонном возрасте совершила богомольное странствие в Иерусалим, где с участием святителя Макария и Иуды (после крещения ставшим патриархом Кириаком), нашла крест, на котором был распят Иисус Христос.
Любопытна история этой находки. Согласно христианской традиции рядом с Голгофой, где был распят Христос, находилась глубокая яма, куда сбрасывались кресты распятых. Понятно, что ко времени паломнической миссии Елены в Иерусалим при всех зверствах римских императоров по отношению к христианству, таких крестов накопилось огромное количество. Но мудрая и уверенная в успехе миссии царица Елена начала работу по расчистке крестов. Она нанимала рабочих, платила им деньги, заставляя доставать на поверхность перекладины крестов. Таких крестов было найдено уже много, но как же найти единственный, принадлежавший Иисусу Христу? Мудрость и вера царицы подсказали и решение: а что если приложить крест к больному человеку7 Если это простой крест, то ничего не случится, если же крест Господа - произойдет исцеление. Начали прикладывать кресты к больным, но ... безрезультатно. В народе ропот и недовольство, больных, жаждущих исцелиться было много, крестов еще больше, но того единственного, который мог бы исцелить, нет, а, может быть, его и не было никогда. И вот принесли покойника, к нему поднесли крест ... и на глазах у всех произошло чудо: покойник ожил. На месте находки возвели Честный Животворящий Крест. За эти деяния и подвиги Елена и Константин были причислены к лику святых, а воздвижение Креста положило начало празднику Крестовоздвижения, по названию которого Великой княгиней Еленой Павловной была основана в 1864 году в России Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Было ли случайным совпадение крещения в православие Фредерики Марии Шарлоты и наречение этим достойным именем Елена с выдающимися делами римской царицы? С молодых лет Елена Павловна лишилась супруга, но мужчины-соратники всегда сопровождали ее в подвижничестве. Ее любили, ею восторгались. Еще Пушкин в 1834 году назвал Великую княгиню умной женщиной. Четверть века спустя И.С.Тургенев повторил эту характеристику. На склоне своих лет она встретила Эдуарда Эдуардовича Эйхвальда и поручила ему разработать проект первого в мире института для усовершенствования врачей. Он с успехом завершил работу по созданию клинического института, и домовая церковь стала носить имя Святой Равноапостольной царицы Елены.
Через два года после начала строительства института, автор проекта академик архитектуры Р.А.Гедике представил в комиссию по постройке института планы по устройству церкви, составленные по поручению покровительницы института Великой княгини Екатерины Михайловны. Домовый храм к тому времени располагал иконостасом, спустя некоторое время в звоннице были устанавлены 6 медных колоколов. Штат церкви состоял к тому времени из трех человек. Церковь была освящена после торжественного освящения института, состоявшегося 3 июня 1885 года в день тезоименитства Великой княгини Елены Павловны, но работы по благоустройству храма продолжались и позднее. Храм функционировал до 1919 года; 25 марта 1919 года он был закрыт и через 4 года - ликвидирован. В начале 30-х годов был снесен купол, возвышающийся над главным зданием. С тех пор помещение церкви занимала фундаментальная институтская библиотека.
Но время идет, и все когда-то возвращается "на круги своя". В марте 1998 года решением диссертационного совета Академии было определено восстановить церковь, а уже в мае 1999 года (после благословения митрополитом Петербурским и Ладожским Владимиром) настоятелем храма стал протоиерей Александр Александрович Прокофьев. Еще до назначения на должность отец Александр оказывал содействие в оснащении храма церковной утварью.
Говоря о воссоздании храма, особое внимание следует уделить личности ректора Медицинской академии последипломного образования. С самого начала реставрационно-восстановительных работ он принимал самое непосредственное участие в реализации этого проекта. Его усилиями были найдены и приглашены специалисты высочайшего класса: реставраторы, художники, рабочие мастерских. Были подняты архивные данные по истории Академии. Тот, кто работал в архивах, знает, насколько это кропотливая работа, по кусочкам собирать интересующий материал и как радуешься, находя даже самую незначительную мелочь по интересующему направлению. В этой работе ректору Академии активно помогали сотрудники музея МАПО, отратившие множество часов у архивных стелажей. И все же нельзя говорить о том, что восстановление домовой церкви явилось органичным и естественным процессом воцерковления академии.
Едва ли можно говорить о том, что г-н ректор является убежденным православным христианином. В беседах с ним на религиозные темы можно видеть и чувствовать явную натяжку и смущение, свойственное людям неискренним и властолюбивым, для которых личные амбиции и карьера безусловно выше и важнее вопросов духовных. И если внешний антураж действий ректора носит некий религиозный пиетет, то это еще не значит, что все происходящее делается им исключительно ради заботы о верующих, которых, кстати, в академии единицы, но, скорее, к собственному прославлению, как некий "основательный задел" для будущей деятельности высокопоставлен-ного, по провинциальным меркам, чиновника. Как бы то ни было, церковь восстановлена и освящена, и, может быть, с Божьей помощью дело духовного возрождения медицинской академии последипломного образования принесет плоды и благодать Христова воссияет над ней верою прихожан.