Тема восприятия личностью Бога, мира, социума и саму себя является ключевой религиозно- философской доминантой, пожалуй, всех культур. Может быть только античность, с ее натурфилософской космологией, ставя в основу обоснование первопричины бытия, не ставит ее прямо, хотя, косвенно и затрагивает. Воистину, вечная тема. Что есть подлинного в человеке? Что иллюзорно? На что он может опереться? Религиозное сознание видит духовную основу человека в Боге. Атеистическое - в человеке, разуме, гуманизме и порожденным им всевозможными социальными теориями. Это общеизвестно. Итак, битва веры и разума как началась когда-то на заре человеческой цивилизации, так продолжается и поныне, приобретая, может быть, еще более изощренные формы. А сколько было примирителей? Аристотель, бл.Августин, Фома Аквинский, Теяр де Шарден, русские философы-космисты, Соловьев, Флоренский, С.Франк. И что? Решен этот извечный вопрос? НЕТ! Почему? Потому что рациональное сознание и откровение совместить невозможно! Это же очевидно. И даже банально. Это знает каждый студент философского факультета любого провинциального института. Между тем, авторы, порой думающие, порой конъюнктурщики от философии нет-нет, да поднимут эту тему, постоянно повторяясь, не внося ничего нового в то, что говорили до них сотни и тысячи других людей. Ничего кроме интеллектуального нарциссизма я в этом явлении не вижу. Несомненным "пророком" "поиска новых" старых" истин" в отечественной религиозно-философской мысли является Григорий Померанц, которого, конечно, никак нельзя причислить к числу конъюнктурщиков или недобросовестных "писак". Человек он, несомненно, думающий, глубокий, экзистенциально ориентированный, имеющий богатый личный духовный опыт, прошедший войну, репрессии, лагеря, отверженность и вот теперь... обретший законную популярность. В книге, написанной им в соавторстве с Зинаидой Миркиной под названием "В тени Вавилонской Башни" очень много духовных размышлений об общечеловеческих проблемах, богоискательстве, культуре, честности и.т.д. Много красивой и глубокой поэзии, лирики... Каков же, однако, общий духовный посыл вышеуказанной книги? В сжатом виде его можно характеризовать как попытку выведения нового религиозного сознания. Которое выходило бы за рамки всех догматических религиозных мировоззрений, поскольку догматика "искажает", по мнению авторов "лик Бога" а делало бы упор исключительно на внутреннее переживание встречи с Богом. Абсолютно согласен!!!!! Только для этого не надо сравнивать религии, пытаясь показать их ограниченность. Я не сравниваю религии и, будучи православным христианином, способен в полной мере ощутить мистику богообщения, религиозный экстаз и радость присутствия Бога лично. Так решил не я. Так решил Бог. С одним условием: если буду ГОТОВ к этому. Я допускаю также возможность того, что такие же состояния способны ощутить представители других религиозных мировоззрений. Бог им Судья и Свидетель. Все, о чем столь замечательно пишут уважаемые авторы можно пережить и ощутить в рамках ОДНОЙ религии. Для меня - православия. Но под благовидным предлогом мистического откровения в рассуждениях Г.Померанца. отчетливо просвечивается проклятый метастаз экуменизма, что, на мой взгляд, является вовсе неуместным. Считаю, вопрос богообщения, мистического экстаза, молитвы, откровения дело сугубо личным и интимным. Любое слово, описывающее подобные состояния есть если не ложь, то искажение описываемого. Есть вещи, о которых просто невозможно говорить. Нет, подходящих слов. Об этом знает и сам г-н Померанц. Это первое недоумение, вызванное прочитанным.
Второе. Каково место рационального мышления в архитектуре современный морально-нравственных ценностей? Г-н Померанц, как мистик видит безусловную вторичность рациональности над мистикой богооткровения. Чувства, эмоции, ощущения по Померанцу, - вот то, и только то, что необходимо личности для полного самораскрытия. Не согласен! А где же разум? Разум , как ratio? Не нужен? Или доподлинная глубина - это движение к Кьеркегоровско-Шестовскому Абсурду? Но и тот и другой были психически больными людьми. И глубина человека, находящегося на грани безумия, а может быть и перешедшего через нее может ли быть признана безусловно ценной? На которую можно опираться? Которую можно защищать? Что скажете, Григорий Соломонович?
И, наконец, третье. Нравственный выбор личности. Как сделать его человеку, не обладающему столь ярко выраженной впечатлительностью, экзальтированностью и уровнем культуры, присущим многоуважаемым авторам? Тем, кто в поте лица зарабатывают на хлеб, вынуждены просто выживать в сложных перипетиях современного мира? Кто недоедает, болеет, не имеет высшего образования? Не читает Кафку, Достоевского, Мертона? Что, ему то возможно совершить свой нравственный выбор и как? Через культуру, религию, экуменизм? Хорошо бы. Только вот все больше и больше тех, кто реализуют его (как понимают) через алкоголь, наркотики, уход в виртуальную реальность. Именно эти вопросы являются значимыми с нравственной точки зрения, но ответов на них в книге уважаемых авторов вы не найдете. А хотелось бы.
С уважением, Яблонский Эдуард Генрихович, кандидат философских наук